Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значение комплекса оживления



2016-01-26 1189 Обсуждений (0)
Значение комплекса оживления 0.00 из 5.00 0 оценок




Комплекс оживление дает ребенку возможность становиться инициатором общения. Теперь он может издалека заметить приближение взрослого или услышать голос, привлечь внимание и сообщить об определенных потребностях. Так ребенок включается в процесс общения, попадая в среду, необходимую для дальнейшего психического развития.

Стоит еще отметить, что как только у ребенка появляется возможность проявить инициативу, необходимо позволять ему это делать. Особо тревожные родители готовы дневать и ночевать у кроватки, не спускать с младенца глаз и по первому вскрику бросаться его кормить, менять пеленки и т.д. В такой обстановке малышу будет совершенно незачем прикладывать усилия для привлечения внимания, что может негативно сказаться на инициативности в целом. Но это вовсе не значит, что нужно забросить ребенка. Родителям вообще категорически не рекомендуется впадать в крайности. Все потребности необходимо удовлетворять вовремя и в полном объеме для создания у ребенка позитивного настроя, но совершенно незачем пытаться их предугадать.

Совокупность реакций также играет важную сигнальную роль, ведь если они не проявляются своевременно – это тревожный знак. Если комплекс оживления не появляется вплоть до 10 недель, речь может идти о задержке психического развития или раннем детском аутизме. Поэтому внимательно следите за развитием малыша и ни в коем случае не пренебрегайте своевременными осмотрами у врача.

По мнению ученых именно появление комплекса оживление является верхней границей периода новорожденности, после которого начинается индивидуальное психическое развитие, происходящее, прежде всего, в рамках общения с взрослыми.

Вопрос№ 21.РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И РЕЦЕПТОРНОЙ СФЕР МЛАДЕНЦА.

1) Особенности моторики ребенка и развитие ЦНС.

Характер движений ребенка в раннем онтогенезе определяется, во-первых, степенью зрелости ЦНС, во-вторых, как и у взрослых, усвоением двигательных навыков, которые для ребенка в раннем онтогенезе практически все новые. У взрослого человека соврешенствование движение, их автоматизация с целью постепенной экономии энергии обеспечивается деятельностью стриопаллидарной системы.

Рыбы не нуждаются в такой системе, так как они двигаются во взвешенном в воде состоянии и двигаются мощными бросковыми движениями и не «заботятся» об экономии мышечной энергии – им достаточно паллидарнойситсемы.

Стриопаллидарная система есть также у птиц, так как в полете они вынуждены совершать огромную работу и не имеют возможности вдруг прервать ее. Поэтому они должны располагать более сложным двигательным аппаратом, расчетливо регулирующим качество и количество движений.

Так как миелинизациястриарных путей заканчивается лишь к 5-му месяцу жизни и подготавливает ребенка к овладению актами сидения, стояния и ходьбы. До этого, в первые месяцы жизни, паллидум является высшим моторным органом. Моторика новорожденных имеет явные «паллидарные» черты: медленные, червеобразные движения.

Интеллектуализация движений и приобретение ими целесообразного характера выступают в развитии младенца значительно позже, чем образование первичных условных рефлексов. Эта интеллектуализация проявляется в манипулировании ребенка с предметами и в первичных актах его инстументального мышления, т. е. простейшего применения орудий. Самые первичные проявления этой деятельности наблюдаются в начале второго полугодия. Таким образом, первичные условные рефлексы, наблюдающиеся со 2-го мес жизни, хотя и указывают, по-видимому, на роль и участие коры, но еще не являются ни процессами накопления систематического личного опыта, ни свидетельством сколько-нибудь существенного участия корковых функций в поведении младенца.

2) Развитие движений.

Своевременное и правильное развитие движений у младенца способствует нормальной деятельности внутренних органов (улучшает процессы кровообращения, дыхания и др.) и стимулирует рост ребенка. У детей, которые много и разнообразно двигаются, более правильные пропорции тела, чем у детей, которые большую часть времени сидят. Если ребенок своевременно овладевает теми или иными движениями, он становится более самостоятельным, что расширяет возможности его психического развития.

Долгое время считалось, что движения у ребенка, особенно 1-го года жизни, развиваются по мере созревания организма, для чего нужно только обеспечить хорошие условия физического развития, т. е. правильное питание и гигиенический уход. Однако изучение развития детей 1-го года жизни, воспитывающихся в различных условиях, показало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий воспитания и воздействий окружающих их людей.

Для нормального развития ребенка целесообразнее, если он сначала овладеет моторными функциями — движениями перемены положения и перемещения в пространстве, а затем статическими — способностью сохранять определенное положение тела. Не следует сажать детей и ставить их к барьеру кровати или манежа до того, как они сами не научатся принимать это положение. Раннее сидение и стояние могут привести к искривлению позвоночника и ног. Воспитатели должны хорошо знать, в каком возрасте какие движения являются наиболее полезными для развития ребёнка, и помочь своевременно овладеть ими.

В первые месяцы жизни, движения ребенка беспорядочны и не координированы. Движения рук и ног порывисты, конечности всегда согнуты, так как мышцы находятся в состоянии сгибательногогипертонуса. С первых месяцев ребенок должен иметь возможность свободно двигаться. До 1,5 — 2-месячного возраста рекомендуется класть ребенка в «конверт», причем ручки его должны оставаться свободными. Во избежание охлаждения ручек, рукава кофточки должны быть длинные и зашитые. Двухмесячный ребенок в часы бодрствования должен быть одет уже в ползунки и кофточку с открытыми кистями рук, чтобы он своевременно научился захватывать висящую над его грудью игрушку. У детей в возрасте до 2,5—3 месяцев следует развивать умение удерживать голову в положении на животе и вертикальном положении на руках у взрослого. Особенно полезны движения в положении на животе. Поэтому важно, чтобы малыш вначале овладел умением удерживать голову, лежа на животе, и несколько позднее — в вертикальном положении на руках у взрослого. Когда ребенок лежит на животе и поднимает голову, у него укрепляются мышцы и формируется правильный изгиб позвоночника. Свободные движения головы положительно влияют на процессы кровообращения мозга.

Класть ребенка на живот надо с 3—4-недельного возраста. Вначале он только пытается поднимать голову, а к концу 3-го месяца уже свободно поднимает ее, причем выгибает спину и опирается на предплечья. В таком положении он может лежать уже несколько минут. С того момента, когда ребенок освоит умение брать игрушку из разных положений, воспитатели должны использовать стремление ребенка взять ее для развития различных движений.

С 2-месячного возраста ребенка время от времени необходимо брать на руки и держать вертикально, придерживая под грудку и под ягодицы, чтобы развивать и укреплять у него умение удерживать голову в таком положении. Нужно, чтобы к 2,5 —3-месячному возрасту, находясь на руках у взрослого, ребенок уже не только хорошо удерживал голову, но и останавливал взгляд на лице взрослого, который его держит и с ним разговаривает.

После 3 месяцев особое внимание надо: обратить на развитие движений рук. Для этого прежде всего следует вешать игрушки низко над грудью ребенка. Двигая выпрямленными руками и случайно натолкнувшись на игрушки, он начинает ощупывать и захватывать их. Ребенок 4—4,5 месяцев при виде висящей игрушки протягивает к ней руки. С этого возраста необходимо учить ребенка брать игрушку (погремушку), которую держат у него над грудью или сбоку. Но приближать игрушку к ладошке ребенка и вызывать у него стремление взять ее; вкладывать игрушку в руку не нужно. Бодрствование ребенка становится более активным: он занят игрушками и не просится на руки. Занятие игрушками предупреждает сосание пальцев. Дети часто без участия взрослых овладевают умением поворачиваться набок (в 4 месяца), на живот (в 5 месяцев). Освоив эти движения, они переворачиваются со спины на живот и много врем е ий- проводят в этом положении, к 6 месяцам поворачиваются с живота на спину. Примерно в этом же возрасте появляются попытки ползать. Необходимо следить, чтобы всеми этими движениями дети овладевали после того, как научатся хорошо держать голову, лежа на животе, и свободно брать игрушки из разных положений. В противном случае, перевернувшись на живот, они быстро устают — опускают голову и начинают сосать пальцы.

К 5—6 месяцам ребенок, лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук, высоко приподнимает голову и грудь. Он свободно поворачивается в разные стороны и следит за окружающим. Это доставляет ему удовольствие и способствует его нервно-психическому развитию.

Одним из показателей развития ребенка данного возраста является то, что он может уже стоять при поддержке под мышки, полностью разогнув ноги в коленях и тазобедренных суставах.

Во втором полугодии важно, чтобы ребенок вначале овладел умением ползать, а затем садиться и сидеть. Если 5—6-месячный ребенок много лежит на животе, он быстрее научится ползать, потом садиться и вставать, держась за неподвижную опору. Если же ребенка с первых месяцев жизни много держат на руках в сидячем положении или сажают в креслице или даже в подушки, то к 6—7 месяцам он начинает сидеть. Сидячее положение в этом возрасте вредно, так как позвоночник еще недостаточно окреп. Сидя, ребенок быстро устает, уронив игрушку, не может достать другую и от бездействия часто начинает сосать пальцы.

Полезнее, когда ребенок в 7 месяцев научится ползать и только в 8 месяцев самостоятельно садиться, сидеть и ложиться из сидячего положения. По мере того как дети овладевают умением ползать, они начинают много двигаться. Укрепляются все мышцы тела, что благоприятно отражается на его физическом развитии. Умея ползать, ребенок может сам приблизиться ко всему, что его интересует (достать игрушку, подползти к взрослому, переменить положение и посмотреть, что делается в комнате и т. п.).

К 8 месяцам благодаря различным движениям укрепляется позвоночник: теперь ребенок может сидеть и сам в любое время изменить положение. Сидя, ему удобнее играть игрушками и смотреть на все, что его интересует. Несколько позднее ребенок начинает вставать, цепляясь за барьер кровати или манежа, и ходить вокруг него. К 9 месяцам он может переходить от одной опоры к другой. В 10—11 месяцев дети уже начинают всходить на небольшую горку (из 3 ступенек) и сходят с нее, влезают на невысокий диванчик, перевернутый ящик, подлезают под предметы и т. п. К 11 — 12 месяцам они овладевают самостоятельной ходьбой.

Для развития самостоятельной ходьбы следует с 10— 11 месяцев учить ребенка ходить сначала с поддержкой за обе руки, затем ставить и, отойдя на небольшое расстояние, ласково подзывать его к себе или показывать интересную игрушку.

Во время обучения ребенка ходьбе нельзя водить его за одну руку. Неправильная поза может вызвать искривление позвоночника.

Не рекомендуется также на занятиях по овладению самостоятельной ходьбой использовать каталки, ходунки и вожжи. Ребенок вынужден приноравливать темп движений к быстроте движения каталки. Во время ходьбы с этим пособием центр тяжести тела приходится на руки ребенка, его активность направлена на движение каталки, а не на координацию движения ног. Что касается вожжей и ходунков, то при использовании их ребенок двигает ногами, пассивно следуя за движением пособия, а сам активно не участвует в овладении данным умением. Вожжи могут быть использованы тогда, когда ребенок научится ходить.

Многими движениями дети могут овладеть во время самостоятельной деятельности. Однако для своевременного их развития в правильной последовательности необходимо проводить специальные занятия.

3) Формирование акта смотрения.

Среди внешнесредовых воздействий разной модальности для когнитивного развития наиболее значима зрительная стимуляция, поскольку у человека основным информационным каналом, создающим образ внешнего мира, является зрительный. Морфологические данные также показывают, что к моменту рождения зрительная проекционная кора имеет наибольшую по сравнению с другими корковыми зонами ширину.

Важной для развития восприятия является рано сформированная чувствительность зрительной системы новорожденного к движущимся объектам. С первых дней жизни отмечаются только горизонтальные следящие движения, сначала хаотичные, к 1 мес. содружественные, что говорит о возникновении бинокулярной фиксации объекта. Уже на ранних этапах онтогенеза глазные движения как компонент внимания обеспечивают обнаружение объекта и удержание его в поле зрения, продлевая таким образом контакт ребенка с предметом.

На основе включения зрительного канала начинают строиться и коммуникативные отношения. С первых часов и дней жизни устанавливается контакт «глаза в глаза». Лицо матери оказывается высоко значимым, выраженно предпочитаемым и рано распознаваемым по сравнению с неживыми предметами раздражителем. Отсутствие реакций ребенка на лицо матери настораживает и требует консультации детского невролога. Раннее узнавание лица матери базируется на многих биологических и физиологических факторах. Прежде всего здесь действует, помимо зрительной, целый комплекс разномодальной информации - звуковой (голос), тактильной (телесный контакт, руки матери), обонятельной (запах). Кроме того, в лице сочетаются признаки, известные как эффективные возбудители внимания, такие как сложность конфигурации, упорядоченность черт, движение (обычно мать склоняется к ребенку или поднимает его к себе). Значимость движения подтверждается тем, что новорожденные даже при низкой остроте зрения преимущественно следят за тем движущимся изображением, которое больше всего напоминает рисунок лица.

Таким образом, уже в период новорожденности закладывается основа процессов, определяющих развитие познавательной и коммуникативной деятельности ребенка.

Первое полугодие жизни характеризуется чрезвычайно высокой чувствительностью к развивающим воздействиям внешней среды и рассматривается как сенситивный и критический период онтогенеза.

Процесс зрительного восприятия претерпевает существенные изменения. В первые месяцы жизни постепенно развивается способность зрительной фиксации объектов, введенных в поле зрения и остающихся неподвижными. Предметы, отличающиеся высокой интенсивностью стимуляции, - яркие, контрастные, звучащие, сложной конфигурации начинают привлекать к себе внимание. Об особенностях восприятия неподвижных объектов можно судить прежде всего по характеру движений глаз, который свидетельствует о том, что воспринимается не весь предмет, а его отдельные признаки, в большей степени наделенные перечисленными привлекательными характеристиками. Движения концентрируются около углов, контрастных границ, выраженной структуры поверхности, т.е. начинают выделяться отдельные свойства предмета. На основе информации о контрастных границах, краях, углах подготавливается восприятие структуры и формы. Появляющаяся бинокулярная конвергенция, ощущение рас стояния до предмета, удаленности его отдельных частей обеспечивает восприятие трехмерности, объема (так называемое стереоскопическое зрение). Эти процессы требуют более высокой разрешающей способности зрительной системы. Начинает функционировать зрительный канал опознания объектов с механизмами, способными осуществлять все более глубокий и тонкий анализ различных признаков.

Существенно возрастают возможности канала обнаружения - раздвигаются границы внешнего мира, где могут быть обнаружены объекты. Поле зрения расширяется, достигая 60° к 3 мес. жизни и 180° к 6-7 мес. Выход за пределы поля зрения или остановка предмета в возрасте до 2 мес. прекращают слежение. У более старших детей, благодаря расширению поля зрения и присоединяющимся к движению глаз поворотам головы (тоже двигательный компонент внимания) прослеживание продолжается. С 2-3 мес. к горизонтальным движениям глаз присоединяются вертикальные и круговые, реакция на приближение/удаление объекта; с 4 мес. прослеживающие движения приобретают плавность, что свидетельствует о появлении начальных форм регуляции и координации.

С 3-месячного возраста совершенствуются процессы выделения признаков. К 3-4 мес. созревает система восприятия цвета, ее желто-синий компонент; к 4-5 мес. - красно-зеленый. Эта особенность цветового восприятия должна быть учтена при ознакомлении ребенка с игрушками. С 3-4 мес. появляется и нарастает способность различения объектов по размеру. Эти признаки выступают как определяющие характеристики предмета.

Важным новообразованием поведенческого репертуара младенца 2-3 мес. жизни становится эмоциональное сопровождение восприятия. Это комплекс оживления, включающий в себя движения, улыбку, гуление и имеющий четкую позитивную окраску.

Формирование зрительной функции является важным фактором развития. Так, обнаружилось, что дети, лишенные раннего зрительного опыта, отстают в общем психомоторном и социальном развитии. Их поведение характеризуется либо выраженным избеганием контактов, страхами, пассивностью, либо, напротив, чрезмерной расторможенностью, неуправляемостью, агрессивностью. В последнем случае можно предполагать задержку в развитии коркового контроля поведения. Многие характеристики зрительного поведения коррелируют с важными способностями и умениями даже в дошкольном возрасте. Так, возможность различения признаков в трехмесячном возрасте достоверно и положительно коррелирует с показателями шкалы умственного развития в 2 года; проявления зрительного внимания (длительность фиксации) в 5-7 мес. надежно предсказывают уровень интеллектуального развития в 5 и 7 лет.

Из различных характеристик зрительной системы наиболее существенно влияет на процесс развития ребенка острота зрения, на базе которой функционирует канал опознания изображений. Поэтому чрезвычайно важно заметить даже небольшое отставание в развитии этого показателя, проявляющееся в невнимании к мелким деталям. Косвенно это можно оценить, наблюдая за особенностями привлечения внимания к некрупным предметам. Интерес к мелким деталям обычно появляется у 5-7-месячных детей, и к этому возрасту острота зрения приближается к единице. В это время ребенок должен замечать крупинки диаметром около 1 мм и может захватывать их пальцами. В игре, привлекая внимание к крупинкам (например, к хлебным шарикам разного диаметра), стимулируя подражательные действия, можно попытаться приблизительно оценить различительную чувствительность зрения ребенка. Если выясняется, что она ниже нормы, следует начинать тренировочные игры-занятия. Усиливать эффективность слабо воспринимаемых зрительных стимулов (игрушек) добавлением звука, движения, усилением цвета. При рассматривании ручек можно надевать на пальчики цветные колпачки, бубенчики, стимулируя возможности зрительной системы и удовлетворение познавательной потребности. Ухаживающим за ребенком взрослым не надо забывать, что даже небольшое ослабление зрения на первом году жизни может привести к ближним и отдаленным неблагоприятным последствиям, распространяющимся на психическое развитие младенца.

С 6-месячного возраста в ознакомление с объектами внешнего мира включаются дополнительно к зрительной другие анализаторные системы. К раннему рассматриванию сначала предметов, потом своих рук начинает присоединяться дотягивание, толкание игрушек, а с момента раскрытия ладони - захватывание, ощупывание, что существенно дополняет чисто зрительные впечатления и облегчает опознавание предметов. Так, младенцы во втором полугодии и особенно к 8 мес. возрасту после ощупывания невидимого предмета быстрее и точнее узнают его с помощью зрения. Звучащие предметы легче привлекают внимание ребенка и активнее фиксируются.

К шестимесячному возрасту происходят существенные изменения в моторной сфере. Ребенок садится, что расширяет видимое пространство. Развитие координационных возможностей, движений обеими руками способствует манипуляции с предметами, более глубокому ознакомлению с окружающим миром. Шестимесячный возраст рассматривается как своеобразный рубеж, преодоление которого открывает перед ребенком новые возможности.

К 8 мес. жизни произвольность и элементы внутренней регуляции проявляются и во внимании. Ребенок на основе сложившихся элементов индивидуального опыта направляет свое внимание (фиксирует взглядом) прогнозируемое место появления движущегося предмета, исчезнувшего за ширмой, или экспериментатора, спрятавшегося за дверью после игры. Этот вид поведения существенно отличается от наблюдавшегося в первом полугодии жизни, когда исчезнувший из поля зрения предмет исчезал из поля сознания младенца.

В условиях коммуникации развиваются познавательные процессы на сенсорном (восприятие) и моторном (действие) уровне. Первый год жизни особенно отличается по своей результативности в отношении функциональных «приобретений» в перцептивно-когнитивно-эмоциональной сфере. Все эти приобретения в младенческом возрасте базируются на развитии зрительного восприятия, обеспечивающего начальное ознакомление с внешним миром и накопление индивидуального опыта.

4) Развитие руки как анализатора.

Слитность ощущений новорожденного, как правильно предполагал И. М. Сеченов, исключает возможность врожденного существования таких сложных действий, как смотрение, слышание, ощупывание и т. д., в которых осуществляются акты пространственной ориентации. Всем этим видам деятельности ребенок научается под руководством взрослых. Каждая из них представляет собой сложную систему сенсомоторных механизмов, соединяющих тот или иной анализатор внешней среды (зрительный, слуховой, тактильный) с двигательным аппаратом и его обратными кинестетическими связями.

Историю образования таких систем можно проследить на примерах раннего развития глаза и руки. Известно, что глаз — не только чувствующий, но и двигательный аппарат, а рука — не только аппарат рабочих движений, но и орган восприятия (активного осязания). Такими сенсомоторными системами они не являются с момента рождения, а становятся на первом году жизни ребенка, по мере накопления жизненного опыта.

Зрительная регуляция движений рук — раннее явление, способствующее формированию направленных предметных действий. Пространство, осваиваемые ребенком посредством глаза и руки, соразмерно расширяется благодаря прогрессу зрительно-моторной координации. Пространство, доступное обзору грудного ребенка, вначале не больше 1—2 мвдиаметре и имеет примерно форму полушария. Позже, с приобретением способности поворачивать голову и туловище и, наконец, самостоятельно передвигаться, окружающее пространство сильно расширяется.

Особое внимание ученых обращается на дифференциацию пальцев рук, взаимосвязь анализаторов в этом процессе. В 2 месяца большой палец противопоставляется остальным. В этот же период наблюдается впервые появившуюся фиксацию взора ребенка на своей двигающейся руке. Вскоре отмечается фиксация взора на обеих двигающихся руках. Любопытно отметить, что зрительная фиксация направлялась именно на движение рук, а не на зажатые в них игрушки. Затем постепенно происходил перенос фиксации взора с самих рук на предмет, находящийся в руках. Таким образом, образование условно-рефлекторной связи между рукой и глазом (зрительно-моторных связей) отмечается на третьем месяце жизни.

Параллельно с созреванием двигательного аппарата значительно совершенствуется работа кожно-механического анализатора. На прикосновение и давление в разных областях кожи, особенно на поглаживание, ребенок реагирует разнообразными движениями.

На четвертом месяце жизни отмечаются новые явления в области поведения. Руки ребенка не сжаты постоянно в кулачки, они разжимаются и сжимаются по ходу манипулирования с вещами. Возникают начатки предметных действий. Двигательно-тактильная активность рук резко возрастает и проявляется в повторных прикосновениях к предметам, окружающим ребенка. Это явление обнаруживается только при приведении предметов в движение. Однако ребенок еще не ощупывает находящийся в его руке предмет.

Тактильные и кинестетические ощущения руки еще не образуют единой функциональной системы; как положение тела ребенка, так и слабые связи между зрением и движениями рук ограничивают расстояние между ориентировочными (поисковыми) движениями рук и предметом, к которому тянется ребенок.

На пятом месяце происходят дальнейшие существенные сдвиги в сенсомоторном развитии ребенка, определяемые формированием предметных действий с характерной для них системностью произвольных движений, а также более или менее устойчивой зрительной координацией. Ребенок, играя, в разнообразных положениях тела берет, удерживает вещи и манипулирует с ними, перемещает взор с рук на предметы и т. д. В 6 месяцев усложняется характер манипулирования и возрастает зрительная регуляция движений.

До 4 месяцев жизни у ребенка нет какого-либо различия между движениями правой и левой рук. Позже преобладание то той, то другой руки в процессе развития ребенка говорит о том, что хотя асимметрия и имеет врожденные предпосылки, но на ее развитие, на преобладание той или иной руки влияют условия, воздействующие на ребенка в процессе воспитания. Четкую дифференциацию рук, преобладание правой руки можно наблюдать только с переходом ребенка к «стоячему» положению.

Если под действием цеплятельного рефлекса оставить новорожденного ребенка висеть на одной руке, то между выносливостью обеих рук не оказывается какого-либо различия. Количество движений правой и левой руки оказывается примерно одинаковым, без видимого превосходства правой руки. Эти исследования свидетельствуют о том, что праворукость не является врожденным качеством человека.

В ммладенчестве образование функциональной асимметрии рук еще не завершено, и правшество, несмотря на большое число тренировок в процессе воспитания, формируется довольно медленно. В возрасте от 2 до 4 лет количество праворуких действий равно всего 38% от общего числа действий детей этого возраста. Зато в период 4—6 лет это количество достигает уже 75%, т. е. составляет подавляющее большинство, хотя, впрочем, эта величина свидетельствует о сохранности довольно большого числа леворуких действий у детей, уже ставших правшами, в остальных (учебных и трудовых) действиях. Таким образом, правшество можно считать условнорефлекторным явлением.
Вопрос№ 22.Кризис первого года жизни

В первый год жизни ребенка, в младенчестве (от 1 месяца до года), развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими. Рассмотрим, как это происходит.

Зрение является одним из главных органов чувств человека. Поэтому развиваться оно начинает в первую очередь. Вначале ребенок может только сосредоточивать взгляд на предмете в течение очень малого промежутка времени. После второго месяца жизни зрительное сосредоточение становится более длительным и появляется способность к различению простейших цветов. В 2 месяца во время бодрствования ребенок занимается рассматриванием окружающих предметов, особенно когда он накормлен и находится в спокойном состоянии. В этом возрасте младенец начинает отличать людей от окружающих предметов, но зрение пока еще остается слабым.

К трем месяцам отмечается достаточно хороший уровень развития движения глаз, продолжительность сосредоточения достигает 7–8 минут. Ребенок начинает различать форму предметов, может следить за их перемещением. Движения глаз младенца будут развиваться быстрее и становиться совершеннее, если в поле зрения начнут попадать яркие, привлекательные предметы или люди, совершающие разнообразные движения, за которыми он будет наблюдать.

В 4 месяца ребенок смотрит активно: эмоционально реагирует на увиденное, двигается, повизгивает.

Разнообразные впечатления, которые получает младенец, способствуют его познавательному развитию. Поэтому для удовлетворения его потребностей в новых впечатлениях окружающую обстановку необходимо сделать привлекательной и интересной – иначе познавательное развитие будет замедляться.

Рассмотрим развитие восприятия. К одному году возникает такое свойство восприятия, как предметность. Предметность – это соотнесенность своих ощущений и образов с предметами окружающей действительности. Ребенок может различать тембр, громкость и высоту звука, у него развивается способность запоминать и хранить в памяти образы в своих первичных формах. До трех-четырехмесячного возраста он может хранить образ воспринимаемого предмета не более одной секунды, позже время сохранения увеличивается, и постепенно младенец станет узнавать свою мать в любое время. В 8-12 месяцев он начинает выделять предметы в зрительном поле, и не только в целом виде, но и по частям.

Отечественный психолог А.В. Запорожец считал, что процесс познавательного развития у младенца идет следующим образом. В возрасте трех месяцев восприятие формы и величины предмета начинается одновременно с формированием хватательных движений. Дальнейшее развитие восприятия начинается с момента перемещения предмета в пространстве.

При изучении зрительного восприятия детей установлено, что предметы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются ребенком как целое. Например, беря башенку из кубиков за верх, ребенок удивляется, почему в руках оказалась не вся башня, а только ее часть. Младенец может долго пытаться взять цветок с платья матери, не понимая, что тот нарисован.

В результате наблюдений за детьми было установлено, что при восприятии предметов они сначала ориентируются на их форму, затем – на величину, и только потом – на цвет (в возрасте около 2 лет).

У младенцев сильно развит познавательный интерес. Они могут подолгу рассматривать предметы, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных элементов рисунка к вертикальным, особое внимание уделяя цвету. Также у них выражена ориентировочно-исследовательская реакция на все новое.

В первый год жизни ребенка идет активное развитие памяти. Развиваются все ее генетические виды: эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты. Моторная память появляется в 7–9 недель. Ребенок может повторить какое-либо движение, появляются характерные для него жесты. Затем у младенцев начинает развиваться образная память. Если в 4 месяца он может просто узнать предмет, то в 8–9 месяцев способен воспроизвести его по памяти. Если у ребенка спросить, где находится определенный предмет, он начинает активно искать его, перемещая взгляд, поворачивая голову, туловище. Развитие образной памяти влияет на его общение и формирование мотивационной сферы. Когда ребенок научается узнавать, он начинает делить взрослых на приятных и неприятных. Приятным он улыбается, а при виде неприятных проявляет негативные эмоции. Вербальная память начинает развиваться с 3–4 месяцев, когда ребенок начинает узнавать голос матери. Затем с 6 месяцев он может правильно указать называемый предмет или найти его, если тот находится вне поля зрения.

Развитие воспроизведения ведет к появлению первых мотивов. Они способствуют становлению его личности и развитию независимости от окружающих. Появляются побуждения и мотивы, которые начинают направлять деятельность ребенка.

В этом возрасте происходит развитие мышления младенца. Пока это наглядно-действенное мышление, которое выражается в манипулятивных движениях рук и формировании операционных структур. Как правило, чем дольше ребенок рассматривает игрушку, чем больше разных качеств он в ней открывает, тем выше его интеллектуальный уровень.

Развивается речь. До одного месяца отмечается пассивная речь: ребенок просто слушает и различает звуки. В возрасте около одного месяца он начинает произносить простые звуки, например, а-а, у-у, э-э. К концу первого – началу второго месяца жизни у ребенка появляется особое внимание к речи, называемое слуховым сосредоточением. Затем, в 2–4 месяца, возникает гукание, а в 4–6 месяцев – гуление, повторение простых слогов. В 4 месяца младенец различает речь взрослых по интонации, что свидетельствует об умении пользоваться речью как средством эмоциональной коммуникации. С 6 месяцев отмечается лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные в основном с действиями ребенка. Также он ориентируется на эмоциональный тон, характер высказывания и ритмику. В 9-10 месяцев младенец произносит первые слова. К концу первого года жизни он понимает 10–20 слов, произносимых взрослыми.

Л.С. Выготский назвал речь младенца автономной, так как она сильно отличается от речи взрослого человека, хотя по своему звучанию иногда напоминает «взрослые» слова.

В этом возрасте идет развитие психики ребенка. Э. Эрик-сон считал, что в младенческом возрасте формируется чувство доверия или недоверия миру, т. е. закрытости или открытости окружающему миру. Основную роль в возникновении данного чувства играют родители, в частности мать. Именно это чувство впоследствии поможет детям адаптироваться в окружающем мире, устанавливать контакты с людьми и верить в лучшее.

Этого же мнения придерживался английский психолог и психиатр Д. Боулби, автор так называемой «теории привязанности». Он считал, что близкая эмоциональная связь, устанавливаемая между ребенком и матерью с первых дней его жизни, формирует у младенца чувство защищенности и безопасности. Если установление данной связи нарушается, то могут возникнуть проблемы в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности. Чтобы у него не было проблем в дальнейшем, в первые годы жизни надо дарить детям тепло и ласку, которые, по мнению Д. Боулби, важнее любого правильного ухода за ним и обучения.

Данные изменения в развитии ребенка приводят к возникновению критического периода, который сопровождается упрямством, агрессией, негативизмом, обидчивостью. Эти качества не являются устойчивыми и с окончанием кризиса проходят.

Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис сопровождается внешними проявлениями и внутренними причинами. Внешние проявления заключаются в следующем: когда взрослый что-то запрещает ребенку или не понимает его, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность, могут даже возникнуть аффективные состояния. Внутренние причины кризиса таковы: нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.

Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. И это оправданно, потому что ребенок начинает говорить, ходить, развиваются действия с предметами. Но возможности его все же ограничены, поскольку, во-первых, речь ребенка носит автономный характер, а во-вторых, взрослый помогает ему в осуществлении любого действия. Это явно выражено при конструировании предметов, которыми ребенок манипулирует. Д.Б. Эльконин указывал, что ребенку надо раскрывать общественный способ употребления предметов. Показать это младенцу это невозможно, поэтому взрослому приходится конструировать предметы самому.
Вопрос №23.
Социальная ситуация развития в раннем детстве. Появление сверстников в жизни ребёнка



2016-01-26 1189 Обсуждений (0)
Значение комплекса оживления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значение комплекса оживления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)