Примеры практических задач к экзаменационным билетам
Вопросы к экзамену по психолого-педагогическому модулю
Вопросы по возрастной психологии (для студентов 1 курса ИФКСиЗ, 1 семестр, 2015-2016 уч.год) Преподаватель: Филиппов С.П. 1. Дайте определение возрастной психологии. Охарактеризуйте ее разделы и связь с другими науками. 2. Раскройте исторический смысл понятия детства. 3. Раскройте понятие возраста в возрастной психологии. Хронологический, биологический, психологический, социальный возраст человека. 4. Охарактеризуйте центральную проблему возрастной психологии – условия и движущие силы психического развития. 5. Проведите сравнительный анализ понятий возрастной психологии: «развитие», «рост», «созревание». 6. Охарактеризуйте сущность и стадии психосоциального развития по Э. Эриксону. 7. Раскройте содержание культурно-исторической теории психического развития Л. С. Выготского. 8. Проблема возраста и стадиальности психического развития. Критерии периодизации. 9. Раскройте понятия «социальная ситуация развития» и «ведущая деятельность». Приведите примеры. 10. Охарактеризуйте понятия «сенситивный период», «психическое новообразование». Приведите примеры. 11. Назовите основные критерии выделения возрастных стадий в отечественной психологии. 12. Раскройте содержание и основные стадии развития детского интеллекта по Ж. Пиаже. 13. Охарактеризуйте понятия зоны «актуального» и «ближайшего» развития по Л.С. Выготскому. 14. Раскройте понятие возрастного кризиса и его роль в развитии психики. 15. Раскройте сущность кризиса новорожденности. 16. Дайте характеристику социальной ситуации развития, ведущей деятельности и психических новообразований в младенческом возрасте. 17. Дайте характеристику когнитивного развития в младенческом возрасте. 18. Дайте характеристику двигательного развития в младенческом возрасте и оцените его значение для дальнейшего развития психики ребенка. 19. Охарактеризуйте кризис первого года жизни и его значение для последующего развития ребёнка. 20. Раскройте содержание социальной ситуации развития, ведущей деятельности в раннем детском возрасте. 21. Дайте характеристику когнитивного развития в раннем детстве. 22. Дайте характеристику личностного развития в раннем детстве. 23. Дайте характеристику основных новообразований раннего детства. 24. Охарактеризуйте кризис трех лет. Предложите адекватную стратегию поведения взрослых в течение кризисного периода у ребёнка. 25. Раскройте содержание социальной ситуации развития и ведущей деятельности дошкольного возраста. 26. Раскройте содержание и этапы становления сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. 27. Оцените значение ролевой игры в развитии психики ребенка. 28. Охарактеризуйте когнитивное развитие ребенка в дошкольном возрасте. 29. Охарактеризуйте развитие изобразительной деятельности ребенка в дошкольном возрасте. 30. Охарактеризуйте личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте. 31. Дайте характеристику основных новообразований дошкольного возраста. 32. Проанализируйте сущность и симптомы кризиса 7 лет.
Вопросы по психолого-педагогическому практикуму (для студентов 1 курса ИФКСиЗ, 1 семестр, 2015-2016 уч.год) Преподаватель: Филиппов С.П. 1. Дайте определение психологии как науки. Охарактеризуйте ее разделы и связь с другими науками. 2. В чем заключается субъективность психического образа? 3. Дайте характеристику исследовательским методам психологии: наблюдение, опрос, тест, эксперимент. 4. Проведите сравнительный анализ понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность». 5. Раскройте психологическую структуру личности. 6. В чем заключается опосредствованный характер человеческой психики. 7. Раскройте психологическую сущность потребностей человека. Виды потребностей. 8. Раскройте психологическую сущность мотивов человека. Виды и функции мотивов. 9. Охарактеризуйте мотивационную сферу личности. 10. Раскройте содержание понятия «направленность личности». 11. Раскройте сущность и структуру самосознания личности. 12. Дайте характеристику самооценки личности. Виды самооценки и ее влияние на поведение личности. Приведите примеры. 13. Раскройте механизмы формирования Я-образа и самооценивания личности. 14. Дайте общее понятие о деятельности им ее психологической структуре. 15. Дайте сравнительную характеристику понятиям «умение», «навык», «привычка». 16. Охарактеризуйте основные виды деятельности человека. Примеры практических задач к экзаменационным билетам 1. Проанализируйте понятие о социальной ситуации развития. Проанализируйте представленный ниже случай и сделайте вывод о роли наследственности и социальной среды в психическом развитии. «В Индии обнаружили в волчьем логове девочку 6-7 лет. Она ела сырое мясо без помощи рук, ходила на четвереньках, по ночам выла, хорошо видела в темноте, боялась людей, сильного света, огня и воды. За 4 года она выучила лишь 6 слов, через 7 лет – 45. К этому времени она полюбила общество людей, стала бояться темноты, научилась есть руками и пить из стакана. К 17 годам ее умственное развитие было, как у 4-летнего ребенка». 2. Определите, какое психологическое понятие описывается в следующем тексте, и обоснуйте Ваше заключение: «Для развития речи наиболее благоприятным является период с 1 года до 3 лет; для формирования многих двигательных навыком – младший школьный возраст, для формирования математического мышления – 15-20-летний возраст».
3. Мама Наташи (девочке 4 месяца) все время (и на прогулке и дома) говорит и говорит, напевает песенки. Соседдка сказала ей: «Ну что ты с не разговариваешь, она все равно еще ничего не понимает!» Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики детей? 4. Проинтерпретируйте ситуацию: Когда папа подошел к дочке Оле (11мес.) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг испугавших заплакала.
5. В чем значение такого фактора психического развития ребенка, как овладение прямой походкой? Жене 1 год. Она ходит, держась за мамину руку, а самостоятельно ходить боится. Что должны делать родители, чтобы помочь малышу преодолеть страхи, связанные с его первыми шагами?
6. Мише (1 г. 3 мес.) еще трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам. Мать, поняв, что он хочет, тут же выполняет его желание. Проинтерпретируйте ситуацию. Как влияет быстрое удовлетворение родителями потребностей ребенка на развитие его речи?
7. Саша (2 г. 1 мес.), показав на кукольный стульчик, спросил у мамы: «Что это?» Услышав, что это стул, он попытался сесть на него. «Мама, никак, никак». Мама улыбнулась и сказала, что это стул для куклы. Какие особенности мышления проявились у Саши в данной ситуации? Правильно ли поступила мама?
8. Определите возраст детей, назовите основные признаки, по которым вы определили возраст детей: 1) Игра в «магазин». Наташа отправляется за покупками в магазин. Берет сумку и говорит: «Пойду куплю хлеб, молоко и колбасу». 2) Игра в «магазин». Играют Саша, Маша, Сережа, Катя, Алеша, Света, Нина. У каждого своя роль. Двое – продавцы, один – кассир, один – принимает товар, двое – сгружают его, покупатель – Нина. Она выбирает продукты, платит деньги, складывает продукты в сумку.
9. Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана. - Товарищ капитан, - обратился Клим к товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля? Саша твердым голосом ответил: «Запрещаю!» Клим беспрекословно повиновался ему и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания. Проинтерпретируйте ситуацию. Какие качества личности формируются у детей в данной игре? 10. Саша непрерывно задает вопросы: что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит? Недослушав ответа, он убегает. Прибегая, снова задает вопросы: слон сильный? А лев? Откуда идет дождь? И т.д. Для какого возраста характерно задавать такие вопросы? Как должны вести себя взрослые в таких обстоятельствах?
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (815)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |