Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал Положения о реформе (17 законодательных актов) и Манифест об отмене крепостного права



2016-01-26 467 Обсуждений (0)
февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал Положения о реформе (17 законодательных актов) и Манифест об отмене крепостного права 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права.

2. Положения регулировали вопросы наделения крестьян землей.

3. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел, но за выкуп, который равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17 раз.

4. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами.

5. До выкупа земли крестьяне продолжали считаться временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности – барщину и оброк.

Выход крестьян из крепостной зависимости обострил проблему малоземелья, наделы многих крестьян были очень малы, что препятствовало развитию сельского хозяйства.

Большая часть дворян, которые привыкли паразитировать на труде крепостных, не смогла использовать деньги, полученные в качестве выкупа, на развитие своего хозяйства. Дворяне зачастую продавали земли, проматывали деньги.

Но, несмотря на ограниченный характер, крестьянская реформа имела большое значение. Она дала простор развитию капитализма в России.

Отмена крепостного права в России повлекла за собой и преобразования в иных сферах жизни страны.

Земская реформа 1864 г.:

1) изменила всю систему местного управления;

2) в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий;

3) высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян;

4) земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами;

5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах.

Городская реформа 1870 г.:

1)была проведена по типу земской. В городах были созданы городские думы и городские управы;

2) городские органы местного самоуправления ведали также главным образом хозяйственными вопросами;

3) избранный городской глава возглавлял городскую думу и управу, координировал их деятельность.

Судебная реформа 1864 г.

1. Эта реформа была наиболее радикальной из преобразований 1860–1870 гг.

2. Согласно судебной реформе Россия получала обновленный суд, который был основан на принципах буржуазного права, а именно новый суд стал: бессословным; гласным; состязательным; независимым.

3. Реформа вводила выборность некоторых судебных органов.

4. В соответствии с новой системой судопроизводства в судебных процессах участвовали прокурор и адвокат.

5. Вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решался присяжными заседателями.

6. Была разграничена компетенция различных судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Военная реформа:

1) необходимость проведения военной реформы стала очевидной в связи с поражением в Крымской войне;

2) она проводилась до 1874 г. В результате военной реформы были отменены рекрутские наборы; введена всеобщая воинская повинность, которую должны были отбывать все мужчины без различия сословий, которые достигли 20 лет, были годны к службе по здоровью; срок службы в армии был существенно сокращен: в пехоте вместо 25 лет – 6 лет, во флоте – 7 лет; стала действовать система многообразных льгот по сокращению срока службы для лиц, получающих образование, помогающих родителям и др.

Реформы в системе образования:

1) в сфере образования произошли значительные изменения;

2) в 1864 г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование;

3) в 1863 г. была восстановлена ликвидированная при Николае I автономия университетов.

В 1865 г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий.

Финансовая реформа предопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов.

Значение буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Проведенные реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы.

Билет

В царствование Александра II Россия вернулась к политике всемерного расширения Российской империи, ранее характерной для царствования Екатерины II. За этот период к России были присоединены Средняя Азия, Северный Кавказ, Дальний Восток, Бессарабия, Батуми. Победы в Кавказской войне были одержаны в первые годы его царствования. Удачно закончилось продвижение в Среднюю Азию (в 1865—1881 годах в состав России вошла большая часть Туркестана). В связи с войной в 1877 г. в Чечне и Дагестане произошло крупное восстание, которое было жестоко подавлено.

После долгого сопротивления император решился на войну с Османской империей 1877—1878 годов. По итогам войны он принял чин генерал-фельдмаршала (30 апреля 1878 года[113]).

Нападают врасплох. Картина В. В. Верещагина, 1871 г.

Смысл присоединения некоторых новых территорий, в особенности Средней Азии, был непонятен части российского общества. Так, М. Е. Салтыков-Щедрин критиковал поведение генералов и чиновников, использовавших среднеазиатскую войну для личного обогащения, а М. Н. Покровский указывал на бессмысленность завоевания Средней Азии для России[114]. Между тем, это завоевание обернулось большими людскими потерями и материальными затратами.

В 1876—1877 годах Александр II принял личное участие в заключении секретного соглашения с Австрией в связи с русско-турецкой войной, следствием которого, по мнению некоторых историков и дипломатов второй половины XIX века[115], стал Берлинский трактат (1878), вошедший в отечественную историографию как «ущербный» в отношении самоопределения балканских народов (существенно урезавший Болгарское государство и передавший Боснию-Герцеговину Австрии). Критику современников и историков вызвали примеры неудачного «поведения» императора и его братьев (великих князей) на театре войны[96].

В 1867 году Аляска (Русская Америка) была продана Соединённым Штатам за 7 млн долларов

Билет

Народничество, идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы в России (1861—95) и отражавшие интересы крестьянской демократии. Соединяя радикальную буржуазно-демократическую антифеодальную программу с идеями утопического социализма, Н. одновременно выступало и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны. С момента зарождения в Н. наметились две тенденции — революционная и либеральная. В 60—80-х гг. революционные народники разными путями стремились к крестьянской революции. С середины 1880-х гг. либеральное Н., ранее не игравшее существенной роли, стало господствующим направлением. Н. исчерпало свою революционность и было идейно разгромлено марксизмом. С начала пролетарского этапа ведущая роль в освободительном движении перешла к рабочему классу во главе с марксистско-ленинской партией. В движении Н. участвовали представители многих национальностей России, идеология Н. своеобразно преломлялась в условиях различных национальных районов страны.

оциал-демократы.

Российская социал-демократическая рабочая партия (эсдеки) организационно оформилась в 1903 г. на II съезде, который принял Программу и Устав партии. Программа партии состояла из двух частей.

Первая часть («программа-минимум») предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия и установление демократической республики; всеобщее избирательное право и демократические свободы; широкое местное самоуправление; право наций на самоопределение и их равноправие; возвращение крестьянам отрезанных в 1861 г. от их наделов земель, отмену выкупных и оброчных платежей за землю и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм; 8-часовой рабочий день, отмена штрафов и сверхурочных работ.

Вторая часть («программа-максимум») предусматривала победу пролетарской революции, установление диктатуры пролетариата для социалистического переустройства общества.

При обсуждении программных и особенно уставных вопросов наметились серьезные разногласия между двумя течениями — радикальным и реформаторским, возглавляемыми В. И. Ульяновым (Лениным) и Ю. О. Цедербаумом (Мартовым). Во время выборов в руководящие органы партии сторонники Ленина получили большинство, и за ними закрепилось название «большевики». Сторонников Мартова стали называть «меньшевиками».

Меньшевики, ориентировавшиеся на опыт западноевропейской демократии, считали, что партия должна открыть доступ всем слоям населения, в ней могут уживаться различные точки зрения и взгляды, а в начавшейся в России революции, буржуазной по своему характеру, роль гегемона, или руководителя, должна принадлежать либеральной буржуазии, которая затем возглавит реформы; пролетариат будет выступать ее союзником. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу, пережиток феодального общества.

Ленин и его сторонники отстаивали идею партии «нового типа» — замкнутой, законспирированной организации, со строгой дисциплиной, выражающейся в формуле: меньшинство подчиняется большинству. Они считали, что, хотя революция в России и носит буржуазно-демократический характер, ее гегемоном и движущей силой является пролетариат, а его союзником — крестьянство.

Большевики считали русскую буржуазию придатком царизма, контрреврлюционной силой. Отвергая идею буржуазного реформирования общества, они выступали за революционный слом традиционных институтов власти в ходе вооруженного восстания. На смену царизму, по их мнению, должна была прийти диктатура пролетариата.

В 1906 г. и большевики, и меньшевики пересмотрели аграрную программу партии.

Идя за настроениями крестьян, на помощь которых они рассчитывали, большевики включили в нее требования конфискации всех помещичьих, государственных, удельных, церковных и монастырских земель, а также национализации всей земли в стране, т. е. передачи ее в собственность государства.

Меньшевики выдвинули программу муниципализации земли, т. е. передачи конфискованной помещичьей земли в собственность местных органов власти при сохранении мелкой крестьянской собственности на землю.РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия) была по своему составу партией пролетарско-интеллигентской, многонациональной. Большевистское крыло партии насчитывало в 1907 г. около 46 тыс. человек, меньшевистское — более 100 тыс.

Билет

Политическая и социально– экономическая обстановка, которая сложилась в России в ходе проведения буржуазных реформ Александра II, определила широкое обсуждение вопросов дальнейшего развития страны. Во второй половине XIX в. сложились три направления (течения) в общественно-политическом движении.

Консервативное течение общественно-политического движения:

1) идеологи: К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, В.П. Без-образов и др.;

2) наиболее влиятельные печатные органы: «Московские ведомости» и «Русский вестник»;

3) нападая напрямую на проводимые в стране реформы, представители консервативного направления настаивали на важности незыблемой самодержавной власти, единственной, которая способна обеспечить порядок.

Они выступали также с требованием пересмотра крестьянской реформы в интересах дворян, против земств и суда присяжных заседателей в судах. После прихода к власти Александра III консерваторы особенно оживились, стали призывать вернуться к русским национальным истокам, самодержавию, общинному строю в деревне и привилегированному положению дворянства.

Либеральное течение общественно-политического движения:

1) идеологи: И.И. Петрункевич, Д.Н. Шипов, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин и др.;

2) наиболее влиятельный печатный орган либералов – «Вестник Европы» М.М. Стасюлевича;

3) основную поддержку русские либералы получили на местах, главным образом в земствах;

4) основную цель своей деятельности русские либералы видели в установлении в России конституционной формы правления. Они отрицали революционный путь.

Революционное течение общественно-политического движения. Народничество:

1) большое развитие в 70-80-е гг. получает радикальное (революционное) движение, ведущую роль в котором играло народничество;

2) идейную основу народничества составлял «крестьянский социализм» А.И. Герцена. Организации народников: «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел»;

3) три направления революционного народничества: анархизм, пропагандистское направление, заговорщическое направление.

Анархизм (идеолог – М.А. Бакунин)

Анархисты призывали к разжиганию стихийного крестьянского бунта, который должен разрушить государство – главную преграду на пути к социализму.

Пропагандистское направление (идеолог – П.Л. Лавров) призывало к просветительской работе с крестьянством, пропаганду в их среде социалистических идей. Ими были организованы в 70-е гг. так называемые «хождения в народ», которые провалились, так как крестьяне сдавали пропагандистов полиции.

Заговорщическое направление (идеолог – П.Н. Ткачев)

Считали, что для перехода к социализму достаточно захвата власти группой революционеров. Как тактическое средство предлагали индивидуальный террор. Члены организации «Земля и воля» (с 1879 г. – «Народная воля») – А.И. Желябов, С.Л. Перовская, A. Д. Михайлов и др. – поставили целью «казнить» Александра II. После неудачных попыток народовольцы в 1881 г. достигли цели. Но цареубийство не принесло социалистических преобразований, а народовольческие организации были разгромлены.

В 1879 г. от «Земли и воли» откололась группа «Черный передел» (Г.В. Плеханов, В.Н. Игнатов, B. И. Засулич и др.), заявившая о бессмысленности террора. В 1883 г. Плеханов создает первую русскую марксистскую организацию «Освобождение труда».

Билет

XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли и художественной культуры, и оказывающей на нее собственное влияние.

Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к российской действительности. Еще свежа была память о Французской революции. Революционный романтизм, привнесенный на российскую почву, вызывал пристальное внимание к проблемам государственного и социального устройства, вопросу о крепостном праве и т.п. Ключевую роль в идейных спорах XIX в. играл вопрос об историческом пути России и ее взаимоотношениям с Европой и западноевропейской культурой. Этим вопросом задавался сначала П.А. Чаадаев, позднее он привел к идейному размежеванию западников и славянофилов в среде русской интеллигенции. Западники (Т.М. Грановский, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин) воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за развитие страны по европейскому пути, за проведение либеральных реформ в социальном и политическом устройстве. Славянофилы (А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, П.В. и И.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин) находились в более сложном отношении к европейской культуре. Они были воспитаны на немецкой классической философии, в частности, на философии Гегеля с его идеей национального духа. Основываясь на этой посылке, славянофилы подчеркивали самобытный путь развития России, отличный от западного, указывали на национальный характер культуры, боролись против некритического отношения к иностранным влияниям (А.С. Хомяков).

Начиная с 40-х гг. под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный демократизм.

Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в., и прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность.

XIX в. по праву называют "золотым веком" российской словесности, эпохой, когда российская литература не только приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на мировую культуру.

В первые десятилетия XIX в. в литературе заметен отход от просветительской идеологии, преимущественное внимание к человеку и его внутреннему миру, чувству. Эти изменения были связаны с распространением эстетики романтизма, предполагавшей создание обобщенного идеального образа, противопоставленного действительности, утверждение сильной, свободной личности, пренебрегающей условностями общества. Зачастую идеал виделся в прошлом, что вызывало повышенный интерес к отечественной истории. Возникновение романтизма и в русской литературе связано с балладами и элегиями В.А. Жуковского; сочинения поэтов-декабристов, а также ранние произведения А.С. Пушкина привнесли в него идеалы борьбы за "угнетенную свободу человека", духовное освобождение личности. Романтическое движение заложило основы русского исторического романа (А.А. Бестужев-Марлинский, М.Н. Загоскин), а также традиции художественного перевода. Поэты-романтики впервые познакомили русского читателя с произведениями западноевропейских и античных авторов. В.А. Жуковский был переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. Мы до сих пор читаем "Илиаду" в переводе Н.И. Гнедича.

В 1830-50егг. Развитие литературы было связано с постепенным движением от романтизма к реализму, соотнесение изображаемого в литературном произведении с "жизненной правдой". Этот переходный период был одним из периодов взлета российской словесности, ознаменовавшегося творчеством А.С. Пушкина – создателя норм современного русского литературного языка классических образцов всех литературных жанров: лирической и эпической поэзии, романа, повести и рассказа, а также М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

Формировавшийся в русской литературе критический реализм отличался повышенным интересом к социальной проблематике, связанным с острыми конфликтами в русском обществе. Особенно это было характерно для авторов "натуральной школы" – И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, ранних произведений И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского

Билет

Александр III (1881–1894) был вторым сыном Александра II. Его не готовили к царствованию, после смерти старшего сына, Николая, он стал наследником престола. Александр III вошел в историю как царь-миротворец, он был убежденным противником решения международных проблем военными средствами.

Еще в тот период, когда император был только наследником престола, вокруг него сложилось консервативное окружение («партия Аничкова дворца»), главной фигурой в котором стал К.П. Победоносцев. Победоносцев был противником развития на российской почве западно-европейских демократических институтов (органов самоуправления, земств), считая, что такие «говорильни» размывают государственные устои страны, приведут в конечном счете к краху. После цареубийства Александра II окончательно определился консервативный курс нового императора:

1) в политическом плане Александр III считал необходимым укреплять самодержавие, сословные порядки;

2) он отверг проект либеральных реформ, поддержанный Александром II;

3) в 1881 г. был утвержден Манифест «О незыблемости самодержавия», а позже «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», согласно которому в России была усилена центральная власть, вводился режим чрезвычайного управления (военные суды, ссылка неугодных лиц, закрытие либеральных газет, ликвидация автономии вузов и др.);

4) страна вступила в этап своего развития, получивший название периода контрреформ:

– многие либеральные достижения в стране были отменены, возрождались принципы, царившие в русской жизни при Николае I;

– в 1890 г. вышло в свет «Положение об участковых земских начальниках», по которому земства подчинялись надзору губернаторов, в них была усилена роль дворян. Была преобразована система выборов, вводился высокий имущественный ценз, который сократил в несколько раз круг избирателей. Земские начальники имели право применять к провинившимся крестьянам телесные наказания;

– ограничения вводились в области судопроизводства. Были введены ограничения в отношении несменяемости судей, упразднен выборный мировой суд, сужен круг лиц, из которых назначались присяжные заседатели;

– «Временные правила о печати» (1882 г.) ужесточили цензуру;

5) политический строй страны начал обретать черты полицейского государства. Создавались охранные отделения, которые наблюдали за общественным порядком и безопасностью;

6) Александр III стремился сохранить унитарный характер государства. Основой курса императора становится русификация национальных окраин. Самостоятельность окраин империи ограничивалась. Правительству Александра III, однако, пришлось принять ряд мер, которые позволили стабилизировать социальное развитие страны:

1) было отменено временнообязанное состояние крестьян;

2)понижена сумма выкупных платежей;

3) началась постепенная отмена подушной подати;

4) в 1882 г. был учрежден Крестьянский банк, который давал крестьянам кредиты для покупки земли;

5) наметилась демократизация офицерского корпуса;

6) в 1885 г. была запрещена ночная работа несовершеннолетних детей и женщин;

7) в 1886 г. принят документ, который регламентировал условия найма и увольнения, ограничил размеры штрафов, взимаемых с рабочих.

Усиление полицейского контроля за обществом при Александре III привело к временному спаду революционного движения. Весьма успешной была внешняя политика Александра «Миротворца», в правление которого страна избежала участия в войнах.

Билет

Территория и население. В начале XX в. Россия оставалась аграрно-индустриальной страной. Ее население составляло 130 млн человек, из которых около 75 % проживало в сельской местности. Петербург и Москва имели более 1 млн жителей. Россия была разделена на 97 губерний. На территории империи проживало более ста народов, которые отличались духовными традициями, исповедуемой религией, уровнем просвещения.

Промышленность и транспорт. Россия в начале XX в. была охвачена бурными модернизацион-ными процессами. Особенно быстро развивались промышленность и транспорт в период работы министра финансов С.Ю. Витте (1892–1902):

1) построена сеть новых железных дорог, развивались металлургия, машиностроение, химическая промышленность, городское строительство;

2) большое значение имело введение государственной винной монополии (с 1895 г.), которое принесло в казну колоссальные доходы от продажи спиртных напитков, важной статьей дохода стал экспорт хлеба;

3) для того чтобы сделать российскую экономику надежнее и привлекательнее для инвестиций, Витте провел денежную реформу 1897 г. Аграрный сектор.

Очень много феодальных пережитков сохранялось в деревне:

1) крестьянская община, чересполосица, регулярные земельные переделы, которые сковывали хозяйственную инициативу крестьян;

2) крестьянское хозяйство истощали бесконечные поборы, продолжали взиматься недоимки по выкупным платежам реформы 1861 г.

 

Россия начинает уверенно входить в мировую экономику, о чем свидетельствовало:

1) ее участие в мировом кризисе перепроизводства в 1899–1903 гг.;

2) вступление России в новую, монополистическую стадию капитализма: развивались механизмы буржуазной конкуренции, создавались монополистические объединения предприятий для эффективного отпора конкурентам, картели и синдикаты (объединение только коммерческой деятельности), тресты и концерны (объединялась коммерческая и производственная деятельность).

Хотя в российской экономике господствовала по-прежнему многоукладность, сохранялись кустарные промыслы, ремесленные мастерские, мануфактуры, использовавшие низкий уровень механизации.

Билет

Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался примерно четверть века: 1898-1922 гг. Начальная дата совпадает с годом создания объединения «Мир искусства», основания Московского художественного театра (МХТ), где была поставлена «Чайка» А.П. Чехова, а конечная — с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Краткость периода вовсе не умаляет его значимости. Напротив, с течением времени эта значимость даже возрастает. Она заключается в том, что русская культура — пусть не вся, а только часть ее — первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность. Западный мир пришел к такому осознанию намного позже.

Серебряный век включает в себя прежде всего два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX в., известное также под именем «богоискательство», и русский модернизм, охватывающий главным образом символизм и акмеизм. К нему принадлежат такие поэты, как М. Цветаева, С. Есенин и Б. Пастернак, не входившие в названные течения. К серебряному веку следует также отнести художественное объединение «Мир искусства» (1898-1924), создателями которого были А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев, снискавший себе славу организацией знаменитых «Русских сезонов» в Европе и Америке.

Что касается русского авангарда, то он представляет собой отдельное, самостоятельное явление. По своему духу и устремлениям он расходится с серебряным веком. «Башня» Вяч. Иванова и «Башня» В. Татлина слишком различны, чтобы быть вместе. Поэтому включение русского авангарда в серебряный век, которое делают многие авторы, обусловлено скорее хронологией, нежели более существенными мотивами.

Выражение и название «серебряный век» является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...» Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман «Серебряный голубь». Редактор журнала «Аполлон» С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX в.

В самом названии имеется некое противостояние предшествующему, золотому веку, когда русская культура переживала бурный расцвет. Она излучала яркий, солнечный свет, освещая им весь мир, поражая его своей силой, блеском и великолепием. Искусство тогда активно вторгаюсь в общественную жизнь и политику. Оно в полной мере соответствовало известной формуле Е. Евтушенко: «поэт в России — больше, чем поэт». Напротив, искусство серебряного века стремится быть только искусством. Излучаемый им свет предстает лунным, отраженным, сумеречным, таинственным, магическим и мистическим.

 

 

Билет

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Все политические партии начала XX в. в соответствии с их видением будущего России можно разделить на три группы: социалистические, либеральные, традиционалистские. Формирование политических партий шло не под влиянием импульса «снизу», когда из рядов той или иной социальной группы, класса выделялись наиболее активные ее члены для отстаивания общих социальных и политических интересов, а, наоборот, когда представители фактически одного социального слоя — интеллигенции — поделили между собой сферы полномочного представительства интересов почти всех групп российского населения. Поэтому состав не только руководящего ядра политических партий, но зачастую и рядовых членов был по преимуществу интеллигентским. Наконец, тот факт, что первыми оформились революционные социалистические партии, во многом снижал шансы российского общества на эволюционное развитие, оставляя почти безальтернативным вариант революционного преобразования страны.

Среди многочисленных организаций революционно-социалистического направления выделялись две наиболее крупные общероссийские партии: РСДРП и ПСР.

Социал-демократы.

Российская социал-демократическая рабочая партия (эсдеки) организационно оформилась в 1903 г. на II съезде, который принял Программу и Устав партии. Программа партии состояла из двух частей.

Первая часть («программа-минимум») предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия и установление демократической республики; всеобщее избирательное право и демократические свободы; широкое местное самоуправление; право наций на самоопределение и их равноправие; возвращение крестьянам отрезанных в 1861 г. от их наделов земель, отмену выкупных и оброчных платежей за землю и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм; 8-часовой рабочий день, отмена штрафов и сверхурочных работ.

Вторая часть («программа-максимум») предусматривала победу пролетарской революции, установление диктатуры пролетариата для социалистического переустройства общества.

При обсуждении программных и особенно уставных вопросов наметились серьезные разногласия между двумя течениями — радикальным и реформаторским, возглавляемыми В. И. Ульяновым (Лениным) и Ю. О. Цедербаумом (Мартовым). Во время выборов в руководящие органы партии сторонники Ленина получили большинство, и за ними закрепилось название «большевики». Сторонников Мартова стали называть «меньшевиками».

Меньшевики, ориентировавшиеся на опыт западноевропейской демократии, считали, что партия должна открыть доступ всем слоям населения, в ней могут уживаться различные точки зрения и взгляды, а в начавшейся в России революции, буржуазной по своему характеру, роль гегемона, или руководителя, должна принадлежать либеральной буржуазии, которая затем возглавит реформы; пролетариат будет выступать ее союзником. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу, пережиток феодального общества.

Ленин и его сторонники отстаивали идею партии «нового типа» — замкнутой, законспирированной организации, со строгой дисциплиной, выражающейся в формуле: меньшинство подчиняется большинству. Они считали, что, хотя революция в России и носит буржуазно-демократический характер, ее гегемоном и движущей силой является пролетариат, а его союзником — крестьянство.

Большевики считали русскую буржуазию придатком царизма, контрреврлюционной силой. Отвергая идею буржуазного реформирования общества, они выступали за революционный слом традиционных институтов власти в ходе вооруженного восстания. На смену царизму, по их мнению, должна была прийти диктатура пролетариата.

В 1906 г. и большевики, и меньшевики пересмотрели аграрную программу партии.

Идя за настроениями крестьян, на помощь которых они рассчитывали, большевики включили в нее требования конфискации всех помещичьих, государственных, удельных, церковных и монастырских земель, а также национализации всей земли в стране, т. е. передачи ее в собственность государства.

Меньшевики выдвинули программу муниципализации земли, т. е. передачи конфискованной помещичьей земли в собственность местных органов власти при сохранении мелкой крестьянской собственности на землю.

РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия) была по своему составу партией пролетарско-интеллигентской, многонациональной. Большевистское крыло партии насчитывало в 1907 г. около 46 тыс. человек, меньшевистское — более 100 тыс.

Социалисты-революционеры.

В 1901 —1902 гг. в основном завершилось объединение неонароднических революционных организаций, действовавших в России и за границей — в среде русских эмигрантов, в единую партию, получившую название Партия социалистов-революционеров (эсеры).

Программа партии и ее устав были приняты на I съезде ПСР, состоявшемся в конце 1905 — начале 1906 г. Главным теоретиком и бессменным лидером партии был В. М. Чернов.

Своей главной задачей эсеры провозгласили подготовку народа к социальной революции. Но в отличие от социал-демократов они считали, что в ликвидации самодержавия заинтересованы все слои населения, живущие собственным трудом: крестьянство, пролетариат и интеллигенция, которых они объединяли одним понятием — «рабочий класс». Русскую буржуазию эсеры, так же как и большевики, считали реакционной силой.

Среди тактических средств борьбы эсеры активно использовали индивидуальный политический террор, который толковался ими как средство революционизирования масс и как мера устра­шения правительства. Для подготовки и осуществления террористических акций была создана специальная группа — Боевая организация ПСР. В мае 1903 г. ее возглавил тайный агент полиции Е. Азеф. В 1905—1907 гг. эсеры провели 204 террористические операции.

Ядро партии составляли учителя, инженеры, агрономы, ветеринары, врачи. Численность ПСР в 1905—1907 гг. была 50— 65 тыс. человек.

Кадеты и октябристы.

К партиям либеральной ориентации мы относим те, которые провозгласили в своих программах приверженность основным либеральным ценностям: рыночной экономике с безраздельным господством частной собственности и свободой предпринимательства, демократическим правам и свободам личности, конституционному, правовому государству.

Ведущими партиями либерального направления были Конституционно-демократическая партия и Союз 17 октября, представляющие собой два полюса русского либерального движения — прозападнического либерал-радикализма и умеренно-консервативных конституционалистов-почвенников. При этом основным методом модернизации России и те и другие признавали только ее реформирование «сверху». Конституционно-демократическая партия (кадеты) организационно оформилась на учредительном съезде, состоявшемся в октябре 1905 г. Основные положения программы партии сводились к установлению конституционного строя (форма правления — конституционная монархия или республика, как говорили кадеты, их мало интересовала), к необходимости увеличения земельной площади крестьянских наделов с частичным отчуждением частновладельческих земель, к отмене сословных привилегий, равенству всех перед законом, установлению свободы личности, слова, собраний и других демократических свобод, к признанию права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день. Программа по национальному вопросу включала право на культурное самоопределение всех наций и народностей.

Основным методом претворения в жизнь своей программы кадеты считали тактику давления на правительство через легальные возможности и прежде всего через Думу.

Ядро партии составляли университетская профессура, ученые, творческая интеллигенция, преуспевающие врачи, адвокаты, учителя, средние и мелкие служащие. Вошли в нее и прозападно настроенная буржуазия, либеральные помещики. Лидером партии был П. Н. Милюков. Численность партии в 1905—1906 гг. составляла, по разным источникам, от 50 до 100 тыс. человек.

Партия Союз 17 октября (октябристы) представляла консервативное крыло либерального движения. Она начала формироваться в ноябре 1905 г. из умеренной части земского оппозиционного движения, признавшего Манифест 17 октября поворотным пунктом в истории России.

Главной своей целью октябристы объявили оказание «содействия правительству, идущему по пути спасительных реформ». Октябристы открывали свою программу требованием сохранения единства и нераздельности Российского государства, «его исторически сложившегося унитарного характера». Экономическая программа октябристов была более умеренной, нежели у кадетов. Рассматривая частную собственность в качестве основы основ экономики, они, в отличие от кадетов, оговаривали частичное отчуждение помещичьей земли как самый крайний случай. С<



2016-01-26 467 Обсуждений (0)
февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал Положения о реформе (17 законодательных актов) и Манифест об отмене крепостного права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал Положения о реформе (17 законодательных актов) и Манифест об отмене крепостного права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)