Тема 2.6. Организация трудовой деятельности педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида
Организация трудовой деятельности сурдопедагога.Организация трудовой деятельности тифлопедагога.Организация трудовой деятельности логопеда.Организация трудовой деятельности олигофренопедагога.Взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса. Проведения мониторинга качества коррекционно-развивающей работы. Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных на создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у них адекватных способов взаимодействия с окружающими и обеспечение в этом процессе ребёнка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. При этом основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование позитивных личностных качеств. Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка. Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу для дальнейшего успешного обучения, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса. В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной-развивающей работы с учетом новых федеральных государственных требований. Успех коррекционной работы в логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда. Нашим педагогическим коллективом была предпринята попытка осмыслить теорию и практику сложившейся системы воспитания, обучения, коррекции развития детей, отягощенных патологией органов речи, а также определить пути совершенствования этой системы в условиях ДОУ комбинированного вида. Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления ими, мы учитывали тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов. Все вышеизложенное определило выбор направления инновационной деятельности, его содержания в русле интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. Основами построения такой деятельности стали системность, целостность и конкретность. -Системный характер предполагает, что все компоненты системы, подчиняясь одной цели, взаимосвязаны друг с другом. -Целостность выражается в пол ном представлении всех элементов интегрированного подхода к воспитанию, обучению и коррекции раз вития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. -Конкретность — сохранение индивидуальности и специфики деятельности каждого участника коррекционно-педагогического процесса. Исходя из этого, мы поставили перед собой цель, которая заключается в создании модели взаимодействия различных специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка. Для реализации цели были поставлены задачи: Создать модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов как условие речевого и личностного развития ребенка. Обозначитьосновные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов. Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда, психолога и других специалистов в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений. Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями. Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в МДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Модель взаимодействия была разработана при активном участии специалистов детского сада и представляет собой систему, решающую четыре блока задач: мониторинговые, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные. · В мониторинговом блоке одним из ведущих направлений является организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребёнка в целях, с одной стороны, уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а с другой – разработки индивидуальной программы развития ребёнка. Эта задача осуществляется совместными усилиями педагога-психолога, учителя-логопеда, старшей медсестры и других специалистов данного учреждения в течение всего учебного периода: 3 этапа мониторинга – входной, промежуточный , итоговый, а так же промежуточная деятельность по выявлению детей «группы риска» и осуществлению комплексного сопровождения этих дошкольников. Анализ полученных результатов позволяет объединить их в общую карту развития и выстроить индивидуальный маршрут развития каждого ребенка. Применяемая в ДОУ система мониторинга заимствована из программы «Детство». Преимущество данной системы мониторинга в том, что она предполагает комплексное изучение ребенка всеми специалистами и коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности. Прогноз психоречевого развития детей в ДОУ начинается с работы ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума). Основная его цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с нарушением речи, построение индивидуального маршрута развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями. · Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребёнка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств. Совместная работа специалистов в этом направлении подразумевает оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем, помощь в разработке воспитательных мероприятий, координацию их выполнения специалистами. Организация системы взаимодействия ДОУ с семьей предполагает использование широкого круга форм и методов: семинары-практикумы, родительские клубы, выпуск газет, проведение совместных праздников и развлечений, групповое и индивидуальное консультирование, а также организация обратной связи через сайт ДОУ. · Коррекционно-развивающий блок задач направлен на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребёнка, преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Организация работы в этом блоке предполагает тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, направленное на обучение родителей и педагогов отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям осуществляется и в рамках системы дополнительного образования. Для этого в практике работы ДОУ организованы и функционируют факультативы: ритмической гимнастики, вокальный, фольклорный, изодеятельность. Факультативная работа предусматривает совместную организацию детей коррекционных и общеобразовательных групп, предоставляет детям с особыми образовательными потребностями дополнительные возможности для развития всех психических процессов и проявления своих потенциальных возможностей. Цель коррекционного направления дополнительного образования – построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями развития, интеграция их в группу детей без речевых нарушений, выравнивание речевых возможностей детей общеобразовательных и коррекционных групп. · Блок образовательных задач направлен на развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей этого блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка. Все эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников. Планирование образовательного процесса строится с учетом: принципа интеграции образовательных областей; комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса. Такой подход предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире, возможность освоения информации через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический. Тематические циклы разрабатываются ДОУ на учебный год на основе применения «видов тем», среди которых мы выделили: «тематические недели», «события», «реализацию проектов», «сезонные явления в природе», «праздники» и «традиции». Осознавая важность данной работы, воспитательно-образовательный процесс мы построили на основе разработанного нами алгоритма коррекционно-развивающей деятельности. Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи. Данная деятельность осуществляется в разных формах, которые могут меняться в зависимости от этапа и поставленных задач.
Любой специалист коррекционного дошкольного учреждения – активный участник каждого из названных этапов: проводит углубленную психолого-педагогическую диагностику воспитанников, индивидуальные и групповые занятия с детьми, осуществляет поддержку ребёнка в течение всего воспитательно-образовательного периода, строя свою работу в тесном контакте со всеми специалистами учреждения: психологом, логопедом, воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физ.воспитанию, руководителем изостудии. По результатам диагностики ребенка в совместной работе специалистов выявляется актуальный уровень развития ребенка, зона его ближайшего развития, особенности его эмоционально-личностной сферы, стратегия и тактика коррекционно-развивающего воздействия при решении конкретных проблем у каждого ребенка, наиболее эффективные пути обучения и приемы коррекционно-развивающей работы, т.е. осуществляется комплексное сопровождение каждого проблемного ребенка в коррекционно-развивающем процессе. Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая видеологии «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Основные области деятельности специалистов ПМП-сопровождения: 1. Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи и психических процессов, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в соответствии с избранными программами. 2. Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики. 3. Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, поданным оценки изобразитель ной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, решение конфликтных социальных проблем в пре делах компетенции; реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.). 4. Старшая медицинская сестра: обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, организация и контроль антропометрии, уточнение схем медикаментозного, физио- и фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и массажа с динамическим контролем, контроль за организацией питания детей; про ведение фито- и физиотерапевтических процедур. 5. Инструктор по физической культуре: проведение занятий в физкультурном зале, бассейне и на улице, реализация используемых программ физического воспитания, программ дополнительного образования с учетом рекомендаций учителя-логопеда, организация двигательной активности дошкольников. 6. Музыкальный руководитель и руководитель изостудии: реализация используемых программ музыкального и художественного воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала. 7. Представитель администрации – старший воспитатель — руководитель службы сопровождения: перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности. Роль методиста в системе управления образовательного учреждения является ведущей при организации научно-методической работы в детском саду, направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт воспитания и обучения детей. Задача методиста – организовать совместный поиск продуктивных путей развития образования в педагогическом коллективе. Содержание коррекционно-развивающей деятельности всех специалистов ДОУ строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического развития ребенка. Деятельность специалистов при такой автономности и независимости каждого подчиняется логике сопровождения. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, логоритмики и т.д.). Методист принимает активное участие в уточнении должностных обязанностей узких специалистов, определяет формы и методы их взаимодействия друг с другом с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности, которые находятся на контроле у методической службы. Должна прослеживаться определенность: кто, что и к какому сроку выполняет, с кем взаимодействует. Именно взаимодействие всех специалистов рассматривается как условие развития детского сада. В процессе ежегодного анализа и обобщения результатов практической работы конкретизировалось сотрудничество специалистов в комплексной работе с детьми с речевой патологией, что позволило нам сформировать систему, в которой эта взаимосвязь реализуется на конкретной основе, имеющейся в нашем учреждении. Кроме этого в рамки данной модели заложены перспективные направления развития, которые дают возможность совершенствования уже имеющихся форм работы и введения новых форм работы различных специалистов. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе. Тема 2.7. Программно-методическое обеспечение специального (коррекционного) образования.Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы по обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Программно-методическое обеспечение специального (коррекционного) образования детей с нарушениями слуха.Программно-методическое обеспечение специального (коррекционного) образования детей с нарушениями зрения.Программно-методическое обеспечение специального (коррекционного) образования детей с нарушениями речи. Программно-методическое обеспечение специального (коррекционного) образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.Программно-методическое обеспечение специального (коррекционного) образования детей с задержкой психического развития.Программно-методическое обеспечение специального (коррекционного) образования детей с умственной отсталостью.Программно-методическое обеспечение специального (коррекционного) образования детей с нарушениями эмоционально волевой сферы.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1069)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |