Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип гармонии дискурса



2016-01-26 1123 Обсуждений (0)
Принцип гармонии дискурса 0.00 из 5.00 0 оценок




Риторически образованный человек должен знать о том, на какие особенности чужой и своей речи нужно обращать внимание, чтобы сделать общение как можно более согласованным, а значит — приятным.

I. Тема дискурса:

а) какие темы предпочитает говорящий — отвлеченные (о погоде, о политике, о положении дел в школе, в классе, о спорте и пр.) или личные (о себе, своих хобби, своей жизни, своих настроениях, знакомых);

б) насколько легко и быстро переходит говорящий от одной темы к другой; есть ли какие-то связи между темами при таком переходе;

в) склонен ли говорящий сам вводить новые темы в беседу или только «подхватывает» те, что начинает обсуждать собеседник; насколько упорен говорящий, вводя «свою» новую тему, если другие (другой — собеседник) не подхватили ее сразу?

П. Стратегия повествования в дискурсе.

Часто ли использует говорящий в беседе занимательные истории, случаи из жизни, анекдоты — «вставные рассказы». Если да, то как он представляет себе их роль в беседе: хочет он просто развлечь собеседника, оживить общение или приводит их в связи с другой, главной темой, иллюстрируя ее, доказывая свое мнение? (В первом случае дискурс начинает напоминать цепь мало связанных друг с другом «рассказиков», во втором — это полноценная «тематическая» беседа, иногда весьма сложная по содержанию.)

III. Темп дискурса:

а) темп (скорость) самой речи;

б) быстрота смены ролей говорящий/слушающий;

в) отношение говорящего к «нормальной» длительности паузы (пауза какой длительности не кажется «неловкой», «затянувшейся» ?);

г) частота одобрительных сигналов, подтверждающих активное слушание и «участие» к собеседнику, типа: да-да, угу, так-так и пр. — то, что лингвисты называют «обратная связь».

IV. Акустика дискурса.

а) Громкость голоса;

б) высота голоса;

в) насколько заметны переходы от высокого голоса к низкому или наоборот (резкая смена тона голоса является проявлением эмоций и их силы).

V. Движения: мимика, жест, поза.

а) Активность жестикуляции, мимики, пантомимики (движений тела);

б) направление взгляда;

в) предпочитаемое расстояние между собеседниками или оратором и аудиторией.

Риторический канон: изобретение содержания речи.

Классическая риторика разработала образец (канон), согласно которому речь на своем пути от мысли к слову проходит пять этапов (в соответствии с этими этапами называются и разделы риторики).

1. Инвенция (лат. Inventio) или «нахождение», «изобретение» —invenire quid dicere - «изобрести, что сказать». На этом этапе отбирался материал для будущего сообщения. Речь шла прежде всего «не о языковом материале» —речь шла о предметах реальной действительности, часть которых предлагалось выбрать из всего предметного многообразия мира, а выбрав, отграничить от прочих, чтобы в дальнейшем перейти к их изучению: во-первых, по отношению к «другим предметам», оставшимся в стороне после отбора, и, во-вторых, изнутри. Инвенция предлагала говорящему систематизировать собственные знания по поводу отобранных им предметов, сопоставить их с наличными на данный момент времени знаниями других и определить, какие из них и в каком количестве должны быть представлены в будущем сообщении .

2. Диспозиция (лат. Dispositio) — «расположение»- inventa disponere —«расположить изобретенное». Второй раздел, «получив в свое распоряжение уже «готовый к употреблению» предмет, превращал его в понятие и помещал в систему других понятий. Понятия становились объектом логических и аналогических процедур. Они определялись, делились, сочетались между собой, сополагались и противополагались. Весь этот процесс регулировался определенными правилами, соблюдение которых позволяло говорящему избежать логических ошибок.

3. Элокуция (лат. Elocutio) — «словесное оформление мысли», «собственно красноречие» —«ornare vebris» —«украсить словами». Этот раздел разработал множество приемов (фигур и тропов), с помощью которых можно создать смысловые эффекты необыкновенной силы. Если диспозиция опиралась на логику, то элокуция открывала перед говорящим область паралогики. Те же самые процедуры, которые были запрещены с точки зрения логики и считались паралогическими (т.е. ошибочными с т. з. логики) приобретали здесь новый смысл: негативное использование логики и преобразование их в законы паралогики создавало эффекты необыкновенной силы.

4. Мемория (лат. Memorio) — «память», запоминание речи. Этот раздел разрабатывал приемы запоминания материала. «Фактически владение меморией должно было обеспечить говорящему постоянную доступность сведений из имеющегося у него «банка данных» и возможность быстро и кстати воспользоваться любым из этих сведений.

5. Акция (лат. Actio hipocrisis) — «актерское», «театральное исполнение речи», ее произнесение. Здесь риторика давала советы по поводу пластического решения произносимой речи. Внешнему виду оратора всегда уделялось большое значение, он должен был производить благоприятное впечатление на публику. Поэтому речь его должна быть продумана с точки зрения силы звучности, длительности пауз, сопровождения жестами.

Риторика и логика.

Риторика связана с другими науками как пранаука, из которой вышло искусство речевого общения во всех научных сферах.

Риторику и логику объединяет не только общий генезис (логос), но и то, что основой каждой есть мышление. В логике речь идет об общих законах мышления, его формы, виды. В риторике основным является вербальное мышление. В логике царит теория доказательства, в риторике важнейшими аргументы являются убеждения.

Логика ориентирована на истину и деятельность, а риторика - на выдумку и вероятное, она творит речи, описывающее реальный и, возможно, мнимый художественный свит.

Риторика является праматерью для лингвистических наук Она - предшественница грамматики, культуры речи, поэтики, стилистики, лингвистики текста, социолингвистики, психолингвистики. Имея много общих с ними аспектов, риторика основное внимание сосредотачивает на типах и видах речевой деятельности Если большинство лингвистических наук исследуют готовый текст, языковые единицы и явления, происходящие с ними, то риторика изучает и выстраивает по авторской установкой длительный путь до готового совершенного текста. И не к абстрактному текста, а к типам и жанровых видов текстов в соответствии с конкретной установкой.



2016-01-26 1123 Обсуждений (0)
Принцип гармонии дискурса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип гармонии дискурса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1123)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)