Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика русского классицизма



2016-01-26 2578 Обсуждений (0)
Общая характеристика русского классицизма 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России в процессе европеизации при Петре I, и распространённый во второй половине XVIII — 1-й половине XIX века.

Классицизм возникает и развивается под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. В античности, особенности классической эпохе Древней Греции находят пример идеального государственного устройства и гармоничных соотношений человека с природой. Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека, идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтов.

Утверждение данного стиля в русской художественной школе стало симптомом ее созревания как одной из европейских школ.

Периодизация: Временные рамки господства стиля в России — 1760—1830-е гг., от времени раннего екатерининского правления до первого десятилетия царствования Николая I. В рамках классицизма существовало несколько фаз:

Ранний классицизм (1760-е — 1-я пол. 1780-х годов), когда еще не до конца изжиты признаки барокко и рококо

Зрелый классицизм, строгий классицизм (1780-е — 1790-е годы) — почти декларативное неприятие любых неклассических тенденций, принципиальное тяготение к антикизации

Высокий классицизм, поздний классицизм, русский ампир (1-я треть XIX века) — чувствуется влияние романтизма, окрепшего в живописи и графике.

Идеи Просвещения нашли отражение в теории классицизма. Одно время даже было принято классицизм XVIII века называть «просветительским классицизмом», в отличие от «сословного классицизма» XVII века. Понятие «просвященного разума», способного переустроить мир на благо человека, стало одним из общих мест.

Классицизм, как никакой другой стиль, предполагал теоретическое обоснование, тем более что обычно он царил там, где возникала рационалистическая атмосфера. В России это совпало с основанием Академии художеств (1757), члены которой переводили и сочиняли свои «руководства», «труды» и речи.

Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.

В эпоху классицизма скульптура пользовалась уважением, как соответствующая главному требованию стиля - подражанию природе, а также как самая сохранная часть античного наследия.

В литературе русский классицизм представлен произведениями А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова, В. И. Майкова, Я. Б. Княжнина, М. В. Ломоносова, Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина.

 

2. Основные мотивы лирики А. А. Фета

А. А. Фет (1820-1892 гг.)

Как и у большинства поэтов чистого искусства в его творчестве прослеживаются две ведущие темы: любовь и красота природы. По сравнению с Тютчевым Фета нельзя назвать поэтом-философом. Он всегда старался реально описать мир, представить его таким, какой он есть на самом деле. Никогда предметом поэзии Фета не становилось зло или социальные проблемы. Лирический герой поэта не знает страданий и скорби, не думает о смерти, не видит зла. Он живет в прекрасном, беззаботном и светлом мире, созданным разнообразными бесконечно прекрасными картинами природы.

С художественной точки зрения его стихи гениальны. Изящно стихотворение "Шепот - робкое дыхание", поэт олицетворяет природу, стремится показать ее живое начало и земную необыкновенность. Замечательны такие стихотворения как "Я пришел к тебе с приветом", "Какая грусть" и так далее.

Любимое время суток поэта - утро. Он воспринимает утро не только как начало дня, но и как начало нового, что может внести некоторые изменения в жизни людей. В стихотворении "Ласточки" поэт сопоставляет жизнь человека и его стремления с вольной жизнью птиц, которым открыты любые стихии. Природа, по его мнению, является одной неразрывной целой частью, где стерты всякие границы для обитателей неба и земли. В отличие от птиц человеку не может быть все дозволено. Хоть людям отведено природой свое место в жизни, человек все равно всегда находится рядом с природным миром. Ему необходимо беречь и уважать его красоты и божественное начало.

На протяжении всего творчества А. А. Фета в стихотворениях поэта прослеживаются часто повторяющиеся мотивы природных стихий (огня, воды) , движения и полета, двоемирия, гадания, времен года и некоторые другие. Многие из его стихотворений в некотором образе являются отражением его душевного состояния. Например, мотив закономерности смены времен года свидетельствует о переменном состоянии души поэта. В стихотворениях, где поэт описывает какое-то одно время года ("Уж верба вся пушистая"), мы понимаем, что душу поэта ничего не тревожит. Мы проникаемся чувством ласки и нежности, мы с нетерпением ждем весны. Однако в некоторых стихотворениях поэта отражена быстрая смена времен года, что свидетельствует о внутренних переживаниях Фета.

Мотив гадания, присутствующий в стихотворениях поэта, свидетельствует о желании предвидеть свою судьбу, которая так и не раскрывает всех своих тайн ("Помню я: старушка-няня").

В последние годы Фет, будучи уже пожилым человеком, преимущественно писал о любви. Его герой - это горячий и пылкий юноша. Особенно популярными становятся такие стихотворения как "Нет, я не изменил", "Еще люблю, еще томлюсь" и некоторые другие. Сквозным мотивом любовной лирики поэта является воплощения огня. Его стихотворения были посвящены только одной девушке, к которой он испытывал самые нежные и искренние чувства, Марии Лазич. По мнению многих людей ее смерть была случайной, якобы ее платье вспыхнуло от зажженной спички. А. А. Фет перестал общаться с Марией, отказавшись жениться на ней.

Любовная лирика А. А. Фета многим отличается от стихотворений, посвященных красоте природы. Поэт безбоязненно описывает свои чувства и переживания. Прибегая к различным методам, он открывает свою душу читателям, ничуть не опасаясь общественного мнения. Трагедия неразделенной любви прослеживается во многих стихотворениях Фета, в которых раскрываются нам многие факты из его биографии.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙБилет 8



2016-01-26 2578 Обсуждений (0)
Общая характеристика русского классицизма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика русского классицизма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2578)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)