Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Генезис европейской рациональности. Концепции происхождения философии



2016-01-26 1346 Обсуждений (0)
Генезис европейской рациональности. Концепции происхождения философии 0.00 из 5.00 0 оценок




Генезис - происхождение, возникновение; в широком смысле – момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

Рациональность – это относительно устойчивая совокупность правил, норм, стандартов, эталонов духовной и материальной деятельности, а также ценностей, общепринятых и однозначно понимаемых всеми членами данного сообщества.

Европейская рациональность развивалась от менее сложного к более сложному, что называется прогрессом, т.е. от первобытного общества к последующим историческим эпохам. Первобытное общество:

1. Человек не выделяет себя из окружающей среды, т.е. не существует отношений человек-природа. Полное и органическое единство человека и природы. Человек приспосабливает среду под себя.

2. Существуют только индивиды, никакой индивидуальности ещё не было. Отношения человека к человеку были тождественны.

3. Общество едино и оно не карает худших в племени до тех пор, пока их поступки не вызвали гнев богов. Система табу.

Античность:

На 1-ом этапе исторического мировоззрения возникает язык, т.е. возникает абстрагированность.

Абстрагированность – способность выделять из массы предметов нечто общее. Т.о. возникают слова (поэмы Гомера, «Труды и дни» Гесиода).

1. Человек мыслит себя отдельно от природы. Человек воспринимает себя как субъект, а окружающее – как объект. Субъектно-объектное деление мира. Силы природы не так отдалились от человека, так что диалог ещё возможен, однако боги стали загадочнее и таинственнее. Общение происходит с помощью языка, однако соблюдение ритуалов, описанных в книгах, обеспечивает спасение или полное отсутствие гнева богов.

2. Не только герои, но и боги имеют индивидуальные черты (Гера – отрицательная). Появляется индивидуальность.

3. Личных мотивов в поступках нет, есть чувство долга: оставить наследие потомкам.

В то время красота – апогей, то, к чему стремятся люди (красота в текстах, в душе и т.д.). Человек – микрокосм, т.е. способность понимать мир присуща каждому, однако право на существование имеет только совершенство.

Человек был включён в общество и подчинялся закону потребности общества в умениях человека.

Столкновение индивидуальности и общества существует, но противодействие не абсолютное, есть взаимодействие. Человек полностью не выделился из общества.

Средневековье:

Космоцентризм, основанный на мифе.

1. Искусственная природа появилась благодаря развивающейся городской инфраструктуре.

Природа становилась неотъемлемой частью жизни средневекового человека, но природа такая, какая даёт какие-либо ресурсы для жизни. Так, человек установил ограду между собой и природой, образуя пропасть.

2. Происходит становление личности и отношений между личностями. Антагонизм также появляется. Каждый проявляет свои интересы в процессе общения. Например, крестьянин заботится не только о том, чтобы просто добыть, а также ещё и чтобы добыть больше, т.к. это зависит и от его личного интереса.

Положение в сословном делении определяло возможности самореализации по жизни (ремесленник, рыцарь и т.д.).

3. Аристотель придумал иерархию душ, по которой всё стремится к Богу (теоцентризмом зовётся). Всё, что ниже Бога – менее совершенно. По этой иерархии самым совершенным из смертных является папа, за ним католическая церковь, король, феодалы, крестьяне, животные, растения, неодушевлённые предметы.

На этом этапе исторические мировоззрения человечества достигли предельной степени. Возникают предельно абстрактные философские понятия, споры об истине.. . И вершиной маразма становится схоластика.

Схоластика – расшифровывание Библии. Задачей схоластов из образа сделать аллегорию, из аллегории – предельно пустое понятие. Философия, как попытка обрести рациональное и цельное мировоззрение, зарождается приблизительно в одно и то же время (7–6 вв. до н.э.) в Китае, Индии и Греции. Она приходит на смену мифу как первичной синкретической форме мировоззрения в новых исторических условиях, когда развивается металлургия и, соответственно, повышается эффективность всех видов деятельности (от ведения военных операций до сельского хозяйства и охоты). В обществе появляется элитарный слой людей, свободных от материального производства и посвящающих себя исключительно управленческой и духовной деятельности; в этот период расширяются торговые связи между различными странами и регионами Земли и, соответственно, духовные контакты между народами. Мир замкнутых племенных мифологических комплексов и лишенных рационального обоснования магических культов перестает удовлетворять мировоззренческие запросы человека. Он открывает для себя другие народы и другие системы верований. В поиске ответов на вопросы миропонимания, поставленные в мифологии, творцы религии и философии избрали в принципе разные (хотя и поныне иногда тесно сближающиеся) пути. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.



2016-01-26 1346 Обсуждений (0)
Генезис европейской рациональности. Концепции происхождения философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Генезис европейской рациональности. Концепции происхождения философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1346)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)