Методы государственного антикризисного управления в рамках государственного управления экономикой. Их влияние на деятельность предприятия
Все меры государственного регулирования экономических процессов, в том числе направленные на обеспечение ее эффективного устойчивого развития и достижение заранее заданных параметров роста, в том числе научно-образовательных и технико-технологических, являются одновременно также и мерами антикризисного регулирования в аспекте предупреждения возникновения кризисных явлений. Кроме того, часть мер государственного регулирования экономики носит сугубо антикризисный характер, заключающийся в недопущении возникновения назревающих конкретных кризисных явлений и в преодолении уже возникших кризисных ситуаций. Антикризисное регулированиеотносится к государственным мерам в масштабах всей экономики страны, осуществляемых путем косвенного воздействия на товаропроизводителя на макроуровне. К антикризисным мероприятиям, относимым к государственному регулированию кризисных ситуаций, относятся: 1) государственное регулирование экономических процессов; 2) действия осуществляемые государством с целью координации кризисных процессов. Как любой функционирующей и развивающейся системе государству присущи жизненные циклы подъема и спада, что непосредственно отражается на выполнении им функций регулирования в экономике и разработке мер антикризисного регулирования и управления. Выполнение функций по управлению экономическими процессами, государством исполняется через систему рычагов: на макроуровне – государственным бюджетом, на микроуровне – системой заказов, поддержкой среднего и малого бизнеса. Участие государства в регулировании экономических процессов на микроуровне может быть выражено в пассивной (банкротство) и активной (структурные преобразования, модернизация, инновации) формах. Антикризисное регулирование со стороны государства осуществляется посредством ряда инструментов организационно-экономического и нормативно-правового воздействия, которые направлены на защиту предприятий от кризисных явлений (ситуаций), а также на предотвращение банкротства или их ликвидацию. К таким инструментам относятся: –нормативно-законодательная деятельность, базирующаяся на ряде законодательных актов таких, как «Гражданский кодекс Российской Федерации», «Конституция РФ», Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)»; –финансовое регулирование представляет собой управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении государства (бюджет), а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования; – регулирование производства осуществляется посредством внедрения достижений научно-технического прогресса, изменений в направлениях экспорта, финансовой поддержкой промышленных предприятий, государственными заказами, разработкой специальных программ развития производства; –перераспределение дохода предполагает предотвращение абсолютной бедности и массовой безработицы, поддержание уровня жизни бедных слоев населения не ниже прожиточного минимума, назначение пенсий, стипендий, пособий. Таким образом, основными направлениями государственного антикризисного регулирования следует считать: – совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий; – осуществление мер по оздоровлению жизнеспособности предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий; – принятие Правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей; – создание института арбитражных и конкурсных управляющих. Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральное управление по делам о несостоятельности или финансовому оздоровлению (ФУДН или ФСДН) при Госкомимуществе РФ. Функциями Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению предприятий являются: – анализ экономического и финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности, а также подготовка рекомендаций по их устранению; – проведение работ по формированию критериев оценки платежеспособности предприятий, а также учет неплатежеспособных предприятий; – в случаях, когда необходимо участие собственника предприятия в ходе осуществляемых процедур признания предприятия банкротом ФУДН может выступать уполномоченным представителем собственника государственного предприятия. Следует отметить, что методы воздействия, исходящие от кредиторов и/или предприятия-должника осуществляются в рамках закона. Закон в свою очередь исходит от государства, поэтому меры по отношению к предприятию-должнику на микроуровне можно рассматривать как антикризисное государственное регулирование. Методы воздействия государства на предприятие-должника заключаются: 1) в оказании предприятию финансовой помощи со стороны собственника, органов власти федерального, регионального и местного уровней; 2) реорганизации и реконструкции предприятия, изменении системы, методов управления и инвестиционной политики, в обновлении кадров; 3) продаже части имущества предприятия и в погашении задолженности перед кредиторами; 4) продаже предприятия на открытом аукционе либо по инвестиционному конкурсу; 5) ликвидации предприятия по решению арбитражного суда; 6) заключении добровольного соглашения с кредиторами.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (617)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |