Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические и анатомо-физиологические особенности развития детей 4 лет



2016-01-26 1274 Обсуждений (0)
Психологические и анатомо-физиологические особенности развития детей 4 лет 0.00 из 5.00 0 оценок




Возраст 4 лет связан с наступлением переломного, критического периода жизни. Ребенок переходит от одного способа переживания среды к другому. Происходит перестройка переживаний. Она связана с завершением дошкольного цикла развития и ожиданием школьного цикла. Самая существенная черта кризиса 4 лет – начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности ребенка, утрата непосредственности, привнесение в поступки интеллектуального момента.
Как все мы, так и дети 4 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройством сна и аппетита, неожиданными скачками температуры, потерей веса. Может вырасти тревожность, капризность ребенка, могут заостриться любые «шероховатости» характера: упрямство или сосредоточенность, замкнутость или демонстративность. Ребенку трудно. И с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий, тоже непросто.

В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. К 4 годам завершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий головного мозга, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий.

К 4 годам возрастает подвижность нервных процессов, отличается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют (что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость и т. п.).

Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы. Слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека.
В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие, по сравнению с предыдущим периодом, физическую выносливость ребенка.

Все это создает благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.

Из особенностей анатомо-физиологического созревания заслуживают также внимания следующие моменты: развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те, которые требуют точности, что необходимо учитывать при обучении детей письму. Важно также иметь в виду неравномерность анатомо-физиологического созревания детей.

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25–30 минут. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной нагрузке.
Поэтому так важны занятия на свежем воздухе, повышающие двигательную активность.

Период 4 лет характеризуется интенсивным психическим и физическим развитием ребенка. Наиболее интенсивно показатели физического развития увеличиваются с 4 лет, затем отмечается спад и новый прирост, но меньший по величине. При этом величина изменений у мальчиков и девочек не одинакова. От 3 до 4 лет и от 4 до 5 лет рост и вес больше у мальчиков. Наибольшие среднегодовые темпы прироста в развитии двигательных качеств приходятся на возрасте от 4 до 5 лет и у мальчиков, и у девочек. Скелет ребенка этого возраста отличается гибкостью и пластичностью, т.к. процесс окостенения ещё не завершен.

С возрастом заметно увеличивается мышечная сила за счет роста диаметра мышечных волокон и увеличения их числа. К этому возрасту увеличивается и жизненная емкость легких (в среднем до 11000 – 15000 мл), причем у мальчиков она больше, чем у девочек. Следует заметить, что ни более частые, чем у взрослого дыхательные движения, ни подвижность грудной клетки не могут компенсировать полную потребность в кислороде, вследствие чего у детей, находящихся преимущественно в помещении, быстро снижается работоспособность, появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Это результат кислородного голодания.

Центральная нервная система является основным регулятором механизмов физиологических и психических процессов. К 5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность. Особенно характерным для этого возраста является активное развитие межанализаторных связей и механизма взаимодействия сигнальных систем. Но нервные процессы у ребенка ещё далеки от совершенства, вследствие чего процесс возбуждения остается преобладающим.

Мышление у детей 4 лет носит преимущественно наглядно – образный характер, поэтому основная задача – формирование разнообразных конкретных представлений. После 4 лет внимание становится значительно устойчивее, однако, объем его сравнительно невелик, т.к. недостаточно сформирован такой компонент произвольного внимания и памяти, как удержание мотива деятельности. Поэтому важно использовать разнообразные формы подсказа и понимания.

К 4 годам у детей начинает всё ярче проявляться воображение. Оно возникает на основе восприятия и запоминания окружающей действительности. Дети уже могут не только повторить, но и дополнить движение несложным элементом. Особенно успешно это делается под музыку. Она учит улавливать темп, ритм.

Функциональные возможности организма детей 4 лет, совершенствование зрительного, слухового и осязательно восприятий, развитие мышления и речи создают реальные предпосылки для овладения основами техники спортивных игр, воспринимать и анализировать последовательность выполняемых действий.

Таким образом, 4 год жизни является переломным в становлении личности ребенка. Этот период характеризуется качественными изменениями в развитии психических процессов и интенсивным анатомическим и функциональным созреванием детского организма.

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных игр имеет большое значение для разносторонней физической подготовленности детей.

Именно в спортивных играх ребенок получает уникальную возможность проявить собственную активность, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. Использование в дошкольном возрасте игр с элементами спорта как средства и формы организации физического и психологического развития ребенка, создает условия для гуманизации педагогического процесса, превращает из ребенка объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности и на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию.



2016-01-26 1274 Обсуждений (0)
Психологические и анатомо-физиологические особенности развития детей 4 лет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические и анатомо-физиологические особенности развития детей 4 лет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)