Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология в системе наук. Методологические основы психологии



2016-01-26 1268 Обсуждений (0)
Психология в системе наук. Методологические основы психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы. Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б.М.Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью.

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания, является, интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой является человек. Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности, и потому изучение психологических законов означает, прежде всего, установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.

Психология может развиваться, лишь сохраняя тесную связь с другими науками, которые не замещают ее, но обеспечивают важной информацией для того, чтобы она могла успешно раскрывать свой собственный предмет.

 

Методология (от греч. methodos - «путь исследования» или «путь познания», logos - «учение» или «наука») - система принципов и способов организации и построения теоретической и прак­тической деятельности, а также учение об этой системе.

Психологическая наука при решении своих задач как теоретического, так и практического характера основывается на методологии. Методология опреде­ляет исходные принципы исследования, нормы и требования к использованию методов, правила оказания воздействия и др.

Выделяют 3 уровня методологии: .

Уровень общей методологии, выражающийся в философской позиции по отношению к окружающему миру вообще и роли и месту психики в нем в част­ности. Условно можно утверждать, что содержание данного уровня методологии составляют философские законы.

Уровень специальной методологии содержание которого определяют принципы науки или теории. Исходя из того, что в общем смысле под принципом какие-то базисные, фундаментальные идеи, можем определить принципы психологии.

Принципы психологии –основополагающие идеи, базисы психологической науки, определяющие способы познания психики и сознания.

Уровень частной методологии, или совокупность методов и методик психологии, содержание которых определяется более высокими уровнями методолонии ( общей и специальной)

Учитывая то, что под методом понимается способ достижения какой-либо це­ли, решения конкретной задачи, методы психологии можно определить как совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

 

Методы психологии - совокупность способов и приемов исследо­вания психических процессов, свойств, состояний и образований.

Когда какой-то метод (или совокупность методов) применяется в конкретной исследовательской ситуации для решения определенной задачи, используют понятие «методика».

 

Таким образом, методология существенным образом влияет и на развитие психологических теорий. При этом если теория представляет собой результат познания психических явлений, выражающийся в системе идей, то методология определяет способы достижения и построения этого знания.

В отечественной психологии существуют методологические принципы, которые разделяются многими учеными и практиками. К ним относятся:

 

- Принцип причинной обусловленности (детерминизма). Суть его состоит в том, что любому явлению, событию предшествует совокупность обстоятельств, которые и вызывают это явление. Психологическое исследование основной своей задачей и ставит выявление этих обстоятельств, причин.

- Принцип единства сознания и деятельности означает, что психическое развитие человека невозможно вне деятельности. Содержательная особенность деятельности человека определяет ход развития психических процессов и свойств.

-Принцип системности. Данный принцип основывается на идее, что от­дельный элемент целостной структуры приобретает свойства, отличные от тех, которыми он обладал, не находясь в составе этой структуры. Например, человек в группе студентов, в группе незнакомых людей, в кругу семьи ведет себя по-­разному, то есть он использует разнообразные поведенческие реакции в зависи­мости оттого, частью какой группы (какой целостности) он является в настоящий момент. Таким образом, данный принцип указывает на необходимость исследо­вать любое явление с учетом взаимосвязи его с другими явлениями.

- Принцип развития обусловливает необходимость изучать психические яв­ления в развитии (динамике). Изменения в процессе развития происходят через определенные этапы закономерно, несмотря на то что могут содержать в себе элементы случайности и вариативности.

 

В психологии выделяют и другие принципы, соответствующие различным тео­риям и парадигмам. При проведении психологического исследования, диагности­ке, коррекции первоначально необходимо определиться с парадигмой, теорией исследования, его принципами и уже на их основе подбирать и использовать пси­хологические методы.

 

Понятие парадигмы введено американским историком науки Т. Куном как си­стема научных знаний, включающая в себя теорию, методы, экспериментальные процедуры и технические средства; ее придерживаются ученые данной сферы в течение достаточно продолжительного периода своей исследовательской дея­тельности.

 

Парадигма - система научных знаний, которой в течение продол­жительного периода придерживаются ученые в своей исследова­тельской деятельности.

 

Парадигма естественнонаучного (экспериментального) подходабазиру­ется на достоверных фактах. Ее автор, В. Вундт (1832-1920), одним из первых обозначил контуры психологии как самостоятельной науки с собственным инстру­ментарием. По его мнению, психология должна отойти от проблемы соотношения души и тела и стать наукой об опыте сознания. Выделяя в сознательном опыте отдельные структурные элементы (ощущение, восприятие, представление и др.), а затем объединяя их путем «творческого синтеза», можно выявить механизм превращения комбинаций отдельных элементов в нечто новое, целое. Такие ис­следования можно проводить методом интроспекции («внутренней перцепции»), предполагающим наблюдение за собственным сознанием. Взгляды В. Вундта развиты в работах О. Кюльпе (1862-1915) и Ф. Брентано (1838-1917).

 

 

1.Предмет и методы психологии. I этап — психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. (V — IV вв. до н.э. до начала XVIII в.). II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. III этап — психология как наука о поведении. Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психика человека включает в себя три блока: 1.физиологию организма и нервной системы индивида; 2.подсознание – бессознательное отражение действительности; 3.сознание, целенаправленное познание действительности в целях её корректировки. Метод - это путь научного познания. 1. Организационные (на их основе строится исследование в целом). Сравнительный, когда сопоставляются результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели. Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых. Комплексный метод состоит в систематической организации двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов. 2. Эмпирические (добываются факты, проводится собственно исследование). Наблюдение - Научное наблюдение требует постановки цели, планирования, протокола, адекватной психологической интерпретации результатов наблюдения. Преимущество наблюдения - деятельность человека протекает в нормальных, естественных для него условиях. Самонаблюдение-“внутреннее” наблюдение человека за собственными психическими явлениями. Эксперимент позволяет задействовать у испытуемого любой интересующий исследователя процесс или состояние; экспериментатор может менять условия, влияющие на исследуемое явление, т.е. целенаправленно организовывать течение изучаемого процесса. Тест характерна надежность, стандартизированность, четкость психологической интерпретации. Анкеты и различные опросники — это вариации тестов.Важно учитывать не только формулировку вопроса, но и очередность его предъявления. Особый вид вопросников - социометрические методики, с помощью которых исследуются межличностные отношения в группе. Метод беседы предполагает индивидуальную психологическую работу, в свою очередь имеет свои правила проведения и поведения исследователя. Метод моделирования. 3. Обработка полученных результатов. Это единство количественного и качественного, содержательного анализа. 4. Интерпретационные (направленные на теоретическое объяснение, психологическую трактовку изучаемого явления) - замыкают общий цикл психологического исследования. 2. Понятие о педагогическом общении. Типология индивидуальных стилей педагогического общения. Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся. 2 направления: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе. Процесс общения преподавателя с учениками может складываться в двух крайних вариантах: 1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга и 2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов. 6 основных стилей руководства преподавателем учащихся: 1.автократический (преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, предъявляет требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением);2.авторитарный (допускает возможность участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками);3.демократический стиль (внимание и учет преподавателем мнений, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных); 4.игнорирующий стиль ( преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учеников, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации); 5.попустительский, конформный стиль (преподаватель устраняется от руководства группой либо идет на поводу их желаний);6. непоследовательный, алогичный стиль (преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций). Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, 2. Общение на основе дружеского расположения, при этом следует избегать панибратства. 3. Общение-дистанция, формирует отношение "учитель - ученики". 4. Общение-устрашение - негативная форма 5. Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности, дешевый авторитет.Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. 3. Понятие о личности. Я-концепция и самооценка личности. Личность — это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития. Структура личности: 1.направленность личности и 2. ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер. Переживание наличия собственного «Я» появляется в результате длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и обозначается как «открытие ,,Я”». В возрасте одного года ребёнок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. У старших школьников формируется образ собственного «Я» («Я-образ», «Я-концепция»). «я»-концепция — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. «Я»-образ - это некая глобальная самооценка. «Я»-образ может быть адекватным и неадекватным, реальным и идеальным. . «Идеальное Я» выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности. «Фантастическое Я» - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Традиционно выделяют в я-концепции Когнитивную составляющую — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочную — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческую — это то, как человек в действительности поступает. Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Три показателя - самооценка, ожидаемая оценка окружающих, оценка личностью группы - входят в структуру личности.  
4. Понятие о группе. Виды групп и их классификация. Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности;- образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию; - это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т.д. Структуру группы определяют следующие ее компоненты: статус, размер, состав, роли, формальное лидерство, нормы. Выделяются большие, средние и малые группы. По роду деятельности малые группы бывают: промышленные, учебные, любительские. Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков - половых, национальных, возрастных, имущественных и др. Классификация групп по Кули.1.первичные – члены ее связаны сильными эмоциональными связями(семья).2.вторичные – связи между ее членами менее эмоциональны, но более рациональны. Классификация (П. Блау, У. Скотт):1.Взаимовыгодные ассоциации. Цель – удовлетворить потребность каждого члена. Их организация добровольная.2. Деловые предприятия. Цель – удовлетворить потребности владельцев (завод, банк).3.Организации социального обслуживания. Цель – удовлетворить потребности клиентов (школа, больница, университет).4.Государственные организации. Цель – удовлетворить потребности всех членов общества (полиция, армия, налоговые ведомства). Выделяются кратковременные и долговременные группы. Стихийные:толпа, масса, публика, аудитория. Устойчивые: нации и др. этнические гр., половозрастные, профессиональные. По уровню развития: становящиеся – высокоразвитые. По форме организации: Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач. Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, предписанности ролей, заданной системы взаимоотношений по вертикали. 5. Групповые феномены. Функции группы. Групповые феномены: 1. Социальная фасилитация- усиление доминантных реакций в присутствии других людей. Поскольку присутствие других людей действует возбуждающе, это благотворно сказывается на решении простых задач и мешает решению сложных задач. Причины:социальное возбуждение от присутствия других людей и боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают. 2. Социальная леность – тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Возможное объяснение: когда вознаграждение делится поровну, независимо от личного вклада, каждый из участников получает большее вознаграждение на единицу своих усилий, если он паразитирует. Группы намного меньше проявляют пассивность и безразличие, если их члены – друзья, а не чужие друг другу люди. Сплоченность усиливает старания. Женщины в меньшей степени проявляют социальную леность, чем мужчины. 3. Деиндивидуализация – утрата самоосознания и боязни оценки, возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде. Когда высокий уровень социального возбуждения комбинируется с размыванием ответственности, люди могут отбросить свои обычные ограничения и утратить чувство индивидуальности. Такая «деиндивидуализация» особенно вероятна после возбуждающих и отвлекающих занятий, когда люди ощущают анонимность из-за принадлежности к большой группе. Результатом может стать снижение самоосознания и девиантные поступки. 4. Групповая поляризация-Многие конфликты углубляются, когда люди, находящиеся «по обе стороны баррикад», обсуждают проблему только со своими единомышленниками. 5. Огруппление мышления – стремление членов групп подавить свое несогласие в интересах групповой гармонии.6. Эффект синергии: - прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов. Эффект подражания – следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Функция группы в обществе (Н. Смелзер):1.Социализация. Первый агент социализации – семья, где учат основам поведения в обществе. Различают дотрудовую, трудовую и послетрудовую социализацию. По другим мнения, социализация заканчивается в молодом возрасте. 2.Инструментальная функция. Люди заняты трудовой, производственной деятельностью. Многие вещи делать в одиночку невозможно. Образуются группы. 3.Экспрессивная функция. Для выражения чувств (день рождения). 4.Поддерживающая функция. Психологическая поддержка. 6. Референтные группы и их влияние на личность. Одни группы существенно влияют на личность во многих ее проявлениях, другие - незначительно и лишь в отдельных чертах. Сила влияния группы на личность зависит от многих факторов. Наибольший эффект наблюдается в тех случаях, когда группа является референтной (или эталонной) для данной личности - группа, с которой личность отождествляет себя в наибольшей степени. Социальные ценности и нормы референтной группы выступают для индивида в качестве эталонов деятельности, хотя сам он порой может даже и не входить в состав данной группы (подросток, которого не принимают в очень значимую для него более взрослую компанию). «Предвосхищающая» социализация - имеются в виду усилия индивида, направленные на построение своего поведения в ожидании получения доступа в группу с более высоким социальным статусом. Несколько типов референтных групп: Нормативные группы - ценности и нормы которых индивид одобряет и хочет вступить в эти группы или завоевать их расположение. Эти группы дают индивиду руководство к действию и ожидают от него соответствующего подчинения - семья, религиозная или национальная общность, товарищеские компании, профессиональные или политические объединения. Сравнительные группы - в которые индивид не хочет входить или получить их расположение, но использует их как основу для оценки своего статуса или поведения. Индивид может обращаться к таким референтным группам для сравнения своих действий с действиями других людей, для определения степени законности своих действий, сопоставления своих успехов в тех или иных областях. Негативные гр., по отношению к которым тот или иной индивид находится в оппозиции. Это группы, символизирующие что-либо неприемлемое для данного индивида. Обычно каждый человек имеет не одну, а несколько референтных групп. В одной ситуации он ориентируется на ценности и нормы одной группы, в другой ситуации - на другую группу. Для того, чтобы лучше понять истоки тех или иных установок личности, причины ее поведения, необходимо знать, какие группы являются для данной личности референтными. Важность референтных групп как своеобразного «оплота» установок личности признаётся однозначно. Кто хочет радикально изменить эти установки часто прибегают к физической и психологической изоляции индивидов от соответствующих референтных групп. Именно так делается в религиозных, где потенциальных новообращенных лиц ставят в условия подобной изоляции.  
7. Методы исследования межличностных отношений в группах и коллективах. Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Они включают:1) восприятие и понимание людьми друг друга;2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);3) взаимодействие и поведение (ролевое). Принято различать деловые (создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией) и личные взаимоотношения (возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов). Выделяют следующие методы:1. Социометрический- разработана американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать. Вопросы подбираются так, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности. Люди, получающие наибольшее число, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых». Если же он не получил ни одного выбора — к категории «изолированных», а в случае с отклонениями — к категории «отвергаемых». 2. Референтометрия. Метод выявления структуры взаимодействия людей с позиции уважения или неуважения, влияния или незначимости мнения члена группы для остальных ее членов. Содержит две процедуры. На предварительной (вспомогательной) с помощью опросного листа выявляются позиции (мнения, оценки, отношение) каждого члена группы о значимом объекте, событии или человеке. Вторая процедура выявляет лиц, позиция коих, отраженная в опросном листе, представляет наибольший интерес для других испытуемых. Все это вынуждает испытуемого проявить высокую избирательность в отношении лиц в группе, чья позиция для него особенно актуальна. Глубокая мотивированность поведения испытуемого, поглощенного возможностью ознакомиться с позицией, высказанной референтным (важным) для него лицом о значимом объекте.3. Изучение сплочённости коллектива.4. Тесты и опросники - Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер), "Лидер", "Определение способов регулирования конфликтов" тест К. Томаса и др. 5. Методы наблюдения, нацеленные на процессы непосредственного взаимодействия (для изучения внутригруппового общения). 8. Понятие об общении. Функции общения. Эффекты и закономерности общения. Общение – это сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности. Это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга. Структура общения:1. Обмен информации – коммуникативная сторона общения.2. Взаимодействие и взаимовлияние – интерактивная сторона общения.3. Восприятие и понимание людьми друг другом – перцептивная сторона общения. В процессе общения удовлетворяются все основные социальные потребности человека:1. в социальных связях с другими людьми (принадлежность к какой-либо группе);2 потребность в привязанностях;3 в значимости или самоутверждении;4 в социальных ориентирах и объекте подражания;5. в самосознании, в самооценке. С помощью вербальных и невербальных средств. Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:1. оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;2.психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом). Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет еще восемь функций: контактную, информационную, побудительную, координационную - взаимное ориентирование и согласование действий, понимание, амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний; установления отношений, осуществления воздействия - изменение состояния, поведения партнёра, социализация. Выделяют большое число т. н. эффектов общения — особых психологических механизмов, одни из которых помогают нам лучше адаптироваться к ситуациям общения, а другие, наоборот, искажают адекватность представлений о партнере. Эффект первого впечатления ( «правило пятнадцати секунд»- главнейшие и довольно устойчивые представления о человеке складываются у нас в течение именно такого количества времени с начала общения.). Эффект ореола, или «гало-эффект» - встречают по одёжке, базируется на индуктивном методе рассуждения, когда на основании утверждений о наличии определенных качеств у отдельных представителей класса делается вывод о наличии этих качеств у всех объектов данного класса. Каузальная атрибуция означает причинную интерпретацию. Объяснение причин поступков и слов другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мотивов, мыслей происходит чаще всего неосознанно. Рефлексия — это осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнером по общению. Идентификация —понимание другого человека через отождествление с ним. Эмпатия – понимание другого человека на уровне чувств и эмоциональных отношений. Не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Обратная связь. Установка – это готовность воспринимать и понимать объект. 9. Социализация и развитие личности. Механизмы социализации личности. Социализация – это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества. Содержание: усвоение социальных норм, умений, стереотипов; формирование социальных установок и убеждений; вхождение индивида в социальную среду; приобщение индивида к системе социальных связей; самоактуализация «Я» личности; усвоение индивидом социальных влияний; социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами; Основные сферы: деятельности; общения; самосознания; Источники социализации: передача культуры через социальные институты; взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; первичный опыт, который связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; Механизмы социализации: имитация, подражание; идентификация; руководство и др. Основные социально-психологические условия социализации: свобода выбора в сочетании с ответственностью за последствия выбора социализации; доступно-напряженный психологический путь социализации, ведущий не только к свободе общения и поведения, но и к повышению статуса в результате образования; осознанности выбора путей и способов самосоциализации; помощь в осуществлении выбора пути социализации в подростковом и юношеском возрасте; раннее включение личности в социально активную деятельность и получение социального опыта; благоприятная социальная среда в основных институтах социализации личности, таких как семья, школа, ВУЗ, трудовой, досуговый коллектив; динамичность жизни в группах, в которых происходит социализация личности. Механизмы: Традиционный- усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Институциональный -действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями. Стилизованный-действует в рамках субкультуры. Межличностный- функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Рефлексивный- связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает решение. В схеме системного развития личности можно выделить 3 момента: индивидные свойства - возрастно-половые и индивидуально-типические свойства, темперамент и задатки.; социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.
10. Психические состояния личности и их роль в поведении и деятельности человека. Психические состояния - целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое. Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания. Отличаются крайним многообразием и полярностью (уверенность – неуверенность, активность – пассивность, фрустрация – толерантность). Можно классифицировать по таким основаниям: в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний – личностные и ситуативные; в зависимости от доминирующих компонентов– интеллектуальные, волевые, эмоциональные; в зависимости от степени глубины – состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные; в зависимости от времени протекания – кратковременные, затяжные, длительные; в зависимости от влияния на личность – положительные и отрицательные, повышающие жизнедеятельность, и наоборот; в зависимости от степени осознанности – состояния более или менее осознанные. Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе), так и в профессиональной деятельности - профессиональной пригодности, осознание значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности. Причина заключается чаще всего в воздействии внешней среды. Фрустрация – состояние, близкое к стрессу, но это более мягкая и специфичная его форма, это ситуации «обманутых ожиданий». Специфические психические состояния. К ним относятся состояния сна – бодрствования, измененные состояния сознания (гипноз и внушение, транс и медитация, эйфория). 11. Понятие ведущей деятельности. Основные признаки ведущей деятельности. Ведущая деятельность - это та деятельность которая на данном возрастном этапе играет основную роль и определяет наибольшие успехи в развитии; деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Выделяют:1. Непосредственное общение младенца со взрослыми;2. Предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве;3. Сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста;4. Учебная деятельность школьников; 5. Профессионально-учебная деятельность юности. Младенчество – непосредственное эмоциональное общение. Раннее детство – предметная д-ть. Дошкольный возраст – игра. Младший школьный возраст – учебная Деятельность. Подростковый возраст – интимно-личностная (Эльконин), общественно-полезная. Юношество – учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение «Кто Я?». Леонтьев выделяет 3 признака ведущей деятельности: 1. Возникают и дифференцируются новые виды деятельности.2. В ведущей деятельности изменяется личность.3. Перестраиваются психические процессы (внимание, память, мышление). Психологически деятельность характеризуется тем, что ее предмет (то есть то, на что она направлена) всегда совпадает с тем, что побуждает человека к данной деятельности (то есть с ее мотивом). 12. Учение как ведущая деятельность младшего школьника. Младший школьник активно включен в разные виды деятельности — игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не у<

2016-01-26 1268 Обсуждений (0)
Психология в системе наук. Методологические основы психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология в системе наук. Методологические основы психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)