Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция - пресс-конференция



2016-01-26 1292 Обсуждений (0)
Лекция - пресс-конференция 0.00 из 5.00 0 оценок




Структура лекции

Сообщение плана лекции и строгое ему следование.

В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов.

Изложение основного материала.

Полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. При раскрытии темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией.

Подведение итога.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект.

Средства, помогающие конспектированию:

акцентированное изложение материала лекции, т.е. выделение темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.

Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключевых слов, заключению выводов в рамки, знаку NB – "nota bene", использованию разноцветных ручек или фломастеров.

Вузовская лекция содержит огромный педагогический потенциал, который педагогический потенциал, который, тем не менее, проявляется только в том случае, если преподаватель достиг определенного уровня профессионализма, а не просто «пересказывает учебник». К сожалению, среднестатистическая лекция отличается некоторыми издержками, несовершенствами, которые снижают ее эффективность. Учебная информация передается, как правило, вербально, без достаточного использования средств наглядности, и самое главное – при минимальной интеллектуальной активности студентов. Актуальным остается вопрос, можно ли оптимизировать преподавание, то есть найти дополнительные резервы, чтобы в процессе лекции формировать компетенции студентов, прежде всего – развивать их мышление?

Ответ на это вопрос был найден в разработках американских коллег, которые еще в 90-е гг. ХХ в. в рамках проекта «Критическое мышление» предложил эффективную технологию проведения лекции, «продвигающей» учащихся в развитии.

Рассмотрим технологию «продвинутой» лекции – вначале в «авторском» варианте, а затем ее модификацию, предложенную уже с учетом специфики обучения студентов в вузе. В структуре лекционного занятия авторы технологии (Джонсон, Джонсон, Смит) выделяют три стадии:

1) стадию «вызова», на который преподаватель актуализирует имеющиеся у учащихся знания, фокусирует их внимание на рассматриваемой проблеме, стимулирует интерес к ее изучению;

2) стадию осмысления, на которой излагается новая учебная информация используется комплекс интеллектуальных заданий по ее критической переработке;

3) стадию рефлексии, на которой учащиеся осуществляют анализ не столько содержания, сколько самого процесса усвоения нового.

Новизна заключалась в том, что преподаватель по каждой теме лекционного занятия продумывает систему интеллектуальных заданий, которые способствую развитию всех мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

На стадии «вызова» после ознакомления студентов с темой лекции и ее основными вопросами преподаватель дает письменное задание, не требующее многого времени (не более 10 мнут), которое выполняется студентам индивидуально или парах, а потом обсуждается с одновременной фиксацией результатов коллективного поиска на доске. В качестве таких заданий можно использовать следующие:

- составление простого кластера на ключевое понятие; (от англ. Cluster – гроздь, кисть); это способ графического представления содержательных характеристик понятия, которые раскрываются через возникающие слова-ассоциации и подводят к самостоятельной формулировке определения, трактовке нового термина;

- заполнение таблицы «ПМИ» («Плюс, минус, интересно»), автор – американский психолог Эдвард де Боно; используется для оценки студентами положительных и отрицательных сторон какой-либо информации (плюс, минус), для формулировки вопросов, которые возникают в связи с анализируемой проблемой (интересно);

- составление списка ответов на проблемный вопрос с помощью письменного «мозгового штурма», позволяющего генерировать идеи.

На второй (стадии осмысления) преподаватель раскрывает содержание темы, используя при этом разнообразные средства наглядности. В лекцию включается еще одно задание, активизирующее самостоятельное мышление.

Технология проведения «инновационной» лекции имеет ограничения. Трудно реализовать данный ход в условиях работы с большой аудиторией (80-100 человек); в то же время чтение групповой лекции (20-30 студентов) с включением заданий, активизирующих мышление, не вызывает особых затруднений.

Конечно, приходится учитывать и специфику преподаваемых дисциплин. Использование технологии инновационной лекции обычно не вызывает затруднений в процессе преподавания социально-гуманитарных, экономических, ряда естественно-научных дисциплин.

Изменение привычной структуры лекции использование комплекса специально продуманных интеллектуальных заданий значительно повышает эффективность данной формы обучения. Проведение инновационной лекции целесообразно при обучении магистрантов, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации. Технология инновационной лекции стимулирует педагогическое творчество самих преподавателей, которые с учетом специфики преподаваемой дисциплины могут подобрать, модифицировать и активно включать разнообразные интеллектуальные задания, развивающие критическое и творческое мышление студентов.

Кроме «продвинутой» лекции возможны другие варианты подачи лекционного материала, направленные как на интенсификацию учебного процесса, так и на развитие личностных качеств студентов.

Проблемная лекция.

О проблемной лекции мы будем говорить в связи с активными методами обучения. А сейчас лишь приведем ее содержательные и процессуальные характеристики. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо "открыть". Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.

В ходе их разрешения и в итоге - как результат – студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие – реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании непосредственно на лекции в форме диалогического общения. С помощью проблемной лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации.

Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:

• обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

• обеспечить усвоение новой информации;

• обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций;

• демонстрировать разные способы визуализации.

В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:

• натуральные (минералы, реактивы, детали машин);

• изобразительные (слайды, рисунки, фото);

• символические (схемы, таблицы).

В визуализированной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции – в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения лекции. Необходимо учитывать:

• уровень подготовленности и образованности аудитории;

• профессиональную направленность;

• особенности конкретной темы.

Не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина. Однако элементы такой лекции возможны для любого предмета. В этом плане частичной иллюстрацией такого метода могут служить лекции по культурологии, сопровождаемые слайдами, комментарии к которым систематизируют и углубляют текст информационной лекции (показ слайдов осуществляется после лекции), и лекции по эргономике и дизайну с наглядным демонстрационным и раздаточным материалом.

Лекция вдвоем – эта разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Например, представителями двух различных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.д. Необходимо, чтобы:

• диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы;

• втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Преимущества такой лекции:

• актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем;

• создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств и т.д.;

• наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою;

• вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений;

• выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче и глубже его личность.

Подготовка к лекции такого типа предполагает предварительное обсуждение теоретических вопросов плана лекции ведущими, к которым предъявляются определенные требования:

• у них должна быть интеллектуальная и личностная совместимость;

• они должны владеть развитыми коммуникативными умениями;

• они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации.

Лекция с заранее запланированными ошибками призвана:

• активизировать внимание студентов;

• развивать их мыслительную деятельность;

• формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т.д.

Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты, и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.

Лекция - пресс-конференция.

Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут, студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех- пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Такую лекцию можно проводить:

• в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его (ее) модель: установки, возможности;

• в середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;

• в конце - для определения перспектив развития усвоенного содержания.

Оценка лекции

Цели лекции:

1. Формирование теоретических системных знаний.

2. Развитие теоретического мышления в данной области науки.

3. Формирование профессиональной мотивации и познавательного интереса к изучаемому учебному курсу.

Требования к лекции:

– научность,

– доступность,

– единство формы и содержания;

– эмоциональность изложения.

Схема наблюдения занятия

Преподаватель:

Предмет:

Тема:

Дата:

Критерии оценивания
1. Содержание занятия                    
1.1. Соответствие теме                    
1.2. Полнота раскрытия темы                    
1.3. Понятность, доступность изложения                    
1.4. Выделение главного                    
1.5. Наличие связи с практикой                    
2. Форма изложения                    
2.1. Четкость формулировки задачи                    
2.2. Соответствие плану занятия                    
2.3. Четкость в подведении итогов                    
2.4.Оптимальность распределения времени                    
3.Коммуникация преподавателя со студентами                    
3.1. Создание эмоционального настроя на работу                    
3.2. Владение невербальными средствами общения                    
3.3. Корректный, уважительный стиль общения                    
3.4. Наличие обратной связи                    
4. Общая речевая культура преподавателя                    
5. Создание условий для развития личности студентов                    
5.1.Интеллектуальной сферы                    
5.2.Эмоциональной сферы                    
5.3. Нравственной сферы                    
6.Стимулирование процесса самопознания                    
7. Другое                    

Подпись______

Примечание: каждый критерий оценивается по 10-балльной шкале, все суммируется. Если количество баллов выше 75% от максимального кол-ва баллов, то уровень проведения занятия /лекции или семинара/ высокий.

 

 

Семинарские и практические занятия в высшей школе

Семинарорганизационная форма, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы.

Семинар – форма коллективной самостоятельной работы, которая способствует усугубленному изучению материала и формированию мировоззренческих идей, проявлению наибольшей степени индивидуальных способностей, коллективного творчества.

Существует три подхода к организации проведению семинарских занятий:

1. При первом подходе материал сначала излагается учителем лекционно, а затем самостоятельно прорабатывается и обсуждается. Цель такого семинара – обобщение и систематизация знаний.

2. Во втором случае в ходе семинара обобщение сочетается с изучением нового материала.

3. Проведение семинара с целью изучения нового материала – это самостоятельная форма обучения, т.е. в процессе подготовки к нему школьник самостоятельно изучают материал, ранее им не знакомый.

Подготовка к семинарупредполагает следующие этапы:

1. Выбор темы, определение задач.

2. Подбор дополнительной литературы.

3. Распределение заданий тем для сообщений.

4. Организация предварительной работы, консультации.

5. Выбор методов и приемов проведения.

6. Подбор средств наглядности.

7. Составление плана проведения семинара.

Структура семинарских занятий может быть различной. Она зависит от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени подготовленности учащихся к самостоятельной работе.

Практика использования различных форм обучения свидетельствует, что наиболее эффективным организационным методом проведения семинара является метод «малых групп». Он позволяет оптимально сочетать все другие формы и методы самостоятельной работы студентов в учебное время. Данный метод нашел применение в некоторых вузах страны.

Организация семинара по методу «малых групп» осуществляется следующим образом. Учебная академическая группа делится на 4-5 человек. Малая группа становится первичным звеном при проведении практических занятий и других организационных форм работы преподавателя со студентами.

Особое значение в данной системе имеют критерии оценок работы каждого коллектива и студента в отдельности, метолы, стимулирующие активность студентов. С этой целью введена десятибалльная система оценок.

Подведение итогов работы студентов по бальной системе из семинара создает благоприятную и объективную основу для текущей аттестации, для официального проставления зачета по темам, для проведения экзамена без экзамена.

Проведение семинара по методу «малых групп» требует от преподавателя напряженной работы по руководству деятельности группы в целом, по обеспечению функционирования всей системы.

Семинар-дискуссия – диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой дисциплины. Каждый из участников дискуссии должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию.



2016-01-26 1292 Обсуждений (0)
Лекция - пресс-конференция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция - пресс-конференция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1292)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)