Тема 1.4. Физическая жизнь земной коры
Студент должен: знать: сущность геологических процессов; процессы, приводящие к разрушению минералов, горных пород и образованию новых; процессы магнетизмаи метаморфизма, землетрясения
Общие понятие о геологических процессах. Экзогенные процессы. Выветривание горных пород. Физическое и химическое выветривание. Элювий. Почва. Денудация. Геологическая деятельность ветра: эоловые формы рельефа и отложения. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод. Плоскостной смыв, делювий. Линейный смыв. Эрозия. Донная и боковая эрозия. Аллювий. Образование пролювия. Геологическая деятельность подземных вод. Почвенные, грунтовые и пластовые воды. Разрушительная деятельность подземных вод. Карсты, суффозии, оползни. Созидательная деятельность подземных вод. Сталактиты и сталагмиты. Образование месторождений полезных ископаемых при воздействии подземных вод. Геологическая деятельность ледников. Экзарация(снос ледником ГП). Образование морен. Геологическая деятельность морей и океанов. Распределение зон морского дна. Разрушительная деятельность моря. Созидательная деятельность моря. Осадко-накопление. Диагенез осадков. Эндогенные геологические процессы. Основные формы тектонических движений земной коры. Колебательные движения, трансгрессия и регрессия моря. Магматические процессы. Интрузивный магматизм. Эффузивный магматизм. Продукты извержения вулканов. Вулканические зоны. Понятие о метаморфизме горных пород. Типы метаморфизма(региональный, локальный). Землетрясения. Тектонические, вулканические и обвальные землетрясения(провалы земли). Сейсмические волны. Интенсивность землетрясений. Литература: 1
Методические указания
В данной теме приводятся сведения о геологических процессах и явлениях, которые в настоящее время происходят и происходили в прошлом в земной коре. Развитие земной коры происходило и происходит в непрерывной борьбе внешних и внутренних сил. В обстановке их постоянной борьбы, взаимодействия и единства изменяется облик Земли. При изучении экзогенных процессов, процессов разрушения и преобразования горных пород, следует хорошо разобраться в том, что под действием этих процессов происходят значительные изменения поверхности земной коры, происходит как разрушение горных пород, так и перенос их и отложение. Следует знать, что весь переносимый материал накапливается в водных бассейнах или в пониженных местах суши, где осадки в результате процессов диагенеза преобразуются в осадочные горные породы, с которыми связаны почти все известные месторождения нефти и газа. Выветривание представляет собой разрушение горных пород под действием колебаний температуры, замерзающей воды, подземных вод, содержащих, главным образом, углекислоту и различные газы, под действием организмов. Все геологические явления, связанные с деятельностью ветра, носят название эоловых процессов. Отложения, которые образуются при помощи ветра (лессы) называются эоловыми отложениями. Образующиеся формы рельефа, дюны и барханы эоловыми формами. При своем движении ветер производит большую геологическую работу в степях и, особенно в пустынных областях. При изучении геологической деятельности текучих вод обратите внимание, что среди денудационных геологических процессов поверхностные текущие воды занимают очень важное место. Они размывают, переносят и образуют мощные толщи различных аллювиальных, делювиальных и пролювиальных отложений. Под действием эрозионных процессов с течением длительного времени происходит разрушение водораздельных пространств, горных хребтов. Данные участки земной поверхности превращаются в ровную поверхность-пенеплен. Геологическая деятельность подземных вод, классификация подземных вод по происхождению и условиям залегания. Роль подземных вод при поисках, разведке и разработке нефтяных месторождений. На изучение геологической деятельности моря следует уделить максимум внимания, т. к. с деятельностью моря в прошлые геологические эпохи связано образование осадочной толщины земной коры. Следует обратить внимание на строение морского дна и особенности осадконакопления в каждой области морского дна. При изучении геологической деятельности озер, болот, лагун следует отметить, что масштабы их геологической деятельности значительно меньше. Однако, с геологической деятельностью озер и болот прошлых геологических эпох связано накопление химических и органических осадков, многие из которых являются полезными ископаемыми (каменная, калийная, глауберовая и другие соли, болотные железные руды, торф, бурые и каменные угли, нефть). При изучении характера деятельности и распространения магматических процессов в земной коре, следует сосредоточить свое внимание на продуктах деятельности этих процессов, вызванных интрузивными и эффузивными процессами. Понятие о термальных и минеральных источниках, гейзерах, происхождение которых связано с вулканической деятельностью. При изучении землетрясений необходимо знать, на какие три группы подразделяются землетрясения, также, что такое эпицентр(на поверхности ЗК) и гипоцентр(точка вспарывания разрыва). Следует хорошо разобраться с географическим распределением землетрясений. Сейсмические волны, их виды, способы регистрации.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем сходство и различие между суффозией и карстом? (суффозия не растворяет ГП, а карст растворяет) 2. В чем сходство и различие между эрозией и абразией? (подмыв, обвал берега и пескоструй, в т.ч водный кускоструй) 3. Какова роль тектонических движений земной коры в распределении скоплений нефти и газа в земной коре? 4. От чего зависит форма магматических тел при застывании магмы? (От состава магмы, от скорости застывания, от вмещающей породы и т.д)
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (658)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |