Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Условия успешной манипуляции



2016-01-26 987 Обсуждений (0)
Условия успешной манипуляции 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Поскольку, как правило, такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.

 

Социальное воздействие не во всех случаях бывает отрицательным. Например, доктор может пытаться убедить пациента изменить нездоровые привычки. Социальное воздействие обычно считается безвредным, когда оно уважает право человека принять его или отклонить и не является чрезмерно принудительным. В зависимости от контекста и мотивации, социальное воздействие может являться скрытой манипуляцией.

 

Как манипуляторы управляют своими жертвами

Согласно Брейкер

 

Харриет Брейкер (Harriet B. Braiker) идентифицировала следующие основные способы, которыми манипуляторы управляют своими жертвами:

положительное подкрепление — похвала, поверхностное очарование, поверхностное сочувствие («крокодиловы слёзы»), чрезмерные извинения; деньги, одобрение, подарки; внимание, выражения лица, такие как притворный смех или улыбка; общественное признание;

отрицательное подкрепление — избавление от проблемной, неприятной ситуации в качестве награды.

неустойчивое или частичное подкрепление — может создавать эффективный климат страха и сомнения. Частичное или неустойчивое положительное подкрепление может поощрить жертву упорствовать — например, в большинстве форм азартных игр игрок может выигрывать время от времени, но в сумме всё равно окажется в проигрыше;

наказание— попрёки, вопли, тихое обращение, запугивание, угрозы, брань, эмоциональный шантаж, навязывание чувства вины, угрюмый вид, нарочитый плач, изображение жертвы;

травмирующий одноразовый опыт — словесное оскорбление, взрыв гнева или другое пугающее поведение с целью установить господство или превосходство; даже один инцидент такого поведения может приучить жертву избегать противостояния или противоречия манипулятору.

 

 

Согласно Саймону

 

Саймон идентифицировал следующие методы управления:

Ложь — трудно определить, лжёт ли кто-либо во время высказывания, и зачастую правда может открыться впоследствии, когда будет слишком поздно. Единственный способ минимизировать возможность быть обманутым состоит в том, чтобы осознать, что некоторые типы личностей (особенно психопаты) — мастера в искусстве лжи и мошенничества, делают это систематически и, нередко, тонкими способами.

Обман путём умолчания — очень тонкая форма лжи путём утаивания существенного количества правды. Эта техника также используется в пропаганде.

Отрицание — манипулятор отказывается признать, что он или она сделал что-то не так.

Рационализация — манипулятор оправдывает своё неуместное поведение. Рационализация тесно связана со «спином» — формой пропаганды или пиара, см. спин-доктор.

Минимизация — разновидность отрицания в совокупности с рационализацией. Манипулятор утверждает, что его или её поведение не является настолько вредным или безответственным, как полагает кто-то другой, например, заявляя, что насмешка или оскорбление были только шуткой.

Избирательное невнимание или избирательное внимание — манипулятор отказывается обратить внимание на что-либо, что может расстроить его планы, заявляя нечто вроде «Я не хочу этого слышать».

Отвлечение — манипулятор не даёт прямой ответ на прямой вопрос и вместо этого переводит разговор на другую тему.

Отговорка — подобна отвлечению, но с предоставлением не относящихся к делу, бессвязных, неясных ответов, с использованием неопределённых выражений.

Скрытое запугивание — манипулятор заставляет жертву выполнять роль защищающейся стороны, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы.

Ложная вина — особый вид тактики запугивания. Манипулятор намекает добросовестной жертве, что она недостаточно внимательна, слишком эгоистична или легкомысленна. Это обычно приводит к тому, что жертва начинает испытывать негативные чувства, попадает в состояние неуверенности, тревоги или подчинения.

Пристыжение — манипулятор использует сарказм и оскорбительные выпады, чтобы увеличить в жертве страх и неуверенность в себе. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя малозначимыми и поэтому подчиниться им. Тактика пристыжения может быть очень искусной, например, жесткое выражение лица или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить испытывать чувство стыда даже за дерзость оспаривать их действия. Это эффективный способ воспитать чувство неадекватности в жертве.

Осуждение жертвы — по сравнению с любыми другими тактиками эта является наиболее мощным средством вынудить жертву быть защищающейся стороной, одновременно маскируя агрессивное намерение манипулятора.

Игра роли жертвы («я несчастный») — манипулятор изображает себя жертвой обстоятельств или чьего-либо поведения, чтобы добиться жалости, сочувствия или сострадания и таким образом достичь желаемой цели. Заботливые и добросовестные люди не могут не сочувствовать чужому страданию, и манипулятор зачастую легко может играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.

Игра роли слуги — манипулятор скрывает корыстные намерения под видом служения более благородному делу, например, утверждая, что действует определенным способом из-за «повиновения» и «служения» Богу или подобной авторитетной фигуре.

Соблазнение — манипулятор использует очарование, похвалу, лесть или открыто поддерживает жертву, чтобы снизить её сопротивляемость и заслужить доверие и лояльность.

Проецирование вины (обвинение других) — манипулятор делает жертву козлом отпущения, зачастую тонким, трудно обнаружимым способом.

Симуляция невиновности — манипулятор пытается внушить, что любой причинённый им вред был неумышленным, или что он не делал того, в чём его обвиняют. Манипулятор может принять вид удивления или негодования. Эта тактика заставляет жертву подвергнуть сомнению своё собственное суждение и, возможно, своё благоразумие.

Симуляция путаницы — манипулятор пытается прикинуться глупцом, притворяясь, что не знает, о чём ему говорят, или что перепутал важный вопрос, на который обращают его внимание.

Агрессивный гнев — манипулятор использует гнев с целью достичь эмоциональной интенсивности и ярости, чтобы шокировать жертву и заставить подчиняться. Манипулятор в действительности не испытывает чувство гнева, лишь разыгрывает сцену. Он хочет то, что хочет, и становится «сердитым», когда не получает желаемого.

 

 

Мотивы манипуляторов

 

Возможные мотивы манипуляторов:

потребность фактически любой ценой продвинуть свои собственные цели и личную выгоду, необходимость в приобретении чувства власти и превосходства над другими, желание и потребность чувствовать себя диктатором, получение господства над другими для того, чтобы поднять собственное самоуважение.

 

 

Условия успешной манипуляции

 

Согласно Джорджу Саймону (George K. Simon), успех психологической манипуляции прежде всего зависит от того, насколько манипулятор:

скрывает агрессивные намерения и поведение; знает психологические уязвимости жертвы, чтобы определить, какая тактика будет наиболее эффективной; имеет достаточный уровень жестокости, чтобы не беспокоиться о том, что нанесёт жертве ущерб в случае необходимости.

Следовательно, манипуляция остаётся чаще всего скрытой — реляционно-агрессивной (англ. relational aggression) или пассивно-агрессивной.

 

Исследование № 1

Невербальное общение

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без употребления слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Я пронаблюдал за невербальным поведением 3-х человек:

1. Друга Михаила

2. Друга Александра

3. Друга Андрея

 

Под воздействием разных эмоций они показали разные реакции.

Михаил когда ведет диалог с кем-нибудь не проявляет не какой жестикуляции, он старается уследить за каждым словом собеседника. При разговоре в компании он старается проявлять внимание всем. Если Михаил услышит смешную шутку, то он широко открывает рот и громко смеется, пытаясь обратить все внимание на рассказчика.

Иногда когда разговор заходит в тупик Михаил начинает покашливать, хмурить брови и смотреть в одну точку.

Александр при общении с друзьями постоянно жестикулирует и старается так же обратить на себя внимание движениями рук. Если он услышит шутку, то обязательно начнет громко хохотать с открытым ртом и при этом похрюкивая.

Андрей отличился тем, что трудно понять в каких ситуациях он старается жестикулировать, а в каких нет. В определенных случаях он обращает пристальное внимание на собеседника внимательно выслушивая его, но бывает и так, что он просто не замечает человека, который старается начать диалог и просто не подает виду. Если Андрей услышит шутку, то он необязательно засмеется, если шутка была неудачной, он просто махнет рукой, развернется и уйдет, при этом широко раскрыв глаза и издавая какой-нибудь звук.

 

Исследование №2

Манипуляция

Я поманипулировал 2-мя людьми:

1. Знакомым Александром

2. Другом Стасом

Мой знакомый Александр прибывал у меня в гостях, после ужина осталось много не мытой посуды, я ссылаясь на то, что я сегодня не выспался и у меня был тяжелый день и то, что мне нужно еще написать реферат, попросил его вымыть грязную посуду, на что Александром мне ответил отказом, но я воспользовался манипуляцией. Сказал ему, что он прекрасно справляется по дому, что он хороший товарищ и т.п., но если нет, я помою сам, но сегодня так устал, ничего страшного, на что Александр согласился вымыть посуду.

Стасом я манипулировал таким образом, что когда я обращался к нему с какой-нибудь просьбой, то обязательно описывал все его положительные качества, пытаясь всячески сделать комплимент в его сторону, это работало и Стас даже не менял тему, потому что ему нравилось, когда о нем хорошо отзываются.

Мной пытались манипулировать, но изучив систему манипуляции мне удалось понять, когда это пытаются делать и когда не пытаются.

 



2016-01-26 987 Обсуждений (0)
Условия успешной манипуляции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Условия успешной манипуляции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (987)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)