Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сложение древнерусской архитектуры



2016-01-26 1156 Обсуждений (0)
Сложение древнерусской архитектуры 0.00 из 5.00 0 оценок




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21

 

Ордер

(см. вопрос 1.1).

Ранний период развития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического. Древнегреческий ордер получил развитие именно во времена архаики.

В процессе формирования греческой архитектуры, предположительно в VIII в. до н. э., возникли вначале два художественных направления в архитектуре, два основных ордера: дорический и ионический, несколько позже (430 г. до н. э.) появился коринфский в интерьере храма Аполлона вБассах (Иктйн). Ордера с самого начала существенно различались в деталях и пропорциях.

Ордер в Древней Греции принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества.

Архитектурные ордеры как композиционная система окончательно сложились в Древней Греции в VI—V вв. до н. э., ознаменовав начало классического периода в древнегреческой архитектуре.

Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих (получает преобладающее значение в эпоху Александра Македонского). Он во многом напоминает ионический, отличие заключается в капители, имеющей форму колокола и украшенной стилизованными листьями аканфа. Коринфская капитель - это изображение в камне корзины или букета с листьями аканта, на которые опереть ничего нельзя. Знаменитый Памятник Лисикрата (334 г. до н. э.) - типичный пример абсолютно нефункционального и, с конструктивной точки зрения, ложного архитектурного сооружения, рассчитанного лишь на внешнее впечатление монументальности. Стена ничего не несет, а колонны приставлены к ней для красоты. Таковы тенденции позднего греческого искусства. Коринфский ордер не случайно наиболее широко использовался римлянами в неконструктивных, чисто декоративных целях.

Рис. Коринфский ордер

Нет сомнения, что на появление этого вида ордера оказала влияние Египетская архитектура, Египетские колонны, которые были «изобразительными», основанные на подражании формам растительного мира. Низ ствола нередко имел прямоугольный или криволинейный орнамент, имитирующий листья.

Рис. Египетские колонны

 

Разработанные архитектурные ордеры: дорический, ионический, коринфский стали художественным языком античности.

Зодчие Древнего Рима добавили тосканский и композитный. Классические ордеры оказали влияние на дальнейшее развитие стилей архитектуры.

Зодчие Древнего Рима добавили тосканский и композитный ордеры. Классические ордеры оказали влияние на дальнейшее развитие стилей архитектуры.

ВИДЫ КОЛОНН

ЕГИПЕТСКИЕ КОЛОННЫ – от геометрически правильных с квадратным сечением в виде граненых или каннелированных цилиндров до «изобразительных», основанных на подражании формам растительного мира.

КЛАССИЧЕСКИЕ КОЛОННЫ

ГРЕЧЕСКИЕ

ДОРИЧЕСКИЕ – ствол массивный, имеет утолщение внизу, каннелюры образуют острые углы

ИОНИЧЕСКИЕ – более прямые, ствол украшен каннелюрами (вертикальные желобки, чередующиеся с дорожками)

Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический. Отличие заключалось в капители, имеющей форму колокола и украшенной стилизованными листьями аканфа.

 

РИМСКИЕ

ТОСКАНСКИЕ – ствол гладкий, разработан римскими зодчими на основе дорического. Отсутствие триглифов на фризе, развитая база, более высокая капитель. В России тосканские колонны распространились в ХУ111 – нач. Х1Х века под названием римско-дорических.

 

 

 

Архитектуру Древней Греции и Древнего Рима впоследствии было принято считать эталоном прекрасной и совершенной архитектуры. Эпоха Возрождения первая после забвения античной архитектуры в Средние века восстановила в своих творениях формы античного ордера. Много позже к ним обратился классицизм.

Для эпохи античности характерно создание грандиозных ансамблей, храмов, триумфальных арок и колонн, арочных конструкций, применение крестовых сводов, позволивших иметь большое свободное пространство внутри здания. Ордерная система успешно применяется и через 2 тысячи лет для решения любых архитектурных задач.

 

 

ПРИМЕРЫ.

Рис. Храм в Египте

Рис.Дорический ордер

Парфенон построен в 447—438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. Парфенон является одним из наиболее красивых зданий сознанных человеком, в его конструкции отсутствуют прямые линии, а эффект симметрии получается за счет суживающихся кверху колонн и ступеней. Парфенон господствует над центром Афин и постоянно напоминает о Золотом веке в истории Древней Греции. V век ко н.э. – Золотой век

Рис. Парфенон

Рис. Эрехтейон

Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.

ГРЕЧЕСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР состоял из следующих основных элементов:

– трехступенчатого стереобата (основания) — цокольной части храма;

колонн (несущих опор), состоящих из:

основания(базы),

ствола (фуст) - в целях устойчивости сужающегося кверху (энтазис), обработанного каннелюрами (вертикальными желобками),

капители – создающей более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн; абака (квадратная плита капители) поддерживается круглой плитой в виде перевернутого усеченного конуса (эхин), который обеспечивает равномерную передачу нагрузки на колонну по всему ее сечению;

антаблемента (несомой конструкции, перекрывающей части сооружения), делящегося, в свою очередь, на:

архитрав (несущую балку),

фриз – в его средней полосе чередуются плиты с вертикальными врезами триглифами и промежутки метопы, иногда украшенные барельефами,

карниз– нависающий над всей конструкцией, предохраняющий ее от дождевой влаги, и своей четкой горизонталью завершающий композицию. На нижней грани карнизной плиты триглифам отвечали выступы с каплями (мутулы).

Выше антаблемента — треугольной формы фронтон, ограниченный сверху двумя скатами крыши.

 

Основные понятия:

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР – архитектурная композиция, опорная система, основана на художественно оформленной стоечно-балочной конструкции.

Начало развитию классической ордерной системы было положено еще в зодчестве Древнего Египта и архитектуре архаики.

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ОРДЕРА:

1) балочное перекрытие (антаблемент)

2) стойка – колонна (архитектурно обработанная

ОПОРА, круглая или прямоугольная в плане,

несущая часть стоечно-балочной конструкции),

основные элементы колонны:

- капитель,

- ствол,

- база,

3) подножие колонн– стереобат,

(или стилобат)

Типы ордеров различаются составом элементов, их формой и расположением, профилями, орнаментом…

Каждый ордер характеризуется определенными пропорциями его основных частей, размеры которых назначались в зависимости от основных частей, размеры которых назначались в зависимости от МОДУЛЯ.

МОДУЛЬ – мера, или условная единица, которую в архитектуре принимают для согласования между собой размеров отдельных частей здания или комплекса зданий и сооружений.

Использование модуля дает возможность добиться стройности, соразмерности, гармоничности пропорций архитектурного сооружения.

В различных странах в зависимости от композиции зданий и развития строительной техники за модуль принимались различные величины, например, в Древней Греции основной модуль – нижний диаметр колонны.

ДРУГИЕ МОДУЛИ: ширина триглифа, диаметр купола, расстояние между осями колонн

Коринфский ордер имеет сложные капитель (Рис. Г)и пьедестал. Стержень колонны равен 10 диаметрам, или 20 модулям. По колонне проходят 24 каннелюры, разделенные между собой дорожками, которые вверху и внизу заканчиваются полуокружностями. Капитель состоит из 16 волют, поддерживаемых двумя рядами акантовых листьев. Антаблемент имеет модульоны, которые расположены под слезником на некотором расстоянии друг от друга. Фриз ордера - гладкая плоскость, над которой располагается орнамент. Венчающий карниз сходен с ионическим. Все рельефные части ордера выполняются лепщиком, остальное - штукатурами.

Вместо круглых колонн часто устраивают квадратные, ровные или уменьшающиеся на конус. Такие колонны делают с капителью или без нее. Пилястры (половина колонны, выступающая из стены) чаща всего имеют вверху капитель. Пилястры бывают гладкие или с каннелюрами. Иногда делают рустованные колонны, т.е. о «дотацией каменной кладки.

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений. Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция -- каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного[1].

 

Сложение древнерусской архитектуры.

1. Стилистическая принадлежность

История зодчества Древней Руси - молодая наука. Еще в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими[2] (хотя на наш взгляд точнее было бы их назвать романскими – от романского стиля).

 

Сам термин свидетельствует, что эти памятники отличали от построек античного и нового времени, но не отделяли от архитектуры других стран, не видели национальной специфики русского зодчества.

Непосредственным предшественником белокаменных храмов Древней Руси был колоссальный романский собор в Шпейере — усыпальница императоров «Священной Римской империи». Вероятно, там и проходили «стажировку» первые древнерусские мастера «каменных дел»[3]

2. Материалы, экономика строительства.

Христианство и храмовая архитектура пришли на Русь из Византии, но там церковное строительство велось из плинфы или в смешанной технике.

Плинфа (от греч. πλίνθος — «плита») — характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине. Применялась в строительстве Византии и в Древней Руси при строительстве храмов Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка, Смоленска, Чернигова, Переяславля Южного, Владимира Волынского и всех остальных древнерусских земель, кроме Галицкой и Суздальской (в Галицком княжестве белокаменное строительство началось в 1110—1120-х годах, в Суздальском — в 1152 году).

В древнерусской архитектуре под «белым камнем» понимается светлый известняк карбона (каменноугольного периода палеозойской эры) из центральных регионов средней России, иногда — песчаник, доломит, поволжский известняк пермского возраста, многочисленные виды известняка, травертина и алебастра, залегающие в Приднестровье. Вообще бе́лым ка́мнем был любой поддающийся обработке бело-желтоватый тёсаный природный камень с неблестящей поверхностью, не являющийся мрамором или ракушечником; который использовался для строительства средневековых соборов и общественных зданий в Европе и на Руси.

Согласно расчетам, проведённым С. В. Заграевским, белокаменное строительство было в 10 раз дороже плинфяного (за счёт более сложной добычи, транспортировки и обработки). Воспеваемый в литературе белый цвет камня тоже не был его преимуществом: плинфяные стены оштукатуривались и белились, а белокаменные здания уже через несколько лет после постройки становились грязно-серыми от дыма печей и частых пожаров, и практика их очистки появилась только в XIX веке. Таким образом, белый камень как строительный материал проигрывал плинфе по всем показателям (и тем более кирпичу).

3. Политика.

Но в XII веке, когда на Руси началось белокаменное строительство, Византия уже была ослаблена и не являла собой сколь-нибудь значимой силы на международной арене. В Западной Европе строительство из различныхсортов камня во времена романики и готики выражало государственную мощь и имперскую идеологию, из кирпича там строились лишь второстепенные постройки гражданского характера и храмы в небогатых окраинных регионах.

В домонгольское время 95 % зданий Владимиро-Суздальской земли и 100 % зданий Галицкого княжества были построены из белого камня[4]. Наиболее известны такие «знаковые» белокаменные храмы, как Успенский собор во Владимире (1158—1160, перестроен в 1186—1189) и церковь Покрова на Нерли (1158 год).

Белокаменное строительство стало одной из основных составляющих процесса вхождения Древней Руси в число ведущих европейских держав, — процесса, надолго прерванного лишь татаро-монгольским нашествием.

Характерно, что и в тяжёлые времена монгольского ига древнерусские строители не перешли на дешевую и надежную плинфу, а продолжали строить исключительно «по-европейски» — в белом камне. Очевидно, это стало одним из факторов, позволивших Владимиро-Суздальскому великому княжеству, оказавшемуся «улусом» Орды, не потерять свою духовную самостоятельность и возродиться уже под новым именем — Московской Руси.

В конце XV века, когда мастера западноевропейского Ренессанса полностью перешли на гораздо более надежное, дешевое и практичное кирпичное строительство, выражение государственной мощи и имперской идеологии в камне потеряло смысл. Тогда и на Руси произошёл повсеместный переход на кирпич. Последним крупным древнерусским белокаменным храмом был Успенский собор в Москве (1475—1479 годы). В дальнейшем белокаменные храмы на Руси продолжали строиться, но лишь эпизодически и преимущественно вблизи каменоломен. Но широкое использование белого камня не прекратилось, так как из него повсеместно строили фундаменты, подклеты и вытесывали элементы архитектурного декора.

 

Рис. Храм Святой Софии Константинопольской

 

Объединение восточных славян привело к образованию мощного государства – Киевской Руси, по размерам своим и значению занявшего одно из первых мест в тогдашней Европе. К концу Х в. древнерусское государство приобрело уже законченные формы. С появлением государства должна была измениться религия. Владимир Святославович сделал попытку объединить языческие культуры, но язычество не могло отвечать новым запросам. Между тем рядом с Русью находилось мощное государство – Византийская империя, где идеологические формы уже были разработаны полностью. Эти формы Русь могла заимствовать в готовом виде. В установлении тесных связей были заинтересованы обе стороны: Русь получала религию, литературу и искусство, из Византии поступали и некоторые предметы роскоши; Византия была заинтересована в военных силах Руси.

В 989 г. сразу же после принятия христианства, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая кирпичная церковь: князь Владимир «помысли создати церковь пресвятые Богородица и послав приведе мастеры от грек». В 996 г. постройка была закончена. Владимир даровал «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. Десятинная церковь является древнейшей из известных нам монументальных построек Руси.

Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева монголами и долго стояла в руинах. Раскопки показали, что от древнего здания на маленьком участке в юго-западной части храма сохранились нижние ряды кирпичной кладки, на остальных участках местами уцелели фундаменты. Десятинная церковь представляла собой характерный для Византийской архитектуры трехнефный* храм с тремя апсидами* и тремя парами столбов, т.е. шестистолпный вариант крестово-купольного* храма. Церковь имела в длину – 27.2 м, в ширину – 18.2 м; длина подкупольного пространства – 6.5 м, ширина – 7.2 м. С трех сторон к церкви примыкали галереи*, очень усложненные и расширенные в западной части, где, вероятно находились лестничная башня и крещальня. Судя по обнаруженному на западной стене основанию крестчатого в плане столба, галереи, во всяком случае, на некоторых участках, были открытыми, опиравшимися на отдельные столбы. В Десятинной церкви существовал княжеский балкон – хора*.

Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа. Такие кирпичи в древнерусских письменных источниках именовали плинфами. Кладка велась на известковом растворе с примесью толченой керамики – цемянки – и была исполнена так, что на фасад здания ряды кирпичей выходили через один – промежуточный ряд был немного отодвинут в глубь кладки и прикрыт снаружи слоем раствора. Такая кладка, называемая кладкой со скрытым рядом, имела как производственно-техническое, так и художественное значение, обеспечивая возможность живописно-декоративного оформления фасадов.

Киев. Десятинная церковь.
1 - план фундаментов, 2 - частичная схематическая реконструкция плана.

В начале XII века Новгород становится вечевой республикой. Боярство завладевает государственным аппаратом, оттесняя князя на роль наемного военачальника города. Князья переселяются в Городище, возле которого возникает княжеский Юрьев монастырь, а чуть позже — Спасо-Нередицкий. В течение двенадцатого века князья делают ряд попыток противопоставить потерянной для них Софии новые сооружения. Еще в 1103 году князь Мстислав заложил на Городище церковь Благовещения; часть стен была обнаружена в 1966-1969 гг. раскопками. Судя по остаткам, этот древнейший после Софии храм представлял собой большую парадную постройку. В 1113 г. выстроен пятиглавый храм Николы на Ярославовом дворище, который был княжеским дворцовым храмом. По типу и художественным особенностям Николо-Дворищенский собор является большим городским соборным храмом, что, по-видимому, вызвано нарочитым противопоставлением нового княжеского храма храму Софии.

Георгиевский собор Юрьева монастыря, выстроенный в 1119 году князем Всеволодом, по размерам и строительному мастерству занимает в новгородском зодчестве первое место после Софии. Новгородский князь стремился построить здание, которое могло бы если не затмить собор Софии, то хотя бы конкурировать с ним. Поздняя новгородская летопись сохранила имя русского зодчего, выстроившего собор — “мастер Петр”.

Георгиевский собор, как и собор Николы на Дворище сохраняет образ большого парадного здания[5].

Рис. Георгиевский собор, Великий Новгород

Рис. Храм Святой Софии Великий Новгород

Рис. Храм Святой Софии Киев

Планы Софийских соборов.
1 - киевского, 2 - новгородского, 3 - полоцкого.

В чрезвычайно напряженной политической обстановке строятся два последних княжеских храма — церковь Ивана на Опоках в 1127 году и церковь Успения на Торгу в 1135 году (заложены князем Всеволодом незадолго до изгнания его из Новгорода). В основе обоих построек — упрощенный план Николо-Дворищенского собора: нет башен, вход на хоры устроен в виде узкой щели в толще западной стены.

 

После 1135 года крайне неуютно чувствовавшие себя в городе князья не выстроили ни одного здания. Нередко сбегавшие с “новгородского стола”, а еще чаще изгоняемые вечевым решением, они не решались на крупное строительство, требовавшее времени и средств. Только в обстановке вот таких новых политических условий может быть понят последний памятник княжеского строительства в Новгороде — церковь Спаса Нередицы, заложенная в 1198 году князем Ярославом Владимировичем подле новой княжеской резиденции на Городище. Это кубического типа постройка, почти квадратная в плане, с четырьмя столбами внутри, несущими единственный купол. Узкий щелевидный вход на хор в западной стене. Отнюдь не блещет красотой пропорций – стены ее непомерно толсты, кладка грубовата, хотя еще повторяет старую систему “полосатой” кладки. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают этой постройке особую пластичность, отличающую новгородское и псковское зодчество от памятников владимиро-суздальской архитектуры и зодчества ранней Москвы, унаследовавшей владимиро-суздальские традиции.

Рис. Церковь Спаса Нередицы (1198) в В.Новгороде

Чернигов. Спасский собор. План.

Чернигов. Спасский собор. Реконструкция западного фасада.
По Ю. С. Асееву.

 

 



2016-01-26 1156 Обсуждений (0)
Сложение древнерусской архитектуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сложение древнерусской архитектуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)