Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7 Билет повторяется





Материалы и техника станковой живописи.

Станко́вая жи́вопись — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально — живопись, созданная на станке (мольберте).

Произведение станковой живописи — картина — создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной живописи) и неутилитарной (в отличие от декоративной живописи) основе (холсте, картоне, доске, бумаге, шёлке) и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие.

Основные материалы станковой живописи — масляные, темперные и акварельные краски, гуашь, пастель, акрил. На Дальнем Востоке получила преимущественное распространение живопись тушью, (в основном — монохромная), зачастую интегрирующая каллиграфию.

Особое место занимает монотипия — псевдотиражная техника живописи, использующая характерный для эстампа приём нанесения красочного слоя на бумагу отпечатыванием с доски (металлической, пластиковой, стеклянной).

Европейская картина, как правило, отделяется от окружения рамой или паспарту, восточная традиция оставляет живопись в листе или свитке, иногда дублируя на декоративное основание.

Станковая живопись — один из основных видов изобразительного искусства, наиболее богатый жанрами и стилями.

Обучение станковой живописи ведется в художественных школах и студиях, в средних художественных училищах и художественных институтах, крупнейшими из которых в России являются институт имени И. Е. Репина в Петербурге, Рязанское художественное училище им. Г.К.Вагнера в Рязани и институт имени В. Сурикова в Москве.

Материалы и техника – в предыдущих билетах

Из билета 3.2 )Градостроительные, типологические, композиционные и инженерные достижения зодчества Древнего Рима.

Повторяем билет 3.2 и читаем второй вариант ответа

Архитектура Древнего Рима

Первые крупные постройки производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.



Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

Архитектурные ордера

Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-либо более солидным, более способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти прекращают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение, служит для маскирования наготы пилястр и сухости стенных поверхностей, хотя иногда, как например в портиках, ведущих в здание, в перистилях и т. п., продолжает употребляться так же, как и в Греции. Логический, рациональный смысл, который имела колонна у греков, в римском зодчестве если и не утрачивается, то сильно искажается; при этом и другие, обуславливаемые колонной мотивы теряют строгую осмысленность и соразмерность.

Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров.

Римско-дорический ордер не имеет почти ничего общего с греческим ордером того же названия. Он отличается прежде всего нарушением пропорций: колонна стала длиннее (высота относится к диаметру основания не как 5:1, а как 7:1); её фуст утрачивает припухлость (др.-греч. ἔντασις) и представляет собой прямой, сухой ствол, суживающийся кверху; сухость его тем заметнее, что колонна в основном оставалась без каннелюр, а если они и бывали на ней, то начинались только на ⅓ высоты фуста. Под капителью не имелось впалого канальца, опоясывающего фуст, а вместо того находилось выпуклое кольцо. Подушка капители не представлялась как бы придавленной от лежащей над колонной тяжести и имела жёсткий, сухой профиль. Абака стала более толстой и получила в верхней своей части род карниза. Колонна внизу, вместо того чтобы начинаться прямо фустом, опирается на валообразную базу, лежащую на четырёхугольном плинте. Наконец антаблемент стал гораздо более низким и лёгким.

Что касается ионического ордера, то он утратил у римлян в значительной степени благородное изящество, каким отличался у греков: его колонна нередко остаётся без каннелюр, а если они и покрывают её, то тянутся снизу до самых волют, сокращая орнаментацию под ними в маленькую полоску. Волюты не представляют тех изгибов, которые в греческом ионическом ордере придают им вид упругой подушки со свесившимися вниз и закрученными краями; передняя их пара соединяется с задней прямым валом, а в их спиральной форме есть что-то резкое, металлическое.

Оба этих ордера, дорический и ионический, казались римлянам, пристрастным к пышности и блеску, слишком простыми и бедными: поэтому они употребляли предпочтительно коринфский ордер, переделав его по-своему и сообщив ему большую роскошь.

Этапы развития римской архитектуры[7]

Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода.

Первый из них охватывает собой время от основания Рима до середины II в. до н. э. Это время ещё бедно постройками, да и те, которые возникали тогда, имели чисто этрусский характер. Таковы были каналы для ассенизации города, с главным туннелем — Большой Клоакой, переносившей воду и нечистоты из низменных частей Рима в Тибр, прекрасные дороги, между прочим Аппиева дорога, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями, акведуки, Мамертинская тюрьма и первые базилики.

Второй период

Храм Весты. Рим, Римский форум   Храм Портуна. Рим, Бычий форум  

 

Полное своё развитие тип базилики получил во втором периоде римской архитектуры, в котором греческое влияние, ещё перед тем начавшее проникать в неё, отразилось на ней уже очень сильно. Этот период, продолжающийся с середины II в. до падения республиканского правления (то есть до 31 г. до н. э.), ознаменован, кроме того, появлением в Риме первых мраморных храмов, тогда как прежде храмы строились из местных вулканических пород камня, пиперина и травертина; вместе с тем, подобные здания, и по плану, и по конструкции, стали больше походить на греческие, хотя и сохраняли постоянно некоторые отличия от них.

Римский храм этой и последующих эпох обыкновенно представлял собой одну целлу продолговатой, четырёхугольной формы, стоявшую на высоком фундаменте, и к которой вела лестница только с одной, короткой, лицевой стороны. Поднявшись по этой лестнице, попадаешь в портик с колоннами, в глубине которого находится дверь, ведущая в целлу, получающую освещение только через эту дверь, когда она открыта.

Иногда колонны украшали только портик храма (простиль); иногда рядом бывали обставлены и боковые стороны целлы (род периптера), но их не имелось с задней стороны; иногда, вместо настоящих колонн, употреблялись полуколонны, выступающие из стен целлы (род псевдопериптера). Крыша здания всегда была двускатная, с треугольным фронтоном над портиком.

Наряду с подобными святилищами греческого типа, римляне сооружали, в честь некоторых божеств, круглые храмы, составляющие их собственное изобретение, вводя в них, однако, многие греческие элементы.

Третий период

Пантеон   Колизей  

Третий, самый блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августом полновластия над республикой и продолжается до смерти императора Адриана, то есть до 138 года нашей эры.

В это время римляне начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов. Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. Ещё более впечатляет римское инженерное мастерство при строительстве дорог, мостов, акведуков, канализаций и укреплений.

Римское искусство уступало греческому искусству в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве. К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира) — одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. В архитектуре римлянам также недоставало греческого чувства стиля и вкуса, но они были более искусны с технической точки зрения в сооружении арок, сводов и куполов. Строительство велось в огромных траншеях, поскольку обширная империя нуждалась в поражающих воображение общественных зданиях.

Римляне восхищались греческим искусством и подражали ему, расширив его влияние на запад и север Европы. Многие греческие архитекторы известны нам благодаря римлянам, которые заказывали себе копии, пережившие в итоге свои оригиналы. Римские мастера значительно уступали грекам, но у них была собственная глубоко реалистичная скульптурная традиция, шедшая, вероятно, от манеры исполнения портретных бюстов предков, которые римляне хранили в своих домах не в качестве произведений искусства, а информации о том, как выглядели их праотцы. Простота и в то же время яркая индивидуальность римского портретного искусства делают его очень

Четвёртый период

 
Храм Антонина и Фаустины Рим, Римский форум   Термы Каракаллы   Триумфальная арка Константина    

Развалины базилики Максенция

После Адриана римское зодчество быстро клонится к упадку, вдаётся в вычурность мотивов, излишество украшений, в смешение самых разнородных форм и в иррациональность их употребления. Наступает четвёртый, последний период истории римской архитектуры, продолжающийся до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.). И в это время, каждый император старается оставить о себе память каким-либо значительным сооружением. Антонин Благочестивый строит в Риме храм Антонина и Фаустины; Марк Аврелий — колонну своего имени по образцу Траяновой; Септимий Север — тяжёлые, обременённые архитектурными и скульптурными украшениями триумфальные ворота в подражание арке Тита, а также небольшой, но гармоничный по пропорциям и благородно-красивый по деталям храм Весты в Тиволи. Каракалла наделяет Рим необычайно обширными и роскошными общественными банями, Аврелиан — колоссальным храмом Солнца. При Диоклетиане построены термы, ещё более вместительные и великолепные, чем бани Каракаллы, но представлявшие собой, по конструкции и расположению, только сколок с них. Не менее колоссален был сооружённый этим императором в Спалато (в Далмации) дворец, из камней которого выстроена впоследствии значительная часть этого города.

Важнейшими постройками Константина Великого в старой столице его империи были триумфальные ворота, имеющие три пролёта и украшенные скульптурными рельефами, взятыми с ворот Траяна, и базилика, основание которой было, впрочем, положено ещё Максенцием, — последний прекрасный памятник римской архитектуры, способный выдержать сравнение с наилучшими созданиями её цветущей поры. То было величественное здание о трёх нефах внутри, стройное по пропорциональности своих частей, роскошно отделанное, благородное, хотя в его деталях уже проявились признаки упадка искусства.

 

7.2(второй вариант ) Градостроительные, типологические, композиционные и инженерные достижения зодчества Древнего Рима.

 

7.2 Градостроительные,типологические,композиционные и инженерные достижения зодчества Древнего Рима.

 

Начиная с III в. до н. э. центр политической и экономической жизни из Древней Греции переместился в Древний Рим. В Пунических войнах римляне завоевали экономически развитые греческие колонии — торговые города в Сицилии. С потерей колоний Греция утратила политическое и экономическое значение. Рим стал преемником культуры Греции.

О времени возникновения Рима, бывшего ранее этрусским городом, точных сведений нет из-за отсутствия полных остатков архитектурных сооружений. Известно, что в начале Рим размещался только на семи холмах и планировка его была похожа на планы крупных деревень (рис. 1).

 

Рис 1. План Древнего Рима.

 

Коренная архитектурная перестройка Рима началась в I в. до н.э. и велась до IV в. н. э., однако градостроительная система стихийно возникающего города в известной мере сохранилась.

На территориях бывших жилых кварталов возводились пышные сооружения — императорские форумы. Широко развилось строительство вилл для знати. В период империи в Риме сооружались 3—4-этажные наемные дома — инсулы — с ограниченной законом высотой (20,7 м).Инсулы — жилища римского плебса: бедняков и рабов. Лишенные удобств, эти невыразительные объемы походили на склады.

В истории развития градостроительства в эпоху Римской империинемаловажное место занимает каструм — римский лагерь (рис. 2).

 

Рис 2. Римский лагерь: а - общая схема; б - вид на лагерь (реконструкция)

 

Каструмы представляли собой типовые военные лагеря, размещавшиеся на стратегически важных дорогах империи. Во II и III столетиях н. э. такие лагеря размещались на землях всей империи в виде цепи опорных пунктов.Территория Римской империи охватывала тогда всю Западную Европу, в том числе большую часть Англии и многие североафриканские и малоазиатские области.

Лагерь имел квадратное очертание плана с четырьмя входными воротами. Главная улица, обычно расположенная в западно-восточном направлении, пересекалась с улицей, идущей с севера на юг. В этом месте создавали форумы, на которых совершались культовые обряды. Вдоль прямоугольной сетки улиц и кварталов располагались жилые здания, торговые помещения и склады. В римском градостроительстве преобладала строгость, четкость и ясная организация пространства. Выдающимся теоретиком архитектуры и градостроительства античного мира является Витрувий (I в. до н. э.), составивший своеобразную архитектурную энциклопедию в виде десяти книг. В этих книгах, наряду со сведениями об изготовлении военных машин и получении строительных материалов, излагаются теоретические вопросы архитектуры и градостроительства. Книги Витрувия являются наиболее полным из сохранившихся письменных источников сведений об античной греческой и римской архитектуре.

 

Архитектура.

 

Одним из источников римской архитектуры являлось этрусское зодчество(Этрурия граничила с римскими владениями, расположенными севернее их). В дальнейшем исключительно большое влияние на ее развитие оказалаархитектура греческих колоний Южной Италии и собственно греческая. Кроме того, в результате завоеваний римлянами многих стран они переняли часть архитектурных форм у порабощенных народов. Римляне создали несколько новых видов сооружений общественного и инженерного назначения: акведуки, мосты, дороги, форумы, термы, цирки, базилики.

У этрусков римляне заимствовали арочный свод, у греков — стоечно-балочную ордерную систему. Видоизменив ордер для придания ему большой декоративности (пьедесталы), римляне ввели с архитектуру полуколонны и пилястры. Римская аркада представляет собой сочетание греческой колонны, поставленной на пьедестал,с этрусской аркой.

Римские императоры стремились придать особый блеск форумам, храмам, триумфальным аркам с целью подчеркнуть свое культурное превосходство и военное могущество.

Одним из новых мотивов использования римлянами греческих ордеров является поэтажное распределение их с применением в нижних этажах более массивного ордера. Обычно в первом этаже располагали деталидорического ордера, а в верхних — коринфского, что видно, например, на фасадах Колизея.

 

К архитектурным памятникам, имеющим связь с этрусским или греческим зодчеством, относятся жилища и храмы. Новыми сооружениями, в которых проявился гений римских зодчих, являются амфитеатры, триумфальные арки, термы, акведуки, укрепления.

 

Жилища.

 

Тип жилого дома римляне заимствовали от этрусков. Дом представлял собой группу жилых помещений, сгруппированных вокруг дворика (атриума).Жилые дома римлян периода II—IV в. н. э. совершенствовались по планировке и объемному построению. Преобладали одноэтажные дома, построенные из камня.

Внутреннее убранство домов римской знати обычно состояло из облицовок стен мрамором, полы покрывались мозаикой, а своды штукатурились. Стены расписывались фресками, в том числе горячим способом восковыми красками (энкаустика). Во дворах устраивали небольшие фонтаны, устанавливали скульптуру.

 

Храмы.

 

Римляне заимствовали у этрусков типы их храмов, вводя в их композицию тосканский ордер с антаблементом, состоящим из одногоархитрава. Для покрытия храмов применялись сильно выступающие двускатные крыши. Позже для убранства храмов использовались элементыионического и коринфского ордеров.

Наиболее ценным памятником храмовой архитектуры является Пантеон, или «Храм всех богов» (рис. 3), сооруженный в Риме в начале II в. н. э.

 

Рис 3. Пантеон.

 

В нем впервые было найдено органичное инженерное и архитектурное решение столь большого внутреннего пространства центрической формы.Пантеон имеет в плане круглую форму, перекрытую куполом диаметром в 43,3 м. Такова же высота здания от пола до верха купола. В верхней части купола расположено круглое отверстие для освещения диаметром 5 м. Внутренняя поверхность купола разделена пятью рядами уменьшающихся кверху кессонов, что зрительно увеличивает высоту всего помещения. Площадь зала Пантеона около 1500 м2.

Здание Пантеона было построено с применением бетона, в котором имеется каркас из кирпичных арок. Распор купола воспринимается стенами огромной толщины — 6,3 м. В стенах имеется восемь внутренних больших ниш и столько же наружных, уменьшивших массу их на одну треть. Купол выполнен из бетона с легким каменным заполнителем — пемзой. Особое место в развитии строительства в Древнем Риме наряду с применением естественного камня, обожженного кирпича, деревянных ферм занимает широкое использование бетона. Бетон, изготовленный на известковом вяжущем, был высокопрочным и водостойким. В состав бетона входили пуццолановые добавки (молотый вулканический пепел и щебень). Применение бетона позволяло возводить здания весьма крупных размеров в короткие сроки (3—5 лет) и давало возможность использовать труд неквалифицированных рабов.

 

Амфитеатры.

 

Амфитеатры в Риме предназначались для массовых зрелищ. В них имелись овальные площадки — арены — для гладиаторских боев. Первый каменный амфитеатр построен в 25 г. до н. э. Арены имели продолговатую овальную форму с выходом с обоих концов ее. Из акведука арена могла наполняться водой для проведения спортивных состязаний. Вокруг арены амфитеатром располагались ряды мест для зрителей.

Крупнейшим амфитеатром является Колизей (рис. 4), по латыни «Колоссальный», построенный в конце I в. н. э. и вмещавший до 50 тыс. зрителей.

 

Рис 4. Колизей. Фрагмент фасада.

 

Для художественного членения фасада первого этажа был применентосканский ордер, второго — ионический, третьего — коринфский. Стена четвертого этажа расчленяется легкими коринфскими пилястрами. Такие членения, отображая внутреннюю структуру здания, усиливали впечатление большой его высоты и зрительно облегчали верх здания.

 

Базилики.

 

Базилики служили вначале местом для общественных собраний и для заседаний судов. Их начали строить во II в. до н. э. для народных собраний, происходивших ранее на форуме под открытым небом. В состав базилики входят три нефа (зала): центральный и два боковых. Все здание покрывалось деревянной крышей. Базилики явились прообразом для первых культовых зданий христиан.

 

Термы.

 

Термы римлян состояли из комплекса различных сооружений, в число которых помимо основного (бани) входили залы для игр, базилики и даже библиотеки.

Термы имелись почти во всех римских городах. Важно отметить, чтотермы еще в те отдаленные времена отапливались помещенными в подвалахкалориферами.

Самыми крупными были термы Каракаллы в Риме (рис. 5).

 

Рис.5 Термы в Каракалле. (реконструкция).

 

Термы, построенные в конце III в. н. э., вмещали до 3200 человек. Главное здание имело прямоугольную форму плана. На центральной оси его последовательно размещались открытый бассейн для плавания с холодной водой, парадный зал, вестибюль и бассейн с горячей водой. Справа и слева от входа располагались большие залы. Имелись также и открытые площадки (палестры) для занятий гимнастикой.

 

Утилитарные сооружения.

 

Мосты и акведуки римляне строили с использованием арочных конструкций. Материалом для строительства служил камень. Строили они капитально, на века. Дороги прокладывались преимущественно в стратегических целях. Проезжая часть настилалась из весьма крупных камней, а на мостах — из каменных плоских плит.

Водопроводные сооружения римлян — акведук— дошедшие до наших дней, свидетельствуют о высоком строительном искусстве римлян (рис. 6).

 

Рис 6. Акведук в Ниме. (Франция)

 

К числу выдающихся сооружений тех времен относятся мосты, выполненные обычно в виде арочной конструкции с устоями, позволяющими возводить арки одну над другой. Наиболее известны трехъярусный Гардский мост-акведук и мост Алькантара.

К оборонительным сооружениям римлян относятся крепости, состоящие из стен укреплений и боевых башен. Римская крепостная архитектураоказала влияние на формы средневековых замков и кремлей.

Триумфальные арки представляют собой аркады, богато украшенные и завершенные декоративными стенками (аттики). Триумфальные колонны и статуивоздвигались в честь побед римских войск и самих императоров. Высота колонн достигала порой значительных размеров (колонна Траяна около 30 м).

Для мемориальных сооружений, построенных в последний период Римской империи, характерны измельченность форм и декоративное начало, примером чему служит триумфальная арка императора Константина, сооруженная в 315 г. н. э.

Заслуги римских зодчих состоят в том, что они рационально использовали и развили строительную культуру греков и других покоренных народов.Кроме того, используя бетон, они создали облегченные и крупные сводчатые сооружения больших пролетов — Пантеон, термы и др.

Тектонические приемы древнеримского зодчества оказали сильное влияние на развитие архитектуры Византии, готики (базилики) И итальянского Возрождения. Позже их использовали зодчие классицизма.

 




Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)