Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 4. МИНИСТРАТЕГИЯ ФИРМЫ: ВИДЕНИЕ, МИССИЯ, ЦЕЛИ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ



2016-01-26 374 Обсуждений (0)
ГЛАВА 4. МИНИСТРАТЕГИЯ ФИРМЫ: ВИДЕНИЕ, МИССИЯ, ЦЕЛИ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Анализ макро и микросреды фирмы и техника сценарного планирования необходимы для разработки и принятия так называемой «министратегии» организации, состоящей из ее видения, миссии, основных целей и стратегических приоритетов. С помощью министратегии выстраивается «управленческий мост» от стратегии организации к ее тактической деятельности. Термин «мост» представляет собой английскую аббревиатуру – MOST, где M-mission – миссия, O – objectives – цели, S – strategy as strategis priorities – стратегические приоритеты, T – tactics – тактика.

Предложенная последовательность разработки стратегии фирмы характерна для большинства работ по стратегическому менеджменту. Но ряд авторитетных исследователей [14, 20, 76] данной проблематики утверждают, что формирование миссии и целей должно предшествовать анализу среды деятельности фирмы. «Стратегическое планирование начинается с оценки, предвидения будущих возможностей фирмы и лимитирующих факторов. Затем идет предвидение: «Что я хочу? Т. е. предприниматель представляет свои оценки того, каким образом фирма должна развиваться и какие количественные задания следует принять. Затем формируется прогноз на будущее, в котором в общих чертах намечается, как будет развиваться фирма и какие задачи и в какие сроки должны быть выполнены. … Анализ нужен для определения критерия, с помощью которого может быть выбрано окончательное решение из ряда альтернатив» [20].

Такой подход тоже правомерен, так как организация, исходя из системного подхода, представляет собой социотехническую систему имеющую определенные цели и мотивы жизнедеятельности. Ведь цель – один из важнейших системообразующих факторов. Но вряд ли следует рекомендовать такой подход в качестве типового в тех случаях, когда миссия и цели фирмы выбираются на основе исключительно предпочтений и амбиций владельцев и менеджеров.

Убедительное доказательство в отношении первичности структурированного анализа бизнес-среды, в которой находится фирма, предложено в работе [14]:

– Анализ помогает команде менеджеров применять стратегический подход без необходимости немедленно решать глобальные и противоречивые задачи.

– Анализ помогает структурировать свой подход к проблеме, что позволяет увидеть новые аспекты проблемы, которая кажется хорошо известной. Это заставит менеджеров мыслить глубже и способствует более широкому применению ими инструментов и методов стратегического менеджмента.

 

4.1. Видение – важнейший ориентир системы стратегического управления

 

В первой главе пособия приведена характеристика (п. 1.1.4) десяти школ стратегического менеджмента. Если соотнести эти наработки с реалиями деятельности руководителей в условиях экономики Украины, то можно утверждать, что доминирующей, особенно в среде малого и среднего бизнеса, является школа предпринимательства. «… Она рассматривает стратегический процесс сквозь призму действий одного человека, но, кроме того подчеркивает значение свойственных только ему состояний и процессов – интуиции, здравомыслия, мудрости, опыта, проницательности» [71]. Исходя из наработок этой школы – стратегия это не детально расписанный план, а перспектива, выбор направления при этом почти интуитивен. Такое представление о будущем фирмы называют видением.

«Видение – мысленное представление стратегии, рожденное или отображенное в сознании руководителя» [71].

Итак, видение (предвидение) – это идеал деловой организации, который дает ориентиры в видении бизнеса, хотя и является наименее четким ориентиром по сравнению с другими целями организации.

А. Файоль написал: «Управлять – это предвидеть, а предвидеть – это уже почти действовать». Следовательно, в интересах эффективного управления необходимо предвидеть будущее.

В работе [95] обобщены результаты публикаций (60-90-е годы ХХ ст.), касающиеся вопроса видения. Выделены три следующих точки зрения.

1. Видение – это прогнозирование. Прогноз – это поиск возможных путей достижения намеченной цели. Совокупность прогнозов – варианты плана, которые рассматриваются в процессе поиска решения. План отличается от прогноза директивным характером.

2. Предвидеть следует только неуправляемые или слабоуправляемые параметры. Управляемые параметры надо планировать.

3. Предвидеть надо события отдаленного будущего, т. е. те, что могут произойти за пределами периода, на который составляется план.

Автор работы предлагает и свою версию содержания процесса разработки видения. С его точки зрения в интересах планирования нужно предвидеть только значения неуправляемых или слабоуправляемых параметров (или событий), а за пределами планового периода можно предвидеть значения любых параметров, в том числе и управляемых.

Предвидение сложное понятие с точки зрения смысловой нагрузки. В нем необходимо различать предсказание, прогноз и предположение.

Предсказание – это однозначное утверждение о будущем состоянии того или иного объекта или наступлении какого-либо события.

Прогноз – это отражение наиболее вероятного состояния объекта или возможность наступления события.

Предположение – это описание одного или нескольких возможных вариантов (гипотез) будущего состояния интересующих нас объектов. Например, при разработке стратегического плана обычно возникает потребность в предвидении состояния внешней среды, в которой будет реализовываться план. Исходя из выше приведенного, можно утверждать, что стратегические планы, как планы будущего развития деловой организации имеют непосредственную связь с предвидениями этого будущего. Ведь процесс стратегического планирования разворачивается от определения будущего состояния обстановки, которая может сложиться на этапе реализации плана, к настоящему моменту, связанного с принятием стратегических решений.

Данное утверждение, состоящее в том, что видение – это прообраз функции планирования, восходит еще к классикам управления (А. Файолю, Л. Гьюлику, Л. Урвику и др.). Таким образом, предвидение нацелено на уменьшение степени неопределенности среды реализации стратегических решений.

Чтобы четче составить представление о сути видения и перейти к изучению причин способствующих внедрению в практику управления данного понятия, соотнести видение и культуру организации проанализируем особенности некоторых его определений (табл. 4.1).

 

Таблица 4.1



2016-01-26 374 Обсуждений (0)
ГЛАВА 4. МИНИСТРАТЕГИЯ ФИРМЫ: ВИДЕНИЕ, МИССИЯ, ЦЕЛИ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 4. МИНИСТРАТЕГИЯ ФИРМЫ: ВИДЕНИЕ, МИССИЯ, ЦЕЛИ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)