Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности и назначение жанра интервью



2016-01-26 484 Обсуждений (0)
Особенности и назначение жанра интервью 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению языковых и стилистических особенностей жанра «интервью». Толкование термина «интервью» менялось со временем в зависимости от самого развития жанра, политической ситуации в стране и от многих других лингвистических и экстралингвистических факторов. “Общим ” в определении жанра интервью осталось словосочетание: беседа, имеющая общественный интерес, определяющийся не только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственным отношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме. В связи со своей спецификой печатные материалы не могут иметь прямого контакта с читателем в отличие от таких средств массовой информации, как телевидение, радиовещание, Интернет.
Средства массовой информации как важнейший социальный институт наиболее чутко отражают быстро меняющуюся языковую картину мира. Наше обращение к языку СМИ обусловлено тем, что он является наиболее активным проводником языковых нововведений, через который читатель/зритель воспринимает новую информацию (в том числе и её языковую форму), а затем оперирует ею в обыденной жизни.
Актуальность изучения языкового своеобразия жанра «интервью» обусловлена необходимостью определить особенности употребления языка интервьюируемым и интервьюирующим,а также активизаций используя жанра интервью в СМИ.
Объектом курсовой является жанр интервью как один из ведущих информационных жанров публицистики XXI века.
Предмет курсовой – особенности функционирования языковых единиц в рамках интервью в письменной форме его бытования.
Цель курсовой – выявить особенности функционирования языковых средств и приёмов в публикуемых произведениях, изданных в жанре интервью.

Особенности и назначение жанра интервью

Разные словари по-разному определяют понятие интервью. Чаще всего оно определяется как общение представителя печати с кем-нибудь, кто представляет общественный интерес, по наиболее актуальным вопросам. «Интервью (англ. interview – беседа) – жанр публицистики, который представляет собой беседу журналиста с социально значимой личностью

на актуальные темы»[1].[1]

Такое определение едва ли может быть исчерпывающим, поскольку интервью – это не прерогатива журналистики, а вполне самостоятельный метод получения информации во многих науках.

Термин интервью имеет два основных значения. Во-первых, он обозначает метод получения, сбора любых сведений (в том числе и для средств массовой информации) посредством опроса, беседы, т.е. общения двух людей в живую. Во-вторых, интервью рассматривается и как жанр публицистики.

Как метод сбора информации интервью используется давно. Еще в античности его использовал Сократ в своих диалогах. Прообразом современного интервью также являются своеобразные жанровые образования в 18 веке: беседы и разговоры. Однако они не предполагали обмена мнениями, репликами действительно беседующих соавторов и персонажей. В большей степени они адресовались читателю, подчеркивая стремление автора вступить с ним в контакт, осуществить общение.

Отличительной особенностью интервью является его двуадресность: интервьюер («субъект интервью»[2][2]), обращаясь к своему непосредственному адресату, т.е. интервьюируемому («объект интервью»[3]), выстраивает особую публицистическую драматургию беседы в расчете на восприятие будущего читателя.

Слово «интервью» появилось в печати в 60-80-е годы 19 века и получило название жанра, но не сразу превратилось в терминологическое обозначение. Этот смысл оно получило в России на рубеже 19 – 20 веков.

Жанр – это «род произведений в области какого-нибудь искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками»[4]. В литературе «жанр… – исторически складывающийся и развивающийся тип литературного произведения»[5].[3]

Следует привести некоторые определения жанра интервью современных исследователей.

К примеру, Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский определяют интервью как жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. При обращении к семантике английского слова «интервью» видно, что слово состоит из префикса inter, что значит – взаимодействие, и слова view, одно из значений которого – взгляд. Таким образом, анализируя семантику слова «интервью», авторы дают еще одно определение – «Интервью – обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями»[6].

Э.Г. Багиров, Р.А. Борецкий, А.Я. Юровский представляют интервью как беседу в форме вопросов и ответов. « Интервью – это диалог, происходящий между журналистом, получающим информацию, и каким-либо носителем информации, при одностороннем участии аудитории»[7].

По-мнению С.Н. Ильченко: «Интервью – акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений и суждений, представляющих общественный интерес»[8]. Это значит, что жанр интервью – это форма получения журналистом определенной информации от респондента, т.е. собеседника, с помощью вопросов; иными словами, диалог – самое естественное средство общения.

Таким образом, назначение жанра интервью состоит в том, чтобы информировать общественность о значительном событии, важном начинании, привлечь внимание к актуальной проблеме, узнать авторитетное мнение по тому или иному существенному вопросу.

Суть интервью – целенаправленное, плановое получение информации, необходимой для реализации определенных целей.

Особенность интервью заключается в том, что, в отличии от всех других жанров публицистики, он представляет собой результат сотрудничества журналиста и собеседника. Интервью обладает особой силой убедительности, правдивостью. В этом смысле интервью играет немаловажную роль в формировании общественного мнения.

Интервью обладает возможностью эмоционального воздействия на читателя, т.к. позволяет дать представление о личности собеседника, об обстановке, в которой протекал разговор. Этот жанр позволяет охарактеризовать внутренний мир человека, передать его мысли, которые используют участники интервью.

 



2016-01-26 484 Обсуждений (0)
Особенности и назначение жанра интервью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности и назначение жанра интервью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (484)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)