Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В чем различия между формальной и неформальной группами?



2016-01-26 1941 Обсуждений (0)
В чем различия между формальной и неформальной группами? 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Формальная группа образована по заранее заданным параметрам (экипаж самолета, производственная бригада, студенческая группа и т. д.). В такой группе предполагается наличие официальных должностей, конкретных функций и ролей. Формальные отношения между людьми обусловлены должностным положением, а не личными качествами входящих в нее членов. Главным интегрирующим (объединяющим) фактором формальной группы является совместная деятельность для достижения определенной цели (целей), например, производство строительных материалов, ремонт машин, передача информации и т. д.

Неформальная группа формируется спонтанно в ходе общения людей (компания друзей, дворовая спортивная команда, любители животных и т. д.). В такой группе отсутствуют фиксированные цели и должности, нет явно регулируемых правил членства, структура отношений определяется не предписанными функциями и ролями, а личными качествами членов группы. Главным интегрирующим фактором неформальной группы является совместный интерес, например, игра в футбол, коллекционирование марок и т. д.

В реальной жизни возможны случаи превращения формальной группы в неформальную и наоборот. Например, бывшие члены расформированной бригады продолжают дружить; группа приятелей создает свою фирму. Возможны также варианты, когда группа одновременно является и формальной, и неформальной, например, экипаж самолета во время работы является формальной группой, а вне работы – группой приятелей.

В любой формальной группе (организации), как правило, возникают неформальные отношения. Они складываются в результате неформального общения членов группы на основе взаимных интересов, склонностей и симпатий. Следовательно, индивид в организации одновременно является субъектом формальных и неформальных отношений.

Функционирование и развитие неформальной группы невозможны без единых норм и правил внутригруппового общения. Групповые нормы складываются спонтанно в процессе внутригруппового взаимодействия и представляют собой систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются естественным образом на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой происходит образование группы. Сам процесс формирования ценностно‑нормативной системы в группе является достаточно сложным и противоречивым. В ходе него происходит своего рода «естественный отбор» людей разделяющих групповые нормы и «отсев» тех, кто эти нормы не признает. Сформировавшаяся группа, как правило, имеет достаточно четкую систему своих групповых норм, соблюдение которых является обязательным для всех членов группы.

Чем более сплоченной является группа, тем строже она контролирует исполнение групповых норм и требований, и тем более острым может быть конфликт, в случае нарушения этих норм. Но не бывает правил без исключений. Как и в обществе в целом, в группе люди занимают разные статусно‑ролевые, структурно‑функциональные и иные позиции. Поэтому одни члены группы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие «грехи». Но, чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями.

Групповые нормы выполняют следующие жизненно важные для группы функции:

• обеспечивают единообразие поведения и способствуют координации деятельности;

• направляют, регулируют, контролируют и оценивают поведение членов группы;

• выполняют функции интеграции, упорядочения и сохранения стабильности в группе;

• обеспечивают предсказуемость поведения членов группы;

• избавляют человека от тревоги и неопределенности;

• создают индивидуальное лицо каждой группы.

Групповые нормы являются не единственным регулятором внутригруппового общения. В ходе функционирования группа вырабатывает также свои особые традиции, свою систему и иерархию ценностей, свой особый язык внутригруппового общения. Все это представляет собой определенную субкультуру, характерную только для той или иной конкретной группы.

Лидер в неформальной группе также не назначается и не выбирается. Он выделяется и выдвигается благодаря своим личностным качествам. Но при этом его роль очень велика. Лидер является главным выразителем групповых интересов, групповой воли, основным хранителем групповых норм, арбитром в конфликтах.

 

Литература

 

Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994.

Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветской нации: По материалам этносоциологических исследований. – М., 2003.

Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М., 2003.

Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие. – М., 2001. Основы социологии /Отв. ред. А.Г. Эфендиев. – М., 2000.

Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1997.

Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебник – М., 2003.

Смелзер Н. Социология. – М., 1994. Социологическая энциклопедия. В 2 т. М., 2003.

Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс. – М., 1998.

 

 

Тема VII

Личность

 

Что такое личность?

 

Личность это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида, как члена того или иного общества, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения человеком социального опыта.

Необходимо различать такие понятия, как «личность», «индивид», «человек». Когда мы говорим о личности, то мы как бы выделяем из общей социальной структуры один из ее элементов (частичку). Причем этот элемент (личность) является носителем социальных качеств, свойственных всей социальной структуре (социальной общности). Можно сказать, что в личности как в капле воды отражаются основные свойства (качества) всего общества.

Человек – из представитель человеческого рода. Говоря о человеке, мы как бы выделяем один из видов живых организмов из общей массы других организмов. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации. Поэтому человек, не обладающий социальными качествами, не является личностью.

Индивид – это отдельный, обособленный член социальной общности. Если понятие «личность» используется для исследования социальных качеств человека, свойственных многим людям, то понятие «индивид» в социологии употребляется для того, чтобы выделить социальные и другие (психические, биологические и т. д.) качества конкретного человека.

Индивидуальность – совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других.

Человек становится личностью, приобретая социальные качества в процессе социализации. Если он не в состоянии усвоить социальные качества (например, психически больной), или не имеет такой возможности (ребенок, выросший вне общества), то такой человек не является личностью.

Нередко возникает вопрос о том, с какого возраста человек становится (считается) личностью. Формирование личности начинается с первых дней рождения ребенка. Поэтому назвать точный день и год, когда человек вдруг превратился в личность, не представляется возможным. Каждый возрастной период в жизни человека представляет собой определенный этап и уровни социализации. Поэтому для разграничения уровней социализации используются такие понятия как личность ребенка, личность подростка, сформировавшаяся личность, всесторонне развитая личность, гениальная личность и т. д.

Другой не менее часто возникающий вопрос – это вопрос о том, можно ли считать личностью преступника, наркомана и других людей с девиантным (отклоняющимся) поведением. Отвечая на этот вопрос, надо вернуться к понятию «личность». Если личность – это совокупность социально значимых качеств, т. е. качеств, которыми обладают многие люди, то преступники, наркоманы проститутки и т. д., составляющие большие социальные группы, также являются личностями. Для оценочной характеристики таких людей используются понятия как «девиантная личность», «личность преступника», «аморальная личность», «деградировавшая личность» и т. д.

 



2016-01-26 1941 Обсуждений (0)
В чем различия между формальной и неформальной группами? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В чем различия между формальной и неформальной группами?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1941)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)