Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика методик оценки показателей здоровья



2016-09-16 1531 Обсуждений (0)
Характеристика методик оценки показателей здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок




Методики оценки физического развития

Физическое развитие — процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни. Размеры тела, их пропорции определяют телосложение и являются показателями физического развития. По ним можно судить о дефиците массы тела или избыточном весе и их динамике, развитии грудной клетки по разнице замеров ее окружности на вдохе и выдохе и соответствии этих показателей возрасту испытуемого. На качество физического развития влияют гиподинамия, интенсификация процессов обучения, недостаточное питание.

Исследования физического развития проводятся с использованием антропометрических методик:

· соматометрических - длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки;

· физиометрических - жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук, становая сила;

· соматоскопических - форма грудной клетки (телосложение), вид осанки и т. д.

Комплексная оценка физического развития включает:

· определение с помощью центильных таблиц группы физического развития (I гр. - здоровые дети, II гр. - «группа риска», III гр. - дети со значительными отклонениями физического развития);

· определение по весоростовым индексам дефицита или избытка массы тела, массы тела, соответствующей норме [13].

Методы количественной оценки здоровья

Наиболее доступными из современных методов количественной оценки здоровья, предлагаемых известными учеными, являются: определение «количества здоровья» по Н.М. Амосову, под которым понимается уровень функциональных возможностей (резервов) организма в процентах от нормы и экспресс-оценка уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко, демонстрирующая безопасный уровень физического здоровья при отсутствии болезней.

Определение «количества здоровья» по Амосову

«Количество здоровья» определяется подсчетом среднеарифметической величины от ряда (не менее пяти) функциональных проб, показатели которых сопоставляются с нормой (100% от должных величин для данного возраста). Так, если у обследуемого пульс в покое лежа должен составлять в норме не более 66 уд./мин, а в день наблюдения он равнялся 72 уд./мин. то уровень этого показателя составит лишь 92% от нормы, т.е. на 8% хуже должного. После перехода в вертикальное положение пульс равнялся 86 уд./мин, т.е. возрос на 19,44% вместо 15% нормального увеличения, что составит 77,3% нормы. Найдя таким же способом еще 4-5 подобных показателей, сложив их и разделив полученную сумму на число используемых показателей, мы и получим «количество здоровья», Проведя указанные замеры, например, перед началом физкультурно-спортивных занятий, как по общефизической, так и по специальной подготовке, мы можем оценить оздоровительный и тренировочный эффект, выражающийся в изменении «количества здоровья» [13].

Экспресс-оценка уровня физического здоровья по Апанасенко

Методика использует показатели индекса массы тела, отношение ЖЕЛ к массе тела, силы кисти к массе тела, время восстановления ЧСС после нагрузки и т. д. По шкале в баллах с проранжированными значениями индексов испытуемого относят к одной из пяти групп: с низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким уровнем здоровья.

Таблица 1

Показатели и функциональные уровни здоровья

 

№ п/п Показатель Функциональные уровни
I низкий II ниже среднего III средний IV выше среднего V высокий
1. Масса тела (г/см) Рост М Ж Баллы     -2     451-500 401-450 -1     401-450 375-400     375-400 351-400 -     -
2. ЖЕЛ (мл/кг) Масса тела М Ж Баллы         51-55 41-45     56-60 46-50     61-65 51-57    
3. ЧСС * СД М Ж Баллы     -2     95-110 95-110     85-94 85-94     70-84 70-84    
4. Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с (мин, с) М Ж Баллы     3.00 3.00 -2     2.00-3.00 2.00-3.00     1.30-1.59 1.30-1.59     1.00-1.29 1.00-1.29    
5. Динамометрия кисти (%) Масса тела М Ж Баллы         61-65 41-50     66-70 51-55     71-80 56-60    
Общая оценка (сумма баллов) 5-9 10-13 14-15 17-21

 

По данной системе оценок безопасный уровень здоровья (выше среднего) начинается с 14 баллов. Это наименьшая сумма баллов, которая гарантирует отсутствие клинических признаков болезни. Характерно, что IV и V уровни здоровья имеют только лица, регулярно занимающиеся оздоровительными тренировками (в основном бегом). Безопасный уровень соматического (физического) здоровья, гарантирующий отсутствие болезней, имеют лишь люди с высоким уровнем функционального состояния. Его понижение сопровождается прогрессирующим ростом заболеваемости и снижением функциональных резервов организма до опасного уровня, граничащего с патологией. Следует отметить, что отсутствие клинических проявлений болезни еще не свидетельствует о нали­чии стабильного здоровья. Средний уровень функционального состояния, очевидно, может расцениваться как критический. Дальнейшее его снижение уже ведет к клиническому проявле­нию болезней с соответствующими симптомами. Таким об­разом, уровень соматического здоровья соответствует вполне определенному уровню функционального состояния [13].

С другими методиками можно ознакомиться по работам: В.И. Ляха [15] и С.В. Хрущева [24].



2016-09-16 1531 Обсуждений (0)
Характеристика методик оценки показателей здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика методик оценки показателей здоровья

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)