1.Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012г № 273 – ФЗ « Об образовании в Российской федерации».
2. Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2012 г.
3.Учебный план МОУ « Железногорская СОШ №1» на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 33 часа в год ( 1 час в неделю).
· оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;
· воспитание положительных навыков и привычек.
· способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
· находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
· содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
· ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
· исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
· дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
· знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
· развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
· овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
· освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;
· развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
· формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
· развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
-организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
-обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
-передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
-узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2012 г.
2. И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: «Академия », 2002г.
3. В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: « Просвещение »,1983г.
4.Произведения изобразительного искусства (репродукции картин художников ).
5.Учебник В.С.Кузина ,Э.И.Кубышкиной . «Изобразительное искусство в начальной школе.1 класс».М.: «Дрофа »,2009 г.
№ п/п
|
Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы
содержания, коррекционные задачи
| Требования к уровню
подготовки
обучающихся
(результат)
| Средства обучения.
Информацион-ное сопровожде-ние.
| Дата проведения
|
|
план
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| I. Подготовительные упражнения. (16ч). Первое полугодие
|
|
1-2
| Рисование предметов разной формы и цвета (по наблюдения и показа учителем).
Беседа на тему : «Чем и как работают художники ».
|
| Вводный урок.
Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
|
Развитие восприятия цвета, мелкой моторики
Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности.
| Уметь рисовать на одном листе предметы разной формы величины и окраски (после наблюдения и показа учителем).
Уметь организовывать своё рабочее место, правильно держать карандаш ,выполняя рисунок ,
использовать только одну сторону листа бумаги, обводить карандашом шаблоны несложной формы;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
различать и называть цвета;
| Альбом,
карандаш,
кисточка,
баночка для воды,
акварельные краски,
объёмные геометрические фигуры различной величины
| 2.09
9.09
|
|
|
3-4
| Рисование предметов разной формы и величины(по наблюдения и показа учителем).
|
| Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Комбинирован-ный.
| 16.09
23.09
|
|
| Рисование прямых линий в различных направления по показу учителя. Высокий забор, столбы, шахматная доска.
|
| Изучение нового материала и первичное закрепление знаний
| Рисование прямых линий в различных направлениях. прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу).
Развитие мелкой моторики, ориентации на плоскости листа бумаги.
| Уметь проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии.
| Шахматная доска
| 30.09
|
|
| Рисование прямых
горизонтальных линий по показу учителя. Цветные дорожки, веревочки.
|
| Комбинирован-
ный
| Рисование прямых
горизонтальных линий.
| Уметь проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии
| Полоски цветного картона разной длины и ширины
| 7.10
|
|
| Рисование замкнутых круговых линий (по показу).Разноцветные клубки ниток. Воздушные шарики.
|
| Комбинирован-ный
| Рисование замкнутых круговых линий (по показу).
| Уметь организовывать своё рабочее место, правильно держать карандаш ,выполняя рисунок ,
использовать только одну сторону листа бумаги, обводить карандашом шаблоны несложной формы;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
различать и называть цвета; Уметь различать и называть цвета;
Уметь проводить округлые (замкнутые) линии
| Воздушные шарики
| 14.10
|
|
|
| Рисование (по показу) предметов круглой ,овальной и квадратной формы :арбузы, яблоки, лимоны, рамки, кубики, коробки .
|
| Комбинирован-ный
| Развитие восприятия цвета.
Развитие мелкой моторики, ориентации на плоскости листа бумаги.
| Картинки с изображе-нием предметов круглой овальной и квадратной формы арбуза, яблока, лимона, рамки, кубики, коробки .
| 21.10
|
|
| Рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы. Альбом, линейка, книга, папка, треугольник.
|
| Комплексное применение знаний.
| Развитие пространственной ориентации
| Уметь правильно держать карандаш, проводить от руки округлые, прямые замкнутые линии: закрашивать рисунок цветным карандашом, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов.
Уметь обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
Уметь различать цвета, рисовать предметы разной формы.
Уметь рисовать предметы по опорным точкам.
| Альбом, линейка, книга, папка, треугольник.
| 28.10
|
|
| Рисование по опорным точкам знакомых предметов : дом.
|
| Изучение нового материала и первичное закрепление знаний
| Развитие пространственной ориентации.
Выполнение рисунка по опорным точкам.
|
| 11.11
|
|
|
| Рисование по опорным точкам знакомых предметов : кораблик.
|
| Комбинирован-ный
| Развитие пространственной ориентации.
Выполнение рисунка по опорным точкам.
| Уметь организовывать свое рабочее место., правильно сидеть за столом, правильно держать тетрадь и карандаш; соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные. наклонные, округлые замкнутые линии.
Уметь рисовать предметы по опорным точкам.
| Образец рисунка
| 18.11
|
|
| Рисование дугообразных линий (дым идет, по волнам, скачет мячик)
|
| Комбинирован-ный
| Развитие мелкой моторики
| Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы
|
| 25.11
|
|
|
| Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).
|
| Изучение нового материала и первичное закрепление знаний
| Формирование графических представлений
| Уметь «читать» образец и последовательно рисовать;
-рисовать по клеточкам несложные узоры
| Объёмные геометриче-ские фигуры различной величины
| 2.12
|
|
| Рисование круга по шаблону.
Деление круга на четыре равные части.
|
| Изучение нового материала и первичное закрепление знаний
| Деление круга на части. Формирование графических представлений
| Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры
| Шаблон круга,
линейка,
карандаш
| 9.12
|
|
| Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4-6 на листе бумаги).
|
| Изучение нового материала и первичное закрепление знаний
| Развитие пространственной ориентации.
Формирование графических представлений .
| Уметь видеть и правильно передавать основную форму, строение ,цвет предметов ;
| Веточка ели,
иллюстрация ели
| 16.12
|
|
|
| Рисование по представлению знакомых детям предметов. Веточка ели с игрушками.
|
| Изучение нового материала и первичное закрепление знаний
| Развитие пространственной ориентации.
Формирование графических представлений .
| Уметь правильно передавать основную форму, строение и цвет предметов.
Уметь рисовать по памяти (после показа) несложные по форме елочные игрушки.
Уметь организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать альбом, карандаш, кисточку.
| Елочные игрушки
| 23.12
|
|
| II-IV. Декоративное рисование. Рисование на темы. Рисование с натуры. Второе полугодие(17ч).
|
|
| Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).
|
| Изучение нового материала и первичное закрепление знаний
| Развитие наглядно-образного мышления
| Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии
|
| 13.01
|
|
| Рисование на тему «Снеговик». Беседа о красоте зимней природы.
|
| Комбинирован-ный
| Рисование кругов разных по размеру
| Уметь рисовать замкнутые округлые линии, закрашивать их.
Уметь пользоваться трафаретами - мерками
| Картина К.Юона «Русская зима "
| 20.01
|
|
| Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам.
|
| Комбинирован-ный
| Развитие восприятия формы
| Уметь организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать альбом , карандаш, кисточку.
Уметь рисовать предметы по опорным точкам
| Объёмные геометриче-ские фигуры различной величины
| 27.01
|
|
| Рисование с натуры игрушки – светофора.
|
| Комбинирован-ный
| Развитие восприятия формы
| Уметь передавать в рисунке основные его свойства
| Иллюстрация с изображением
светофора
| 3.02
|
|
|
| Составление и рисование узора в полосе для закладки.
|
| Комбинирован-ный
| Развитие концентрации внимания
Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики
| Уметь сравнивать предметы по форме, цвету, величине
|
| 10.02
|
|
| Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
|
| Комплексное применение знаний
| Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики.
Составление предмета из геометрических фигур.
| Уметь изображать постройку на листе бумаги, соблюдая пропорции.
| Строительный конструктор с комплектом цветных деталей
| 24.02
|
|
| Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.
Беседа на тему :«Дымковские узоры».
|
| Комбинирован-ный
| Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики
| Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаге
|
| 2.03
|
|
| Рисование по замыслу «Что бывает круглое?» Беседа об изобразительном искусстве.
|
| Изучение нового материала и первичное закрепление знаний
| Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики.
Передача в рисунке основной формы предметов.
| Уметь передавать в рисунке основные его свойства
|
| 9.03
|
|
| Рисунок к сказке «колобок» («Колобок катится по дорожке», «Колобок лежит на окошке»).Беседа : «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве».
|
| Изучение нового материала и первичное закрепление знаний
| Передача в рисунке
простого момента из сказки.
Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики
| Уметь узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений
| Иллюстрация к книге Е.Рачева «Колобок »
| 16.03
|
|
| Декоративное рисование .Узор в круге.
|
| Изучение нового материала и первичное закрепление знаний
| Развитие сенсорного восприятия
| Уметь работать кистью акварельными красками; рисовать в круге несложные узоры
|
| 23.03
|
|
| Тематический рисунок «Я ракету нарисую».
|
| Комбинирован-ный
| Оформление открытки.
| Уметь выполнять тематический рисунок.
Уметь организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать альбом , карандаш, кисточку
|
| 6.04
|
|
| Геометрический узор в полосе из треугольников.
|
| Комбинирован-ный
| Формирование графических представлений
| Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии.
|
| 13.04
|
|
| Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек – Горбунок».
|
| Комбинирован-ный
| Формирование графических представлений
| Уметь выделять в предмете указанные свойства
| Сказка П. Ершова «Конек – Горбунок».
| 20.04
|
| |
| Рисование с натуры праздничного флажка.
|
| Комбинирован-ный
| Развитие концентрации внимания, мелкой моторики
| Уметь рисовать с натуры заданный предмет
| флажок
| 27.04
|
| |
| Рисование узора в полосе растительных элементов. (Узор из листьев и ягод).
|
| Комбинирован-ный
| Составление несложного узора из предложенных учителем декоративных элементов.
| Уметь выбирать узор, равномерно размещать его в пределах контурного изображения; аккуратно закрашивать элементы, соблюдая контур рисунка; различать и называть цвета.
|
| 4.05
|
| |
| Рисунок к сказке «Три медведя» (три чашки разной величины и расцветки)
|
| Комбинирован-ный
| Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики
| Уметь рисовать по представлению; узнавать в иллюстрациях изображения предметов и животных;
Уметь передавать в
рисунке основную форму предмета, устанавливать ее сходство с
оригиналом
Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаги
| Произведения ИЗО
(иллюстрации Ю.Васнецова, Е.Рачева
к русским народным сказкам)
| 11.05
|
| |
| Беседа о красоте весенней природы. Рисование на тему : «Весна».
|
| Обобщение и систематизация знаний
| Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики
| Уметь узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
| Произведения ИЗО
А.Саврасов «Грачи прилетели »,
Герасимов
«Снова весна ».
| 18.05
|
| |
| | | | | | | | | | | |