Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины их возникновения



2016-09-16 482 Обсуждений (0)
Причины их возникновения 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 5. Педагогические конфликты.

Позиция педагога в конфликте. Пути предупреждения и решения

конфликтных ситуаций.

Конфликт – это противоборство или столкновение двух и более субъектов на основании разности мнений, взглядов людей и сопровождающийся негативными эмоциями.

Педагогический конфликт – конфликт, связанный с процессами обучения и воспитания.

ПК вызваны целым рядом обстоятельств:

* сама деятельность учителя является одной из наиболее стрессогенных. Когда в середине 50-х годов прошлого века в нашей стране проводились исследования по психологии труда, то работа учителя по своей психофизиологической напряжённости приравнивалась к деятельности лётчиков-испытателей и альпинистов.

* в процессе обучения учитель должен всегда контролировать работу учащихся, что неизбежно приводит к оценке. Это преобладание оценочного подхода во взаимодействии достаточно часто служит источником противоречий.

Существует также много противоречий, касающихся воспитания и обучения:

* противоречия между ценностями, культивируемыми школой (семьёй) и ценностями, складывающимися в окружающей среде;

* между педагогическим коллективом и семьёй;

* между традициями и новациями в системе обучения и воспитания.

Виды конфликтов

Конфликты деятельности Конфликты поступков Конфликты отношений
Возникают по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий. Чаще всего происходят с учениками, имеющими проблемы в учёбе. Возникают по поводу нарушений учеником правил поведения в школе и вне её. Может возникнуть конфликт, если педагог не выяснил мотивы при анализе поступка, сделал необоснованный вывод. Возникают в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей. Эти конфликты наиболее длительные.

 

Особенности педагогических конфликтов:

* ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;

* участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель – ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

* разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликта;

* различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребёнка, а ученику – справиться с эмоциями, подчинить их разуму;

* присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда нужно помнить учителю;

* профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

* всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;

* конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно решить.

Причины возникновения конфликта.

ущемление чувства собственного достоинства – может выражаться в простом незамечании другого, что сочтётся за обезличивание, это публичное замечание в резком тоне, при сравнении одного ученика с другим не в его пользу, отказ в просьбе (важно в правильном тоне отказать). Можно ущемить преднамеренно (специально) и непреднамеренно (случайно). Во втором случае для разрешения необходимо просто попросить прощения, извиниться.

конфликт мгновенной эмоциональной разрядки – отрицательные эмоции просто накапливаются, и человек раздражается с последней каплей. После бурной эмоциональной разрядки чаще всего человек испытывает угрызения совести. Приёмы, позволяющие сохранить ровное, спокойное состояние:

конфликт ценностей – они закладываются в семье. Три группы: общепринятые, социально значимые, неприемлемые.

Какие еще причины можете назвать?

Позиция педагога в конфликте.

Существует прямая зависимость между успешностью разрешения конфликта в детском коллективе и той позиции, которую занимает педагог по отношению к данному явлению. Рассмотрим некоторые позиции педагога:

Позиция силового (авторитарного) вмешательства в конфликт. Признаёт наличие конфликта. Не разрешает конфликт, а стремится его побороть, считая, что всякий конфликт – зло. Единолично определяет правого и виноватого.

Позиция невмешательства. Старается не замечать конфликтов. Не вмешивается в конфликт до тех пор, пока ему на него не укажут или он не коснётся его лично. Разрешение конфликта возлагает на актив класса.

Позиция замалчивания. По мнению педагога, конфликт намекает на его непрофессионализм, слабость. Наличие конфликта не признаётся, отвергается. Чаще всего не знает, как выйти из ситуации.

Поиск путей целесообразного вмешательства в конфликт. Опирается на собственные знания коллектива, его воспитательные возможности, анализирует ситуацию и прогнозирует варианты развития конфликтных отношений, возможные последствия.

Функции педагогических конфликтов: конструктивные – направлены на улучшение взаимодействия; деструктивные – разрушают межличностные коммуникации, ведут к развалу группы.

1. Рассмотреть ситуацию. Ответить на вопросы.

На уроке математики учительница несколько раз делала замечание ученику, который ничего не делал. На замечание учительницы он не реагировал, продолжая мешать другим. Учительница прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем месте. Учительница села за стол и стала писать в журнале. Ученики занимались своими делами. Так прошло двадцать минут. Прозвенел звонок, учительница поднялась и сказала, что весь класс остается после уроков. Все зашумели.


 

 

Вопрос и задание для анализа ситуации:

• Основные причины возникшего конфликта и его содержание.

• Личностная позиция учителя в возникшей ситуации (его отношение к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет — избавиться от ученика, помочь ему или он равнодушен к ученику).

• Определите в ситуации момент, когда бы учитель мог предупредить ее переход в конфликт.

• Что помешало учителю сделать это (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность...)?

• Какие приемы влияния мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал? Содержание конфликта для каждого из его участников.

• Варианты отношений с учеником после конфликта.

2. Приведенные варианты распределить на группы: причины конфликтов, пути решения конфликтов и пути предупреждения конфликтов (в тетради разделить на 3 колонки. Запишите только номера).

Причины конфликтов Пути решения конфликтов Пути предупреждения конфликтов
1, 2, 4, 6, 10, 12, 13 5; 7; 8; 13, 14; 15; 16 3, 5, 9, 11

малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников;

неожиданность поступков учеников часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать “помехи”; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;

организация коллективной учебной деятельности учащихся разного возраста, усиливая деловую взаимозависимость между ними;

свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;

давать оценку не личности ученика, а его отдельному поступку;

преобладание оценочного подхода во взаимодействии;

проведение анализа возникшей ситуации, не торопиться наказывать конфликтующих;

несмотря на то, что учитель тоже человек, на время забыть о личных взаимоотношениях и субъективном восприятии отдельных учеников;

у учителя должно преобладать хорошее настроение при взаимодействии с учащимися и положительные личностные качества (уравновешенность, доброта, отзывчивость, дружелюбие и др.);

стрессовость самой педагогической деятельности, жизненное неблагополучие учителя;

лучше изучить учеников, плохо успевающих по предмету, «трудных» по поведению, проявить к ним внимание с целью своевременного оказания помощи в выполнении задания;

оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;

нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету — это приведет не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с учителем, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету;

учителю быть объективным, контролировать свои эмоции, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар».

создать такую ситуацию, при которой обе стороны сохранят чувство собственного достоинства;

высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику.

Причиной многих конфликтов руководители школ считают низкий уровень педагогического общения учителей, которые не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками. Это общеизвестные положения, но их часто нарушают многие учителя.



2016-09-16 482 Обсуждений (0)
Причины их возникновения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины их возникновения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)