Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правила и типичные ошибки в определении, делении объема понятий



2016-09-16 402 Обсуждений (0)
Правила и типичные ошибки в определении, делении объема понятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы и задания.

1. Анкета с целью выявления отношения учащихся к различным предметам, факторов, их определяющих, круга познавательных интересов А.В. Усовой. Проанализируйте вопросы анкеты. По каким из них можно судить о факторах, определяющих интерес к предмету? Какие выводы можно сделать о результатах этой анкеты, проводившейся в 80-х гг. XX века и в начале XXI века?

2. Отличия нормативно-ориентированных и критериально-ориентированных тестов. Критериально-ориентированный тест естественнонаучного мышления Г.А. Берулава и А.В. Усовой. Изучите пояснительную записку к тесту. Ответьте на вопросы теста. На основе технологии диагностики естественнонаучного мышления выявите свой уровень и стадию развития етественнонаучного мышления.

3. Психографический тест выявления целей, стремлений А.А. Леонтьева. Выявите свои жизненные цели. Запишите алгоритм расшифровки психографического теста (см. презентацию).

Литература

1. Берулава, Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков [Текст]/ Г.А. Берулава. – Бийск: НИЦ БГПИ, 1993. – 240 с.

2. Суровикина С.А. Информационно-технологические основы обучения: монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. – 104 с.

3. Суровикина, С.А. Теория деятельностного развития естественно­на­учного мышления учащихся в процессе обучения физике: Теоретический и практический аспекты [Текст]: монография /С.А. Суровикина. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. – 238 с. 3экз

4. Усова А.В. Анкеты и тесты для учащихся средней школы, ориентированные на выявление интересов, склонностей, познавательных способностей и качества знаний.– Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1997

 

Лабораторное занятие № 2.Реализация ориентировочно-мотивационного этапа технологии формирования струк­тур­­ных элементов системы физических знаний. Создание про­б­лемной ситуации и формулировка цели. Модульно-рейтинговая технология обучения

Вопросы и задания.

1. Разработать цели-задачи к одному учебному занятию из раздела физики 7 класса «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

2. На основе содержания лекционного материала предложить 5 способов создания проблемных ситуаций при изучении физики в 7-9 классах (III четверть).

3. Ознакомьтесь с разработкой учебного занятия по физике, основанного на модульной технологии. Выделите обязательные элементы этой технологии.

4. Сделайте доклад о применении рейтинговой системы оценивания.

Литература

1. Бобров А.А. Постановка и выбор целей обучения физике // Развитие мышления в процессе обучения физике: Сб. науч. трудов. Вып. 4. – Омск: Изд-во Полиграфический центр КАН, 2008. – С.14-24.

2. Зверева, Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики [Текст]/ Н.М. Зверева: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980. – 113 с.

3. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

4. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/ A.M. Матюшкин. – М., Педагогика, 1972. – 208 с.

5. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории [Текст]/ М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. – 367 с.

6. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения []: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. спец. / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; ред. Т. С. Панина. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 176 с. - (Высшее профессиональное образование). 8экз

7. Педагогические технологии [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. спец. / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков ; Под общ. ред. В. С. Кукушина. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : МАРТ ; Ростов н/Д. : МарТ, 2006. - 333 с. - (Педагогическое образование). 25 экз

Лабораторное занятие № 3. Организация рефлексивно-оценочного этапа технологий. Проверка знаний, навыков, умений учащихся.

Вопросы и задания.

1. Приведите примеры контроля и оценки знаний и умений учащихся на занятиях по физике (примеры можно взять из опыта работы учителей).

2. Приведите примеры способов организации рефлексии учащихся на занятиях по физике.

Литература

1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность.– М.: Вита-Пресс, 1999.

2. Контроль знаний учащихся по физике / Под ред. В.Г.Разумовского.– М.: Просвещение, 1982.– 208 с.

3. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней шко­лы [Текст] / А.В. Усова [и др.]; под ред. А.В. Усовой: пособие для учителя. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

4. Оноприенко О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе.– М.: Просвещение, 1988.

5. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике [Текст] / Сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2001. – 63 с.

6. Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике: 6–7 кл. Дидакт. материал.– М.: Просвещение, 1986.

7. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы [Текст] / С.Е. Каменецкий [и др.]; под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурыше­вой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 368 с.

8. Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей / Сост. Э.М. Браверман; Под ред. В.Г.Разумовского.– М.: Просвещение, 1993.

9. Хуторской А.В. Современная дидактика.– СПб, 2001.

10. Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования в школе [Текст]/ В.А. Кальней, С.Е. Шишов. – М.: Российское педагогическое общество, 1998. – 354 с.

 

Лабораторное занятие № 4. Организация исполнительно-операционного этапа технологий. Раскрытие содержания структурных элементов физических знаний на основе планов обобщенного характера. Этапы формирования сложных научных понятий

Вопросы и задания.

1. Разработайте содержание 2-х структурных элементов знаний по плану обобщенного характера. Например: научного факта и явления, процесса и закона, свойства и величины, многозначного термина.

2. Опишите в виде таблицы этапы формирования понятия «давление» с 7 по 11 класс.

Литература

1. Буряк В.К. Организация работы с рисунком учебника // Физика в шк.- 1991.- N 3.- С.37-39.

2. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся.- М.: Просвещение, 1984.

3. Даммер, М.Д. Как использовать обобщенные планы на первой ступени обучения физике [Текст]/ М.Д. Даммер // Физика в шк. – 1993. – N 6. – С.42-43.

4. Суровикина С.А. Информационно-технологические основы обучения: монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. – 104 с. 51 экз.

5. Суровикина, С.А. Теория деятельностного развития естественно­на­учного мышления учащихся в процессе обучения физике: Теоретический и практический аспекты [Текст]: монография /С.А. Суровикина. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. – 238 с. 3экз

6. Усова, А.В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий [Текст]: учебное пособие к спецкурсу / А.В. Усова. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1986. – 88 с.

7. Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения [Текст]/ А.В. Усова. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.

8. Усова, А.В., Вологодская, З.А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе [Текст]/ З.А. Вологодская, А.В. Усова. – М.: Просвещение, 1981. – 158 с.

9. Усова А.В., Вологодская З.А. Тетрадь по физике. 7 класс. – М.: Просвещение, 1997.

10. Усова А.В., Вологодская З.А. Тетрадь по физике. 8 класс. – М.: Просвещение, 1997.

 

Лабораторное занятие № 5. Логические основы формирования понятий. Анализ текста учебников физики в контексте многозначных физических терминов.

Вопросы и задания.

1. Приведите по три примера понятий по двум классификациям (по содержанию и объему).

2. Приведите примеры отношений между понятиями: род-вид, вид-вид, часть-целое.

3. Изобразите с помощью кругов Эйлера отношения между совместимыми понятиями.

4. Проанализируйте типичные ошибки в определении, делении объема понятий (см. Таблицу), объясните их. Приведите свои примеры, в которых есть ошибки, и поясните их.

Таблица

Правила и типичные ошибки в определении, делении объема понятий

Правило Ошибки
1 Определение (деление) должно быть соразмерным, т.е. сумма объемов видовых понятий должна равняться объему делимого родового понятия Узкое определение (узкое деление объема) понятия Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Сила упругости возникает при деформации тел, их растяжении или сжатии. Широкое определение (широкое деление объема) понятия Масса – это физическая величина.
Родовое понятие должно быть ближайшим данного видового: деление должно быть непрерывным, не перескакивать через виды, а переходить от рода к его ближайшим видам Скачок в определении (делении) К небесным телам относятся звезда, планеты, Земля.
3 Видовым отличием должен быть признак или группа признаков, свойственных только данному понятию и отсутствующих в других понятиях, относящихся к тому же роду Пружинный динамометр – прибор, служащий для измерения силы.
4 При одном и том же делении объема понятия нужно пользоваться одним основанием деления. Примеры сил: электромагнитная, гравитационная, кулоновская.
Определение не должно быть только отрицательным Как передавалась энергия? Ясно, что не теплопроводностью... Не было здесь и конвекции... Следовательно, энергия передавалась от нагретого тела теплоприемнику иным видом теплопередачи. Этот вид теплопередачи называют излучением
Объект не должен определяться через самого себя Тавтология Веществом называется то, из чего состоит вещество
Два понятия не должны определяться только друг через друга: первое через второе, а второе – через первое Круг в определении Энергия – способность тел совершать работу. Работа – процесс превращения одного вида энергии в другой.
Определение понятия не должно вводиться через понятие, признаки которого еще неизвестны. При введении понятия напряжение пользуются термином «работа тока», а последнее изучается позже.
Нельзя включать в определение несущественный признак. Вещество – форма материи, обладающая энергией.
Определения многозначных терминов должны даваться сначала как свойству, явлению или процессу, а затем как величине. Сила – действие одного тела на другое. Сила – физическая величина, характеризующая действие одного тела на другое.
       

 

5. Выпишите и проанализируйте пять определений понятий из курса физики 7–8 класса по классической форме: «Видовое понятие = Ближайшее родовое понятие + Существенное видовое отличие». Выделите в них ближайшее родовое понятие и существенный видовой признак.

Например: Диффузия – явление самопроизвольного смешивания двух и более веществ.

6. Приведите по одному примеру из учебников физики 7–11 классов приемов ознакомления с предметом, когда определение понятия невозможно или не требуется.

а) Указание:_________________________

б) Объяснение:______________________

в) Описание:________________________

г) Характеристика:__________________

д) Сравнение:_______________________

е) Различение:______________________

 

7. Проанализируйте следующие фразы и тексты.

«Вещество состоит из молекул».

«Сила упругости возникает при деформации тел, их растяжении или сжатии».

Ответьте на вопрос: Какие ошибки допущены в этих фразах? Как они должны звучать?

 

«Нагревание воздуха в теплоприемнике можно объяснить лишь передачей ему энергий от нагретого тела. Как передавалась энергия в этом случае? Ясно, что не теплопроводностью, т.к. между нагретым телом и теплоприемником находится воздух, обладающий малой теплопроводностью. Не было здесь и конвекции – ведь теплоприемник расположен не над нагретым телом, а рядом с ним. Следовательно, энергия передавалась от нагретого тела теплоприемнику иным видом теплопередачи. Этот вид теплопередачи называют излучением».

Ответьте на вопрос:

Какая ошибка допущена при введении понятия «излучение»?

 

Дайте определение теплопередаче, теплопроводности, конвекции, излучению.

Теплопередача – _____________________

Теплопроводность – _________________

Конвекция – ________________________

Излучение – _________________________

 

«Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.

Кипение – это интенсивный переход жидкости в пар вследствие образования и роста пузырьков пара, которые при определенной температуре для каждой жидкости всплывают на ее поверхность и лопаются».

Ответьте на вопросы:

Правильно ли сформулировано определение понятиям «испарение» и «кипение»?

Как соотносятся понятия «парообразование», «испарение» и «кипение»? Отобразите эту связь при помощи кругов Эйлера и классификационной схемы.

Сформулируйте определение кипению.

Кипение – __________________________

Литература

1. Ивин А.А. По законам логики. – М.: Молодая гвардия, 1983. – 208 с.

2. Суровикина, С.А. Педагогические предметные технологии: Теория и методика обу­чения физике [Текст]: учеб. пособие / С.А. Суровикина. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. – 88 с.

3. Усова, А.В. Типичные ошибки в усвоении понятий учащимися //Вопросы методики и психологии формирования физических понятий. – Челябинск, 1970. – Вып.1. – С.3-18.

4. Усова, А.В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий [Текст]: учебное пособие к спецкурсу / А.В. Усова. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1986. – 88 с.

5. Усова, А.В. Развитие мышления учащихся в процессе обучения [Текст]/ А.В. Усова. – Че­лябинск: Изд-во «Факел», 1997. – 72 с.

 

 

Лабораторное занятие № 6.Технология проведения фронтальных лабораторных работ без готовых описаний

Вопросы и задания.

1. Разработайте вводную беседу к фронтальной лабораторной работе по физике на основе плана деятельности по выполнению эксперимента.

2. Разработайте эвристическую беседу к демонстрационному опыту. Нарисуйте эскиз доски с этим опытом.

Литература

1. Педагогические технологии в опыте работы учителей физики [Текст]/Под ред. Л.С. Коневой, А.А. Боброва. – Омск: ОИИПКРО, 2004. – 172 с. 2 экз

2. Суровикина С.А. Информационно-технологические основы обучения: монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. – 104 с. 51 экз.

3. Суровикина, С.А. Теория деятельностного развития естественно­на­учного мышления учащихся в процессе обучения физике: Теоретический и практический аспекты [Текст]: монография /С.А. Суровикина. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. – 238 с. 3экз

4. Усова, А.В., Бобров, А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики [Текст]/ А.А. Бобров, А.В. Усова. – М.: Просвещение, 1988. – 112 с.

 

 

Лабораторное занятие № 7. Способы развития естественнонаучного мышления.

Вопросы и задания.

1. На материале физики разработайте дидактические задания, направленные на развитие естественнонаучного мышления (примеры приведены в презентации к лекции).

2. Выберите 3 следующие друг за другом темы в курсе физики. Разработайте возможные виды самостоятельной работы к каждой теме.

Литература

1. Бетев, В.А. Структурно-логические схемы при решении задач [Текст]/ В.А. Бетев // Физика в шк. – 1992. – N 5/6. – С.27-29.

2. Гриндер М., Ллойд Л. Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике. – М.: Ин-т общегуманитар. исследований, 2001. – 320 с.

3. Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить [Текст]/ В.Ф. Паламарчук. – М.: Педагогика, 1979. – 144 с.

4. Решанова, В.И. Развитие логического мышления учащихся при обучении физике [Текст]/ В.И. Решанова. – М.: Просвещение, 1985. – 94 с.

5. Саенко, П.Г. Физика [Текст]: учеб. для 9 кл. сред. шк. / П.Г. Саенко. – М.: Просвещение, 1990. – 172 с.

6. Суровикина С.А. Информационно-технологические основы обучения: монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. – 104 с. 51 экз.

7. Суровикина, С.А. Теория деятельностного развития естественно­на­учного мышления учащихся в процессе обучения физике: Теоретический и практический аспекты [Текст]: монография /С.А. Суровикина. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. – 238 с. 3экз

8. Усова, А.В. Развитие мышления учащихся в процессе обучения [Текст]/ А.В. Усова. – Че­лябинск: Изд-во «Факел», 1997. – 72 с.

9. Шардаков М.Н. Мышление школьника. – М.: Учпедгиз, 1963. – 255с.

 

Лабораторное занятие № 8. Графическое представление информации

Вопросы и задания.

1. На материале физики разработайте: граф, классификационную схему, структурно-логическую схему, таблицу.

2. Покажите и проанализируйте задачи использования различных способов представления информации о проекте на конкретных примерах.

3. Разработайте: схему "фишбоун", ментальную карту, денотатный граф, кластер, логический или опорный конспект, когнитивно-графический элемент "древо" или "здание".

Литература

1. Депортер Б., Хенаки М. Квантовое обучение: Разбудите спящего в вас гения! - Мн.: ООО «Попурри», 1998.- 384 с.

2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 168 с.

 

 

Лабораторное занятие № 9.Игровые технологии

Вопросы и задания.

1. Сделайте доклад о видах дидактических игр.

2. Разработайте (подберите) дидактическую игру по физике. Элементы игры продемонстрируйте на занятии.

3. Сделайте вывод о структуре и требованиях к игре, типичных ошибках, допускаемых учителем при проведении игры.

Литература

1. Вайнер М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры/ /Начальная школа. – 2004. – № 1.– С.9-14.

2. Ланина И.Я. 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

4. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.

5. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.

 



2016-09-16 402 Обсуждений (0)
Правила и типичные ошибки в определении, делении объема понятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правила и типичные ошибки в определении, делении объема понятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)