Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Со-бытие’ (со-присутсвие)



2016-09-16 368 Обсуждений (0)
Со-бытие’ (со-присутсвие) 0.00 из 5.00 0 оценок




отношение присутствия к другому присутствию. Данный термин подчеркивает отличие между способами существования для присутствия вещей (наличие) и других присутствий. Особенность со-присутст­вия заключается, кроме прочего, в том, что само присутствие по большей части не отделяет себя от тех, с кем оно со-присутствует, они составляют совместный мир.

 


хрестоматия Хайдеггер М. Бытие и время

 

Соприсутствие других и повседневное событие

Ответ на вопрос о кто повседневного присутствия должен быть добыт в анализе того способа быть, в каком присутствие ближайшим образом и большей частью держится. Разыскание берет ориентир на бытие-в-мире, через каковое основоустройство присутствия сообусловлен всякий модус его бытия. Если мы были вправе сказать, что через предыдущую экспликацию мира в обзор вошли уже и прочие структурные моменты бытия-в-мире, то через них известным образом должен быть подготовлен и ответ на вопрос кто.

"Другие" означает не то же что: весь остаток прочих помимо меня, из коих выделяется Я, другие это наоборот те, от которых человек сам себя большей частью не отличает, среди которых и он тоже. Это тоже-присутствие с ними не имеет онтологического характера "со"-наличия внутри мира. "Со" здесь присутствиеразмерно, "тоже" означает равенство бытия как усматривающе-озаботившегося бытия-в-мире. На основе этого совместного бытия-в-мире мир есть всегда уже тот, который я делю с другими. Мир присутствия есть совместный-мир. Бытие-в есть со-бытие с другими. Внутримирное по-себе-бытие есть соприсутствие.


179 словарь

 

Прису’тствие

[нем. Dasein: здесь-бытие, вот-бытие, тут-бытие], человеческое бытие как подлинная экзистенция, сущее, которое всегда я сам

 

Цит.:

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.


хрестоматия Хайдеггер М. Бытие и время

 

Но выражение "присутствие" ясно показывает ведь, что это сущее "ближайшим образом" есть безотносительно к другим, что вторично оно может быть еще и "с" другими. Нельзя однако упускать из виду, что мы употребляем термин соприсутствие для обозначения того бытия, на которое внутримирно отпущены сущие другие. Это соприсутствие других внутримирно разомкнуто для присутствия и тем самым также для соприсутствующих лишь потому, что присутствие сущностно само по себе есть событие.

Феноменологическое высказывание: присутствие есть по сути со-бытие, имеет экзистенциально-онтологический смысл. Оно не имеет в виду онтически констатировать, что я не один фактически наличен, а бывают еще другие моего вида. Если бы тезис, что бытие-в-мире присутствия по сути конституировано событием, такое подразумевал, событие было бы не экзистенциальной определенностью, присущей присутствию от него самого из его образа бытия, а свойством, возникающим всегда на основе явления других. Присутствие экзистенциально определено событием и тогда, когда другой фактично не наличен и не воспринят.


180 словарь

 

 

 

Жан-Поль Сартр

1905 – 1980

Сочинения:

“Бытие и ничто”, 1943

“Воображаемое”

 

 

Цит.:

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сартр Ж.-П. Тошнота. М., 1994.


хрестоматия Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм

 

Экзистенциализм учит, что есть, по крайней мере, одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек. Что означает: "существование предшествует сущности"? Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом определяется.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится впоследствии, причем таким человеком, каким он сделал себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Мы хотим сказать, что человек прежде всего существует, что человек - существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее.


181 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

НЕКЛАССИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

ТЕМА:

НЕКЛАССИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК: ГЕРМЕНЕВТИКА



182 словарь

 

Гермене’втика

теория и методология истолкования текстов (“искусство понимания”)

Экзеге’тика

лишенная методологии практика комментирования неясных мест в теологических текстах.

 


конспект неклассика: герменевтика

 

Предыстория герменевтики уходит корнями в средневековье (экзегетика). Представление о герменевтике в его современном значении восходит к Новому времени.

Для Шлейермахера герменевтика — “учение об искусстве понимания” письменных текстов вообще. Понимание текста зависит от способности интерпретатора повторить творческий акт создания текста его автором.

Согласно Дильтею, “понимание” не частный аспект теории познания, но основа гуманитарного знания (“наук о духе”). В этом смысле герменевтика есть “понимание” того, что уже было в свое время интерпретировано

М. Хайдеггер предложил рассматривать “понимание” не в гносеологическом, а в онтологическом плане (не способ познания, а способ существования).

Для Гадамера, как и для Хайдеггера, понимание не просто лежит в основе нашего отношения к тем/иным текстам, но в основе нашего отношения к миру. Предметом исследования становится не человек или мир, а мир культуры. Особенность герменевтики в ее диалогическом характере: понимаемое нами произведение вступает с нами в диалог.


183 словарь

 

Поль Рикер

Род. 1913

Сочинения:

Герменевтика и метод социальных наук

 


хрестоматия Рикер П. Феноменологическая герменевтика

 

Феноменологическая укорененность герменевтики не ограничивается самым общим родством понимания текста и интенционального отношения сознания к представленному ему смыслу. В постхайдеггерианской герменевтике первостепенное значение приобретает поднятая феноменологией (некоторым образом вопреки ее намерениям) тема Lebenswelt [жизненный мир]. Только благодаря тому, что мы изначально пребываем в мире и неотстранимо причастны ему, мы можем противопоставлять себе объекты, которые пытаемся интеллектуально конституировать и подчинить своей воле.

Verstehen [понимание], по Хайдеггеру, имеет онтологическое значение. Это ответ существа, брошенного в мир, которое ориентируется в нем, проецируя наиболее свойственные ему возможности. Интерпретация (в техническом смысле интерпретации текста) - это лишь развитие, прояснение онтологического понимания, изначально присущего брошенному в мире существу. Таким образом, субъект-объектное отношение, от которого Гуссерль остается в зависимости, подчиняется онтологической связи - более первоначальной, чем любое отношение сознания.


184 словарь

 

Герменевтический круг- метафора, описывающая движение мысли герменевта в рамках техник герменевтической реконструкции: понимать что-либо можно только тогда, когда то, что пытаешься понять, уже заранее понимаешь [точнее, пред-понимаешь].


хрестоматия Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук

 

Под герменевтикой я понимаю теорию операций понимания в их соотношении с интерпретацией текстов; слово "герменевтика" означает не что иное, как последовательное осуществление интерпретации. Под последовательностью я подразумеваю следующее: если истолкованием называть совокупность приемов, применяемых непосредственно к определенным текстам, то герменевтика будет дисциплиной второго порядка, применяемой к общим правилам истолкования. Таким образом, нужно установить соотношение между понятиями интерпретации и понимания.

Под пониманием мы будем иметь в виду искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выражение (жесты, позы и, разумеется, речь). Цель понимания - совершить переход от этого выражения к тому, что является основной интенцией знака, и выйти вовне через выражение. Согласно Дильтею, виднейшему после Шлейермахера теоретику герменевтики, операция понимания становится возможной благодаря способности, которой наделено каждое сознание, проникать в другое сознание не непосредственно, путем "пе-


185 словарь

 

Интерпрета’ция- (лат. mterpretatio — истолкование, объяснение) - совокупность значений (смыслов), придаваемых каким-либо элементам определенной теории. Широко используется в науке.


хрестоматия Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук

 

ре-живания" (re-vivre), а опосредованно, путем воспроизведения творческого процесса исходя из внешнего выражения.

Что же касается перехода от понимания к интерпретации, то он предопределен тем, что знаки имеют материальную основу, моделью которой является письменность. Любой след или отпечаток, любой документ или памятник, любой архив могут быть письменно зафиксированы и зовут к интерпретации. Важно соблюдать точность в терминологии и закрепить слово "понимание" за общим явлением проникновения в другое сознание с помощью внешнего обозначения, а слово "интерпретация" употреблять по отношению к пониманию, направленному на зафиксированные в письменной форме знаки.

Интерпретация остается некой периферией понимания, и сложившееся отношение между письмом и чтением своевременно напоминает об этом: чтение сводится к овладению читающим субъектом смыслами, заключенными в тексте; это овладение позволяет ему преодолеть временное и культурное расстояние, отделяющее его от текста, таким образом, что при этом читатель осваивает значения, которые по причине существующей между ним и текстом дистанции были ему чужды.


186 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

НЕКЛАССИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

ТЕМА:

НЕКЛАССИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК: ГЕРМЕНЕВТИКА



187 словарь

 

Представители:

В этнологии

К. Леви-Строс

В литературоведении

Р. Барт

Ж. Деррида

в логике:

М. Фуко

В психоанализе

Ж. Лакан

В культурологии

Ж. Бодрийар

 

 


конспект неклассика: структурализм

 

Структурализм в отличие от экзистенциализма, превозносящего субъективность и иррациональность индивидуального бытия, выявляет некие объективные механизмы в формах культуры и духовного творчества человека.

Главные постулаты структурализма:  в явлениях культуры есть некие общие логические структуры, которые лежат на поверхности и могут быть выявлены лишь в ходе глубинного истолкования культуры; ‚ логические структуры культуры являются структурами психической и духовной деятельности человека; ƒ фундаментом духовной культуры является языковая деятельность человека (культура оформляется через язык и посредством языка).

Замысел “аутентичного” структурализма, по Леви-Стросу, состоял в переносе конкретно-научного метода структурной лингвистики на обширное поле культурологии в целях достижения в ней строгости и объективности по типу естественных наук. Леви-Строс пытается выполнить эту задачу на материале этнографии, формализуя в терминах бинарной оппозиции и теории коммуникации системы родства примитивных народов, ритуалы, мифы и т.д.


188 экскурс

 

Различные понятийные конструкты – “ментальные структуры” Леви-Строса, “эпистема” Фуко, “символический порядок” Лакана - претендуют на формализацию, развитие, прояснение взглядов на природу и функции бессознательного.

 

 

Согласно М. Фуко, философия как археология гуманитарных наук исследует не смену научных концепций, а смену философских дискурсов (семантико-ментальных структур сознания).


конспект неклассика: структурализм

 

II поколение структурализма (М. Фуко, Р.Барт, Ж. Лакан) работали в стороне от проекта леви-стросовской “материализации” гуманитаристики. М. Фуко выявляет глубинные конфигурации языка различных эпох, анализируя в синхроническом срезе области языкознания, биологии и политической экономии. Р. Барт ищет структурно-семиотические закономерности в “языках” различных феноменов культуры (массовых коммуникаций, моды и т.п.), переходя впоследствии к описанию процессов означивания в литературных, преимущественно модернистских, произведениях. Ж. Лакан, исходя из гипотезы об аналогии функционирования бессознательного и языка, реформирует психоанализ, предлагая сосредоточиться на анализе и корректировке символических структур языка, терапевтически вмешиваясь тем самым в бессознательные аномалии.

Характер постструктурализма определяют положения об “открытости произведения”, социально-политических контекстах “структур”, переносе акцентов анализа с систем готового значения на процесс его производства с атрибутивными для них моментами разрыва и сбоя (поздний Р. Барт, Ж. Бодрийар, У. Эко, Ж. Деррида, Ж. Делёз).


189 персоналии

 

Ролан Барт

1915 - 1980

Сочинения:

“Мифологии”, 1957

“Система моды”, 1967

“S/Z”, 1970

“Фрагменты любовного дискурса”, 1977

“Камера луцида”, 1980

“Удовольствие

от Текста”


хрестоматия Барт Р. Структурализм как деятельность

 

Что такое структурализм? Это не школа и даже не течение (во всяком случае, пока), поскольку большинство авторов, обычно объединяемых этим термином, совершенно не чувствуют себя связанными между собой ни общностью доктрины, ни общностью борьбы. В лучшем случае дело идет о словоупотреблении: структура является уже старым термином (анатомистского и грамматистского происхождения), сильно истертым к настоящему времени: к нему охотно прибегают все социальные науки, и употребление этого слова не может служить чьим бы то ни было отличительным признаком - разве что в полемике относительно содержания, которое в него вкладывают; выражения функции, формы, знаки и значения также не отличаются специфичностью; сегодня это слова общего применения, от которых требуют и получают все, что пожелают; в частности, они позволяют замаскировать старую детерминистскую причинно-следственную схему. Вероятно, следует обратиться к таким парам, как означающее - означаемое и синхрония - диахрония, для того, чтобы приблизиться к пониманию отличии структурализма от других способов мышления; к первой паре следует обратиться потому, что она


190 словарь

 

Структу’ра

(от лат. structura - строение, расположение, порядок), совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

 

Цит.:

Барт Р. Структурализм как деятельность // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.


хрестоматия Барт Р. Структурализм как деятельность

 

отсылает к лингвистической модели соссюрианского происхождения, а также и потому, что при современном состоянии вещей лингвистика, наряду с экономикой, является прямым воплощением науки о структуре; на вторую пару следует обратить внимание еще более решительным образом, ибо она, как кажется, предполагает известный пересмотр понятия истории в той мере, в какой идея синхронии (несмотря на то, что у Соссюра она и выступает сугубо операциональным понятием) оправдывает определенную иммобилизацию времени, а идея диахронии тяготеет к тому, чтобы представить исторический процесс как чистую последовательность форм. По-видимому, речевой знак структурализма в конечном счете следует усматривать в систематическом «употреблении терминов, связанных с понятием значения, а отнюдь не в использовании самого слова «структурализм», которое, как это ни парадоксально, совершенно не может служить чьим бы то ни было отличительным признаком; понаблюдайте, кто употребляет выражения означающее и означаемое, синхрония и диахрония, и вы поймете, сложилось ли у этих людей структуралистское видение.


191 Содержание: учебник

 

СОДЕРЖАНИЕ: УЧЕБНИК

Философия науки в системе философских дисциплин…………………………………………………………..
Философия и наука: точки соприкосновения…………………………………………………………………………..
Специфика и структура научного знания….....…………………………………………………………………………
Методология научного знания…..………………………………………………………………………………………………
Мировоззрение и научная картина мира...………………………………………………………………………………
Динамика науки: научные новации…………………………………………………………………………………………..
Особенности основных этапов развития научной рациональности ……………………………………..
Динамика науки: научные революции………………………………………………………………………………………
Неклассические методы гуманитарных наук……………………………………………………………………………
Содержание (учебник)………………………………………………………………………………………………………………..
Содержание (хрестоматия)…………………………………………………………………………………………………………

 


192 Содержание: хрестоматия

 

СОДЕРЖАНИЕ: ХРЕСТОМАТИЯ

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста…..…………………………………………………………..
[фрагменты] когнивизм….…………………………………………………………………………………………………………..
[фрагменты] релятивизм и скептицизм..………………………………………………………………………………….
Эко У. Наука, технология и магия ………..………………………………………………………………………………….
Ясперс К. Истоки истории и ее цель………………………………………………………………………………………….
Гейзенберг В. Физика и философия………………………………………………………………………………………….
Кун Т. Структура научных революций……………………………………………………………………………………..
Тулмин С. Концептуальные революции в науке……………………………………………………………………..
Поппер К. Логика и рост научного знания ………………………………………………………………………………
Бергсон А. Творческая эволюция………………………………………………………………………………………………
Джойс Дж. Улисс…………………………………………………………………………………………………………………………
Гуссерль Э. Феноменология……………………………………………………………………………………………………….
Сартр Ж.-П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность……………………….
Хайдеггер М. Бытие и время ……………………………………………………………………………………………………..
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм ……………………………………………………………………….
Рикер П. Феноменологическая герменевтика …………………………………………………………………………
Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук…………………………………………………………………..
Барт Р. Структурализм как деятельность………………………………………………………………………………….

 

 


 

 



2016-09-16 368 Обсуждений (0)
Со-бытие’ (со-присутсвие) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Со-бытие’ (со-присутсвие)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)