Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Школа и педагогическая мысль в Московском государстве до XVII века



2016-09-15 1072 Обсуждений (0)
Школа и педагогическая мысль в Московском государстве до XVII века 0.00 из 5.00 0 оценок




Центр просвещения и монгольский период перешел в Новгородскую землю. Главным очагом культуры стали монастыри. Они были в более лучших условиях, так как церковь была освобождена от даней. Сведения о воспитании содержатся в письменных памятниках («Пчела». «Домострой»). Так в «Пчеле» в виде афоризмов собраны морали жизненного воспитания. Автором "Домостроя" был священник собора. Рекомендовалось любить родителей и Бога, трудиться.

Уровень образования в ХV-ХVI вв. был низким. На гос. службе было мало людей с высоким уровнем знаний. В XVI в Московское государство нуждалось в образованных людях. Оно пыталось отправить людей за границу для изучения латинского языка. Но это широко не распространилось. Тогда попытались открыть свои школы. В XVI в. произошел сдвиг в обучении. В Москве и других городах открываются школы грамоты. Здесь учились только мальчики по рукописным китам. К концу века появляются печатные учебники — азбуки. В 1574 году появляемся 1-я печатная книга - «Букварь» Ивана Федорова. Эта книга содержала грамматику, тексты. В конце XVI в образование становится доступным.

Развитие обучение получило в XVII в. В этот период усиливается сближение Московского государства с Западом. На школьное дело большое влияние оказывают эти страны. Появляются учебные заведения повышенною образования. Распространяется изучение греческого и латинского языков. Одна из первых греко-латинских школ была образована в 1649 году в Москве в монастыре.

В 1687 году было открыто первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская Академия. Преподавание велось на славянском, греческом и латинском языках. Программа была сходна с западными школами. Изучались и гражданские, и духовные науки, логика, риторика, греческий язык. На рубеже ХIV-ХVII вв. была программа создания общеобразовательных школ, технологических гос. училищ при помощи иноземных учителей и по тем образцам. Уходило в прошлое образование в монастырях и у частных лиц.

 

15 вопрос. Просвещение и письменность на древнебелорусских землях в 9-13 вв. Просветительная деятельность Е. Полоцкой и К. Туровского.Предположения о появлении письменности у Восточных славян до принятия христианства опираются на сообщения иностранных ученых и писателей. Отметим, что с конца 10-начало 11 века распространение письменности ускорилось. В 988 году Киевскими князями была принята новая религия – христианство. В этот период Киевская Русь представляла собой мощное феодальное государство, объединившее множество земель. Введение христианства вызвало потребность к грамотным людям, которые нужны были для служения в церквях, переводов, служебных книг. На полоцкой земле найдено немало памятников, которые свидетельствуют о широком распространении письменности среди населения. Выдающейся просветительницей была Е. Полоцкая(1110-1173). Позже Е. П. открыла свой монастырь и школу при церкви, в которой девочек обучали рукоделию, чтению, воспитывали в них культуру поведения. На туровской земле известен просветитель Кирилл Туровский (12в). Ему принадлежит множество поучений; все произведения К. Т. преследуют воспитательные и образовательные цели. Например: показать хорошее, научить избегать плохого, необходимость читать книги. Важным средством просвещения являются произведения народного творчества: пословицы, поговорки, сказки, песни. Они выражали высокие идеалы человека, рассказывали о борьбе добра и зла, о значении труда, о различных предметах, явлениях народа.

 

16 вопрос. Просвещение и школа на белорусских землях в ХIII-ХVI вв. (Франциск Скорина, Сымон Будны, В. Тяпинский). В начале XIV века княжества Западной Руси вошли в состав ВКЛ (и белорусские земли). В нем они играли ведущую роль. Разнообразные документы свидетельствуют о том, что на Беларуси в ХIV-ХVI вв. письменность и просвещение были достаточно развиты. Существовали различные формы школ: православные образовывались духовенством при церквях для богатых и духовенства, при монастырях были школы повышенного типа (чтение, письмо, пение, умение говорить проповеди), при княжеском дворе были школы для хозяйственной деятельности. Кроме школ имелось индивидуальное ученичество, рядом с ремесленниками были мастера грамотности.

Начиная с XIV века, на территории Беларуси проникает католическая церковь. При костелах образовывались католические школы. Одной из первых была Виленская (1387 г.). Обычно эти школы состояли из 3-ёх классов. Изучались латинский, польский, греческий языки, арифметика, музыка.

Франциск Скорина внес большой вклад в развитие культуры. В Праге начал книгопечатание. 22 книги Библии и др. Он рассматривает Библию, как учебный источник, как средство распространения знании.

С середины XVI века на территорию Беларуси стали проникать идеи реформации. Они выступают против всевластия католической церкви. Па Беларуси основной формой реформации являлся кальвинизм. Участником реформаторского движения в Беларуси и Литве былСымон Будны (1530-1593 гг.). Был пастырем в Несвеже, Слуцке, Клецке. Написал десятки книг. В 1562 году издал на белорусском языке Катехизис - комментарии к Библии - основной воспитательный труд. Его преследовали как протестанта.

Василий Тяпинский (1540-1604 гг.) в своем имении организовал, типографию и издал Евангелие, снабдил издание Библии предисловием.

Реформационное движение сыграло большую роль в развитии грамотности на Беларуси. Возникло большое число протестантских школ, типографии, первые учебники на белорусском, польском и литовском языках.

В 1569 году в результате слияния ВКЛ и Полыни создана Речь Посполитая. К тому времени активизировалась деятельность католических орденов на Беларуси. Активную деятельность ведет орден иезуитов. В XVI веке в Вильно они открывают коллегии - училища, которые затем появляются в Полоцке. Несвеже, Минске. Постепенно коллегии становятся официально признанными школами, а остальные школы преследуются. Цель воспитания - воспитать в ученике верность католицизму и делу ордена. Коллегии давали высокий уровень образования. Уже в XVII в иезуиты обеспечили себе ведущую роль в распространении образования и па Западе и у шляхты.

Кальвинистские школы получили развитие в конце XVI века. Известной школой была школа в Слуцке - слуцкое евангелистское училище. В 60-е годы в белорусском реформаторском движении произошел раскол. Активную борьбу с католицизмом вели братства. Их деятельность была широкой, вели просветительскую работу. В конце XVI века возникают братские школы. 1-ми были Львовская и Виленская братские школы. Братские школы были также в Могилеве и Бресте (1591 г). В этих школах могли учиться представители всех сословий, но большей частью это были выходцы из средних слоев населения. Обучение было платным. Греческий, латинский, польский языки, грамматика, астрономия, музыка, математика, история, география. Учащиеся делились на 5 групп. Обучение шло на церковно-славянском и белорусском языках. Известными учителями были Лаврентий и Стефан Зизаний. Милетий Смотрицкий и другие. Лаврентий Зизаний был автором известных книг: «Азбука и Лексис». «Грамматика словенская». Работал в Бресте, позже в Вильно. Изданная в 1619 году, «Грамматика словенская» Смотрицкого на протяжении полутора веков была учебником на Беларуси, Украине, Литве.

 

17 вопрос. Развитие школы и педагогической мысли в Беларуси в период нахождения ее в составе Речи Посполитой. В 1569 году произошло объединение ВКЛ и Польши, и была создана РП. К этому времени становится активной деятельность иезуитского ордена. Ещё в 1566 году иезуиты открыли в Вильнюсе своё училище. Иезуитские училища скоро возникли и в остальных городах Беларуси. Учебные заведения иезуитов назывались колледжи (коллегиумы). Иезуитская педагогическая система ставила перед собой задачу воспитать в учениках высокую религиозность, верность католицизму. Уже в 17в. иезуиты обеспечили себе ведущую роль в распространении образования. Православная церковь открывала брацкие школы, которые начали возникать во второй половине 16 века. Первыми брацкими школами были Львовская и Виленская, которые возникли в 80-х 16 века. На белорусских землях такие школы возникли в Бресте, Минске. Первыми известными преподавателями братских школ были В. Тяпинский, Стефан и Лаврентий Зизаний, М. Смотрицкий и др. Лаврентий Зизаний написал такие произведения как «Азбука», «Грамматика словенская», «Лексикон». Смотрицкий написал учебник по грамматике. Наряду с иезуитскими братскими школами появляются униатские школы (объед. православн. И катол. церквей). Униатская церковь в целях просвещения использовала орден Базилиан, который в 17-нач.18 веков имел на территории Беларуси монастыри и школы при них. Такие школы действовали в Пинске, Бресте, Пружанах и др. городах. Базилианские церкви строили по образцу иезуитских. Отличие в том, что здесь больше внимания уделялось обучению на родном языке. Кроме иезуитов и базилиан с конца 17 века в Беларуси имели свои школы и другие католические ордена: доминиканцы, бернардинцы, плары и другие. В середине 17 века предпринимается попытка реформирования школьного образования Речи Пасполитой. Реформы предложил известный польский деятель Станислав Конарский. В учебный план школ ордена плар начали включать естественные математические науки, польский язык, литература. Общая реформа просвещения Речи Посполитой, в том числе и на белорусских землях была проведена в 70-х гг. 18 века. Была создана эдукационная комиссия(министерство образования), которая начала проводить реформы. В соответствии с уставом, разработанным комиссией, все школы приобретали светский характер, были изменены учебные планы, комиссия открывала новые школы. Все идеи комиссии не были поведены в жизни, так как РП была в нестабильной политической обстановке. Разделы: 1772,1793,1795.

18 вопрос. Педагогическая система Яна Каменского (1592-1670). Родился в семье принадлежащей к общине "чешских братьев" в 1592 г. Получил за счет общины среднее и высшее образование, после чего был выборным священником общины, и возглавлял братскую школу. В 1631 он составил учебную книгу "открытая дверь языков и всех наук". В 1632 году он создал выдающееся произведение «Великая Дидактика», которая положила начало науке о процессе обучения. Эта книга была переведена на многие языки и прославила его имя во всем мире. Его книга «Мир чувственных вещей в картинках». В эти же годы он написал первое в мире специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста "Материнская школа"'. Каменский написал 7 томов огромного труда "Общий совет об исправлении дел человеческих", в котором он наметил гуманную и демократическую программу всестороннего исправления всех и во всем. Главные идеи дидактики Каменского носят сенсуалистический характер: познание реальною мира на основе чувственного восприятия, реализм, принцип наглядности. Каменский требовал, чтобы все дети — богатых и бедных, знатных и незнатных, мальчики и девочки, жители городов и сельской местности - обучались в школе родного языка. Он выдвинул идею всеобщего начального обучения. Каменский возмущался тем, что "между бедняками остаются незамеченными и погибают нередко выдающиеся способности". По мнению Каменского, имеются 3 задачи воспитания: 1.познание себя и окружающего мира (умственное воспитание);2.управление собой (нравственное воспитание); 3.стремление к Богу (религиозное воспитание). В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи. Каменский считал, что человек как часть природы подчиняется её главнейшим всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Каменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на 4 возрастных периода (по 6 лет каждый): I. детство (от рождения до 6 лет). 2. отрочество (6-12 лет). 3. юность (12-18 лет). 4. возмужалость (18-24 года). Для 1-ого периода он предлагает материнскую школу. Для 2-ого — школу родного языка. Для 3-его — гимназию. Для 4-ого — академию. Для каждой ступени (кроме академии) он подробно разработал содержание обучения. Каменский в основе познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Каменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных толкований над ними. Он выдвинул требования к обучению: сознательность учения (нет смысла в бессмысленной зубрежке), систематичность обучения (организовывать учебный материал, чтобы он не казался ученикам хаосом), посильность обучения (следует давать только тот материал, который доступен но возрасту), прочность усвоения знаний. Каменский стремился, как можно сильнее развивать познавательные способности учащихся. Он установил понятие школьного года, с его делением на четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня, разработал классно-урочную систему учебных занятий. Каменский придавал большое значение учителю. Учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, быть образцом добродетелей, которые он должен передавать ученикам. Педагогическая теория Каменского является большим вкладом в мировую культуру.

 

19 вопрос. Педагогическая теория Джона Локка (1632 -1704 гг.). - Англичанин, жил, когда в Англии победила буржуазная революция. Он приветствовал победу революции.

Некоторое время работал в университете. Позже был домашним врачом в семье лорда. Он написал ряд трудов. Наиболее полно свои взгляды изложил в книге «Мысли о воспитании». 1) своих трудах Локк отстаивал договорную теорию происхождения государства и право человека рождаться свободным. Он считал, что душа ребенка подобна чистой доске, и следствием является высокая оценка им в роли воспитания в развитии человека. Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека, джентльмена умеющею вести свои дела толково и предусмотрительно. Джентльмен должен получить физическое, нравственное, умственное воспитание, но не в школе. Настоящий джентльмен воспитывается дома. Локк рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному солидному воспитателю. Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. Необходимо с раннего детства закалять тело ребёнка, добиться того чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Правильно поставленное физическое воспитание способствует выработке мужества и настойчивости. Свою мораль Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование - важнейшие задачи воспитания. Главными воспитательными средствами всегда будут являться пример, среда, окружение ребёнка. Воспитание привычек должно начинаться с самого возраста. Грубостью, насилием нельзя добиться положительных результатов. Необходимый результат дадут ласковые слова. Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребёнка. Локк выступает противником телесных наказаний. Локк придавал большое значение религиозному воспитанию. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремёсел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Воспитатель, занимаясь ребёнком должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Локк отрицательно относился к школам, он считал необходимым изолировать будущего джентльмена от детей простолюдинов.

20 вопрос. Теория естественного общечеловеческого воспитания Жанн-Жако Руссо.

Философ, писатель, один из представителей эпохи просвещения. Сын часовщика из Женевы. Путем самоподготовки достиг в науке очень высоких рубежей и стал одним из образованных людей своего времени. Из Женевы в 1741 году попадает в Париж. Знакомится с французской философией. Начал заниматься литературной деятельностью. Он написал ряд работ, в которых выступали противоречивые неравенства. Но своему мировоззрению Руссо выражал взгляды мелких собственников. Он писал, что власть и богатство создали неравенство. Человек испорчен современным обществом. Существование людей должно поддерживаться личным трудом. А в действительном мире многие присваивают результат чужого труда. Мировую известность принес Руссо роман "Эмиль" или "О воспитании" (1762 г.)

Руссо показывает путь воспитания свободного человека нового общества. Он утверждал, что дети должны воспитываться естественно, вместе с природой, т.е. в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности. Воспитание человек получает от 3-х источников: от природы, окружающих людей, вещей.

Воспитание природой осуществляется путем внутреннего развития этих способностей и органов.

Воспитание вещами это собственный опыт человека. Правильным бывает воспитание тогда, когда все факторы действуют согласовано. Руссо подчеркивал, что воспитание должно быть свободным, ибо первое из естественных прав человека, это свобода. Он выступал против тогдашней школы. Руссо считал, что воспитание должно быть естественным. А также роль воспитателя понимал своеобразно. Считал, что воспитатель наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не замечает. В романе он делит своего воспитанника на 4 периода: 1- от рождения до 2 лет. В центре лежит физическое воспитание: 2 - от 2 лет до 12 лет. Это период сна-разума: 3 - с 12 до 15 лет — период широкого умственного воспитания: 4 - с 15 до 18 лет — период нравственного воспитания.

Высказывания Руссо о воспитании женщин: ее специальное назначение в том, чтобы быть матерью, вести хозяйство, создавать семейный уют. Естественное воспитание девушки должно отличаться от воспитания юноши, в ней должно быть повиновение, покорность. Несмотря на ряд противоречий идеи Руссо оказали большое влияние па развитие педагогической мысли.

27 вопрос. Школа и педагогическая мысль в России в 18 веке. Эти годы были переломными в истории отечественной школы и педагогической мысли. Россия пережила реформы воспитания и образования. Наметился переход от сословного общества к гражданскому. Россия вступила на дорогу общеевропейского развития. Образование стало рассматриваться как один из основных путей карьеры. История школы и педагогической мысли в России 18 в. делится на 2 периода: первую и вторую половину столетия.

Произошли существенные изменения в школьном деле, в трактовке вопросов воспитания и образования. В первой половине столетия происходил поворот к школе и педагогике Нового времени.

В начале 18 в. в России появились государственные школы различных типов. Подобная реформа была одним из направлений преобразовании Петра I. Эти школы отличались практической направленностью. Первым из созданных при Петре I учебных заведений была школа математических и навигационных наук (1701 г.).В1715 году старшие классы математических навигационных наук были переведены в Петербург. На этой базе была организована Морская Академия. В 1707 г.хирургическая шкода, рассчитанная на 50 учащихся.

В учебных заведениях обучали на русском языке. Была усовершенствована русская азбука - чтобы облегчить усвоение родною языка. Во второй четверти реформирование образования замедлилось. Появились учебные заведения новою типа. В конце 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. В ее состав входили университет и гимназия. Заботой государства являлась организация обучения дворянства.

Одним из первых представителен русского Просвещения был Татищев. Он считал, что воспитание и обучение должны соответствовать возрасту человека. Он обосновывал идею, что учитель должен не только знать свой предмет, но и обладать умением обучать. Особую роль в реформах сыграл Ломоносов. Он был инициатором демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук. Ввел в число обязательных предметов химию и астрономию. Первым стал читать лекции для студентов на русском языке.

Периодом наивысшего развития школьного дела в России 18 в. стало царствование Екатерины II. Она проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования.

Журналист Новиков финансировал 2 частные школы и определял в воспитании 3 главных направления: телесное, нравственное и умственное. Такое воспитание содействовало формированию человека и гражданина. Настаивал на гражданском воспитании, на формировании сынов отечества требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его доступным и для крестьян.

Устав 1786 г. провозглашал воспитание как единое средство общественного блага. Согласно Уставу 1786 г. в юродах открывались малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек. Обучение длилось 5 лет. Устав утвердил классно-урочную систему. Реформа, предпринятая уставом, была важным этапом в развитии школьною дела. Число народных училищ быстро росло. Но из-за нехватки учителей многие училища постепенно снижали качество обучения, а некоторые, едва успев открыться, прекращали свое существование.

25 вопрос. Тенденции и развитие образовательной школы в странах Западной Европы в 19 веке. В 19 в. завершается формирование классической педагогики Нового времени. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была осознана самооцененность, неповторимость человеческой личности. В педагогике Запада происходило приумножение знаний за счет информации, заимствованной из философии и иных наук о человеке и его воспитании. Особенно внимательно изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. Зарождались новые теории социального воспитания, созвучные своему времени.

Вершинами педагогической мысли 19 века стали идеи немецкой классической философии, творчество И.Г. Песталоцци, И.Ф. Герберта, Г. Спенсера. Произошло становление национальных школьных систем. Школа существовала в ситуациях социальных потрясении (Европейские революции и воины). Школа развивалась при поступательном движении экономики, интенсивном росте промышленности, и поэтому создание новой системы образования стало исторически неизбежным. К концу столетия и ведущих странах Западной Сиропы были заложены основы повои школы. В Западной Европе сказывались традиции сословной школы. Эпоха Нового времени знаменуется творчеством педагогов: Песталоцци, Герберта и др.

21 вопрос. Педагогическая деятельность и теории Песталоцци (1746 - 1827 гг.). Родился в Швейцарии, в семье врача. Большое влияние на его воспитание оказывали мать и служанка. Образование получил сначала в начальной, а затем в латинской средней школе и в высшем учебном заведении гуманитарного направления. В 1769 г. - купил имение, в котором хотел организовать показательную ферму, чтобы научить крестьян рационально вести своё хозяйство. Позже он разорился. В 1774 г. открыл «учреждение для бедных», в котором собрал беспризорников. Обучал детей чтению, письму, счёту, занимался их воспитанием, ремесленники учили их прясть и ткать. Но позже, из-за неудач, он закрыл приют. В 1781-1787 гг. - издаёт социально-педагогический роман: «Лингард и Гертруда». В 1792 г. – получил высокое звание французского гражданина. 1779 год - проводит экспериментальную работу в школах г. Бургдофа. 1805 год - создал большой институт, который вскоре получил мировую известность. 1826 год - написал последнее произведение: «Лебединая песнь». Цель воспитания, по Песталоцци - развитие всех природных сил и способностей человека, это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Содействие воспитания на ребенка должно находиться и согласии с ею природой. Основной принцип воспитания согласие с природой. Песталоцци стремится создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка должно начаться с первою дня появления на свет. Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, которая включает физическое, трудовое, умственное и нравственное образование.

Цель физического воспитания по Песталоцци - развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей, основа физического воспитания - естественное стремление ребенка к движению. Физическое воспитание проходит в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием.

Нравственность, по мнению Песталоцци, вырабатывается в ребёнке путём постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. В семье закладывается основы нравственного поведения ребёнка. Дальнейшее нравственное развитие продолжается в школе. Нравственное поведение у детей формируется благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей.

Песталоцци тесно связывает умственное образование с нравственным воспитанием. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте. Обучение способствует накоплению учеником запаса знаний, развивает ею умственные способности. Важнейшей основой обучения является наглядность. Обучение должно идти в строгой последовательности, наряду с умением мыслить надо развивать у детей практические навыки. Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования.

22 вопрос. Педагогическая деятельность и теория И. Гербарта. Родился в Германии. Получил образование сначала и латинской классической школе, а затем в Иенском университете. Ознакомился с учениями представительных немецких идеалистических философов. Педагогические идеи получили, развито в его книгах «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Очерк лекций по педагогике». Он предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии.

По своему мировоззрению Герберт метафизик. Своё понимание сущности воспитания он выводил из идеалистической философии, а цель воспитания - из этики. Он разработал крайне метафизическую этическую теорию (Общественная и личная нравственность покоятся, на определенных нравственных идеях - вечных и неизменных). Он постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествовало овладение педагогической теорией. Искусство воспитания приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности.

Он предавал большое значение установлению целей воспитания, в зависимости, от которой должны определяться воспитательные средства. Цель воспитания закладывается в формировании добро деятельного человека. Будущие цели ученика подразделены на:

1.цели возможные

2.цели необходимые.
Процесс воспитания он делит на 3 раздела:

1.Управление:

2.Обучение;

3.Нравственное воспитание.

Управлениеимеет своей задачей не будущее ребёнка, а только поддержание порядка в настоящее время, т.е. в процессе самого воспитания. Управление должно занять время ребёнка. Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушения дисциплины, построена у него на насилии, на дрессировке и муштре.

Обучение он считал главнейшим и основным средством воспитания: ввел в педагогику термин «воспитывающее обучение». Он говорил, что нет воспитания без обучения, что не признаёт обучение, которое не воспитывает. Обучение, по Герберту, должно основываться на многосторонности интересов (эмпирические, умозрительные, эстетические, сипатические, социальные, религиозные). Он различал 3 вида обучения: описательное, аналитическое, синтетическое.

Нравственное воспитание. Он разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. В отличие от обучения нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.

Классическая средняя школа Европы и США в значительной мере строилась на основах его педагогики. В то же время он мною сделал для разработки педагогики как научной дисциплины. Большое значение разработка им вопросов дидактики.

 

23 вопрос. Педагогическая деятельность и теория Дистервега (1790 - 1866 гг.). Родился в Вестфалии. В 1808 году поступил и Герборнский университет, а потом перевелся в Тюбингенский университет. Он решил посвятить себя делу образования народа, и длительное время возглавлял учительские семинарии, где преподавал педагогику, математику, немецкий язык. В 1835 г. - издал «Руководство к образованию немецких учителей». Он выступал за улучшение дела подготовки учителей начальных школ. Дистервег выступал защитником идеи общечеловеческого воспитания, по его мнению, задача школы заключается в воспитании гуманных людей и сознательных граждан. Важнейшим принципом воспитания считал природосообразность. Природосообразность - это следование за процессом естественного развития человека, учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника. По его мнению, воспитание должно носить и культуросообразный характер. Необходимо установление тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества. Высшая цель воспитания - самодеятельность на служении истине, красоте, добру. Главная задача обучения - развитие умственных сил и способностей детей. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и ею нравственному воспитанию. Большое место он отводил в образовании детей истории, географии, родному языку и литературе. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств путем наглядного обучения.

Дистервег создал дидактику начального обучения. Большое значение он придает сознательному освоению изучаемого материала. Мною внимания уделяет закреплению материала. Успешное обучение всегда пост воспитывающий характер. Для начального обучения он рекомендует «элементарный» или развивающий метод. Роль учителя должна быть руководящей. Обучение должно проходить по чётко разработанному учебному плану и хорошему учебнику. Но успех обучения определяется учителем. Огромное значение он придавал систематической работе учителя над собой. Строгий, требовательный учитель должен быть в то же время и справедливым. Дистервег придавал большое значение вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками. Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на дальнейшее развитие начальной школы.

 

24 вопрос. Педагогические воззрения Г. Спенсера. Спенсер Герберт (1820- 1903), английский философ, социолог и психолог. Основоположник органической школы в социологии. В области психологии, соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно которой сознание - это процесс, развивающийся по общим законам биологической эволюции и выполняющий функцию приспособления организма к среде. Идеи С. придали психологии биологическую направленность, стимулировали развитие функционализма и сравнительно-психологических исследований поведения.

 

Свои педагогические воззрения С. изложил в серии статей, посвящённых проблемам содержания образования, умственного, нравственного и физического воспитания, позднее изданных в виде отдельной книги. С. резко критиковал европейскую школу 19 в. за её отставание от уровня науки и нужд практической жизни. Касаясь дидактических проблем, С. требовал, чтобы содержание и методика обучения соответствовали этапам умственного развития ребёнка. Педагогические идеи С., связанные с пропагандой утилитарного, естественно-научного образования, были созвучны общественным настроениям конца 19 в. и оказали большое влияние на развитие педагогики, особенно в Англии и США

 

 

28 вопрос. Развитие школ России в 19 веке. В первой половине 19 в. в развитии школы и педагогики наступает важный этап. Немалым препятствием на этом этапе являются сохранившиеся ещё к этому времени крепостные отношения, а так же традиции сословного обучения и воспитания. Эволюция школы и педагогической науки происходила в условиях нараставшего общественного кризиса.

В первой половине 19 в. школа продвинулась вперед, скорее, в качестве, чем в количестве. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие европейской и мировой культуры. В годы царствования Александра I (1801-1825 п.) школьная политика прошла 2 различных этапа. Первый (до 1815 гг.) правительство намеривалось провести реформы в духе Просвещения. В 1820 г. было создано Министерство народною просвещения. В 1802-1804 гг. произошла реформа народного образования. Обучение и приходских училищах было рассчитано на 1 год и уездных училищах на 2 года. В программу последних вошли 15 учебных дисциплин: грамматика русского языка, география, история, арифметика, геометрия, история, физика, естествознание, начала технологии и др. Курс гимназического образования составлял 4 года.

Первым объектом реформ оказалась высшая школа. К уже существующим университетам в Москве. Вильно и Дерпте прибавились новые: Харьковский, Казанский и Петербургский.

Заметную роль в школьном деле приобретала частная инициатива. Возникли частные учебные заведения, которые успешно конкурировали с государственными. Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах. Пансионное воспитание осуществляли иностранцы. По-прежнему было популярно домашнее воспитание. Воспитание и обучение рассматривалось как непременное условие умственного и нравственного формирования граждан общества. В 1830-1840 гг. школьная политика разрабатывалась на основе идей народности. Радикальные педагогические идеи высказывали Герцен и Белинский.

Педагогические взгляды Герцена складывались под влиянием свободолюбивой отечественной мысли, Белинский определил гуманистический и демократический подход к образованию и воспитанию.

Значительное развитие школы педагогики пришлось на вторую половину 19 в. Правительство занялось перестройкой школьной системы. Ноябрь 65 г. приняты новые правила поступления в университеты. Устав 64 г. объявлял о создании гимназии с 7-ми летним курсом обучения. Конец 50-х возникают воскресные школы. В 64 г. принят устав о начальном образовании. Представители этого времени: Чернышевский. Добролюбов, Ушинский, Пирогов, Толстой и др.

29 вопрос. Педагогическая теория К.Д. Ушинского (1824-1870 гг.) Родился в Туле, получил среднее образование и Новгород северской гимназии, затем поступил в Московский университет на юридический факультет. В 1854 г. ему удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания. Являлся автором статей "О пользе педагогической литературы". "О народности в общественном воспитании", "Три элемента школы" и др. Он провёл реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. Им была составлена хрестоматия по русскому языку "Детский мир". Ушинский подошел к разработке теории педагогики, вооружённый глубокими знаниями о человеке, как предмете воспитания. Он указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, истории и других наук. Он требовал единства теории и практики. Ушинский стремился исходить из опыта, придавал значение наблюдению. Он считал, воспитание зависит от исторического развития народа. Подчёркивает, что одной из характерных черт воспитания русскою народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. В основу обучения русских детей должен быть положен русский язык, ознакомление детей с русской историей, географией России, с ее природой, общие интересы ставить выше личных.

Средствами нравственного воспитания, но Ушинскому, являются: обучение, личный пр



2016-09-15 1072 Обсуждений (0)
Школа и педагогическая мысль в Московском государстве до XVII века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Школа и педагогическая мысль в Московском государстве до XVII века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1072)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)