Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС: «Плод правды сеется в мiре»... «Старайтесь иметь мир со всеми» ... Однако, не следует ли нашему от чистого сердца стремлению к миру иметь иногда свои границы?



2016-09-16 347 Обсуждений (0)
ВОПРОС: «Плод правды сеется в мiре»... «Старайтесь иметь мир со всеми» ... Однако, не следует ли нашему от чистого сердца стремлению к миру иметь иногда свои границы? 0.00 из 5.00 0 оценок




Возьмем пример. В N. приходе возникает необходимость соблюдения правильного приходского устава, то-есть твердого строго-канонического порядка, нормирующего внутреннюю жизнь прихода и взаимные отношения его членов. В связи с этим среди членов Приходского Совета или прихожан возникают «рвения» и «споры», переходящие у некоторых в стремление за счет канонической правды создать «оппозицию» Уставу, «компромиссный мир» и т. под. И вот предстоит выбор между церковно-канонической правдой и миром. В таком случае, предпочтение не должно ли быть без колебания отдаваемо только церковно-канонической правде? Не обязывает ли к этому наша верность Церкви Христовой Православной? И справедливо ли будет подвергать прещению церковному клирика или мiрянина, если его образ мыслей и действия будут именно таковыми?

ОТВЕТ: Вы совершенно правы, но только в том случае, если этот клирик или мiрянин действительно отстаивает одну чистую церковно-каноническую правду, а не прикрывается искусно этой церковно-канонической правдой для сведения личных счётов или для достижения каких-либо своих личных, узко-эгоистических или своекорыстных интересов, что – увы! – иногда наблюдается и не для всех сразу бывает ясным и очевидным.

Церковно-каноническая правда ПРЕВЫШЕ ВСЕГО, а в особенности в наше столь страшное и лукавое время.

Вот как говорит об этом величайший Отец Церкви Св. ГРИГОР1Й БОГОСЛОВ: «ДА НЕ ПОДУМАЮТ, ОДНАКО, БУДТО БЫ Я УТВЕРЖДАЮ, ЧТО ВСЯКИМ МИРОМ НАДОБНО ДОРОЖИТЬ. ИБО ЗНАЮ, ЧТО ЕСТЬ ПРЕКРАСНОЕ РАЗНОГЛАСИЕ, И САМОЕ ПАГУБНОЕ ЕДИНОМЫСЛИЕ; НО ДОЛЖНО ЛЮБИТЬДОБРЫЙ МИР, ИМЕЮЩИИ ДОБРУЮ ЦЕЛЬ И СОЕДИНЯЮЩИЙ С БОГОМ. НО КОГДА ИДЁТ ДЕЛО ОБ ЯВНОМ НЕЧЕСТИИ, ТОГДА ДОЛЖНО СКОРЕЕ ИДТИ НА ОГОНЬ И МЕЧ, НЕ СМОТРЕТЬ НА ТРЕБОВАНИЯ ВРЕМЕНИ И ВЛАСТИТЕЛЕЙ И ВООБЩЕ НА ВСЁ, НЕЖЕЛИ ПРИОБЩАТЬСЯ ЛУКАВОГО КВАСА И ПРИЛАГАТЬСЯ К ЗАРАЖЁННЫМ. ВСЕГО СТРАШНЕЕ – БОЯТЬСЯ ЧЕГО-ЛИБО БОЛЕЕ НЕЖЕЛИ БОГА, И ПО СЕЙ БОЯЗНИ СЛУЖИТЕЛЮ ИСТИНЫ СТАТЬ ПРЕДАТЕЛЕМ УЧЕНИЯ ВЕРЫ И ИСТИНЫ» (Творения, часть I, стр. 192).

Эти драгоценные слова великого святителя особенно необходимо помнить в наше время, когда даже в церковной жизни часто на первый план выступает не искренняя ревность по истине, а одно лишь своекорыстие, преследование своих собственных, чисто-личных интересов, узко-эгоистические соображения и полная безпринципность, столь характерная вообще для нашего времени. И хуже всего, когда под мнимым предлогом «христианской любви» и «мира» грубо попирается святая истина, и лукавому человекоугодничеству, соединенному с своекорыстием, приносится в жертву церковно-каноническая правда.

ВОПРОС: Как сообщает наша русская зарубежная пресса, русские общества и организации, уже «встретившие» Новый Год по новому стилю теперь собираются «встречать» его вторично по старому стилю. Как смотреть на это с точки зрения уставов и правил нашей Церкви?

ОТВЕТ: Эти лица и организации, два раза справляющие «встречу» Нового Года, тем самым сами себя изобличают, выставляя себя в постыдном и смешном виде, как люди совершенно несерьезные, которые во всём только ищут предлога для устройства нескромных увеселений и развлечений, являющихся подлинным бичом, злокачественной язвой нашего больного времени. Самый этот обычай – «встречать Новый Год» весельем, услаждением себя пищей и питьём, музыкой и танцами – обычай чисто-языческого происхождения, совершенно неприличествующий истинным христианам, которых наступление Нового Года должно побуждать отнюдь не к такому легкомысленному веселию, а наоборот к сосредоточенной молитвенной настроенности от сознания, что ещё один год нашей жизни отошёл в вечность, что ещё на один год мы приблизились к неизбежному для всех нас концу – смерти. Кроме того, объедение и пьянство, коими обычно всегда сопровождаются эти «встречи», неуместные для истинных христиан вообще, в данном случае особенно неуместны и греховны, ибо в этот день 1 января ст ст. великий Господский праздник Обрезания Господня и память св. Василия Великого, когда всем надлежит быть в храме у Божественной литургии, а истинно-православные христиане всегда идут в церковь к литургии натощак, ничего не евши и не пивши с полуночи.

ВОПРОС: В нашей Русской Православной Церкви в дни Великого Поста – в среду и пятницу – вечерня с литургией Преждеосвященных Даров служится утром. Поэтому служение упомянутой литургии в поздние вечерние часы не будет ли нарушением, отказом от богослужебной традиции Православной Церкви? Если же вечерню с литургией Преждеосвященных Даров можно или следует служить поздно вечером, – почему тогда такая повсеместная у нас «перестановка» дивной великопостной службы Божией с вечера на утро? Где заключена непреходящая истина церковно-богослужебного предания Вселенской Православной Церкви, обязательного для нас: в служении вечерни с литургией Преждеосвященных Даров утром или в поздние часы вечером?

ОТВЕТ: Наша современная жизнь, а с нею вместе и современная церковно-богослужебная практика, вследствие упадка религиозного духа, оскудения духовной ревности, общей духовной расслабленности и небрежения, так далеко отошли от жизни первых христиан и нашего Церковного Устава, выработанного Св. Отцами и великими подвижниками первых веков христианства, что ответ на поставленный Вами вопрос не так прост и требует некоторого предварительного пояснения.

Согласно нашему Уставу, во дни поста (кроме суббот и дней воскресных) христиане могут принимать пищу только однажды в день притом лишь после вечерни. А вечерня должна совершаться, по Уставу, по совершении девятого часа, время совершения коего соответствует, по нашему 3-м часам пополудни. Отсюда естественно, что и совершение Божественной литургии в будничные дни Великого Поста, на коей происходит причащение Св. Христовых Таин, также должно происходить после вечерни. Вот почему литургия Преждеосвященных Даров совершается в соединении с вечерней и притом именно после неё. И, конечно, само собой разумеется, что эта литургия, по Уставу, должна совершаться в вечерние часы, а вовсе не утром, но только не поздно вечером, а вскоре после 3-х часов дня. Само собою ясно при этом, что все верующие до этого времени должны совершенно воздерживаться от всякого вкушения пищи и пития, чего требует и самый пост и предстоящее за этой литургией причащение Св. Христовых Таин.

Вот это-то весьма длительное и для многих слишком трудное воздержание от пищи и пития в течение целого дня до вечера, по всей вероятности, надо полагать (ибо другой причины найти невозможно), и явилось причиной того, что литургию Преждеосвященных Даров, с течением времени, стали совершать во всё более и более ранние часы дня и, наконец, начали совершать её утром, как всякую обыкновенную литургию, чего, по Уставу, отнюдь не должно было бы быть.

Но и в поздние вечерние часы служить литургию Преждеосвященных Даров тоже неправильно, ибо всем церковным службам в Уставе определено своё время, и всякая перемена в этом отношении будет уже нарушением Устава, в ту или другую сторону, более или менее допустимым, если делается это с целью так наз. «икономии», то-есть «пользы церковной», ради спасения душ, или вовсе неоправданным, если служит только к поощрению лености и небрежения.

ВОПРОС: Могут ли лица, посвящённые по-настоящему в сан иподиакона Архиереем, принимать участие в устройстве светских увеселений, так называемых «вечеров» и «балов»; и танцевать на них?

ОТВЕТ: Этот вопрос почти разнозначущ вопросу: могут ли священники и диаконы выступать на таких увеселениях? – Ведь сан иподиакона это есть уже священный сан, являющийся переходной ступенью от церковнослужителей к священнослужителям. Посвящённый в сан иподиакона, после своего посвящения уже не может больше вступать в брак; посвящённый в сан иподиакона может прикасаться к таким освященным предметам, которых не смеет касаться рука непосвящённого мiрянина, брать с престола дикирий и трикирий и т. под. По-видимому, это и было причиной, что в России, в огромном большинства случаев, посвящались в сан иподиакона только те лица, которые за той же литургией посвящались потом в сан диакона, а при архиерейских службах часто исполняли служение иподиаконов младшие диакона.

ВОПРОС: В одном из духовных журналов я прочитала, что не разрешается в церкви читать про себя собственных молитв, а также молитвы православные по книжкам отдельно от церковного пения, особенно на всенощной, когда так читается всё быстро и неразборчиво, что нельзя уловить смысла молитв. Когда я молюсь за литургией, которую хорошо знаю, то я могу не пользоваться другими молитвами, но за всенощной – иное дело. Я должна читать про себя хоть Иисусову молитву, что раньше мне и разрешал мой духовник: он мне говорил, что какой-то святитель (забыла имя) говорил, что «если вы в церкви не понимаете чтения, тогда нужно читать молитву Иисусову». Что же теперь? Я, значит, не могу ходить ко всенощной, если я не понимаю чтения? Раньше я читала другие молитвы, и мое внимание не разбивалось.

Где-то я читала, что о. Иоанн Кронштадтский даже во время литургии добавлял и читал свои собственные молитвы. Что же? значит ли это, что он отдалялся от церковного собрания? Разъясните мне, прошу Вас, что делать? Если грешно читать по книжке то, чего я не расслышу и разберу в чтении, – грешно читать в это время про себя молитву Иисусову, когда я не разбираю и не понимаю чтения на клиросе, то как же мне быть? Неужели из-за этого греха совсем не ходить в храм Божий? Пожалуйста, ответьте мне через ваш журнал.

ОТВЕТ: В храме совершается общественное Богослужение. Это – общая молитва всех верующих, которые объединяются духовно в этой общей молитве ободном и том же – об общих своих нуждах духовных и телесных. Поэтому неправильно поступает тот, кто, приходя в храм на Богослужение, не желает участвовать в этой общей молитве, которая должна совершаться «едиными усты и единем сердцем», а молится сам по себе, отдельно от обще-церковной молитвы. Лишь в этом смысле и только в этом запрещается в православном храме молитва отдельная, своими особыми молитвами, по молитвенным книжкам, как это принято, например, у римо-католиков, которые не участвуют в общей церковной молитве, как мы, православные. НО СЛЕДИТЬ ЗА БОГОСЛУЖЕНИЕМ ПО ТАК НАЗЫВАЕМОМУ «ВЕЛИКОМУ СБОРНИКУ» ИЛИ ПО ДРУГИМ БОГОСЛУЖЕБНЫМ ИЛИ МОЛИТВЕННЫМ КНИГАМ, СОДЕРЖАЩИМ В СЕБЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ, КОНЕЧНО, НИСКОЛЬКО НЕ ПРЕДОСУДИТЕЛЬНО, А, НАОБОРОТ, ПОХВАЛЬНО, ИБО МЫ И ДОЛЖНЫ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, ЧТО ЧИТАЕТСЯ И ПОЁТСЯ, И МОЛИТЬСЯ ТЕМИ ЖЕ СЛОВАМИ, КАКИМИ МОЛИТСЯ ВСЯ ЦЕРКОВЬ. Тем более это естественно, когда чтение и пение бывает неразборчиво. Ведь мы, православные верующие, все должны сознательно участвовать в Богослужении, на что ясно указывает и наш Устав, когда говорит, что в ответ на возглас священника «МЫ» или «ЛЮДИЕ» отвечаем: «АМИНЬ» или «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ» и прочее, и петь в церкви, по ясному смыслу уставных указаний, как и по самой идее нашего Богослужения, являющегося «общим делом», должен, собственно говоря, не хор, как что-то совершенно отдельное от молящихся, а все молящиеся. Это до последнего времени практиковалось, как сохранившееся от древних времен уставное наследие, на Карпатской Руси, и при этом, конечно, неизбежно пользование соответствующими молитвенными книгами, вроде – «Великого Сборника», ибо невозможно ожидать и требовать, чтобы молящиеся все церковные песнопения знали наизусть.

Итак, должно быть ясно, что чтение по молитвенникам своих особых молитв во время Богослужения это – одно, а следить за ходом Богослужения по богослужебному тексту это – совсем другое. И насколько первое – предосудительно, настолько второе заслуживает только одобрения и поощрения.

Читать при неразборчивом чтении и пенни Иисусову молитву вполне допустимо, тем более, что по уставу этой молитвой можно даже заменять все виды суточного Богослужения, как это указано в Следованной Псалтири. Само собою; должно быть понятно, что лучше творить про себя Иисусову молитву, чем, не понимая и не разбирая того, что читается и поётся на клиросе, позволять уму своему блуждать невесть где. Ум, ничем не занятый, естественно предаётся рассеянности, и вот это уже будетнесомненный тяжкий грех.



2016-09-16 347 Обсуждений (0)
ВОПРОС: «Плод правды сеется в мiре»... «Старайтесь иметь мир со всеми» ... Однако, не следует ли нашему от чистого сердца стремлению к миру иметь иногда свои границы? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС: «Плод правды сеется в мiре»... «Старайтесь иметь мир со всеми» ... Однако, не следует ли нашему от чистого сердца стремлению к миру иметь иногда свои границы?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)