Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


магистерская программа «Клиническая психология»



2016-09-16 376 Обсуждений (0)
магистерская программа «Клиническая психология» 0.00 из 5.00 0 оценок




Психология

не имеющих профильного высшего профессионального образования

 

Абакан 2014

1. Программа вступительных испытаний для лиц, не имеющих профильного ВПО и поступающих на направление подготовки 37.04.01 – Психология, магистерская программа «Клиническая психология»

 

 

2. Разработчик (и) программы:

профессор кафедры психологии _________ Фотекова Т.А.

 

3. ПРИНЯТА на заседании кафедры психологии 16.01.2014 г., протокол № 7

Зав. кафедрой психологии _______________ Фотекова Т.А. 16.01.2014г.

 

4. РАССМОТРЕНА на заседании Ученого Совета Медико-психолого-социального института _________ 2014 г., протокол № __

 

Председатель

Ученого совета _______________ Власова Е.Н. _________ 2014г.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели вступительного испытания

Требования к профессиональной подготовленности абитуриента.

II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Раздел 1. Методология, методы и история психологии.

Раздел 2. Психология личности

 

Раздел 3. Психология эмоций, мотивации и воли

 

Раздел 4. Психология познавательных процессов

 

Раздел 5. Развитие психики в фило- и онтогенезе

 

III. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Междисциплинарный экзамен по психологии проводится письменно в виде теста. Его содержание построено на основе требований государственного образовательного стандарта подготовки бакалавра по направлению 37.04.01 – психология.

Целью междисциплинарного экзамена по психологии является оценка уровня знаний, необходимых для освоения программы подготовки магистра и предусмотренного государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по направлению 37.04.01 – Психология. Абитуриент должен продемонстрировать знания по общей психологии, истории психологии, психологии личности, психологии развития и возрастной психологии, экспериментальной психологии.

Междисциплинарный экзамен по психологии оценивается по системе «зачтено/не зачтено». При получении на междисциплинарном экзамене по психологии оценки «зачтено» поступающий допускается к сдаче вступительного испытания по профилю магистерской программы (см. программу для поступающих в магистратуру по направлению 37.04.01 – Психология, магистерская программа «Клиническая психология», и имеющих профильное высшее профессиональное образование), при получении оценки «не зачтено» - к вступительному испытанию по профилю магистерской программы не допускается и в конкурсе не участвует.

На выполнение теста отводится 40 минут. Оценка «зачтено» выставляется в случае правильного выполнения не менее 8 тестовых заданий.

 

 

Требования к профессиональной подготовленности абитуриента

- знать и понимать факты, закономерности, основные теории психологии и историю их развития;

- иметь представление о психологии личности, эмоций, мотивации, воли и познавательных процессов;

- знать основной категориальный (понятийный) аппарат психологии,

- иметь представление о методологии и методах общей психологии,

- иметь представление о развитии психики в фило- и онтогенеза;

- обладать психологической культурой

 

 

II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Раздел 1. Методология, методы и история психологии.

Психология как наука. Предмет психологии. Отрасли психологии. Многозначность термина психология. Психология как наука и часть реальности. Объект и предмет психологии. Развитие предмета психологии. Возникновение первых систематизированных представлений о душе на древнем Востоке, в Греции и Риме. Развитие психологии в рамках философии. Душа как первый предмет психологии. Изменение представлений о предмете психологии под влиянием развития механики. Сознание как предмет психологии. Развитие естественных наук и их влияние на психологию. Выделение психологии в самостоятельную науку. Открытие В.Вундтом первой экспериментальной лаборатории в Германии. Сознание как предмет изучения в структурализме и функционализме. Развитие психологии в 20 в. и множественная трактовка предмета. Психика как предмет изучения отечественной психологической науки. Неоднозначность в трактовке предмета психологии на современном этапе. Задачи психологии. Место психологии в системе наук. Связь психологии с другими науками. Основные отрасли психологии. Фундаментальные и специальные отрасли. Общая психология. Тенденции дифференциации и интеграции в современной психологии.

 

Гештальтпсихология как наука о целостных структурах психики. Изучение зрительного восприятия. Вклад М.Вертгеймера, В.Келера и Коффки. Инсайт как механизм научения. Проблемы зрительного восприятия. Основные понятия гештальпсихологии: фигура, фон, гештальт, переструктурирование, стремление к хорошей форме. Законы гештальта: тяготение частей к симметричному целому, выделение фигуры и фона в поле восприятия, стремление группировать части в направлении близости, равновесия и простоты, принцип «прегнантности».

 

Возникновение бихевиоризма. Отрицание сознания как предмета научного изучения. Поведение как предмет изучения в бихевиоризме. Основные идеи Дж. Уотсона. Соотношение стимула и реакции. Промежуточные переменные. Развитие экспериментального изучения поведения человека и животных. Проблема научения, вклад Э. Торндайка, Б.Скиннера, Э.Толмена. Необихевиоризм. Понятие о социальном научении Критика.

 

Психоанализ как крупнейшее течение психологии 20 столетия. З.Фрейд как основатель психоанализа. Понятие о бессознательном и его содержании. Психоанализ как теория и как метод. Сексуальный и агрессивный инстинкты, энергия либидо, сублимация. Сублимация и борьба инстинктов как движущая сила развития. Взгляды А.Адлера и индивидуальная психология. Комплекс неполноценности, стремление к превосходству как невротический путь, развитие чувства общности. Компенсация и гиперкомпенсация. Аналитическая психология К.Юнга. Понятие о коллективном бессознательном. Архетипы и символы. Интроверсия и экстраверсия. Неофрейдизм.

 

Категория деятельности в отечественной психологии. Трактовка понятия деятельности в трудах А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна. Предметность и общественный характер деятельности. Деятельность и активность. Субъект деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Содержание, структура и динамика деятельности. Мотивы деятельности: внешние и внутренние. Цели деятельности. Виды деятельности, действия, операции. Виды действий (моторные, сенсорные, мыслительные). Умения, навыки, привычки. Соотношение внутренней и внешней деятельности. Понятие об интериоризации и экстериоризации. Основные виды деятельности человека: игра, учение, труд. Деятельность и сознание.

 

Теория психологического эксперимента. Классификация исследовательских методов в психологии. Организационные, эмпирические методы, методы обработки данных и интерпретационные методы. Планирование эксперимента и контроль переменных. Корреляционные исследования. Анализ и представление результатов.

 

Раздел 2. Психология личности

 

Подход к изучению структуры и развития личности в психодинамических теориях. Периодизация развития З.Фрейда. Основные стадии психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная. Модификация идей классического психоанализа в теориях А.Адлера (развитие, как преодоление комплекса неполноценности и формирование социального чувства), К.Юнга (развитие как процесс индивидуации, стремление к целостности и полноте). Психологическая защита и ее механизмы: вытеснение, отрицание, проекция, замещение, реактивное образование, регрессия, рационализация.

 

Проблема личности в гуманистической психологии. Ее основные положения. Теория А.Маслоу. Понятие о самоактуализации и иерархии основных потребностей. Идеи К.Роджерса. Понятие о конгруэнтности, Я-реальном и Я-идеальном. Истоки неконгруэнтности. Человекоцентрированный подход. Экзистенциальная психология В.Франкла. Понятие о смысле жизни, путях его обретения, ценностях творчества, переживания и отношения. Свобода и ответственность.

 

Задатки. Способности. Уровни изучения способностей: психофизиологический, психологический и социально-психологический. Понятие об общих и специальных способностях. Виды специальных способностей (математические, музыкальные, языковые, пространственные, телесно-кинестетические и др). Роль наследственности и среды в формировании способностей. Уровни проявления способностей: отражательно-репродуктивный, продуктивный. Одаренность, талант, гениальность.

 

Темперамент. Краткие сведения из истории учения о темпераментах. Теория И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. Типы ВНД и их соотнесение с темпераментом. Вклад Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина, В.С.Мерлина в развитие учения о темпераменте. Содержательные и формально-динамические аспекты психики. Представления В.М.Русалова о темпераменте. Критерии выделения свойств темперамента. Свойства темперамента: эргичность, пластичность, темп реакций и эмоциональность. Их проявления в предметной и социальной сфере. Учет особенностей темперамента в деятельности и общении. Влияние темперамента на индивидуальный стиль деятельности.

 

Характер. Его структура: черты, проявляющиеся по отношению к деятельности, себе, другим людям и вещам. Проявления характера, факторы, влияющие на его формирование. Психологическая типология характера Э.Фромма. Понятие о плодотворной и неплодотворной ориентациях характера. Виды неплодотворной ориентации и типы характера: рецептивный, эксплуататорский, стяжательский и рыночный. Соответствующие им типы социализации: махозистская, садистская, деструктивная и конформная. Любовь как способ социализации плодотворной личности. Понятие об акцентуациях характера. Типология К.Леонгарда: акцентуированные типы личности (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуированные черты темперамента (гимпертимическая, дистимическая, аффективно-лабильная, экзальтированная, тревожная, эмотивная). Акцентуации характера в типологии Е.А.Личко: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный типы.

 

Раздел 3. Психология эмоций, мотивации и воли

 

Потребности как основа мотивации. Классификации потребностей. Виды потребностей по А.Маслоу и другим авторам. Потребность как нужда, потребность как предмет удовлетворения нужды, как отсутствие блага, как ценность, потребность как состояние. Мотив как результат опредмечивания потребности. Понятие о мотивах и мотивации. Полимотивированность поведения и деятельности. Функции мотива. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Понимаемые и действенные мотивы. Биологические мотивы: голод, жажда, боль, угроза и др. Виды мотивов. Побудительные мотивы (влечения, желания, установки) и притягательные мотивы (мечта, идеал, интересы, убеждения). Мотивационная сфера личности.

Эмоции, их общая характеристика и роль в жизни человека. Функции эмоций: оценивающая, побуждающая, смыслообразующая, активационная, регуляционная, экспрессивная и др. Биологическая целесообразность эмоций. Базовые эмоции: страх, гнев, отвращение, презрение, радость, интерес, удивление, печаль, вина, стыд. Классификация и общая характеристика эмоциональных состояний: эмоции, чувства, настроения, страсти, аффекты. Характеристика высших чувств, их виды: моральные, эстетические, интеллектуальные. Понятие об эмоциональных процессах (по А.Н.Леонтьеву). Понятие об эмоциональных состояниях (по С.Л.Рубинштейну).

 

Понятие воли, волевой регуляции. Соотношение волевой и произвольной регуляции. История изучения воли. Характеристика воли, ее функции, критерии. Ситуации, требующие произвольной и волевой регуляции. Механизмы волевой регуляции. Понятие о дополнительном смысле. Структура волевого действия. Способы принятия решения по У.Джеймсу и С.Л.Рубинштейну. Формирование воли. Управление волей. Волевые качества личности.

 

Раздел 4. Психология познавательных процессов

 

Ощущения. Общая характеристика. Психофизиологические основы ощущений. Анализатор. Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, протяженность. Классификации ощущений (по модальности; по наличию контакта рецептора с объектом; по локализации; по времени возникновения в филогенезе: протопатическая и эпикритическая чувствительность) Восприятие и его физиологические основы. Виды восприятия: восприятие пространства, формы, величины, времени, движения. Свойства восприятия: структурность, целостность, константность, избирательность, осмысленность. Апперцепция.

 

Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности. Отличие мышления от чувственного познания. Мышление и предметно-практическая деятельность. Виды мышления и их характеристика. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление; теоретическое и практическое мышление; логическое и интуитивное мышление; конвергентное и дивергентное мышление. Мышление как деятельность. Этапы мыслительного процесса: ориентировочны, планирование, исполнение, контроль. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, конкретизация. Мышление и процесс решение задач: проблемная ситуация и задача.

 

Память как познавательный процесс. Общая характеристика. Виды памяти: по характеру психической активности (образная, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая) по степени произвольности и осознанности, по длительности хранения информации (кратковременная, долговременная, оперативная). Общая характеристика процессов памяти. Запоминание и сохранение информации. Воспроизведение и забывание информации. Факторы, влияющие на запоминание и сохранение следов. Понятие об интерференции, ретро- и проактивном торможении, реминисценции, консолидации следов. Приемы управления памятью. Мнемотехника.

 

Внимание. Проблема внимания в психологии. Теории внимания. ПВиды внимания: эмоциональное, сенсорное, двигательное, интеллектуальное, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Свойства внимания: устойчивость, объем, распределение, переключение, концентрация, избирательность. Характеристика свойств внимания.

 

Раздел 5. Развитие психики в фило- и онтогенезе

 

Происхождение и развитие психики в филогенезе. Возникновение психики с точки зрения естественно-научной парадигмы. Критерии психики: антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, мозгопсихизм. Необходимость возникновения психики. Гипотеза А.Н.Леонтьева о возникновении психики. Раздражимость и чувствительность. Чувствительность как элементарная форма психики. Стадии развития психики: сенсорная, перцептивная, интеллектуальная. Таксисы, тропизмы, рефлексы, инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение и соответствующие им типы нервной системы. Мозг и психика. Понятие о функциональных блоках мозга.

Развитие психики в онтогенезе. Основные закономерности возрастного развития.Периодизации возрастного развития (З.Фрейд, Э.Эриксон, Д.Б.Эльконин). Понятие о ведущем виде деятельности. Основные характеристики младенческого, раннего, дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Понятие о зрелости и старости.

 

III. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001

2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., Физкультура и спорт, 1991.

3. Бреслав Г. Психология эмоций. М.: Смысл; Академия, 2004.

4. Бэддели А. Ваша память. М., 2001.

5. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2003.

6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж: МПСИ, 1998.

7. Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. М., Прогресс, 1988.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998.

9. Глейтман Г. Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. Спб.: Речь, 2001.

10. Джеймс У. Психология. М., Педагогика, 1991.

11. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., УРАО, 1998

12. История психологии. ХХ век. Хрестоматия. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 2003

13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2002.

14. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М., УРАО. 2000.

15. Найссер У. Познание и реальность. М., Прогресс, 1981.

16. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. М.: Юрайт, 2004.

17. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 1: Введение. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М.: УМК Психология; Генезис, 2001.

18. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М.: УМК Психология; Генезис, 2002.

19. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М.: УМК Психология; МПСИ, 2004.

20. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М.: УМК Психология; МПСИ, 2004.

21. Петухов В.В. Психология мышления. М., МГУ, 1987.

22. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001.

23. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М: ЧеРо, 2001.

24. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. М.: ЧеРо, 2002.

25. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999.

26. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998.

27. Психология эмоций. Автор-составитель В.К.Вилюнас. М., Питер, 2004

28. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах. М.: Вече, АСТ, 2000.

29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, Питер, 2002.

30. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002.

31. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., Смысл, 1997.

32. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.

33. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 2002

34. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1,2, М., 2003

35. Холл С., Линдсей Г. Теории личности. М.: ЭКСМО, 1999.

36. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию». Ред. Е.Е.Соколова, М., 1999.

37. Хрестоматия по общей психологии. Вып.3. Субъект познания / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., 1998.

38. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., МГУ, 1981.

39. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1999.

 



2016-09-16 376 Обсуждений (0)
магистерская программа «Клиническая психология» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: магистерская программа «Клиническая психология»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)