Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система воспитательной работы



2016-09-16 531 Обсуждений (0)
Система воспитательной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассматриваемые вопросы:

1. Современные концепции воспитания.

1.1 Системное построение процесса воспитания.

1.2 Системно-ролевая теория формирования личности ребенка.

1.3 Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка.

1.4 Формирование образа жизни, достойной Человека.

1.5 Воспитание ребенка как человека культур.

1.6 Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития.

1.7 Самовоспитание школьников.

1.8 Воспитание на основе потребностей человека.

2. Современные подходы к воспитанию.

2.1 Системный подход к построению воспитательного процесса в сельскохозяйственном ВУЗе.

2.2 Деятельностный подход в воспитании учащихся.

2.3 Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности

2.4 Философско-антропологический подход к воспитанию ребенка.

2.5 Синергетический подход как современная методологическая ориентация.

 

Вопрос 1. Современные концепции воспитания

Концепция, - система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея.

Концепции воспитания - воспитательный процесс, его сущность, цель, принципы, содержание и способы организа­ции, критерии и показатели его эффективности.

1.1 Системное построение процесса воспитания

В концепции воспитания - целенаправленное управление процессом раз­вития личности. Главное в нем — это создание условий для целе­направленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Воспитательные задачи:

1) формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;

2) формирование гражданс­кого самосознания, самосознания гражданина, ответствен­ного за судьбу своей Родины;

3) приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;

4) разви­тие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности;

5)формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализа­ции.

Принципы воспитатель­ного процесса.

а) личностный подход в воспитании: уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;

б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, уважительные отно­шения между педагогами и детьми,

в) средовой подход в воспитательной деятельности, т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

г) дифференцированный подход к воспитанию детей: отбор содержания, форм и методов воспитательной работы;

д природосообразность воспитания: учет половозрастных особенностей уча­щихся

е) культуросообразностъ воспитания, т.е. опора в воспи­тательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Основу содержа­ния воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечелове­ческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, иI показывает их значение для содержания и организации воспитательного.

Чтобы перечисленные ценности стали основой содержа­ния и процесса воспитания школьников в целом, педагогам и руководителям образовательных учреждений предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям:

- первый путь — создание комплексной программы воспи­тания в учебном заведении, построенной на этих ценностях;

- второй путь — формирование отдельных целевых про­грамм, например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья — нравственная ценность человека», «Молодые граждане Рос­сии» и др.;

- третий путь — разработка совместно с детьми своеоб­разных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых являются общечеловеческие ценности.

Главный механизм воспитания — это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего разви­тия учащихся.

Под воспитательной системой авторы концепции, одно­временно являющиеся разработчиками теоретических и ме­тодических основ использования системного подхода в вос­питании, понимают «целостный социальный организм, воз­никающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллек­тива, его психологический климат». Разумеется, что систе­ма воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками:

- наличие разделяемого и принимаемого как взрослы­ми, так и детьми целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее ме­сте в окружающем мире, ее специфических особенностях;

- событийный характер в организации жизнедеятельно­сти людей, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела;

- формирование здорового образа жизни учебного заве­дения, в котором преобладают порядок, позитивные цен­ности, мажорный тон, динамизм чередования различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздни­ки и будни);

- педагогически целесообразная организация внутрен­ней среды учебного заведения - предметно-эстетической, пространственной, духовной, использование воспитатель­ных возможностей внешней (природной, социальной, ар­хитектурной) среды и участие в ее педагогизации;

- реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность кото­рой строится на основе гуманистических ценностей.

Требования к осуществлению воспитательной деятельности:

а) этот вид деятельности не формально, а реально соот­ветствует целям воспитательной системы;

б) он выражает доминирующую коллективную потребность и является престижным и значимым для большинства учащихся;

в) педагогический коллектив высокопрофессионально вла­деет методикой его использования в воспитательном процессе;

г) формируются системообразующие связи с другими видами совместной деятельности детей и взрослых;

д) существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для его развития.

В образовательном учрежде­нии воспитательная система выполняет следующие функции:

1) развивающую, направленную на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребенка, педагога, родителя, на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения;

2) интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитатель­ных воздействий;

3) регулирующую, связанную с упорядочением педагоги­ческих процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

4) защитную, направленную на повышение уровня со­циальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрали­зацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

5) компенсирующую, предполагающую создание условий в образовательном учреждении для компенсации недоста­точного участия семьи и социума в обеспечении жизнедея­тельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

6) корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и об­щения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса

Выделяются две группы критериев с условными названиями: «критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет; а вторая помогает сформировать представления на уровне раз­вития воспитательной системы и ее эффективности.

I группа — критерии факта.

1. Упорядоченность жизнедеятельности школы: соответ­ствие содержания, объема и характера воспитательной ра­боты возможностям и условиям данной школы; разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправлен­ных воспитательных воздействий; скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность; согласо­ванность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе; связь учебной и вне-учебной деятельности школьников и учителей; четкий ритм и разумная организация школьной жизни.

2. Наличие сложившегося единого школьного коллекти­ва, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые меж­возрастные связи и общение. Педагогическая часть коллек­тива представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству. В ученической среде высоко разви­то коллективное самосознание, «чувство школы». Школь­ный коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, привычкам, традициям.

3. Интегрированность воспитательных воздействий в ком­плексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические программы). Дискретность воспитательного процесса, чередование пери­одов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яр­кими, праздничными событиями, фокусирующими глав­ные черты системы.

II группа — критерии качества.

1. Степень приближенности системы к поставленным це­лям, реализация педагогической концепции, лежащей в ос­нове воспитательной системы.

2. Общий психологический климат школы, стиль отно­шений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защи­щенность, комфорт.

3. Уровень воспитанности выпускников школы. Перечисленные критерии и подобранные в соответствии

с ними диагностические методики, безусловно, позволяют оценить уровень развития и эффективности созданной в образовательном учреждении воспитательной системы.

1.2 Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Создателем системно-ролевой теории воспитания лич­ности ребенка является казанский профессор, доктор пе­дагогических наук Николай Михайлович Таланчук.

Понятие «воспитание» - это формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумноже­ния социальных ценностей. «Социальные ценности, — по мнению Н.М. Таланчука, — это истины жизни, добытые опытом пре­дыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде зна­ний, идеалов, норм поведения и отношений между людь­ми, жизнедеятельности человека и т.д.» (таблица 3).

Таблица 3

Социальные ценности

Социум (сфера жизнедеятельности) Социальные роли
Семья (семейная сфера жизнедеятельности) Супружеская Отцовско-материнская Сыновне-дочерняя
Трудовой коллектив (профессионально-трудовая сфера жизнедеятельности) Профессионально-трудовая Экономическая Организаторская Коммуникативная Педагогическая
Общество (общественная сфера деятельности) Патриотическая Национально-интернациональная Политическая Правовая Нравственная Экологическая
Мир (геосоциальная сфера жизнедеятельности) Геосоциальная Интерсоциальная
Я - сфера (эгосфера) Материально-потребительская Духовно-потребительская Субъект учения Самовоспитательская Субъект творчества Психосаморегулятивная Целеутверждающая

 

Воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит вес­ти к человеческому идеалу), протекающий как целенаправ­ленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса ста­новления и дальнейшего развития человека обусловили на­звание концепции воспитания «Системно-ролевая теория фор­мирования личности».

Цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной пол­ноценно выполнять систему социальных ролей.

Содержание воспитательного процесса. Его основу состав­ляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребен­ку в том или ином возрасте.

Профессор Н.М. Таланчук убежден, что составной ча­стью воспитательного процесса в учреждениях образования должно стать интерсоциальное воспитание, т.е. формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и интере­сов. Это он объясняет следующими причинами:

- во-первых, формирование личности в духе интерсо­циальных ценностей — это необходимость, имеющая зако­номерный характер: если человечество хочет выжить, то оно должно прийти к единению на основе общечеловеческих (интернациональных) ценностей, интересов, целей;

- во-вторых, дополнение задач общественного воспита­ния задачами интерсоциального воспитания - это условие его гармонизации и дальнейшего развития, ибо и без вся­ких доказательств понятно, что воспитательная система, выстроенная только на узко социальных ценностях и интересах (именно такой она и была в прошлом), страдает односто­ронностью, однобокостью, поскольку оторвана от общече­ловеческого опыта и прогресса;

- в-третьих, личность, воспитанная на гармонии обще­человеческих и конкретно социальных ценностей, сама об­ладает гармонией, и наоборот, лишенная общечеловеческих начал, дисгармонична по своей сути.

Механизм воспитания: заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования по­средством оказания педагогической помощи учащимся в освоении и выполнении социальных ролей. Осваивая и выполняя эти роли, ребенок сначала интериоризирует (переводит внешнее в с ной внутренний мир) существующие в обществе социальные ценности, т.е. как бы их «присваивает» себе, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает.

Воспитательные функции: а) диагностическую (изучение учащихся, уровня их воспитанности и воспитуемости, условий и среды воспи­тания); б) целевой ориентации (выбор воспитательных целей и задач); в) планирования (определение содержания и спосо­бов организации воспитательного процесса, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения); г) организаторскую (организационное обеспечение процесса воспитания); д) мобилизационно-побудительную (формирование го­товности учащихся к решению поставленных задач); е) ком­муникативную (обеспечение психологического контакта и сотрудничества педагога и учащихся); ж) формирующую (пере­вод целей воспитания в цели деятельности учащихся); з) кон­трольно-аналитическую и оценочную (контроль, анализ и оценка эффективности воспитательных усилий, хода фор­мирования личности); и) координации и коррекции (согласование воспитательных усилий всех участников процесса вос­питания и их коррекция); к) совершенствования (творчес­кий поиск новых форм и методов воспитания).

Методы воспитательной деятельности:

- диагностические (наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, тестирование, социометрия, испытательные ситуации, факторное и лонгитюдное изучение);

- целеориентационные (отбор, ранжирование, диффе­ренциация воспитательных задач);

- планирования (структурирование, персонификация, нормирование, моделирование деятельности, отбор форм воспитательного взаимодействия);

- организаторские (организация коллектива и органов его самоуправления, коллективной деятельности, распределение ролей, делегирование ответственности учащимся и ее регулирование);

- мобилизационно-побудительные (актуализация значи­мых целей, социального субъектного опыта, психических состояний, мотивация деятельности и поведения, психоло­гическое подкрепление, внушение);

- коммуникативные (выбор опорных позиций, адапти­рование отношений и выработка их норм, поэтапное услож­нение взаимной ответственности, ориентация на доверие и сотрудничество);

- формирующие (формирование сознания и опыта жиз­недеятельности, методы стимулирования);

- контрольно-аналитические и оценочные (проверка хода воспитательного процесса, сбор и учет данных о качестве воспитания, систематизация, классификация, типизация, сравнительный анализ, обобщение, экспертная оценка, груп­повая и индивидуальная самооценка);

- координационно-коррекционные (выбор и выработка единых и персонифицированных требований к учащимся, к организации воспитательной работы, корректирование дей­ствий и усилий).

Крите­риями эффективности воспитательного процесса выступа­ют показатели готовности и способности личности выпол­нять объективно существующую систему социальных ролей (таблица 4).

Таблица 4

Воспитательный процесс

Социум Социальные роли Критерии эффективности воспитательного процесса
Семья Супружеская Отцовско-материнская Сыновне-дочерняя Супружеская культура Педагогическая родительская культура Выполнение сыновне-дочернего долга
Трудовой коллектив Профессионально-трудовая   Экономическая Организаторская Коммуникативная Педагогическая Профессиональное мастерство и компетентность, трудолюбие Экономическая культура Организаторские способности Коммуникативная культура Педагогическая культура в коллективе
Общество Патриотическая Национально-интернациональная   Политическая Правовая Нравственная   Экологическая Патриотизм Национально-интернациональная культура Политическая культура Правовая культура Этическая культура и нравственный образ жизни Экологическая культура
Мир Геосоциальная Интерсоциальная Геосоциальная культура Интерсоциальная культура
Я – сфера Материально-потребительская Духовно-потребительская Субъект учения Самовоспитательская   Субъект творчества   Психосаморегулятивная Целеутверждающая Здоровые материальные потребности Развитие духовных портебностей Активность и успешность самообразования   Активность и успешность самовоспитания Психосаморегулятивная культура Деловитость

 

1.3 Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка

Данная концепция разработана коллективом ярославских II калининградских ученых (М.И. Рожков — научный руководитель, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.).

Воспитание пред­ставлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких ус­ловий осуществляется через включение ребенка в различ­ные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Цели воспитания:

1) идеальные (долгое время в качестве такого рода цели выступал идеал гармонично развитого человека, сочетаю­щего в себе духовное богатство, моральную чистоту и фи­зическое совершенство);

2) реальные, которые конкретизируются в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития.

Авторами концепции сформулированы пять принципов воспитания:

1. Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых являет­ся гуманность.

Условиями реализации данного принципа являются:

- добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

- доверие к ребенку в выборе средств достижения постав­ленной цели, основанное на вере в возможность каждого ре­бенка и его собственной вере в достижение поставленных задач;

- оптимистическая стратегия в определении воспитатель­ных задач;

- предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

- учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение и развитие новых интересов;

- формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности.

В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

- необходимо опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;

- в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;

- педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым;

- педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;

- поэтапно решая воспитательные задачи, педагог дол­жен постоянно искать варианты их реализации, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;

- защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;

- в классе, школе, группе и других объединениях уча­щихся педагоги должны формировать гуманистические отно­шения, которые не допускают унижения достоинства детей.

2. Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.

Условиями реализации данного принципа являются:

- взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества;

- координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;

- обеспечение комплекса социально-педагогической по­мощи детям;

- ориентация педагогического процесса на реальные воз­можности социума;

- учет разнообразных факторов окружающей социаль­ной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.);

- коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации от средств массо­вых коммуникаций.

В практической деятельности педагога этот принцип от­ражается в следующих правилах:

- воспитательный процесс строится с учетом реалий со­циальных отношений, особенностей экономики, политики, духовности общества;

- школа не должна замыкать воспитание ребенка сво­ими стенами, необходимо широко учитывать и использо­вать реальные факторы социума;

- педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;

- необходимо обеспечить взаимодействие всех участни­ков воспитательного процесса.

3. Принцип индивидуализации воспитания учащихся.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

- мониторинг изменений индивидуальных качеств ре­бенка;

- определение эффективности влияния фронтальных под­ходов на индивидуальность ребенка;

- выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

- учет индивидуальных качеств ребенка, его сущност­ных сфер при выборе воспитательных средств, направлен­ных на его развитие;

- предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования.

В практической педагогической деятельности этот прин­цип реализуется в следующих правилах:

- работа, проводимая с группой учеников, должна ори­ентироваться на развитие каждого из них;

- успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

- осуществляя выбор воспитательного средства, необхо­димо пользоваться информацией только об индивидуаль­ных качествах;

- на основе взаимодействия с учеником педагог должен вести поиск способов коррекции его поведения;

- совокупность воспитательных средств, используемых педагогами, должна определяться с учетом постоянного от­слеживания эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка.

4. Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют во­левого усилия для преодоления негативного воздействия со­циума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработки социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Условиями реализации принципа социального закалива­ния являются:

- включение детей в решение различных проблем соци­альных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);

- диагностирование волевой готовности к системе соци­альных отношений;

- стимулирование самопознания детей, определения сво­ей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

- оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведе­ния в сложных жизненных ситуациях.

В практической педагогической деятельности этот прин­цип реализуется в следующих правилах:

- проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

- ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху – за­лог успешной жизни в дальнейшем;

- не только радость, но и страдания, переживания вос­питывают человека;

- волевых усилий для преодоления трудностей у челове­ка не будет завтра, если их нет сегодня;

- нельзя предусмотреть все трудности жизни, но чело­веку надо быть готовым к их преодолению.

5. Принцип создания воспитывающей среды требует созда­ния в учебном заведении таких отношений, которые бы фор­мировали социальность ребенка.

Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:

- выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;

- определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;

- развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разнообразных детских объединений;

- формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической);

- неповторимость учебного заведения (каждая школа должна иметь свое лицо);

- наличие отношений «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.

Этот принцип отражается в ряде правил организации пе­дагогической деятельности:

- школа для ребенка должна быть родной, и он должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива;

- педагоги и учащиеся, члены одного коллектива, по­могают друг другу;

- общая цель школы – цель каждого педагога и ученика;

- необходимо реально доверять детям, а не играть с ними в доверие;

- каждый в коллективе должен быть творцом отноше­ний и новых дел;

- равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся.

Содержание воспитательного процесса. Становление лич­ности человека предполагает усвоение системы гуманисти­ческих ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека ведет к превращению общечеловечес­ких ценностей в высшие психические функции индивида. Поэтому наиболее перспективной моделью воспитания, по мнению авторов концепции, является та, которая, вычленяя его социальные аспекты, и интегрирует их со сферами индивидуальности. В соответствии с этим можно определить со­держание воспитания, обеспечивающего развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-прак­тической, экзистенциальной.

Механизм воспитания. Главными «деталями» механизма воспитания являются формы, методы и приемы воспита­тельного взаимодействия педагогов и учащихся (таблица 5). От их пра­вильного выбора во многом зависит успешность педагоги­ческого влияния на процесс социального становления школьника, на формирование всех сущностных сфер ребенка.

 

Таблица 5

Классификация методов воспитания

Сущностная сфера Доминирующий метод воспитания Метод самовоспитания
Интеллектуальная Мотивационная Эмоциональная Волевая Саморегуляции Предметно-практическая Экзистенциальная Убеждение Стимулирование Внушение Требование Коррекция Воспитывающие ситуации Метод дилемм Самоубеждение Мотивация Самовнушение Упражнение Самокоррекция Социальные пробы Рефлексия

 

Критерии служат, прежде всего, инструментом для самоанализа и самооценки педагогов, учащихся и их родителей. Они долж­ны быть достаточно конкретными, доступными для измере­ния, понятными для детей и взрослых.

Наиболее важными компонентами диагностики воспита­тельного процесса, как полагают авторы концепции, явля­ются:

а) изучение воспитанности школьников, интегративным показателем которой выступает направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях ребенка;

б) диагностика уровня развития коллектива и сложив­шихся в нем эмоционально-психологических и деловых от­ношений;

в) исследование организационных аспектов воспитатель­ной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление мало­результативных и отрицательных воздействий, на выявле­ние причин, снижающих эффективность воспитательного взаимодействия, и путей, способствующих развитию про­цесса воспитания.

 

1.4 Формирование образа жизни, достойной Человека

Эта концепция вошла в педагогическую теорию и прак­тику вместе с именем ее создателя - Надежды Егоровны Щурковой.

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целе­направленное, организованное профессионалом-педагогом вос­хождение ребенка к культуре современного общества, как раз­витие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Основополагающие принципы:

1) принцип ориентации на социально-ценностные отноше­ния, предписывающий педагогу вскрывать предметную повседневную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, сло­вами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;

3) принцип принятия ребенка как данности, означаю­щий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следователь­но, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

Содержание воспитательного процесса. Его основу состав­ляют такие направления, как философическое, диалогичес­кое и этическое воспитание.

Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ре­бенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать ос­новы человеческой жизни».

Н.Е. Щуркова называет пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания.

Первое - обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.

Второе - предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем плени­тельном и глубоком значении».

Третье направление - находить такие формы взаимодей­ствия с детьми, которые активизируют духовную деятель­ность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении.

Четвертое методическое направление - упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это необходимый шаг от «знаю» к «умею».

И пятое направление - это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

Диалогическое воспитание - это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.

При осу­ществлении этического воспитания педагог «возвышается до ученика», до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодей­ствие с ним выстраиваются в широком русле «человек - человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик - Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.

Основные направления мысли и педагогических действий в этическом воспитании школьников:

1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллек­тиве, семейной принадлежности, физических и психичес­ких особенностей.

2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исхо­дить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех.

3. Общее принятие индивидуальности, человеческой не­похожести, ведь не такой, как я, — не означает плохой.

В Программе определены педагогические за­дачи-доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимо­действия, способствующие их решению. Такими задачами являются следующие:

- формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;

- формирование ценностных отношений к нормам куль­турной жизни;

- формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;

- формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

- формирование образа жизни, достойной Человека;

- формирование жизненной позиции, развитие способ­ности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Механизм формирования образа жизни, достойной Чело­века - это постепенное, пошаговое движение (способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют оп­ределенной интеллектуальной, духовной и душевной зре­лости, того, что выливается в жизненный опыт).

Первый шаг, который делают учитель начальных классов и его воспитанники-первоклассники, - это формирование отношения к природе как общему дому человечества. Учащиеся 2-4-х классов в сопровождении учителя и с его помощью поднимаются на вторую ступеньку, чтобы понять и принять нормы культурной жизни. Третья ступень та, на которую поднимаются учащиеся 5-6-х классов. Чтобы поднять детей на эту ступень, учителю, видимо, необходимо уметь стимулиро­вать школьников к ценностному осмыслению жизни чело­века, его предназначения.

Поднимаясь вместе со своим воспитателем на четвертую ступеньку, учащиеся 7-8-х классов обретают ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни. Решая возникающие жизненные проблемы, реализуя, осваивая ценности социальной жизни в о



2016-09-16 531 Обсуждений (0)
Система воспитательной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система воспитательной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)