Система воспитательной работы
Рассматриваемые вопросы: 1. Современные концепции воспитания. 1.1 Системное построение процесса воспитания. 1.2 Системно-ролевая теория формирования личности ребенка. 1.3 Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка. 1.4 Формирование образа жизни, достойной Человека. 1.5 Воспитание ребенка как человека культур. 1.6 Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития. 1.7 Самовоспитание школьников. 1.8 Воспитание на основе потребностей человека. 2. Современные подходы к воспитанию. 2.1 Системный подход к построению воспитательного процесса в сельскохозяйственном ВУЗе. 2.2 Деятельностный подход в воспитании учащихся. 2.3 Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности 2.4 Философско-антропологический подход к воспитанию ребенка. 2.5 Синергетический подход как современная методологическая ориентация.
Вопрос 1. Современные концепции воспитания Концепция, - система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея. Концепции воспитания - воспитательный процесс, его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности. 1.1 Системное построение процесса воспитания В концепции воспитания - целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Воспитательные задачи: 1) формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира; 2) формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины; 3) приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения; 4) развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности; 5)формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации. Принципы воспитательного процесса. а) личностный подход в воспитании: уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, уважительные отношения между педагогами и детьми, в) средовой подход в воспитательной деятельности, т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка; г) дифференцированный подход к воспитанию детей: отбор содержания, форм и методов воспитательной работы; д природосообразность воспитания: учет половозрастных особенностей учащихся е) культуросообразностъ воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки; ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка. Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, иI показывает их значение для содержания и организации воспитательного. Чтобы перечисленные ценности стали основой содержания и процесса воспитания школьников в целом, педагогам и руководителям образовательных учреждений предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям: - первый путь — создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях; - второй путь — формирование отдельных целевых программ, например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья — нравственная ценность человека», «Молодые граждане России» и др.; - третий путь — разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых являются общечеловеческие ценности. Главный механизм воспитания — это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся. Под воспитательной системой авторы концепции, одновременно являющиеся разработчиками теоретических и методических основ использования системного подхода в воспитании, понимают «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат». Разумеется, что система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками: - наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях; - событийный характер в организации жизнедеятельности людей, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела; - формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм чередования различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни); - педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения - предметно-эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной, архитектурной) среды и участие в ее педагогизации; - реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится на основе гуманистических ценностей. Требования к осуществлению воспитательной деятельности: а) этот вид деятельности не формально, а реально соответствует целям воспитательной системы; б) он выражает доминирующую коллективную потребность и является престижным и значимым для большинства учащихся; в) педагогический коллектив высокопрофессионально владеет методикой его использования в воспитательном процессе; г) формируются системообразующие связи с другими видами совместной деятельности детей и взрослых; д) существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для его развития. В образовательном учреждении воспитательная система выполняет следующие функции: 1) развивающую, направленную на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребенка, педагога, родителя, на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения; 2) интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий; 3) регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов; 4) защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития; 5) компенсирующую, предполагающую создание условий в образовательном учреждении для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей; 6) корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности. Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса Выделяются две группы критериев с условными названиями: «критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет; а вторая помогает сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности. I группа — критерии факта. 1. Упорядоченность жизнедеятельности школы: соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы возможностям и условиям данной школы; разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий; скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность; согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе; связь учебной и вне-учебной деятельности школьников и учителей; четкий ритм и разумная организация школьной жизни. 2. Наличие сложившегося единого школьного коллектива, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение. Педагогическая часть коллектива представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству. В ученической среде высоко развито коллективное самосознание, «чувство школы». Школьный коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, привычкам, традициям. 3. Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические программы). Дискретность воспитательного процесса, чередование периодов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яркими, праздничными событиями, фокусирующими главные черты системы. II группа — критерии качества. 1. Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы. 2. Общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт. 3. Уровень воспитанности выпускников школы. Перечисленные критерии и подобранные в соответствии с ними диагностические методики, безусловно, позволяют оценить уровень развития и эффективности созданной в образовательном учреждении воспитательной системы. 1.2 Системно-ролевая теория формирования личности ребенка Создателем системно-ролевой теории воспитания личности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Понятие «воспитание» - это формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности, — по мнению Н.М. Таланчука, — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.» (таблица 3). Таблица 3 Социальные ценности
Воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит вести к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса становления и дальнейшего развития человека обусловили название концепции воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности». Цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей. Содержание воспитательного процесса. Его основу составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте. Профессор Н.М. Таланчук убежден, что составной частью воспитательного процесса в учреждениях образования должно стать интерсоциальное воспитание, т.е. формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и интересов. Это он объясняет следующими причинами: - во-первых, формирование личности в духе интерсоциальных ценностей — это необходимость, имеющая закономерный характер: если человечество хочет выжить, то оно должно прийти к единению на основе общечеловеческих (интернациональных) ценностей, интересов, целей; - во-вторых, дополнение задач общественного воспитания задачами интерсоциального воспитания - это условие его гармонизации и дальнейшего развития, ибо и без всяких доказательств понятно, что воспитательная система, выстроенная только на узко социальных ценностях и интересах (именно такой она и была в прошлом), страдает односторонностью, однобокостью, поскольку оторвана от общечеловеческого опыта и прогресса; - в-третьих, личность, воспитанная на гармонии общечеловеческих и конкретно социальных ценностей, сама обладает гармонией, и наоборот, лишенная общечеловеческих начал, дисгармонична по своей сути. Механизм воспитания: заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования посредством оказания педагогической помощи учащимся в освоении и выполнении социальных ролей. Осваивая и выполняя эти роли, ребенок сначала интериоризирует (переводит внешнее в с ной внутренний мир) существующие в обществе социальные ценности, т.е. как бы их «присваивает» себе, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает. Воспитательные функции: а) диагностическую (изучение учащихся, уровня их воспитанности и воспитуемости, условий и среды воспитания); б) целевой ориентации (выбор воспитательных целей и задач); в) планирования (определение содержания и способов организации воспитательного процесса, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения); г) организаторскую (организационное обеспечение процесса воспитания); д) мобилизационно-побудительную (формирование готовности учащихся к решению поставленных задач); е) коммуникативную (обеспечение психологического контакта и сотрудничества педагога и учащихся); ж) формирующую (перевод целей воспитания в цели деятельности учащихся); з) контрольно-аналитическую и оценочную (контроль, анализ и оценка эффективности воспитательных усилий, хода формирования личности); и) координации и коррекции (согласование воспитательных усилий всех участников процесса воспитания и их коррекция); к) совершенствования (творческий поиск новых форм и методов воспитания). Методы воспитательной деятельности: - диагностические (наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, тестирование, социометрия, испытательные ситуации, факторное и лонгитюдное изучение); - целеориентационные (отбор, ранжирование, дифференциация воспитательных задач); - планирования (структурирование, персонификация, нормирование, моделирование деятельности, отбор форм воспитательного взаимодействия); - организаторские (организация коллектива и органов его самоуправления, коллективной деятельности, распределение ролей, делегирование ответственности учащимся и ее регулирование); - мобилизационно-побудительные (актуализация значимых целей, социального субъектного опыта, психических состояний, мотивация деятельности и поведения, психологическое подкрепление, внушение); - коммуникативные (выбор опорных позиций, адаптирование отношений и выработка их норм, поэтапное усложнение взаимной ответственности, ориентация на доверие и сотрудничество); - формирующие (формирование сознания и опыта жизнедеятельности, методы стимулирования); - контрольно-аналитические и оценочные (проверка хода воспитательного процесса, сбор и учет данных о качестве воспитания, систематизация, классификация, типизация, сравнительный анализ, обобщение, экспертная оценка, групповая и индивидуальная самооценка); - координационно-коррекционные (выбор и выработка единых и персонифицированных требований к учащимся, к организации воспитательной работы, корректирование действий и усилий). Критериями эффективности воспитательного процесса выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей (таблица 4). Таблица 4 Воспитательный процесс
1.3 Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка Данная концепция разработана коллективом ярославских II калининградских ученых (М.И. Рожков — научный руководитель, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.). Воспитание представлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Цели воспитания: 1) идеальные (долгое время в качестве такого рода цели выступал идеал гармонично развитого человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство); 2) реальные, которые конкретизируются в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития. Авторами концепции сформулированы пять принципов воспитания: 1. Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Условиями реализации данного принципа являются: - добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность; - доверие к ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в возможность каждого ребенка и его собственной вере в достижение поставленных задач; - оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач; - предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия; - учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение и развитие новых интересов; - формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности. В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах: - необходимо опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу; - в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему; - педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым; - педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем; - поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты их реализации, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку; - защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности; - в классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей. 2. Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Условиями реализации данного принципа являются: - взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества; - координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка; - обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям; - ориентация педагогического процесса на реальные возможности социума; - учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.); - коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовых коммуникаций. В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах: - воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений, особенностей экономики, политики, духовности общества; - школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами, необходимо широко учитывать и использовать реальные факторы социума; - педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка; - необходимо обеспечить взаимодействие всех участников воспитательного процесса. 3. Принцип индивидуализации воспитания учащихся. Условиями реализации принципа индивидуализации являются: - мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка; - определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка; - выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка; - учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие; - предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования. В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах: - работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них; - успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других; - осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться информацией только об индивидуальных качествах; - на основе взаимодействия с учеником педагог должен вести поиск способов коррекции его поведения; - совокупность воспитательных средств, используемых педагогами, должна определяться с учетом постоянного отслеживания эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка. 4. Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработки социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. Условиями реализации принципа социального закаливания являются: - включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы); - диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений; - стимулирование самопознания детей, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; - оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях. В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах: - проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них; - ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем; - не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека; - волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня; - нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению. 5. Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Реализация этого принципа возможна при следующих условиях: - выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся; - определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива; - развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разнообразных детских объединений; - формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической); - неповторимость учебного заведения (каждая школа должна иметь свое лицо); - наличие отношений «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся. Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности: - школа для ребенка должна быть родной, и он должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива; - педагоги и учащиеся, члены одного коллектива, помогают друг другу; - общая цель школы – цель каждого педагога и ученика; - необходимо реально доверять детям, а не играть с ними в доверие; - каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел; - равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся. Содержание воспитательного процесса. Становление личности человека предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции индивида. Поэтому наиболее перспективной моделью воспитания, по мнению авторов концепции, является та, которая, вычленяя его социальные аспекты, и интегрирует их со сферами индивидуальности. В соответствии с этим можно определить содержание воспитания, обеспечивающего развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной. Механизм воспитания. Главными «деталями» механизма воспитания являются формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся (таблица 5). От их правильного выбора во многом зависит успешность педагогического влияния на процесс социального становления школьника, на формирование всех сущностных сфер ребенка.
Таблица 5 Классификация методов воспитания
Критерии служат, прежде всего, инструментом для самоанализа и самооценки педагогов, учащихся и их родителей. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых. Наиболее важными компонентами диагностики воспитательного процесса, как полагают авторы концепции, являются: а) изучение воспитанности школьников, интегративным показателем которой выступает направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях ребенка; б) диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем эмоционально-психологических и деловых отношений; в) исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий, на выявление причин, снижающих эффективность воспитательного взаимодействия, и путей, способствующих развитию процесса воспитания.
1.4 Формирование образа жизни, достойной Человека Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя - Надежды Егоровны Щурковой. Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Основополагающие принципы: 1) принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать предметную повседневную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры; 2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни; 3) принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор. Содержание воспитательного процесса. Его основу составляют такие направления, как философическое, диалогическое и этическое воспитание. Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни». Н.Е. Щуркова называет пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания. Первое - обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями. Второе - предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и глубоком значении». Третье направление - находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении. Четвертое методическое направление - упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это необходимый шаг от «знаю» к «умею». И пятое направление - это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия. Диалогическое воспитание - это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п. При осуществлении этического воспитания педагог «возвышается до ученика», до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек - человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик - Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство. Основные направления мысли и педагогических действий в этическом воспитании школьников: 1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей. 2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех. 3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, — не означает плохой. В Программе определены педагогические задачи-доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению. Такими задачами являются следующие: - формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества; - формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни; - формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле; - формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни; - формирование образа жизни, достойной Человека; - формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути. Механизм формирования образа жизни, достойной Человека - это постепенное, пошаговое движение (способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт). Первый шаг, который делают учитель начальных классов и его воспитанники-первоклассники, - это формирование отношения к природе как общему дому человечества. Учащиеся 2-4-х классов в сопровождении учителя и с его помощью поднимаются на вторую ступеньку, чтобы понять и принять нормы культурной жизни. Третья ступень та, на которую поднимаются учащиеся 5-6-х классов. Чтобы поднять детей на эту ступень, учителю, видимо, необходимо уметь стимулировать школьников к ценностному осмыслению жизни человека, его предназначения. Поднимаясь вместе со своим воспитателем на четвертую ступеньку, учащиеся 7-8-х классов обретают ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни. Решая возникающие жизненные проблемы, реализуя, осваивая ценности социальной жизни в о
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |