Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОНАТНО - СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ. СИМФОНИЯ



2016-09-16 621 Обсуждений (0)
СОНАТНО - СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ. СИМФОНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

 

СЮИТА

1. Ответь на вопросы:

а) как переводится слово "сюита"?

б) какое другое название есть у сюиты?

в) кто писал сюиты?

г) по какому принципу располагаются танцы в сюите?

д) какие танцы лежат в основе сюиты, сколько обязательных танцев?

е) что такое вставные танцы, где они помещались в сюитах И.С.Баха?

ж) в сюите могут быть нетанцевальные номера?

з) какие новые "модные" танцы появились в сюитах Баха?

и) в каких танцах сюиты самый быстрый и самый медленный темпы?

к) что объединяет танцы сюиты?

л) как переводится слово "аллеманда"?

м) в каком размере сочиняется сарабанда?

н) каким танцем заканчивается классическая сюита?

о) чем необычна оркестровая сюита Баха си минор (объясни подробно)?

 

2. В текст вставь названия старинных танцев, входящих в сюиту:

" Танец _________________ немецкого происхождения (по - французски означает "немецкий"). Он известен с 16 века. Когда-то это был величественный и несколько грузный танец. Нужно представить себе анфиладу зал в старом замке и медленно движущиеся сквозь нее пары в тяжелых одеждах, не позволяющих особенно быстрых движений. Размер - 4\4 с характерным затактом в одну восьмую или шестнадцатую - ритмическим отображением шага " с каблука на носок", свойственного этому танцу.

О танце _______________ доходят вести с 14 века, а просуществовал он до начала 17 века и не однажды менял свой облик. Название танца происходит от французского "бегать", то ли от итальянского "течение", "текущий". Для исполнения этого танца характерны скользящие движения ног. Своего расцвета танец достигает во второй половине 17 века при дворе французского короля Людовика XIY. Его танцевала пара танцоров, которая должна была изящно и красиво обежать кругом всю залу. Этот танец подвижный ( размер трехдольный - 3|2, 6|4, 3|4) и очень трудный. Считалось, что научившемуся его танцевать покажутся легкими все остальные танцы. Этим танцем открывали балы.

О возникновении и первоначальном характере танца ________________ высказывают самые разные мнения. Ему приписывают происхождение испанское и восточное, мавританское, характер торжественный, вполне благочестивый, и, наоборот, слишком страстный, "дьявольский". Одно время этот танец был даже запрещен церковными властями в Испании. Но потом танец изменился и снова получил права гражданства. Он утвердился как бальный придворный танец, величавый и торжественный , напоминает медленный менуэт. Размер - 3|2, 6|4. 3|4.

Самый быстрый танец в сюите - это ___________, старинный английский народный танец, ставший в 16 веке бальным. Для него характерно триольное движение на 6|8, 9|8, 12|8"(Г.Скудина "Рассказы об Иоганне Себастьяне Бахе").

 

3 Составь кроссворд на тему "Сюита"

 

              Ж           У
          С Ю И Т А       В
      Ф   А   Г   Л       Е
Б У Р Р Е Р   А   Л       Р
      О   А     М Е Н У Э Т
      Б   Б А Х   М       Ю
    Ш Е   А Р И Я А       Р
  К У Р А Н Т А   Н       А
    Т Г   Д       Д          
    К Е Г А В О Т А          
    А Р                      

 

4. Отметь обязательные танцы старинной сюиты: бурре, аллеманда, куранта, гавот, сарабанда, менуэт, жига.

ВАРИАЦИИ

1. Подумай, какое значение имеет повторность в музыке:

в 3-х частной форме повторяется __?___ часть, в рондо - ___?______, в секвенции _____?______.

2. Сформулируй определение "вариации", укажи их формулу.

3. Составь схему видов вариаций

 

       
   
 

 


ВАРИАЦИИ

           
     
 

 

 


4. Ответь на вопросы:

а) в какой форме пишется тема вариаций?

б) какие бывают типы вариаций по степени изменения темы ( 3 типа)?

в) как называются вариации на две темы?

г) что происходит в вариациях с музыкальным образом (подсказка: модница перед зеркалом...)?

д) какое другое название есть у строгих вариаций?

 

5.Определи, к какому типу вариаций относятся:

 

Чайковский Тема с вариациями фа мажор: тема и 5 вариаций (выборочно)

Andante





 

7.Представь в форме вариаций содержание сказки, рассказа (на твой выбор) или нарисуй картинки.

СОНАТА

1. Ответь на вопросы: а) что такое соната, чем она отличается от симфонии?

б) В творчестве каких композиторов сформировался тип классической сонаты?

в) Сколько частей в сонате, охарактеризуй каждую?

г) В чем разница между сонатным циклом и сонатной формой?

д) Что такое сонатная форма, какое у нее есть другое название?

е) В чем смысл сонатной формы?

ж) Из каких разделов состоит сонатная форма? Какие разделы могут отсутствовать?

з) Почему главная партия (Г.П.) и побочная партия (П.П.) так названы?

и) Из чего состоят Г.п. и П.п.?

к) Для чего нужны связующая часть и заключительная часть?

л) Где в сонате звучит основная тональность?

м) Что такое сонатина?

 

2. Разбери сонату из своего репертуара по специальности, найди и подпиши карандашом основные разделы и основные темы.

 

3. Подумай: а) экспозицию (в переводе с латинского "изложение") часто называют завязкой - как это понимаешь?

б) как определить начало разработки (выбери нужное и подчеркни:

в разработке есть: 1) варьирование тем, 2) дробление, 3) новый музыкальный материал, 4) тональная неустойчивость, 5) возвращение в основную тональность произведения, 6) повторность, 7) смена тональности).

в) что является развязкой в сонатном аллегро?

г) можно ли считать репризу выводом, итогом? Сравни с экспозицией (общее и отличие

 

4.Проиграй “Музыкальную шутку”, разберись в строении сонатного аллегро.

 

 


 

 

 



5. Гайдн Соната ми-минор. Ответь на вопросы:

а) чем необычна для творчества Гайдна эта соната?

б) Найди общее и различия между Г. п. и П.п.

в) Каков характер разработки и какие приемы развития применил в ней Гайдн?

г) Каков характер 2 части и чем необычен ее конец?

 

6. Бетховен Увертюра "Эгмонт" - как пример полного сонатного аллегро.

Ответь на вопросы:

а) с какими историческими событиями и с каким театральным произведением связано содержание увертюры "Эгмонт" Бетховена?

б) Что такое увертюра? В какой форме написана данная увертюра?

в) Почему сонатное аллегро начинается в медленном темпе?

г) Как построено вступление к увертюре, в чем состоит его связь с основным разделом, охарактеризуй темы.

д) Как соотносятся и развиваются темы в сонатном allegro?

е) Где находится драматическая кульминация увертюры, что она означает?

ж) Какой образный характер и смысл имеет кода увертюры?

з) Вспомни, кто из композиторов писал музыку к драматическому спектаклю?

 

СОНАТНО - СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ. СИМФОНИЯ.

1.Сравни строение сонаты и симфонии - найди общее и различия.

Почему сонату и симфонию называют циклическими произведениями?

2. Ответь на вопросы:

а) что такое симфония?

б) Почему симфония считается самым сложным жанром музыкального искусства?

в) Кого считают отцом симфонии? Сколько симфоний создал этот композитор?

г) Какая часть симфонии определяет характер всего целого? В какой форме пишется? Почему?

д) Какая часть является лирическим центром? Как это понимать?

е) Какая часть жанровая? Что это значит?

ж) В каких частях симфонии звучит основная тональность?

3. Объясни:

а) к какому жанру можно отнести Пятую симфонию Бетховена?

б) "От тьмы - к свету, через борьбу - к победе" - можно ли отнести этот девиз к 5 симфонии?

в) Что такое лейтмотив? Какую тему 5 симфонии можно считать лейтмотивом? О какой теме Бетховен сказал: "Так судьба стучится в дверь"?

г) Какая тема проходит через все части симфонии? Какова ее роль?

д) В какой форме написана вторая часть симфонии? Это обычно?

е) По воспоминаниям современников, однажды во время исполнения 5 симфонии французские гренадеры встали и отдали салют - какая часть звучала в тот момент и почему были совершены такие действия?

ж) Для чего в 4 части Бетховен ввел еще тромбон, контрафагот, флейту пикколо?

з) В каких темах симфонии ощущается ритм марша? Случайно ли это?

 

4. К какой музыкальной форме относятся следующие термины:

Рефрен, эпизоды __________,

Экспозиция, разработка, реприза - ________.

Предложение - _____________________________.

Главная и побочная партии - ___________.

 

5. Напиши, в какой форме (сложной 3-х частной? Рондо? Вариационной? Сонатной?) и в каком темпе обычно пишутся части сонатно-симфонического цикла:

1 часть - ________________________________(____________________________)

2 часть ___(__________________________)

3 часть -________________________________(_____________________________)

4 часть -______________________________(___________________________)

 

6. Выбери правильный ответ:

- Первые части сонат и симфоний обычно пишутся: а) в форме вариаций, б) в трехчастной форме, в) в сонатной форме.

- П.п. в классической мажорной сонатной форме обычно звучит: а) в параллельной тональности, б) в тональности доминанты, в) в одноименной тональности.

- П.п. в классической минорной сонатной форме обычно звучит: а) в одноименной тональности, б) в тональности доминанты, в) в параллельной тональности.

- Название второго раздела сонатной формы: а) реприза, б) экспозиция, в) разработка.

- Классическая симфония обычно состоит из... а) трех частей

- Классическая соната обычно состоит из ... б) четырех частей

в) пяти частей

7. Закончи предложения:

а) сонатная форма состоит из 3 разделов:______

б) в первом разделе сонатной формы, который называется ___________________, между главной и побочной темой находится ______________________________.

в) сонаты и симфонии заканчиваются ____________________.

г) в классической симфонии 3 часть называется_____________ или ______________.

д) кода - это ______________________.

 

КВАРТЕТ

1. Ответь на вопросы:

а) каков состав струнного квартета?

б) Чем квартет отличается от сонаты, симфонии, увертюры?

в) Кто из композиторов писал квартеты?

г) Отгадай, о каком музыкальном жанре идет речь в шутке французского писателя Стендаля:

"Дама находила, что первая скрипка имела сходство с человеком средних лет, очень умным, искусным говоруном, поддерживающим разговор, все время находя для него тему.

Во второй скрипке она узнала друга первого, который старался всевозможными способами подчеркнуть его блеск, очень редко занимался собой и участвовал в разговоре, поддерживая мнения остальных, а не выдвигая свои собственные.



2016-09-16 621 Обсуждений (0)
СОНАТНО - СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ. СИМФОНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОНАТНО - СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ. СИМФОНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (621)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)