Стадия расстройств средней степени выраженности
1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи: - выработка артикуляторных переключений в пределах слога: с контрастными по артикуляционному рисунку гласными («а»–«у» и т.п.); с различными гласными, в том числе и мягкими; в слогах, например,
М А А СТ РЕ ЦЕПТ - выработка артикуляторных переключений в пределах слова: слияние слогов в слова с простой, а в дальнейшем–со сложной звуковой структурой (например, рецепт и т.д.); - экстериоризация звуко-ритмической стороны слова, деление слов на слоги, выделение ударения в слове, воспроизведение голосом абриса слова, подбор слов с идентичной звуко-ритмической структурой, ритмитизированное произнесение слов и фраз с привлечением внешних опор–отстукивание, отхлопывание и т.д., улавливание различных созвучий, в том числе и подбор рифмующихся слов. 2. Восстановление фразовой речи: - преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы фразы: составление «ядерных» фраз моделей типа S (субъект) + Р (предикат); S+Р+О (объект) с привлечением внешних опор–фишек и их постепенным «сворачиванием»; выделение предикативного центра фразы; экстериоризация его смысловых связей; - преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне: улавливание грамматических искажений–флективных, предложных и т.д. с целью оживления чувства языка; дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола; восполнение в словах пропущенных грамматических элементов; составление фраз по сюжетным картинкам; ответы на вопросы простой фразой, оформленной грамматически; пересказ простого текста; стимуляция к использованию побудительных и вопросительных предложений, различных предложных конструкций. Стадия лёгких расстройств Программа та же, что и при соответствующей стадии афферентной моторной афазии. При восстановлении письменной речи у больных с моторной афазией эфферентного типа, как правило, не выделяется самостоятельная задача выработки связи «артикулема–графема». Акцент делается на: 1. Восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны слова: - дифференциация слов по длине и слоговому составу; - выделение ударного слога; - подбор слов, идентичных по звуко-ритмической структуре; - выделение идентичных элементов в словах–слогов, морфем и, в особенности, окончаний (подчеркивание их, выписывание и т.д.). 2. Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова. 3. Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова. 4. Восстановление навыка развёрнутой письменной речи (конкретные методики обучения–см. программу восстановит. обучения при афферентной моторной афазии–пп. 2,3,4). Коррекционно-педагогическая работа при динамической моторной афазии Основной задачей работы при динамической моторной афазии является преодоление дефектов внутреннего речевого программирования. Логопед в процессе индивидуальной и коллективной работы с больными с афазией модифицирует имеющиеся в арсенале дефектологии приемы и методы коррекционно-педагогической работы, привнося свой индивидуальный опыт. Во многом результаты коррекционно-педагогической работы зависят от настойчивости логопеда и больного, являющихся по существу сотрудниками в достижении одной цели: максимального восстановления речи на фоне лечения. Стадия грубых расстройств 1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания: - выполнение различных видов неречевой деятельности ( рисование, лепка и т.д.); - оценка искажённых изображений, слов, фраз и т.д.; - ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог; - прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет». 2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи: - автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т.д.; - автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда», «кто там?», «тише!» и т.д. 3. Преодоление расстройств речевого программирования: - стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса; - конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку; - выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номинативных формах; - раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключённому в них сюжету. 4. Преодоление расстройств грамматического структурирования (см. п. 2 разд. «Расстройства средней степени выраженности при эфферентной моторной афазии»–в программе восстановит.обучения) 5. Стимулирование письменной речи: - раскладывание подписей под картинками; - чтение идеограммных слов и фраз.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (620)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |