Личность. Ее характеристики
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой социальной и дифференциальной психологии, профессор С.И. Кудинов________ «____»__________________2016г.
КУРСОВАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА «Этнопсихологические особенности личности»
Направление: 37.03.01 – Психология Квалификация «бакалавр»
Выполнила: Студент группы ФПБ-11 (1 курс) Студенческий билет №____________ __________Непомнящая Ирина Александровна «____»_________________2016г.
Научный руководитель к.психол.н., доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии ______________ И.А.Новикова
Москва - 2016 Оглавление
Введение………………………………………………………………………...…3 Глава 1.Теоретический анализ понятия «личность» в психологии 1.1. Личность. Ее характеристики………………………………………………..5 1.2. Сущность понятия «свойства личности»…………………………………...7 Глава 2. Особенности этнопсихологических черт личности 2.1. Этнопсихологические черты личности…………………………………....10 2.2. Особенности кросс-культурных исследований личности…….15 Заключение ………………………………………………………………………26 Список литературы………………………………………………………………27
Введение С момента рождения человек находится в социально-экономических, социально-психологических, этнопсихологических, социокультурных условиях, среди предметов, наполненных человеческим содержанием, имеющих социальные функции, окрашенных национальной спецификой. Условия и предметы социума способствуют приобретению личностью знаний о конкретном обществе, о его политике, экономике, культуре и т.п., то есть формируют мировоззрение человека. Этнопсихологические особенности личности находят выражение в специфике восприятия, мышления, мотивации поведения и деятельности, своеобразии эмоциональной и волевой активности, межличностного и межгруппового взаимодействия. В трудах Г. Лебона этнопсихологические особенности представлены, как сочетание «моральных и интеллектуальных особенностей, совокупность которых выражает душу народа, представляет синтез всего его прошлого, наследство всех его предков и побудительные причины его поведения»[8]. Проблема проявления этнопсихологических особенностей личности находит свое отражение через призму зависимости от нескольких факторов: национального характера, культуры, традиций, устоявшихся моделей воспитания и общения, статуса конкретного государства в мировом сообществе и др. Следует отметить, что прежде чем анализировать те или иные психологические особенности, которые отличают один народ от другого, необходимо четко придерживаться нескольких принципов. Во-первых, учитывая, что характер этноса не является суммой характеров отдельных его представителей, характер этноса - это фиксация типичных черт, присущих в разной степени и в разных вариациях для большинства индивидов данного этноса. Во-вторых, недопустимо рассмотрение определенных доминирующих черт личности через призму их принадлежности к определенному этносу (речь идет не столько об определенных чертах, как о мере их выраженности, о специфике их проявления). Кроме того, черты характера можно понять только при их соотношении с общей системой ценностей, которая зависит от социально-экономических, географических условий, от образа жизни народа. Цель работы: изучить понятие «этнопсихологические особенности личности». Предмет: свойства личности. Объект: этнопсихологические особенности личности. Задачи: 1. Осуществить теоретический анализ понятия «личность» в психологии. 2. Охарактеризовать этнопсихологические черты личности. 3. Проанализировать особенности кросс-культурных исследований личности. Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературы по проблеме исследования. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретический анализ понятия «личность» в психологии Личность. Ее характеристики
Для понимания природы личности нужно развести такие понятия как человек, индивид, субъект, индивидуальность, личность. Человек - это высокоорганизованное социальное и биологическое существо, являющееся носителем сознания. Это понятие значительно шире понятий: индивид, субъект, личность, индивидуальность, потому что включает в себя достаточно большой перечень социальных и биологических признаков - антропологических, этнографических, культурных и др.[10]. Индивид - это отдельный представитель вида человека, носитель видовых черт. В этом смысле человек всегда является индивидом, хотя при этом может и не быть личностью[3]. Субъект - человек всегда является субъектом (участником, исполнителем, инициатором) исторического или общественного процессов в целом, субъектом конкретной деятельности, источником познания и преобразования как объективной действительности, так и самого себя. Сама же деятельность выступает той формой активности, в которой человек совершенствует окружающий мир и самого себя[1]. Каждый человек имеет свои специфические особенности и свойства. Поэтому индивидуальность - это совокупность индивидных особенностей и личностных свойств, характерных только для данного человека, такое их сочетание, которое отличает одного человека от других и образует его своеобразие. Это индивидуальная неповторимость человека[10]. Личность - это конкретный человек (индивид), который является представителем определенного социума и социальной группы, занимается конкретной деятельностью, адекватно осознает себя и окружающий мир и наделен определенными индивидуально-психологическими особенностями. Личность - это многогранная психологическая структура, которая характеризует, прежде всего, ее социальную сущность, формируется и приобретается в процессе жизни в предметной деятельности и общении путем усвоения общественных форм сознания и поведения. Человек как личность является носителем сознания, общественных форм жизни и отношений. Понятие «личность» широко используется как в различных общественных науках, так и в повседневной жизни. Когда характеризуют человека, то говорят о нем или как о личности, или как об индивиде, или как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются. Исходным является понятие «человек». Человек – это, прежде всего, биологическое существо, наделенное в отличие от других животных сознанием и речью, способностью работать, оценивать окружающий мир и активно его преобразовывать. С другой стороны, человек - существо социальное. Это существенный признак человека, поскольку общественная жизнь и отношения, коллективная трудовая деятельность изменили и подчинили себе его природную индивидуальность[6]. Понятие «личность» более узкое, чем понятие «человек». Когда мы говорим о личности, мы исходим из общественной сущности и социальных функций индивида. Личность - это признак сознательного индивида, занимающего определенную позицию в обществе и выполняющего определенные социальные роли. Неповторимость, оригинальность личности, совокупность только ей присущих своеобразных особенностей составляют индивидуальность человека, которая у одних имеет очень яркую палитру, у других - малозаметна. Она может проявляться в одной или одновременно в нескольких сферах человеческой психики. Удовольствие человека результатами своего труда, положением в обществе, взаимоотношениями с другими людьми в значительной мере связано с возможностью развития и реализации индивидуальных черт характера. Этим объясняется необходимость детального изучения индивидуальных качеств личности в педагогике, психологии, управлении и других отраслях[11]. Богатство индивида как личности обусловлено совокупностью его связей с другими членами общества, его активной жизненной позицией. Личность в обществе находится под постоянным воздействием многих факторов: экономических, политических, культурных, национальных и тому подобное. На психику личности влияет и психология той социальной группы, к которой она принадлежит. Положительный или отрицательный опыт, взаимоотношения с другими членами социальной группы формируют соответствующую систему внутренних установок личности.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |