Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


VII. Упражнения с элементами занимательности



2016-09-16 820 Обсуждений (0)
VII. Упражнения с элементами занимательности 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Орфографические задачи.

Какие варианты орфограммы № 11 здесь изображены? Кто быстрее подберет не менее двух слов на каждый вариант орфограммы?

 

 

Несколько наиболее трудных слов дети записывают и разбирают по составу, например: воззвание, расчистка.

 

2. Устный диктант с использованием сигнальных карточек .

 

Домашнее задание: упр. 431, 432.

 

Урок 17. Правописание корня -лаг- — -лож-

 

I. Словарно-орфографическая работа.

(109) Бутербро́д. Бу́тер — ‘масло’

Бутербро́ды. брод — ‘хлеб’ (нем.)

Бутербро́дик.

 

Устно: в современном русском языке бутерброд — ‘ломтик хлеба не только с маслом, но и с колбасой, сыром, икрой, рыбой и т. п.’.

 

II. 1. Словарный диктант с последующим морфемным разбором записанных слов.

 

Воззвание, восстание, расстояние, расписание, расчистка, расцветка.

 

Задание: указать буквы, которые обозначают два звука; разобрать слова по составу; указать не только буквенный, но и звуковой состав тех частей слова, в которых есть буквы, обозначающие по два звука.

 

2. Синтаксический разбор предложений.

 

1. Заря в волну бросается с разбега, и сразу разгорается волна. (А. Прокофьев.) 2. Красавица зорька в небе загорелась, из большого леса солнышко выходит. (А. Кольцов.)

 

Найдите в предложениях однокоренные существительные; укажите, чем интересны корни этих слов.

 

III. Чередование а — о свойственно не только корню –зар — -зор-, но и некоторым другим, например корню -лаг- — -лож-. Наблюдения по записи на доске. Работа с учебником.

-лаг- -лож-

полагать положить

пролагать проложить

предлагать предложить

 

Корень -лаг- — -лож- без приставок не употребляется, поэтому нет слов «ложить», «ложу» и т. п., надо говорить: кладу книгу на стол, кладу пенал в сумку и т. п.

 

IV. Тренировочные упражнения.

1. Диктант на материале словосочетаний (с последующей взаимопроверкой по записи на доске).

 

Изложить просьбу, приложить документы, пролагать путь, предлагать помощь, возложить цветы, возлагать надежды.

 

2. Самодиктант. Задание: среди слов с корнем –лаг- — -лож- есть термины, которыми вы пользуетесь на уроках математики и русского языка. Напишите их по памяти. (Слагаемые, сложение; прилагательное, предложение, изложение.)

 

3. Объяснительный диктант с комплексом заданий.

Бутерброд

Чудак-математик

В Германии жил.

Он хлеб с колбасою

Случайно сложил.

Затем результат

Положил себе в рот.

Вот так

Человек

Изобрел

Бутерброд.

(Г. Сапгир.)

 

Задания: 1. Составить схему связи предложений в этом тексте. 2. Найти слова на изучаемое правило, объяснить их написание. 3. Объяснить, можно ли Германию в этом стихотворении заменить, например, Японией. 4. Обозначить пунктиром исторический корень в слове колбаса; назвать как можно больше других слов с этим же этимологическим корнем.

 

Домашнее задание: § 83; упр. 435, 436.

 

Урок 18. Правописание корня -раст- — -рос- — -ращ-

 

I. Словарно-орфографическая работа.

(110) Конфере́нция. Кон — ‘вместе’

фе́ро — ‘говорить, обсуждать’ (лат.)

 

Устно: элемент кон- (кол-, ком-, ко-) в значении ‘вместе’ входит в состав многих других слов, связанных по своему происхождению с латинским языком. Например: контекст, конверт, концерт, консервы; коллектив, коллекция; коммуна, компот, команда, командир.

 

II. Повторение правила написания слов с корнем -лаг- — -лож-. Практическое задание: изменить глаголы предложить, проложить, возложить так, чтобы они отвечали на вопрос что делать?

— Какие из данных и образованных вами глаголов могут сочетаться с существительными венки, помощь, путь, надежды?

 

III. Грамматический разбор. Задания: 1. Разобрать предложение Мы предполагали, что конференция по новой книге пройдет интересно. 2. Разобрать по составу глагол предполагали, объяснить его написание.

 

IV. Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст- — -ращ- — -рос- по таблице.

 

-раст- -ращ- -рос-
расти растение вырасти зарасти выращивать выращивание росли заросли выросли

 

Выводы: чтение и запоминание точной формулировки правила по учебнику (с. 170).

 



2016-09-16 820 Обсуждений (0)
VII. Упражнения с элементами занимательности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: VII. Упражнения с элементами занимательности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (820)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)