Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ



2016-09-16 870 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




1.1Какие черты личности проявляются в речи? Прочитайте историю, рассказанную стоиком Эпиктетом, и ответьте на вопросы.

 

Стоик Эпиктет говорил: «Когда Питтак спросил молчавшего за столом Солона, отчего он не говорит – оттого ли, что не находит предмета для разговора, или по глупости, он получил ответ: «Ни один дурак не может молчать за столом». Старайся всегда главным образом о том, чтобы тебе ничего не потерять. Молчать безопаснее, чем говорить. В особенности не говори глупостей.

 

■ Почему безопаснее молчать?

■ Почему глупость легче всего обнаруживается в ходе разговора?

■ Как обнаруживает себя в речи интеллект?

■ Можно ли оценить уровень интеллекта малознакомого собеседника в процессе общения? Каким образом?

 

1.2 В чем заключается приоритет позиции слушающего? Понаблюдайте, как на практике реализуется этот приоритет в поведении удачливого дельца и ответьте на вопросы.

 

В разговоре с чиновниками Чичиков очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы. Полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников; а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были ещё только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: «ваше превосходительство», что очень им понравилось. Следствием этого было то, что губернатор сделал ему приглашение пожаловать к нему того же дня на домашнюю вечеринку, прочие чиновники тоже, с своей стороны, кто на обед, кто на бостончик, кто на чашку чаю.

О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить; если же говорил, то какими-то общими местами, с заметною скромностию, и разговор его в таких случаях принимал несколько книжные обороты: что он незначащий червь мира всего и недостоин того, чтобы много о нём заботились, что много испытал на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его, и что теперь, желая успокоиться, ищет избрать наконец место для жительства, и что, прибывши в этот город, почел за непременный долг засвидетельствовать своё почтение первым его сановникам.

 

■ Какова стратегическая цель Чичикова в общении с чиновниками?

■ Какие тактические задачи решает Чичиков при первой встрече и незнакомыми людьми?

■ Добивается ли Чичиков ожидаемой реакции чиновников? Достигнута ли цель?

 

1.3 Вспомните роман братьев Вайнеров «Эра милосердия» или телефильм «Место встречи изменить нельзя», правила общения Глеба Жеглова и ответьте на вопросы.

 

- Запоминай навсегда, потому что повторять не стану. Первое правило, это как «отче наш»: когда разговариваешь с людьми, чаще улыбайся. Первейшее это условие, чтобы нравиться людям, а оперативник, который свидетелю влезть в душу не умеет, зря рабочую карточку получает. Запомнил?

-Запомнил. Вот только щербатый я слегка – это ничего?

- Ничего, даже лучше, от этого возникает ощущение простоватости. Теперь запомни второе правило Жеглова: умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нем самом. А как следует разговорить человека о нем самом, знаешь?

- Трудно сказать, - неуверенно пробормотал я.

- Вот это и есть третье правило: как можно скорее найди в разговоре тему, которая ему близка и интересна.

- Ничего себе задачка – найти интересную тему для незнакомого человека!

- А для этого и существует четвертое правило: с первого мига проявляй к человеку искренний интерес, - понимаешь, не показывай ему интерес, а старайся изо всех сил проникнуть в него, понять его, узнать, чем живет, что из себя представляет; и тут, конечно, надо напрячься до предела. Но, коли сможешь, он тебе все расскажет…

 

■ Какие основные принципы успешного общения реализуются в правилах Жеглова?

■ Какова профессиональная мотивация речевой деятельности оперативника?

■ Каков рецепт успешной спонтанной коммуникации предлагает Жеглов?

 

1.4Прочитайте описание героя в рассказе А. Куприна «К славе» и ответьте на вопросы.

Есть, знаете ли, такие универсальные люди, которые умеют как-то сразу, с одного маху, очаровывать самое разнохарактерное общество. Я думаю, что их тайна очень проста и заключается только в умении слушать. Чутьем каким-то угадает он ваше слабое место, подведет к нему разговор и тогда уж только слушает терпеливо. Вы перед ним лучшие перлы души высыпаете, а он знай себе головой кивает и погмыкивает.

 

■ Почему умение слушать важнее умения говорить?

■ Почему настоящий делец (мошенник) всегда умеет слушать?

■ Следует ли доверять каждому внимательному собеседнику?

 

1.5 Вспомните описание первой встречи главных героев романа «Двенадцать стульев» и ответьте на вопросы.

 

Тут Ипполит Матвеевич, доведенный до отчаяния историями о знакомых Бендера и видя, что его не собьешь с позиции, покорился.

- Хорошо, - сказал он, - я вам всё объясню. В конце концов, без помощника трудно, - подумал Ипполит Матвеевич, - а жулик он, кажется, большой. Такой может быть полезен… и, решительно откашлявшись, рассказал Остапу Бендеру, первому встреченному им проходимцу, всё, что ему было известно о брильянтах со слов умирающей тёщи.

 

■ Какова была цель Остапа Бендера?

■ Как использовал мошенник мизерные сведения о почти незнакомом человеке, чтобы получить информацию?

■ Почему действия Бендера увенчались успехом?

 

1.6 Вспомните, как Остап Бендер ошеломил Корейко потоком неожиданной информации и ответьте на вопросы.

«Графиня изменившимся лицом бежит к пруду»

«Заседание продолжается зпт миллион поцелуев»

«Грузите апельсины бочках братья Карамазовы»

«Лёд тронулся тчк командовать парадом буду я»

Александра Ивановича не тревожили три дня. Он начал уже привыкать к мысли. Что всё случившееся нисколько его не касается, когда пришла толстая заказная бандероль. В ней содержалась книга под названием «Капиталистические акулы» с подзаголовком «Биография американских миллионеров».

В другое время Корейко и сам купил бы такую занятную книжицу, но сейчас он даже скривился от ужаса. Первая фраза была очеркнута синим карандашом и гласила: «Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем».

Александр Иванович на всякий случай решил пока не наведываться на вокзал к заветному чемодану. Он находился в весьма тревожном расположении духа.

 

■ Разложите речевой поступок Бендера на компоненты: цель – замысел – текст – реакция.

■ Проанализируйте и оцените связь между этими компонентами. Почему довольно простая цель и прозрачный замысел реализуются в таких абсурдных текстах?

■ Добился ли Бендер ожидаемой реакции? По каким признакам можно об этом судить?

 

1.7 Вспомните сцену из романа Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны» и ответьте на вопросы.

 

- Вы говорите очень хорошо, - заметила Сашенька, дуя на горячую уху, - очень красиво, дедушка.

- Да что вы, барышня, - засмеялся старик, обнажая ряд желтых крупных зубов, - я ж по-простому говорю, как внутри себя слышу.

- Поэтому у вас слова такие большие, - серьезно сказала Сашенька, - не стертые.

Артельщик снова рассмеялся:

- Да нешто слова стереть можно? Это копейку стерешь, пока с рук в руки тычешь, а слово – оно ведь будто воздух, лётает себе и веса не имеет…

 

■ Что, по-вашему, означают выражения «говорю, как внутри себя слышу» и «слова большие, не стертые»?

■ Почему слово не стирается, словно копейка, переходя «с рук в руки»?

■ Какие качества коммуникантов позволяют достичь гармонии речевого события?

 

1.8 Прокомментируйте пример «отрицательной» спонтанной коммуникации из романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».

- …А вот если подойдет к тебе человек и спросит: «Парле ву франсе?» - ты что подумаешь?

- Ничего не подумаю, возьму и тресну его по башке…

 

■ О каких личностных характеристиках героя можно судить по подобной спонтанной реакции?

 

1.9 Ниже приводится ряд русских высказываний, казалось бы, совершенно

однотипных по своей синтаксической структуре, однако коммуникативные цели их заметно различаются. Попробуйте восстановить контекст, в который входят данные высказывания, и их цели.

У тебя часы есть?

У тебя карандаш есть?

У тебя брат есть?

У тебя совесть есть?

У тебя билет есть?

 

1.10 Проанализируйте модель речевого поведения персонажа рассказа Виктории Токаревой «Самый счастливый день» и ответьте на вопросы.

…Ленка Коновалова любую беседу поддерживает двумя предложениями: «Ну да, в общем-то…» и «Ну, в общем-то, конечно…» И этого оказывается вполне достаточно: во-первых, она дает возможность говорить собеседнику, а это всегда приятно. Во-вторых, поддерживает его сомнения: «Ну да, в общем-то…», «Ну, в общем-то, конечно…»

 

■ Какое из «золотых» правил общения соблюдает, на первый взгляд, персонаж?

■ Какую атмосферу создает подобная модель речевого поведения?

■ Каковы, на ваш взгляд истинные причины выбора такой модели речевого поведения?

 

ЯЗЫК И РЕЧЬ.

2.1Прочитайте отрывок из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и ответьте на вопросы.

 

Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет триста слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.

■ Расшифруйте понятие «индивидуальный язык каждого носителя».

■ Как характеризует человека количественный и качественный состав единиц языковой системы, отбираемый им для общения?

 

2.2 Прочитайте высказывание французского философа и лингвиста, основателя «лингвистической философии» Ролана Барта и ответьте на вопросы.

 

Язык – это субстанция, он защищает. Язык – это порядок, язык – мораль, он позволяет обратить любую страсть в право.

 

■ Каковы, по мнению автора, свойства языка?

■ Каковы природа и сущность языка?

 

2.3 Первые дошедшие до нас лингвистические дискуссии развернулись вокруг «природы имен». Древнегреческие философы спорили о произвольности-непроизвольности языковых знаков. Прочитайте отрывок из диалога Платона «Кратил» и ответьте на вопросы.

 

И я предоставляю тебе распорядиться любым названием, как тебе это будет угодно; разъясни лишь, к чему именно относишь ты то имя, которое произносишь.

 

■ Кому принадлежат эти слова: стороннику «подражательной» теории, или стороннику теории произвольности языкового знака?

■ Как, по-вашему мнению, соотносятся слово и предмет, который оно называет?

■ Приведите примеры слов, являющихся мотивированными языковыми знаками.

 

2.4 Прочитайте отрывок из произведения философа и писателя Александра Зиновьева «Евангелие от Ивана».

 

Мы – языковые существа. Мы образуем общество именно языковых существ. Мы организуемся, управляемся через язык. Мы организуем, управляем и угнетаем через язык. В нашем мире все ценности являются таковыми лишь постольку, поскольку могут быть так или иначе выражены в языке, отображены в языке, порождены в языке.

 

■ Согласны ли вы с автором? Почему?

■ Что значит, по-вашему мнению, «мы организуемся» и «мы организуем через язык»?

■ Какие функции языка отмечены автором?

 

2.5 Прочитайте начало «Эпистолы о русском языке» А.П. Сумарокова

(1717 – 1777) и ответьте на вопросы.

Для общих благ мы то перед скотом имеем,

Что лучше, как они, друг друга разумеем

И помощию слов пространна языка

Все можем изъяснить, как мысль ни глубока.

Описываем все, и чувствие, и страсти,

И мысли голосом делим на мелки части.

 

■ Какие функции языка отражены в этом тексте.

■ Согласны ли вы с иерархией функций, изложенной автором?

 

2.6 Прочитайте следующие строки из стихотворения Г.Р. Державина

(1734 – 1816) и ответьте на вопросы.

 

Язык всем знаниям и всей природе ключ.

Во слове всех существ содержится картина.

■ Какие функции языка отражены в тексте?

■ Сравните градацию функций языка у Сумарокова и Державина.

■ Чья позиция кажется вам более правильной? Почему?

 

2.7 Существует такое неписаное правило, которого придерживаются студенты при подготовке к экзамену: «Не знаешь сам – объясни товарищу», а в романе Ричарда Баха «Иллюзии…» мы находим высказывание: «Лучше всего мы учим тому, чему сами хотим научиться».Как можно объяснить действие этих правил в свете основных функций языка?

2.8 Язык отражает опыт народа, речь отражает опыт индивидуума. Что вы можете сказать о жизненном опыте следующих литературных персонажей? Почему герои используют такие наименования?

Болтливых женщин он называл таратайками. Плохих хозяек – росомахами. Неверных жен – шаландами. Пиво и водку – балдой…

(С.Довлатов «Заповедник»)

Кошек и собак дядя Коля не переносил. Он испытывал к ним яростное отвращение. Было похоже, что он не видел между ними особой разницы. Во всяком случае, и тех, и других он обобщенно называл собаками.

(Ф,Искандер «Ночь и день»)

 

2.9 СМИ – зона повышенной речевой ответственности. Исправьте речевые ошибки, допущенные публичными людьми в средствах массовой информации и ответьте на вопросы.

 

1. Известный актер Попов сказал отцу, что «тебе надо уходить».

(В.Вульф «Мой серебряный шар»)

2. Новый аромат от Антонио Бандеррас – абсолютное соблазнение».

(рекламный ролик)

3. Михаил Горбачев – последний из правящих генеральных секретарей ЦК КПСС. (Дм. Киселев «Вести+»)

4. Первую резолюцию не одобрил сенат, вторую отправил в корзину Джордж Буш, наложив на него вето.

(«Вести» РТР)

5. Он, как, впрочем, и все остальные члены правительства, сегодня должны узнать свою судьбу.

(«24» РенТВ)

6. Первой еврокубковой недели не выдержали тренера сразу трех команд.

(«День» ТВ ПМР)

7. Надо выпускать санбюллетни и проводить вакцинацию.

(«Утро на ТСВ» ТСВ)

8. С.Кудрин, как и С.Шойгу, надеются сохранить свои поста.

(«Времена» ОРТ)

9. Комиссия рассматривает вопросы, когда вмешательство органов опёки необходимо. («День» ТВ ПМР)

10. То, что произошло с этим человеком за последние два года, могли свести с ума кого угодно. («Особо опасен» НТВ)

 

■ Каким требованиям лингвоэтики должны соответствовать СМИ, чтобы формировать и развивать речевую культуру слушателей, зрителей, читателей?

■ Соответствуют ли, на ваш взгляд, современные СМИ этим требованиям?

 

2.10 Речевые ошибки могут использоваться писателем как художественный прием, в частности, для создания комического эффекта. Прочитайте отрывки из рассказов М. Зощенко. Какие речевые ошибки помогают автору добиться комического эффекта?

 

Фекла долго и старательно прилаживала свечку поближе к образу. А когда приладила, отошла несколько поодаль, и, любуясь на дело рук своих, принялась молиться и просить себе всяких льгот и милостей взамен истраченного двугривенного. («Исповедь»)

 

Тут недавно маляр Иван Антонович Блохин скончался по болезни. А вдова его, средних лет дамочка, Марья Васильевна Блохина, на сороковой день небольшой пикничок устроила. («Стакан»)

 

И вот вызвал Еремей Бабкин уголовную собаку ищейку. Является этакий человек в кепочке, в обмотках, а при нем собака. Этакая даже собачища – коричневая, морда острая и несимпатичная. («Собачий нюх»)

 

А случилось это, братцы мои, в Новодеевском монастыре. Был монастырь богатый. И богатство свое набрал с посетителей. Посетители жертвовали. Бывало, осенью, как напрут всякие верующие, как начнут лепты вносить – чертям тошно. Один вносит за спасение души, другой – за спасение плавающих и утопающих, третий – так себе вносит – с жиру бесится. («Монастырь»)

 

Женились мы. По утрам молодая, красивая супруга отбывает на службу. В четыре – назад возвращается. А в руках у ей сверток. Ну, конечно, снова нежные речи – дескать, вставай, Гриша, пролежни пролежишь. И опять слезы счастья и медовый месяц. И вот длится эта дискуссия два месяца по новому стилю. («Брак по расчету»)

 

Дела у него ко мне были несложные. Он тихим, как у таракана, голосом читал свои крестьянские стишки и просил, по возможности скорей, пристроить их по знакомству в какой-нибудь журнал или газетку.

(«Крестьянский самородок»)

 

Тут снова шум, и дискуссия поднялась вокруг ежика. Все жильцы, конечно, поднаперли в кухню. Хлопочут. Инвалид Гаврилыч тоже является.

- Что это, - говорит, - за шум, а драки нету?

Тут сразу после этих слов и подтвердилась драка. Началось.

(«Нервные люди»)

 

Недавно Володьке Гусеву припаяли на суде. Его признали отцом младенца с обязательным отчислением третьей части жалованья. Горе молодого счастливого отца не поддается описанию. Очень он грустит по этому поводу. («Папаша»)

 

А заболел он девятнадцатого декабря прошлого года. Простудился, видите ли. Сначала стал он легонько кашлять и сморкаться. Потом прошиб его цыганский пот. Потом началось трясение всего организма. И, наконец, слег человек, прямо скажем, без задних ног. («Мелкота»)

 

У моих знакомых, у Гусевых, немец из Берлина жил. Комнату снимал. Почти два месяца прожил. И не какой-нибудь там чухонец или другое национальное меньшинство, а настоящий германец из Берлина. По-русски – ни в зуб ногой. С хозяевами изъяснялся руками и головой.

Одевался, конечно, этот немец ослепительно. Белье чистое. Штаны ровные. Ничего лишнего. Ну, прямо гравюра.

А когда уезжал этот немец, то много чего разного оставил хозяевам. Цельный ворох заграничного добра. Разные пузырьки, воротнички, коробочки. Кроме того, почти две пары кальсон.

(«Качество продукции»)

 



2016-09-16 870 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (870)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)