психологической защиты в общении
(В.В. Бойко)
Цель: определение ведущей стратегии защиты в общении с партнерами. Инструкция.Вампредлагается 24 ситуации. Постарайтесь представить типичные ситуации и выберите тот вариант ответа, который больше всего подходит вам. Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову. 1. Зная себя, вы можете сказать: а) я скорее человек миролюбивый, покладистый; б) я скорее человек гибкий, способный обходить острые ситуации, избегать конфликтов; в) я скорее человек, идущий напрямую, бескомпромиссный, категоричный. 2. Когда вы мысленно выясняете отношения со своим обидчиком, то чаще всего: а) ищете способ примирения; б) обдумываете способ не иметь с ним дел; в) размышляете о том, как его наказать или поставить на место. 3. В спорной ситуации, когда партнер явно не старается или не хочет вас понять, вы вероятнее всего: а) будете спокойно добиваться того, чтобы он вас понял; б) постараетесь свернуть с ним общение; в) будете горячиться, обижаться или злиться. 4. Если защищая свои важные интересы, вы почувствуете, что можете поссориться с хорошим человеком, то: а) пойдете на значительные уступки; б) отступите от своих притязаний; в) будете отстаивать свои интересы. 5. В ситуации, где вас пытаются обидеть или унизить, вы скорее всего: а) постараетесь запастись терпением и довести дело до конца; б) дипломатичным образом уйдете от контактов; в) дадите достойный отпор. 6. Во взаимодействии с властным и в то же время несправедливым руководителем вы: а) сможете сотрудничать во имя интересов дела; б) постараетесь как можно меньше контактировать с ними; в) будете сопротивляться его стилю, активно защищая свои интересы. 7. Если решение вопроса зависит только от вас, но партнер задел ваше самолюбие, то вы: а) пойдете ему навстречу; б) уйдете от конкретного решения; в) решите вопрос не в пользу партнера. 8. Если кто-то из друзей время от времени будет позволять себе обидные выпады в ваш адрес, вы: а) не станете придавать этому особого значения; б) постараетесь ограничить или прекратить контакты; в) всякий раз дадите достойный отпор. 9. Если у партнера есть претензии к вам и он при этом раздражен, то вам привычнее: а) прежде успокоить его, а затем реагировать на претензии; б) избежать выяснения отношений с партнером в таком состоянии; в) поставить его на свое место или прервать. 10. Если кто-нибудь из коллег станет рассказывать вам о том плохом, что говорят о вас другие, то вы: а) тактично выслушаете всё до конца; б) пропустите мимо ушей; в) прервете рассказ на полуслове. 11. Если партнер слишком проявляет напористость и хочет получить выгоду за ваш счёт, то вы: а) пойдете на уступку ради мира; б) уклонитесь от окончательного решения в расчёте на то, что партнер успокоится и тогда вы вернетесь к вопросу; в) однозначно дадите понять партнеру, что он не получит выгоду за ваш счёт. 12. Когда вы имеете дело с партнером, который действует по принципу «урвать побольше», вы: а) терпеливо добиваетесь своих целей; б) предпочитаете ограничить взаимодействие с ним; в) решительно ставите такого партнера на место. 13. Имея дело с нагловатой личностью, вы: а) находите к ней подход посредством терпения и дипломатии; б) сводите общение до минимума; в) действуете теми же методами. 14. Когда спорщик настроен к вам враждебно, вы обычно: а) спокойно и терпеливо преодолеваете его настрой; б) уходите от общения; в) осаждаете его или отвечаете тем же. 15. Когда вам задают неприятные, подковыривающие вопросы, вы чаще всего: а) спокойно отвечаете на них; б) уходите от прямых ответов; в) «заводитесь», теряете самообладание. 16. Когда возникают острые разногласия между вами и партнером, то это чаще всего: а) заставляет вас искать выход из положения, находить компромисс, идти на уступки; б) побуждает сглаживать противоречия, не подчеркивать различия в позициях; в) активизирует желание доказать свою правоту. 17. Если партнер выигрывает в споре, вам привычнее: а) поздравить его с победой; б) сделать вид, что ничего особенного не происходит; в) «сражаться до последнего патрона». 18. В случаях, когда отношения с партнером обретают конфликтный характер, вы взяли себе за правило: а) «мир любой ценой» – признать свое поражение, принести извинения, пойти на встречу пожеланиям партнера; б) «пас в сторону» – ограничить контакты, уйти от спора; в) «расставить точки над “и”» – выяснить все разногласия, непременно найти выход из ситуации. 19. Когда конфликт касается ваших интересов, то вам чаще всего удается его выигрывать: а) благодаря дипломатии и гибкости ума; б) за счёт выдержки и терпения; в) за счёт темперамента и эмоций. 20. Если кто-либо из коллег намеренно заденет ваше самолюбие, вы: а) мягко и корректно сделаете ему замечание; б) не станете обострять ситуацию, сделаете вид, будто ничего не случилось; в) дадите достойный отпор. 21. Когда близкие критикуют вас, то вы: а) принимаете их замечания с благодарностью; б) стараетесь не обращать на критику внимание; в) раздражаетесь, сопротивляетесь или злитесь. 22. Если кто-либо из родных или близких говорит вам неправду, вы обычно предпочитаете: а) спокойно и тактично добиваться истины; б) сделать вид, что не замечаете ложь, обойти неприятный оборот дела; в) решительно вывести лгуна на «чистую воду». 23. Когда вы раздражены, нервничаете то чаще всего: а) ищите сочувствия, понимания; б) уединяетесь, чтобы не проявить свое состояние на партнерах; в) на ком-нибудь отыгрываетесь, ищете «козла отпущения». 24. Когда кто-то из коллег, менее достойный и способный чем вы, получает поощрение начальства, вы: а) радуетесь за коллегу; б) не придаете особого значения факту; в) расстраиваетесь, огорчаетесь или злитесь. Обработка результатов. Посчитайте количество ответов по всем шкалам: 1. Стратегия «Миролюбие»: количество ответов «а»; 2. Стратегия «Избегание»: количество ответов «б»; 3. Стратегия «Агрессия»: количество ответов «в». Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаковое, значит в контакте с партнерами испытуемый активно использует разные защиты своей субъективной реальности. Миролюбие – психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер. Интеллект погашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для «Я» личности. Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного – сохранения достоинства. Не следует полагать, что миролюбие – безукоризненная стратегия защиты «Я», пригодная во всех случаях. Сплошное миролюбие – доказательство бесхребетности и безволия, утраты чувства собственного достоинства, которое как раз и призвана оберегать психологическая защита. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и сочетается с прочими стратегиями (мягкими их формами). Избегание – психологическая стратегия защиты субъектной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его «Я» подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект. Избегание будто бы проще, не требует особых умственных и эмоциональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле. Агрессия – психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе инстинкта. Инстинкт агрессии – один из «большой четверки» инстинктов, свойственных всем животным – голод, секс, страх и агрессия. С увеличением угрозы для субъектной реальности личности её агрессия возрастает. Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль «передаточного звена» – с его помощью агрессия «нагнетается», «раскручивается на полную катушку». Интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая агрессию за счёт придаваемого ей смысла. Список использованной литературы
1. Ахметжанов Э.Р. Психологические тесты. – М.: Светотон ЛТД, 1995. 2. Демина Л.С., Сивцова А.В. Этика и психология деловых отношений: Учебно-методическое пособие к практическим и семинарским занятиям / Под. Ред Л.С. Деминой. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2004. – 118 с. 3. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М.: Издательство Политической литературы, 1978. 4. Диагностика волевого потенциала личности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. 5. Основы психологии: Практикум/ Ред. Сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 704 с. 6. Кан-Калик, В.А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. – М. : Роспедагенство, 1995. – 108 с. 7. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / Под ред. А.Я. Кибанова. − М.: ИНФРА-М, 2002. − 368 с. − С. 88-93. 8. Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис, 1997. 9. Кукушкин В.С. психология делового общения. − М.: Март; Р. н/Д.: Март, 2003. − 368 с. 10. Леонов Н.И. Психология делового общения. − М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. − 216 с. 11. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. – М: Смысл, 1992. 12. Личность и общение: Учебное пособие / Сост. Н.С. Колмогорова. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2004. – 127 с. 13. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.281-287. 14. Методика «Тип мышления» / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы.– М.: Генезис, 2005. – 124 с. (Серия «Психолог в школе»). – С. 69-73. 15. Морозов А.В. Деловая психология. − СПб.: Издательство «Союз», 2002. − 576 с. 16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. – М., 1998. С. 512 – 517 17. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога. – М.,1988. 18. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. / Ред. и сост:. Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта – М., 2000. 19. Психология и этика делового общения / под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 20. Рогов Е. Настольная книга практического психолога. М.: ВЛАДОС; 2006. 21. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с. 22. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 23. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Экономика, 1984. – 248 с.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (792)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |