Тема 5. Романтизм в мировой литературе
План 1. Романтизм как художественный метод и литературное направление. Исторические и культурные предпосылки возникновения романтизма в Европе. Национальное своеобразие английского, немецкого, французского романтизма. Литературные манифесты европейских романтиков. 2. Политическая основа русского романтизма. Влияние идей Просвещения Великой французской революции, наполеоновских войн на формирование романтического метода. Русская самодержавно-крепостническая система и ее оценка в литературе. Романтическое неприятие существующих общественных отношений и идея бунтарства. Особый характер историзма в романтической литературе. 3. Философская база европейского и отечественного романтизма. Предпосылки романтической философии в теософском учении Франса Гемстергейса и Луи Сен-Мартена. Историко-философская концепция Иоганна Гердера о поэтической индивидуальности наций. Идея субъективности познания Фридриха Шеллинга, теория индивидуализма Иоганна Фихте и их влияние на литературу. 4. Этико-эстетические особенности романтизма. Идея свободы творчества и возможности преобразования реального мира. Романтическая антитеза мечта – действительность. Прекрасное и безобразное, возвышенное и трагическое. Романтический катарсис. Концепция романтической личности и тема рока. Романтическая триада. Культ Поэта и Поэзии. 5. Сущность и своеобразие русского романтизма. Хронологические рамки, основные этапы, важнейшие течения и писательский состав. Пред- и постромантики. Ведущие жанры русского романтизма. Стилевые новации. «Школа гармонической точности». Романтическая диалектика. Наполеон и Байрон как архетипы романтического героя. Система образов романтизма. Специфика портрета, интерьера и пейзажа. Литературные манифесты русского романтизма. Задания 1. По научным словарям, энциклопедиям и литературоведческим справочникам отработайте теоретические понятия «романтизм», «предромантизм», «постромантизм», «субъективизм», «индивидуализм», «антитеза», «катарсис». 2. Выделите основные этапы развития русского романтизма и дайте им историко-литературную характеристику. Определите принципиальные отличия периодов друг от друга и объясните, с чем они связаны. Результаты наблюдений зафиксируйте в рабочей тетради. 3. Сравните характер романтизма в балладе В.А. Жуковского «Эолова арфа» и думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин». Охарактеризуйте различия между этико-психологическим и гражданским романтизмом. Выводы запишите в рабочую тетрадь. Исследования Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – Л., 1973. Ванслов В. Эстетика романтизма. – М., 1966. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1995. Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе XVII-XIX вв. – М., 1983. – С. 62-92. Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М., 1980. Дмитриев А.С. Теория западноевропейского романтизма // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М., 1980. – С. 5-43. Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. – М., 1960. Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике. К.Н. Батюшков, Н.И. Гнедич. – М., 1987. Луков В.А. Предромантизм. – М., 2007. Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. – М., 1947. Тема 7. Критический реализм План 1. Происхождение термина. Возникновение реализма в мировой литературе. Роль сатиры в становлении реализма. Стихийный реализм Шекспира. Зарождение теории реализма в работах писателей-просветителей Европы. Предреализм в мировой и русской литературе. Национальные типы реализма. Манифесты западноевропейских реалистов. 2. Философские основы реализма. Роль идеализма Георга Гегеля, материализма Людвига Феербаха, позитивизма Огюста Конта, Герберта Спенсера в развитии реализма. Объективное и субъективное в реализме. Социально-политические корни русского реализма. Роль эстетики В.Г. Белинского в формировании реализма. Концепция человека и мира. 3. Реализм и предшествующие художественные методы. Реализм и классицизм. От сентиментализма к романтизму и реализму. И.А. Крылов, А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин как основоположники критического реализма в русской литературе. Роль «натуральной школы» в становлении реализма. Реализм и натурализм. 4. Национальное своеобразие русского реализма. Периодизация. Основные течения. Типология. Писательский состав. Манифесты русского реализма. Социалистический реализм и русская литература. Неореализм как художественное явление. 5. Идейные искания русских писателей-реалистов. Темы, идеи, образы. Критика социальной действительности. Типическое и неповторимое в литературе. Художественный детерминизм. Своеобразие историзма и народности. Реалистическая триада (типический характер, типические обстоятельства, верность деталей). Жанровая система. Полифонический роман как доминирующий жанр. Сатира в русском реализме. 6. Реализм в русской критике и литературоведении. Задания 1. По научным словарям, энциклопедиям и литературоведческим справочникам отработайте теоретические понятия: «реализм», «предреализм», «неореализм», «социалистический реализм», «идеализм», «позитивизм», «детерминизм», «типическое», «полифония». 2. Подготовьте тезисный план ответа на вопрос: «Роль «натуральной школы» в развитии реалистического направления в русской литературе». 3. Выделите черты романтизма и реализма в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Результаты наблюдений запишите в рабочую тетрадь.
Исследования Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М., 1989. Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской зарубежной литературе XVII-XIX в. – М., 1983. – С. 92-137. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIXв. – М., 1982. Николаев П.А. Реализм как творческий метод: историко-теоретические очерки. – М., 1975. Петров С.М. Критический реализм. – М., 1974. Развитие реализма в русской литературе / Ред. У.Р. Фохт и др. – М., 1972-1974. – Т. 1-3. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма: Очерки о русской литературе XIX века. – Л., 1971.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (756)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |