Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инструктивно-методическое письмо



2016-09-16 366 Обсуждений (0)
Инструктивно-методическое письмо 0.00 из 5.00 0 оценок




«О необходимости организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

Сегодня, в условиях модернизации системы образования Калужской области, забота о психологической безопасности, здоровье школьников, создании комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся, гарантирующей охрану и укрепление их физического, психологического и социального здоровья, комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам, становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования. Особую роль в проектировании и организации образовательной среды школы, оценке содержания и результатов образовательного процесса приобретает целостная система психолого-педагогического сопровождения.

Федеральный государственный образовательный стандарт не выделяет психолого-педагогическое сопровождение в качестве обязательного требования к условиям организации образовательного процесса. Вместе с тем, практический опыт реализации стандарта доказал, психолого-педагогическое сопровождение должно пронизывать все стороны взаимодействия обучающегося, воспитанника, родителей (законных представителей) и школы в процессах обучения, развития, воспитания и социализации.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) привело к изменению содержания и методологического основания образования, превратив его по существу в образование психолого-педагогическое. Это означает, что целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Главной социально-психологической особенностью ФГОС является учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии. Стандарт требует от образовательных учреждений создания условий для индивидуального развития всех обучающихся, воспитанников, в том числе и тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательное учреждение должно создать условия для реализации развивающего потенциала общего образования и во главе с педагогом обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, развитие творческих способностей учащихся и научить одному из центральных умений – «умению учиться самостоятельно». При этом педагог должен овладеть принципиально иными, по сравнению с традиционными, средствами организации учебно-воспитательного процесса. Без психологических знаний с новыми требованиями справиться сложно. Возникнет необходимость привлечения психологов к оказанию методической поддержки, обучению педагогов.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования ориентирован на объективную оценку эффективности образовательного процесса, задает новые цели и критерии оценки результатов общего образования. В качестве основных образовательных результатов новый стандарт выделяет следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные, для которых разрабатываются основанные на научной психологии технологии их формирования и оценки, а технологии формирования и измерения указанных компетенций, по мнению разработчиков стандарта, являются основным предметом деятельности школьного психолога. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку его деятельность предполагает оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Федеральный государственный образовательный стандарт в качестве результата образования определяет духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества и условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития каждого обучающегося. Решение проблем воспитания и обеспечения развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества невозможно без качественной диагностической, профилактической и коррекционно-развивающей работы, являющейся основным содержанием психолого-педагогического сопровождения.

Сегодня образовательное пространство страны рассматривается как совокупность институтов социализации, которая оказывает воздействие на формирование будущих поколений ее граждан. Общеобразовательная школа рассматривается не как отдельное изолированное учреждение, а в сложном взаимодействии с такими партнерскимиинститутами социализации как семья, религия, культура, СМИ и др. Для осуществления такого партнерства школы с институтами социализации, прежде всего, с семьей необходимо посредничество. В соответствии с ФГОС в качестве такой посреднической деятельности может выступать как воспитательная, так и психолого-педагогическая работа.

В рамках ФГОС описываются требования к коррекционной работе в школе, затрагивающие, прежде всего, работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и задающие направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в целом. При этом особенно важным становится участие в психолого-педагогическом сопровождении таких специалистов, как учитель-логопед, учитель-дефектолог. Требования стандарта в части реализации программы коррекционной работы предусматривают:

- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;

- реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Введение стандарта второго поколения требует активного участия психолога в разработке отдельных блоков основной образовательной программы: по формированию универсальных учебных действий (УУД), культуры здорового и безопасного образа жизни, в составлении программы коррекционной работы.

Таким образом, в условиях достижения обновленных целей и задач образования психолого-педагогическое сопровождение как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.

Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении могут осуществлять:

- штатные специалисты – педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед;

- служба психолого-педагогического сопровождения, в состав которой входят педагог-психолог (один или несколько), учитель-логопед, социальный педагог, тьютор и др.;

- специалист (специалисты), имеющие соответствующее образование, привлеченные по договору;

- муниципальный психолого-педагогический центр (информационно-методический центр) по договору или соглашению.

 

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1. Защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.

2. Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.

3. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута.

4. Участие специалистов в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся.

5. Развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.

6. Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения.

7. Психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов.

8. Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей.

9. Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей.

 

Содержание психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности:

- диагностика возможностей и особенностей развития ребенка;

- оказание помощи педагогам в вопросах оценки метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы;

- формирования основных образовательных компетенций (УУД);

- построении индивидуальной траектории развития ребенка;

- экспертиза соответствия применяемых методов работы требованиям ФГОС.

 

Содержание психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и воспитания:

- профилактика асоциального поведения;

- профилактика и коррекция дезадаптивных форм поведения;

- профориентационная работа;

- психологическая поддержка одаренных детей;

- повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса;

- мониторинг состояния здоровья, безопасности образовательной среды, психологической атмосферы образовательного учреждения.

Содержание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

- коррекция познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы

отклоняющегося поведения;

- консультирование по различным аспектам коррекционной работы родителей и педагогов;

- участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума.

 

Специалисты психолого-педагогического сопровождения, прежде всего педагоги-психологи, должны быть включены в систему оценки и мониторинга достижений обучающихся, готовы обучать педагогов конкретным методикам психолого-педагогической диагностики, средствам оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении, современным технологиям проектирования образовательной среды, в том числе способам сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения.

В настоящее время система психолого-педагогического обеспечения образования Калужской области переживает сложный период. За последние несколько лет количество психологов, работающих в образовательных учреждениях области, сократилось вдвое. Сегодня в 26 муниципальных районах региона работает 236 педагогов-психологов, большая часть которых осуществляет свою деятельность в образовательных учреждениях города Калуги и города Обнинска; из 15 психолого-педагогических центров (2004 г.) продолжают работать лишь 8 (2012 г.).

В целях обеспечения требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования руководителям муниципальных органов управления образованием, директорам образовательных учреждений необходимо предпринять меры по сохранению, развитию и повышению эффективности системы психолого-педагогического сопровождения, при организации соответствующей деятельности руководствоваться следующими нормативными документами:

 

· Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 № 124-Ф3 (изменения и дополнения от 20.07.2000).

· Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (24.06.1999 №120-ФЗ).

· Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

· Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.1989 № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования».

· Постановление правительства РФ от 31.07.1998 № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

· Письмо МО РФ от 22.01.1998 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений».

· Приказ № 636 от 22.10.1999 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением.

· Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

· Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 № 1186).

· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.

· Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную».

· Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва).

· Инструктивное письмо Минобрнауки РФ № 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста» от 27.01.2009.

· ФГОС начального общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки РФ 06.10.2009 №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 №15785).

· ФГОС основного общего образования. Утвержден приказом от 17.12.2010 № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2010 № 19644.)

· Приказ Федерации Минобрнауки России 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

· Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

 

Список используемой литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. -12с.

3. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы» (Москва, 27-29 января 2010 г.) – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России, 2010. – 478 с.

4. Психологическая диагностика детей и подростков // Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 270 – 281.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. — М.: Просвещение, 2010. — 21 с. — (Стандарты второго поколения).

6. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба.- М.: 2008.

 

Калитько Е.Н.

(4842) 54 77 11



2016-09-16 366 Обсуждений (0)
Инструктивно-методическое письмо 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инструктивно-методическое письмо

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (366)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)