Вопрос 1. Национальные учетные системы, международные стандарты финансовой отчетности и их взаимодействие
ОГЛАВЛЕНИЕ
ТЕМА 1. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ Вопрос 1. Национальные учетные системы, международные стандарты финансовой отчетности и их взаимодействие. Вопрос 2. Принципы подготовки финансовой отчетности.
Вопрос 1. Национальные учетные системы, международные стандарты финансовой отчетности и их взаимодействие. В каждой стране существуют свои национальные учетные стандарты. В целом для бизнеса было бы предпочтительнее, чтобы во всех странах бухгалтерская отчетность подготавливалась на единой основе. При разработке национальных учетных стандартов, как показывает практика, есть общие подходы, но в то же время существуют и противоречия. Одними из первых с этой проблемой столкнулись транснациональные компании. Для подготовки консолидированной отчетности транснациональных корпораций, дочерние предприятия которых работают в разных странах, требуется приведение всех данных отчетности в сопоставимые показатели. В единых подходах к составлению финансовой отчетности также заинтересованы организации, осуществляющие экспортно-импортные операции, с иностранными инвестициями, имеющие зарубежных партнеров и кредиторов, а также по другим основаниям. Появилась необходимость объединить национальные особенности составления отчетности в единую систему для того, чтобы компании различных стран могли бы применять их, не опасаясь того, что их отчетность не будет сопоставима с отчетностью других компаний. Тем не менее в международной практике международных стандартов бухгалтерского учета нет. Наиболее известной национальной системой учета являются общепринятые принципы учета США (US Generally Accepted Accrounting Principles - US GAAP). US GAAP разработаны в США Советом по стандартам финансового учета. US GAAP не являются международной системой учета, но при этом многие компании разных стран составляют (трансформируют) свою отчетность в этом формате. Реализуются эти стандарты через правительственный орган - Комиссию по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission - SEC). SEC обязывает публичные компании, заинтересованные в фондовом рынке США, составлять отчетность в формате US GAAP. По сути, американская система учета стала наднациональной, поскольку фондовый рынок США охватывает более половины мирового фондового рынка. Проблема состоит в том, что подходы к составлению отчетности других стран отличаются от правил US GAAP. Трансформация отчетности приводит к дополнительным затратам на подготовку отчетности. Кроме этого, есть европейский и азиатский фондовые рынки, которые требуют составления отчетности в другом формате. Однако между странами-участницами существовали различия относительно законодательных требований, определяющих структуру и содержание годовых финансовых отчетов. При этом сведения, публиковавшиеся компаниями, отличались как качественно, так и количественно. Единственным способом решения этой проблемы могла бы быть какая-либо другая форма регулирования, дающая возможность ориентироваться в условиях изменения экономики, требований современного инвестиционного сообщества и отличающаяся большей гибкостью. В 1973 г. был создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). В 2000 г. КМСФО был реформирован и преобразован в Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). С этого момента к нему перешли все функции по разработке международных стандартов финансовой отчетности (в частности, МСФО). МСФО - это система принципов составления и представления финансовой отчетности, которую могут применять организации различных стран при составлении финансовой отчетности. Важно, что МСФО не обязательны к применению и не регламентируют вопросы ведения бухгалтерского учета. Таким образом, при разработке (реформе) национальных учетных стандартов порядок ведения учета может регулироваться национальным законодательством. МСФО в международной практике приобретают все большую популярность. Это объясняется тем, что Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions - IOSCO) рекомендовала стандарты, разрабатываемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, к применению на международных рынках (европейском и азиатском). Стандарты составления финансовой отчетности по секторам международного рынка
Все организации, заинтересованные в международном рынке, вне зависимости от требований национальных учетных стандартов должны составлять отчетность (трансформировать) в требуемом формате. Различия национальных учетных стандартов обусловлены многими факторами. Основными факторами являются различия экономического, политического, территориального и исторического характера. Теоретически существует несколько моделей бухгалтерского учета. Модели национальных учетных систем
Сами названия моделей учетных систем носят условный характер. В литературе можно встретить их под другими названиями. Также можно перечислить ряд других моделей учета, например мусульманскую (исламскую) модель и т.п. Модели сформированы в зависимости от того, кто кредитует организации. Проблемами унификации национальных учетных стандартов занимаются также и международные организации - Международная федерация бухгалтеров, Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета при ООН. Такая тенденция взаимодействия национальных учетных стандартов и МСФО обусловливается глобализацией экономики, необходимостью унификации подходов к составлению отчетности и международной практикой взаимодействия и партнерства. В настоящее время многие российские организации заинтересованы в выходе на международный рынок, равно как и в привлечении заемного иностранного капитала. Взаимодействие хозяйствующих субъектов различных стран предполагает необходимость представлять отчетность партнерам, кредиторам и всем заинтересованным пользователям. При этом финансовая отчетность должна обладать определенными качествами, для того чтобы быть информативной и понятной для пользователей. В российских стандартах учета существуют подходы к составлению отчетности, существенно отличающиеся от международной практики. К основным противоречиям можно отнести практический приоритет юридической формы над экономическим содержанием и представление многих показателей в бухгалтерской отчетности без корректировки на инфляционный фактор. Различные подходы к составлению финансовой отчетности могут привести к принятию ошибочных экономических решений пользователями. В международной практике происходит глобализация экономики, поэтому необходим единый международный "язык" финансовой отчетности. Этим и обусловлена необходимость реформы национальной учетной системы в России. Основными документами, регламентирующими реформу национальных учетных стандартов в России, являются: - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности"; - Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" (далее - Программа); - Приказ Министерства финансов РФ от 1 июля 2004 г. N 180 "Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу" (далее - Концепция); - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р "Об утверждении Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и Перечня проектов по их реализации". В соответствии с Программой цель реформирования системы бухгалтерского учета в России - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Задачи реформы заключаются в следующем: - сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; - обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; - оказать методическую помощь в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета. Из задач Программы следует, что российские национальные учетные стандарты будут приведены в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Унификация национальных учетных стандартов позволит российским компаниям повысить качество представляемой информации, будет способствовать привлечению иностранного капитала и снизит препятствия к доступу на международный рынок и затраты на подготовку отчетности. В международной практике существует несколько тенденций унификации национальных систем бухгалтерского учета. В частности, к ним относятся стандартизация и гармонизация. Подходы к унификации национальных систем учета
В результате внедрения Программы предполагается: - обеспечить непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета; - сформировать модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета; - ввести процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией; пересмотреть допустимые способы оценки имущества и обязательств; - создать механизмы обеспечения открытости бухгалтерской отчетности. В соответствии с Концепцией реформа системы бухгалтерского учета в России проводится в два этапа. Этапы реформы системы бухгалтерского учета и отчетности в России
Из Концепции следует, что индивидуальная бухгалтерская отчетность будет, как и раньше, составляться по российским стандартам учета. Во внедрении и продвижении в российскую практику учета МСФО принимают активное участие профессиональные общественные организации. Общественные организации в России по внедрению МСФО
Таким образом, в России формируется инфраструктура, способствующая продвижению МСФО, разрабатываемых Советом по международным стандартам финансовой отчетности. СМСФО (ранее - Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО)) является независимой профессиональной организацией, цель которой - достижение единообразия принципов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, используемых предприятиями и организациями всего мира при составлении финансовой отчетности. КМСФО был создан на основании договора, заключенного между профессиональными организациями бухгалтеров и аудиторов Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии, США. С 1983 г. в состав КМСФО входят все профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов, являющиеся членами Международной федерации бухгалтеров (IFAC). В 2000 г. КМСФО был реформирован и преобразован в Совет по международным стандартам финансовой отчетности. Основной источник дохода СМСФО - это финансовая поддержка профессиональных бухгалтерских организаций, добровольных взносов юридических и физических лиц. Также источником дохода являются поступления от публикаций. С 2001 г. в СМСФО произошли существенные структурные изменения. В настоящее время структура СМСФО выглядит следующим образом. Структура Совета по международным стандартам финансовой отчетности
В процессе своей работы СМСФО решает следующие задачи: - разработка единого комплекта стандартов, которые обеспечивают формирование качественной, прозрачной и сопоставимой информации пользователей; - распространение стандартов в международной практике; - конвергенция стандартов МСФО и национальных учетных стандартов. Конвергенция - термин, используемый в экономике для обозначения сближения различных экономических систем. Одновременно стандарты, выпускаемые СМСФО, были переименованы в международные стандарты финансовой отчетности.
КМСФО - СМСФО
Стандарты, выпущенные КМСФО с 1974 г., нумеровались с цифры 1. Например, IAS 1 "Представление финансовой отчетности". В дальнейшем в текст стандартов вносились изменения и дополнения, а также некоторые стандарты были отменены. Информация из этих стандартов была перенесена в другие стандарты по смысловой нагрузке. В частности, IAS 4 "Учет амортизации" не действует, но порядок амортизации амортизируемых объектов изложен в стандартах по учету основных средств и нематериальных активов. С 2002 г. стандарты, выпускаемые СМСФО, также нумеруются с цифры 1. Например, IFRS 1 "Первое применение международных стандартов финансовой отчетности". Таким образом, есть по два первых, вторых и седьмых стандарта. Действующие МСФО представлены в приложении 1. В целом комплект документов для подготовки финансовой отчетности в формате МСФО состоит из трех частей: раздела "Принципы", стандартов и их интерпретаций. Комплект документов МСФО
Комитет по интерпретациям МСФО был создан в 1997 г. Цель его работы заключается в обеспечении сопоставимости финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, путем разъяснения отдельных вопросов по формированию показателей в финансовой отчетности. При этом текст интерпретаций является, по сути, нормативной базой по МСФО наряду со стандартами. КМСФО владеет авторскими правами на все утвержденные тексты, а утвержденным является опубликованный текст на английском языке. Интерпретации МСФО представлены в приложении 2.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (656)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |