Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Полномочия Президента Российской Федерации



2016-09-16 400 Обсуждений (0)
Полномочия Президента Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




С.В. Евдокимов

Президент Российской Федерации

Лекция


Введение

1. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

2. Порядок выборов Президента Российской Федерации и вступление в должность.

Полномочия Президента Российской Федерации

Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации.

Заключение

Библиография


Введение

Учреждение в системе государственной власти Российской Федерации поста президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства в различных политических системах. Введение этого института открыло новый этап в развитии российской государственности. Между тем, из 183 стран, входивших в начале 1993 г. в ООН, более 130 имеют в своем государственном устройстве пост президента. С одной стороны, эта цифра отражает масштабность распространения президентства в современном мире, но с другой - важно отметить, что в разных странах президенты имеют разный объем полномочий.

Актуальность данной темы обусловлена правовым и по­литическим значением института Президента Российской Федерации, его по­ложением в государственной системе, ведущей ролью в осуществлении власти. Этот институт, существующий в России уже более десяти лет, оказал большое влияние на процессы становления новой российской государственности, формирование политической системы, на новейшую политическую историю России. Уже сейчас в нашей стране накоплен значительный опыт организа­ции и функционирования этого института. Издано большое число норматив­ных актов (в том числе решений самого главы государства), регулирующих организацию, полномочия президентской власти. В то же время отечествен­ная конституционная модель президентства, практика его организации и функционирования недостаточно исследованы. Колоссальный нормативный и фактический материал нуждается в обобщении, анализе и оценке.

Проблемы связанные с институтом главы государства, разрабатывались и дореволюционном государствоведении (Б.Н. Чичерин, В.М. Гессен, Н.М. Коркунов, Л.А. Тихомиров и др. ); Затрагивались и вопросы обновления этого института, учреждения поста пре­зидента (Д.Илимский, К.А Кузнецов, П.Г. Мижуев, В. Обнинскии, Г. Г. Савин и др.). Проблематика, связанная с институтом президента, широко отражена в многочисленных публикациях по конституционному праву зарубежных стран, политологии. Ряд публикаций посвящен институту Президента СССР (Б М. Лазарева, А.А. Мишина, Б.Н. Топорнина, А.В. Туманова и др.).

В истории развития института Президента РФ выделяется два периода (1991-1993 гг. и после вступления в силу Конституции РФ). Многие научные работы, в том числе диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Б.П. Елисеева «Институт Президента Российской Федерации» (1992 г.) исследуют статус Президента РФ, закреплённой прежней Конституцией РФ. Вскоре после принятия Конституции РФ 1993 г. появились учебники, учебные пособия по конституционному и административному праву, комментарии к Конституции РФ 1993 г., монографии, посвященные крупным проблемам конституционного права, затрагивавшие вопросы, связанные с институтом президента[1]

Конституция России 1993 г. по-новому регламентировала институт пре­зидентства. И хотя нынешний конституционный статус Президента РФ суще­ствует недолго, уже в этот период выявились юридические и политические проблемы организации, компетенции и деятельности президентской власти, противоречия и пробелы в правовом регулировании этого института, пробле­мы практики его функционирования. В государствоведении, политической науке неоднократно высказывалось мнение о целесообразности совершенст­вования института Президента РФ, изменения его конституционного статуса, развитии правового регулирования президентской власти. Эта позиция до­вольно широко распространена среди общественности, политиков, депутатов. Все это предопределяет большое значение и актуальность научных исследо­ваний конституционного статуса Президента РФ.


1. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

Термин "президент" происходит от латинского Praesidens, что буквально означает "сидящий впереди"[2]. Видимо, в античные времена президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова "президент" впоследствии возникла такая должность, как, например, президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин "президент" не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. Так, в Англии, ставшей на короткое время республикой, исполнительную власть вместо свергнутого монарха на первых порах осуществлял Государственный совет. В Нидерландах полномочия исполнительной власти также имел высший коллегиальный орган.

В русле европейской республиканской практики первоначально проходил и процесс формирования исполнительной власти в Соединенных Штатах Америки. На первом этапе американской государственности не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе - Континентальном Конгрессе. Единоличного главы государства в ту пору не существовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях.

Весьма скоро большинство политических деятелей молодой американской республики пришли к выводу о неэффективности деятельности Конгресса по исполнению им законов и о необходимости разделения законодательной и исполнительной властей. При этом делегаты Конституционного конвента, собравшиеся в 1787 году в Филадельфии для принятия федеральной Конституции США, сделали исторический выбор между монархией и республикой. Большинство американцев, только что покончив с господством британской монархии, были решительно настроены против создания у себя высшей исполнительной власти в лице монарха, пусть даже с ограниченными полномочиями. В силу этого поиски формирования наиболее приемлемой формы исполнительной власти пошли на конвенте на основе рес­публиканизма, предусматривающего выборность всех должностных лиц.

После долгих дебатов среди творцов американской Конституции возобладало представление о том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, т.е. сосредоточиться в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально утвердился принцип единонача­лия. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки. Такое наименование главы государства было связано не только с тем, что президент ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в то время главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами.

В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт президентства как один из важнейших институтов политической системы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, в США главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов.

Первыми последовали примеру США в установлении президентской системы правления страны Латинской Америки. Уже в первой половине XIX века под влиянием могущественного северного соседа во многих южноамериканских странах был учрежден пост президента. В Европе эта­лоном государственного устройства стала Великобритания, и в ряде европейских стран утвердилась парламентарная, или кабинетная, система правления, при которой монарх оставался главой государства, но исполнительная власть осуществлялась премьер-министром и его кабинетом министров, а правительство становилось ответственным перед парламентом. Первыми же европейскими странами, где была введена должность президента как главы государства, стали в 1848 году две республики - Франция и Швейцария. Помимо них, другие государства Европы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца XIX в. оставались монархиями.

В XX веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колониальных империй, привели к образованию множества новых независимых государств. Далеко не все они стали президентскими республиками, но в подавляющем их большинстве был учрежден пост президента страны. Так, в Европе после окончания первой мировой войны президенты стали высшими должностными лицами в Австрии, Веймарской республике, Чехословакии, Польше, Эстонии, Литве, Латвии, Турции. В 30-40-е годы институт президентства стал рас­пространяться и в Азии; его ввели у себя Филиппины, Сирия, Ливан. После второй мировой войны в число западноевропейских государств, возглавляемых президентами, вошли Италия, Греция, Португалия, Исландия и Мальта. В Азии пост президента был учрежден в Южной Корее, Южном Вьетнаме, Тайване, Индии, Пакистане, Бангладеш, Ираке, Иране, Афганистане.

Однако наибольшее распространение модель президентского правления получила в Африке. Этот процесс начался с конца 50-х — начала 60-х гг., и в настоящее время во главе почти всех африканских стран стоят президенты. Показательно, что установление поста президента происходило не только в капиталистических и развивающихся странах, но и в ряде бывших социалистических государств, таких, как Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Чехословацкая Социалистическая Республика, Социалистическая Республика Румыния, Корейская Народно-Демократическая Республика.

Фундаментальные изменения, происходящие на мировой арене с конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее распространение института президентства. Почти во всех бывших республиках СССР, республиках бывшей СФРЮ (за исключением Боснии и Герцеговины), а также в Чехии и в Словакии был учрежден президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня президентство - неотъемлемый элемент политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама, определяет, какую роль должен играть президент в ее политической жизни[3].

Судя по тому, что число стран, где президент является главой государства, превышает количество стран с иной конструкцией власти, видимо, существуют определенные преимущества у этого института. К таким преимуществам, относят следующие:

1) глава государства несет персональную ответственность за положение дел в стране;

2) президент без излишних проволочек и согласований может принимать оперативные меры для поддержания порядка в сложных ситуациях; обеспечивает проведение внутренней и внешней политики; отвечает за безопасность страны;

3) стоит во главе государственного аппарата, вносит определенность в его деятельность; направляет его работу;

4) возглавляет вооруженные силы страны, обеспечивая тем самым единство государственного и военного руководства;

5) .имеет возможность координировать ветви разделенной власти, обеспечивая единство государственной деятельности.

Все это — наиболее общие и типичные достоинства президентской власти[4].

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента. Поэтому идея об учреждении поста Президента, первоначально возникшая еще в бывшем Союзе ССР, встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако набиравшие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и в 1990 году пост Президента СССР был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР.

Вскоре аналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где решения об этом принимались Верховными Советами. В России вопрос об учреждении поста Президента решался более сложно.

Применительно к России существовали свои причины, которые во многом обусловили переход к институту президентства. В их числе как объективные, так и субъективные факторы.

Многие из объективных факторов носили общий для Союза и России характер: резкое ослабление исполнительной власти, серьезные недостатки и сбои в механизме реализации заков, ослабление внимания к вопросам дисциплины, законности; правопорядка. Все это привело к положению, когда страна оказалась фактически неуправляемой. И весьма своевременной мерой явилось укрепление исполнительной власти путем введения в систему всенародно избранного президента.

Важным объективным фактором, повлиявшим на введение института президентства в России, явилось резкое проявление особых сторон Советов — представительных органов власти, которые оказались малоприспособленными для решения конкретных управленческих вопросов (сложность процедур принятия решений, некомпетентность многих депутатов, многочисленные словесные прения). Введение поста президента должно было позволить на основе принципа разделения властей нивелировать недостатки представительных органов, придать государственному механизму мобильность, оперативность в принятии управленческих решений.

Существовала и необходимость обеспечить баланс в ситуации сдержек и противовесов. Учреждение поста президента позволило покончить с двойственностью статуса Председателя Верховного Совета Республики. В соответствии с Конституцией РСФСР 1978 г. он являлся высшим должностным лицом в России. Но его 'полномочия в основном касались вопросов работы Верхов­ного Совета, имели процедурный характер (подготовка Съездов народных депутатов и сессий Верховного Совета и т.д.).

Очевидно, что положение Председателя Верховного Совета, при котором допускалось фактическое сочетание полномочий президента и полно­мочий спикера парламента, отрицательно сказывалось на функ­ционировании высших государственных структур. Введение поста президента в России стало сдерживающей силой по отноше­нию к парламенту.

Учреждение поста Президента России связано и с рядом субъективных причин. Одна из них — необходимость консолида­ции политических сил, отстаивающих идею суверенитета России в противостоянии с центром. Всенародно избранный президент и стал таким консолидирующим фактором[5].

Таким образом, в Российской Федерации пост Президента, избираемого всенародным голосованием, введён во исполнения решения народа, принятого на первом референдуме России 17 марта 1991г. Правовой статус Президента России регулировался законами России от 24 апреля 1991г « О Президенте РСФСР » и « О выборах Президента РСФСР », а также Законом от 27 июня 1991г « О вступлении в должность Президента РСФСР »[6]. Законом РСФСР от 24 мая 1991г были вынесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию ( Основной закон ) РСФСР 1978г[7].

В соответствии с прежней Конституцией РСФСР Президент РСФСР провозглашался вышим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР.

В ч.1 ст. 80 Конституции РФ 1993 года устанавливаются основы статуса Президента РФ -как главы государства. Это определяет его место в системе государственной власти и механизме разделения властей.

В России с принятием Конституции 1993 года принцип разделе­ния властей получил специфическое преломление. Во-первых, в ст. 10 Конституции речь идет о разделении единой государственной власти на ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Во-вторых, .это разделение не затрагивает Президента РФ, который стоит на вершине пирамиды власти и, как сказано В ст. 80 Консти­туции "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодейс­твие органов государственной власти". Многие на этапе обсуждения проекта Конституции РФ расценивали это как проявление авторита­ризма и чуть ли не утверждение самодержавия. Объяснение данному варианту разделения власти следует искать в условиях жизни России до 1994 года, которые характеризовались кризисом конституционного строя, дестабилизацией. Формальное следование западноевропейскому варианту разделения властей в российской действительности привело к их конфронтации[8]. Как отмечалось на одном из заседаний Консти­туционного совещания, институт Президента, отделенный от всех трех ветвей власти, предназначен для того, чтобы не допустить "самопожирания" законодательной и исполнительной власти. России в переходный период нужен Президент как символ государства, как символ власти и единства в России. Правительства могут приходить и уходить, парламент переизбираться, допускать ошибки и так далее, а Президент, избираемый на определенный срок, как раз должен быть символом целостности государства, равновесия различных ветвей власти[9]. И если механизм разделения власти "даст сбой", вступит в силу механизм гарантий власти Президента РФ[10].

Наличие у Президента РФ полномочий исполнительной власти, его определяющее положение по отношению к ней, к Правительству РФ не вызывает сомнений. Однако признавая наличие у главы государства полномочий исполнительной власти или прав в ее сфере, далеко не всегда его относят к исполнительной власти. Считается, что он осуществляет исполнительную власть, или полномочия в области исполнительной власти, но в ее систему не включен[11]. В некоторых других публикациях, наоборот, отмечается включённость Президента РФ в исполнительную власть и осуществление им ее, чрезвычайная зависимость Правительства РФ от главы государства[12].

По действующей Конституции Президент РФ олицетворяет федеральную власть, он наделен широкими полномочиями в сфере вза­имоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властя­ми, выступает своеобразным символом Российского государства и официальным представителем народа.

Реализацию своих полномочий обеспечивает глава государства путем должного исполнения конституционных обязанностей всеми ор­ганами государства. Достигается это путем непосредственного обращения Президента РФ к органам и лицам, действия которых противо­речат Конституции РФ, а также посредством обращения к суду (ст.ст.85,115 Конституции РФ).

Как глава государства Президент РФ принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целост­ности. Это особенно важно подчеркнуть в связи с тем, что, соглас­но ч.1 ст.3 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, а го­сударственная целостность в соответствии с ч.3 ст.5 Конституции является одним из оснований федеративного устройства РФ. Охранять суверенитет РФ означает также обеспечить его распространение на всю территорию (ч.1 ст.4 Конституции).

Президент представляет Российскую Федерацию как глава государства прежде всего во взаимоотношениях федеральных властей с субъектами Федерации. При этом Президент исходит из положений об урегулировании федеративных отношений как самой Конституцией, так и федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Следует отметить подписанные Президентом РФ договоры с многими субъектами Федерации, основные положения региональной политики в РФ и Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации[13].

Конституция России отводит строго очерченные рамки для действий Президента РФ по охране ее суверенитета, независимости и госу­дарственной целостности, обеспечению согласованного функциониро­вания и взаимодействия органов государственной власти. Согласно ч.2 ст.80, все эти действия должны осуществляться в установленном Конституцией порядке. Таким образом, Президентом РФ предпринима­ются не любые указанные действия, а только такие, которые вписыва­ются в пределы его полномочий по Конституции РФ.

Президент РФ выполняет очень важную функцию в системе орга­нов государственной власти : в установленном Конституцией порядке он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Он помогает разрешению противоречий между различными ветвями власти, согласованию их работы. Это в первую очередь относится к взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей, а так­же федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ (ч.1. ст.85 Конституции РФ). Эта функция проявилась при улаживании конфликта между Ингушской республикой и республикой Северная Осетия, в процессе и результатах заключения Договора о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной влас­ти Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. и других случаях.

Часть 3 от.80 Конституции РФ содержит положение,, что Прези­дент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основы внешней и внутренней политики государства. Данное исключительное право вытекает из его конституционного статуса как главы государства. При этом необходимо иметь в виду, что и здесь не идет речь о абсолютном праве Президента руководить внешней и внутренней политикой страны. Указание на Конституцию РФ и федеральные законы устанавливают то пространство, в пределах ко­торого Президент находится, работая в сфере внешней и внутренней политики государства. Президент РФ представляет нашу страну в международных отношениях. Он участвует в переговорах внутри РФ и за рубежом, ставит подписи под международными договорами и выпол­няет другие представительские функции. Право представительства позволяет Президенту РФ подписывать предусмотренные ч.3 ст.11 Конституции договоры о разграничении предметов ведения и полномо­чий и иные документы в нашей стране.

Как известно, наукой конституционного права выделяются . президентские республики, имеющие сильного президента, наделенного широкими полномочиями, в том числе и по формированию кабинета министров (США, Мексика, Коста-Рика); парламентские республики с президентами, не обладающими правом по формированию правительства (Австрия, ФРГ, Индия, Ирландия и др.); так называемые смешанные, полупрезидентские республики, где парламент играет существенную роль в формировании правительства, однако президенту республики принадлежат значительные полномочия в осуществлении государственной власти (Франция, Португалия, Финляндия)[14].

По ряду основных позиций российская модель тяготеет к президентской республике. Ее главная черта — контроль Президента за формированием и деятельностью Правительства. По Конституции России Президент самостоятельно определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от до должности его членов, принимает решение об отставке Правительства. Назначение Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы, однако и здесь конституционный механизм разрешения разногласий таков, что решающее слово остается за Президентом. Глава государства может настойчиво пред­лагать Государственной Думе одного и того же кандидата и после трехкратного его отклонения, согласно ч. 4 ст. 111 Конституции, вправе назначить Председателя Правительства России по своему усмотрению и распустить Государственную Думу.

Вместе с тем говорить о полном соответствии российской мо­дели традиционной президентской республике было бы не впол­не обоснованно. В России в отличие от США и других президент­ских республик глава государства не является одновременно и главой правительства, а право председательствовать на заседа­нии Правительства РФ отнюдь не тождественно непосредствен­ному руководству этим органом. Важная отличительная особен­ность взаимоотношений парламента и Президента в России — наличие элементов ответственности Правительства не только пе­ред Президентом, но и перед парламентом России. Так, согласно ст. 103 и 117 Конституции РФ, Государственная Дума мо­жет выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Данное решение принимается большинством голосов от общего числа депутатов Думы. Все это свидетельствует о том, что взаи­моотношения парламента и Президента в России имеют харак­терные черты, присущие не только президентским республикам, но и так называемым полупрезидентским, смешанным республикам[15].

В соответствии о Указом Президента РФ от 5 августа 1996 г. N 1138 "Об официальных символах президентской власти и их использо­вании при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ[16], символами президентской власти являются:

- Штандарт (флаг) Президента РФ, утвержденный Указом Прези­дента РФ от 15 февраля 1994 г. N 319 "О штандарте (флаге) Прези­дента РФ"[17];

- Знак Президента Российской Федерации[18];

- специально изготовленный единственный экземпляр официаль­ного текста Конституции РФ.

Местонахождением оригинала штандарта (флага) является служебный кабинет в резиденции Президента в столице России - Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в Москве, над другими резиденциями во время пребывания в них Президента, устанавливается и поднимается на его транспортных средствах.

На основании ст.7 Федерального закона от 27 мая 1996 г. "О государственной охране"[19] Президенту РФ со дня официального объяв­ления о его избрании предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания. .Президент РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказываться от государственной охраны. По истечении срока полномочий Президенту РФ государственная охрана предоставляется пожизненно.

Правовые, социальные и иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с исполнением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему положения, и членам его семьи устанавливаются Федеральным законом от 12 февраля 2001 года « О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий и членам его семьи »[20].


2. Порядок выборов Президента Российской Федерации и вступление в должность.

Конституция РФ 1993 года (ч.1 ст.81) устанавливает, что Президент РФ избирается сроком на четыре года. Действующая Конституция изменила срок полномочий Президента, сократив его на один год. По Конституции 1978 г. Президент избирался на пять лет. В связи с этим потребовалось в законодательном порядке урегулировать вопрос о введении в действие нормы Конституции 1993 года о новом сроке президентства и о полномочиях Президента, действующего на момент принятия Конституции.

В разделе втором Конституции 1993 г. «Заключительные и переходные положения» было установлено, что Президент, избранный в соответствии с прежней Конституцией, осуществляет установленные новой Конституцией полномочия до истечения срока, на который он был избран (п.3).

Вопрос о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации не может быть вынесен на референдум.

Президент РФ избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, участие в выборах является добровольным. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах закреплены в Федеральном законе от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[21] и Федеральном законе от 10января 2003 года «О выборах Президента Российской Федерации»[22].

Конституцией РФ и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» установлены дополнительные условия приобретения гражданами пассивного избирательного права – Президентом РФ может быть избран лишь гражданин не моложе 35 лет, постоянно поживающий в РФ не менее 10 лет. Понятие «постоянно проживающий» означает, во-первых, что кандидат в президенты должен постоянно жить в России не менее указанного срока, во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. отрезки времени менее 10 лет не могут суммироваться. Требование постоянного проживания, разумеется, не исключает командировок и краткосрочных выездов в зарубежные государства.

Конституция РСФСР 1978 года (в редакции Закона от 24 мая 1991 г.) устанавливала также требование о максимальном возрасте для избрания гражданина Президентом Российской Федерации. Этот возраст составлял 65 лет. Действующая Конституция эту норму не воспроизводит.

Положение ч.3 ст.81 Конституции 1993 г. о том, что одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд, содержалось в Конституции РСФСР 1978 г.(в измененной редакции).Подобные положения имеются в конституциях ряда зарубежных государств, в том числе в Конституции США.

Данное конституционное положение направлено против установления режима авторитаризма и преследует цель конституционного обновления руководства государством. Вместе с тем названная норма не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост Президента неоднократно, но с перерывом – после пребывания на данном посту два срока подряд[23].

В соответствии с Конституцией РФ (п.»д» ч.1 ст.102) выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Согласно ст.5 Федерального закона «О выборах президента РФ» днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование не предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором четыре года тому назад был избран Президент РФ.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию России. Подготовку и проведение выборов и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии, которые в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ « О политических партиях»[24] принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.

Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не имеющий право быть избранным Президентом Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента Российской Федерации и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента Российской Федерации в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации.

Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата. О месте и времени проведения собрания группы избирателей должна быть оповещена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, на территории которой планируется проведение указанного собрания.

Выдвижение кандидата политической партией, избирательным блоком производится после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации.

Политическая партия, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата.

Политическая партия, избирательный блок вправе выдвинуть кандидатом лицо, не являющееся членом данной политической партии, политических партий, иных общероссийских общественных объединений, входящих в избирательный блок.

Решение о выдвижение кандидата политической партией принимается на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и уставом политической партии.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок – в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.

Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, выборы Президента Российской Федерации по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий

Избранным на должность Президента РФ считается зарегистрированный кандидат, который полу­чил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосова­нии. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаружен­ных в ящиках для голосования.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при­знает выборы Президента Российской Федерации не состоявшимися в од­ном из следующих случаев:

1) если в выборах приняли участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

2) если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отно­шению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистриро­ванным кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

3) если в избирательный бюллетень на общих выборах были включе­ны два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

4) если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы Президента Российской Федерации недействительными:

1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью опреде­лить результаты волеизъявления избирателей;

2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

3) по решению суда.

Если в избирательный бюллетень было включено более двух заре­гистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выбо­ров не был избран на должность Президента Российской Федерации, Цен­тральная избирательная ко<



2016-09-16 400 Обсуждений (0)
Полномочия Президента Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Полномочия Президента Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)