Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль средств массовой информации в формировании и поддержании традиционных ролей мужчин и женщин



2016-09-16 617 Обсуждений (0)
Роль средств массовой информации в формировании и поддержании традиционных ролей мужчин и женщин 0.00 из 5.00 0 оценок




Н. Б. Гафизова

Вводные замечания

Раздел «Гендерная социализация» — один из наиболее важных в процес­се преподавания курсов «Гендерная психология» и «Социология гендерных отношений». Важность и значение этой темы обуславливается тем, что в ходе ее рассмотрения студенты не только обращаются к анализу глубинных механизмов «конструирования гендера», но и учатся выра­батывать критическое отношение к ряду положений традиционной пси­хологии и социологии пола, а также к собственным представлениям о роли мужчин и женщин в обществе. Тематика данного раздела позволя­ет обратиться к личному опыту каждого из участников и помочь студен­там критически переосмыслить собственные стереотипные представле­ния. Кроме того, данный раздел имеет ряд преимуществ с точки зрения формирования исследовательских навыков обучающихся.

Практические занятия по данному разделу могут предполагать самостоятельную исследовательскую работу студентов (контент-ана­лиз, мини-опрос, анализ документов), что, по нашему мнению, будет способствовать повышению качества учебного процесса. При этом не исключено, что в результате исследования обучающиеся могут по­лучить некие новые данные, которые будут обобщены на занятии. Тем самым занятия будут способствовать повышению креативности и самостоятельности учащихся, ориентировать их на глубокую мыс­лительную деятельность.

Предлагаемая тема — «Роль средств массовой информации в фор­мировании иподдержании традиционных ролей мужчин и женщин» — одна измногих, позволяющих раскрыть роль и значение социальных институтов (семья, сверстники, СМИ, политика и т. д.) в конструиро­вании различий мужского иженского в культуре, в воспроизводство и трансляции гендерных стереотипов.

Исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, показали, что средства массовой информации имеют очень большое значение в гендерной социализации. Анализ информации, поступаю­щей к нам через СМИ, продемонстрировал, что она способствует под­держанию стереотипных, традиционных образов мужчин и женщин. Цель занятия

Цель практического занятия — проанализировать доминирующие образы мужчин и женщин в современных российских средствах мас­совой информации, выявить рычаги воздействия и влияния СМИ на гендерную идентичность личности. Оснащение

Занятие проводится в обычной аудитории, где имеются доска и мел. Преподаватель фиксирует основные моменты рассуждений на доске. Порядок работы

Проведение занятия предполагает, что студентам уже была прочи­тана лекция по теме «Гендерная социализация», в которой раскрыва­ются основные теории полоролевой и обозначаются наиболее важные институты гендерной социализации, прослеживается влияние гендерных стереотипов в процессе всего жизненного цикла человека.

Этап1. Роль СМИ в гендерной социализации; понятия гендерной идентификации, гендерной дифференциации, дифференциального усиления, дифференциального подражания. Этап2. Образы мужчин и женщин в СМИ.

Этап3. Реклама в СМИ как транслятор гендерных стереотипов; сексизм в рекламе.

Для подготовки к практическому занятию студентам даются ин­дивидуальные домашние задания, например:

1) проанализировать содержание объявлений из рубрик «Ищу работу» и «Биржа труда» в газетах рекламно-информационного характера;

2) проанализировать содержание газетных объявлений из рубрик «Знакомства»;

3) проанализировать стереотипы маскулинности и фемининности в информационно- развлекательных журналах;

4) проанализировать образы мужчин и женщин в специализирован­ных журналах/телепередачах для мужчин и женщин (журналы Men's Health, Playboy, «Лиза», «Космополитен», телевизионные переда­чи «Я сама», «Чего хочет женщина» идр.);

5) проанализировать стереотипы маскулинности и фемининности в телевизионных рекламных роликах, в рекламных объявлениях пе­чатных СМИ.

Помимо этого, группе предлагается ознакомиться с рядом иссле­довательских работ, посвященных данной проблематике (см. список литературы).

Важной составной частью практического занятия является более глубокая исерьезная проработка специальной терминологии, введен­ной в лекции. К наиболее существенным терминам, которыми должны научиться оперировать обучающиеся, относятся следующие.

Гендерная социализация— процесс, посредством которого чело­век обучается моделям поведения в обществе, ценностям и т. д., соот­ветствующим понятиям «мужское» и «женское».

Гендерная дифференциация— процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. В наиболее известных культурах основой гендера служит анатомичес­кий пол.

Гендерная роль— социальные ожидания, вытекающие из поня­тий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, одежды и жестов. Предписания относительно поведения, связан­ного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделе­нии труда на мужской и женский.

Гендерная идентичность— аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола.

Гендерные стереотипы— стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское».

Дифференциальное усиление— процесс социализации, в ходе которого приемлемое для данного общества поведение поощряется, а неприемлемое наказывается социальным неодобрением.

Дифференциальное подражание — процесс социализации, в ходе которого человек выбирает ролевые модели в соответствующей ему с точки зрения общепринятых норм группе и начинает подражать их поведению.

Сексизм — индивидуальные предвзятые установки и дискримини­рующее поведение по отношению к представителям того или иного пола; институциональная практика (даже если она не мотивирована предрассудком), выражающаяся в том, что представителям того или иного пола навязывается подчиненное положение.



2016-09-16 617 Обсуждений (0)
Роль средств массовой информации в формировании и поддержании традиционных ролей мужчин и женщин 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль средств массовой информации в формировании и поддержании традиционных ролей мужчин и женщин

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (617)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)