Цели практического занятия
Закрепление понятий «гендерные роли», «гендерные стереотипы». Развитие навыков анализа гендерных ролей. Оснащение Доска, мел (или ватман и маркеры), для каждого участника занятия раздаточный материал (см. приложение). Порядок работы Предполагается, что студенты знакомы с теоретическим материалом по теме «Гендерная социализация», в рамках которой раскрываются основные теории и подходы усвоения половой роли, раскрываются понятия «гендерный стереотип», «гендерные роли», «гендерная идентичность», «маскулинность», «фемининность», «андрогинность». Практическое занятие предполагает групповую форму работы с применением элементов активного социального обучения (социально-психологического тренинга). Этап 1.Закрепление и проработка основных понятий: гендерная социализация, гендерные стереотипы, гендерные роли. Этап 2.Описание многообразия гендерных ролей, социально-психологический анализ гендерных ролей. Этап3. Рефлексия: социально-психологический анализ собственных гендерных ролей. Этап 1. Закрепление и проработка основных понятий темы Первый этап направлен на закрепление понятий: «гендерная социализация», «гендерные стереотипы», «гендерные роли», «гендерные конфликты». Задание 1 Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы: • Как вы определите понятие «гендерная социализация»? • Как гендерные стереотипы влияют на поведение мужчин и женщин? • В чем вы видите специфику гендерных ролей? • Каковы причины гендерных конфликтов? Преподаватель может задавать уточняющие вопросы, направляет обсуждение в требуемое русло. Предполагаемые итоги обсуждения: • Информация о типичных моделях поведения и личностных качествах, соответствующих понятиям «мужское» и «женское», транслируется такими социальными институтами, как семья (родители, сестры, братья), школа (общество сверстников, учителя, система образования), средства массовой информации. • В процессе гендерной социализации человеку транслируются гендерные стереотипы, которые закрепляют ролевые модели поведения. • Традиционные гендерные роли затрудняют индивидуальное саморазвитие и самовыражение женщин и мужчин. • Гендерные конфликты имеют место на всех уровнях социальной реальности. Главным в разрешении противоречий, вызванных гендерной дифференциацией, является овладение продуктивными способами разрешения конфликтов. Задание 2 Данное задание является вспомогательным для работы на втором этапе. Студентам предлагается вспомнить гендерные стереотипы: 1) стереотипы семейных ролей; 2) стереотипы профессиональных ролей; 3) стереотипы маскулинности-фемининности. Задание выполняется в группах: одна группа составляет список гендерных стереотипов маскулинности / фемининности, другая — список гендерных стереотипов в профессиональной сфере, третья — гендерных стереотипов, касающихся семейных ролей. Затем каждая группа объявляет результаты своей работы; преподаватель записывает все представленные гендерные стереотипы на доске или ватмане, так как данная информация будет нужна в течение всего занятия. Этап 2. Описание многообразия гендерных ролей Цель:описание и социально-психологический анализ гендерных ролей. Задание 1 Задание выполняется в малых группах. На основе результатов первого этапа — составленного списка гендерных стереотипов и предлагаемого раздаточного материала (см. приложение) заполнить таблицу (там же). Преподаватель дает четкую инструкцию заполнения таблицы с примерами. Инструкция к заполнению табл. 1 Используя результаты выполненного задания, впишите (во вторую графу) все гендерные стереотипы, распределив их на стереотипы, касающиеся сферы межличностных отношений/семейной сферы, профессиональной деятельности и личностных характеристик мужчин и женщин (Например, «Женщина должна быть эмоциональной, заботливой», «мужчина должен быть активным, целеустремленным» — сфера личностных характеристик; «Мужчина должен содержать семью» — семейная сфера»; «Мужчина должен зарабатывать больше, чем женщина» — профессиональная деятельность и т. д.). Подумайте, какие гендерные роли транслируются представленными гендерными стереотипами. Дайте им название (названия должны отражать суть роли, например, «Неприступная» или «Синий чулок», «Хранительница очага» и т. д.) и впишите в третью графу, например: «Жена» — «Замужество — признак «социальной нормы», «Женщина должна иметь семью», «Женщина должна уметь готовить», «Женщина должна заботиться о мужчине»; «Домохозяйка» — «Женщина должна уметь вести хозяйство», «Главное для женщины — это дети и муж», «Женщина должна уметь готовить»; «Дон Жуан» — «У мужчины должен быть больший сексуальный опыт, чем у женщины», «Мужчина более свободен в сексуальных отношениях, чем женщина». Пример заполнения табл. 1
После выполнения задания каждая группа представляет свои результаты. Обсуждение результатов строится на основе следующих вопросов: • Какие парные (например, муж/жена) гендерные роли можно выделить? • Наличие каких гендерных ролей может составить внутриличностный и межличностный конфликты? • Определите позитивные и негативные стороны усвоения гендерных ролей. Задание 2 Предлагаемое задание посвящено социально-психологическому анализу гендерных ролей. Преподаватель дает следующие пояснения. Гендерная роль представляет собой социальную роль. Каждый человек в своей жизни играет несколько ролей в зависимости от ситуации. Роль — это то, во что мы играем, она имеет свою цель и направленность; этот шаблон, по которому мы выстраиваем свое поведение. Иногда роль приносит нам некоторые выгоды, иногда она создает нам трудности. Проблема роли — ее узкая направленность, отсутствие гибкости, замкнутость. Осознавать, какие роли мы играем, узнавать, какие роли играют окружающие, необходимо для более эффективного взаимодействия с другими и, прежде всего, с самим собой, ведь часто внутриличностные конфликты основаны на том, что человек играет в жизни две диаметрально противоположные роли, имеющие разные ценности, цели. Описать и понять социально-психологическую сущность роли можно с помощью следующих параметров. 1. Лозунг. Для каждой роли можно подобрать лозунг — это фраза, которая описывает саму идею данной роли, ее мировосприятие. Например, роль «Хранительница очага» — «Это мой крест...», «Без меня дом "рухнет"»; 2. Преимущества и недостатки. Каждая роль, с одной стороны, имеет свои преимущества, выгоды, с другой — имеет недостатки, потери. Например, роль «Хранительница очага» — положительные моменты: не надо далеко ездить на работу, сама организует распорядок своих дел; отрицательные моменты: низкий социальный статус, замкнутый круг общения и т. д. 3. Убеждения и ценности — на что ориентирована данная роль, каковы вера, цель, убеждения, предусмотренные ею. Например, роль «Хранительница очага» — забота о других, «служение семье», «Только я могу все это сделать», «Я должна хранить уют и тепло дома», «В жизни важнее всего дом, семья», «Это женское предназначение». 4. Действия — как роль проявляет себя. Например, «Хранительница очага» — заботится, убирает, готовит, помогает всем членам семьи, создает уют и комфорт. 5. Способности — это возможности, умения реализовывать свои ценности и убеждения. Например, роль «Хранительница очага» — любит, понимает, умеет принять и помочь, умеет вести хозяйство, терпеть. 6. Контекст — ситуация, сфера жизни, в которой реализуется роль. Например, для «Хранительницы очага» — семья. Студентам предлагается выбрать пять выделенных гендерных ролей и описать их в соответствии с параметрами, указанными в табл. 2 Работа выполняется индивидуально. Таблица 2
В завершении преподаватель просит дать обратную связь: 1. Были ли трудности в выполнении задания? 2. Какие гендерные роли было описывать труднее (мужские/женские)? 3. Какие гендерные роли имеют на ваш взгляд больше негативных сторон? 4. Что было для вас новым и важным при выполнении этого задания?
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |