Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методологическая основа исследования



2016-09-16 514 Обсуждений (0)
Методологическая основа исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. Появление и развитие филантропической деятельности в России и за рубежом…………………………………………………………………………

§1. Сущность понятия «благотворительность»…………………………………

§2. ……………………………………………...…………………...

ГЛАВА II. Общественная благотворительность и ее отражение в памятниках историко-культурного наследия г. Иркутска в конце XVIII - начале XX вв...36

§1. Влияние экономического состояния г. Иркутска на формирование общественной благотворительности …………………………………………

§2. ………………………………………………………………………..

 

Заключение…………………………………………………………...…………..81

Список использованной литературы…………………………………………...84

Приложение…………………………………..………. ……………………..…..92

 

 

Введение

Во второй половине XX в. духовная культура в России переживала своего рода кризис, в то время как материальная, отражалась в достижениях научно-технического прогресса, и набирала стремительно ускорение в своем развитии. С оскудением духовности стали связывать резкую деформацию историко-культурного сознания, не только захватившую духовную культуру, но и изменившую отношения между поколениями, структуру быта, элементарные нормы морали. На современном этапе развития общества можно констатировать тот факт, что социокультурные процессы, в которых отражаются тенденция к возрождению и развитию духовности способствует проявлению такого социального явления как общественная благотворительность. В этих условиях возрастает роль историко-культурологического обоснования благотворительности, которая способствует укреплению отношений между различными социальными слоями общества. Результаты благотворительности сегодня заставляют обращаться к опыту предшествующих поколений [45, с. 5]. Таким образом, исследование вопроса отражения общественной благотворительности в памятниках культурного наследия г. Иркутска дореволюционного периода становится в связи с этим весьма актуальным. В НАЧАЛЕ РАБОТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОПИСАНА АКТУАЛЬНОСТЬ

Иркутская благотворительность берет свое начало уже с XVIII в., где главными объектами пожертвований были, в первую очередь – церкви, детские дома, приюты, больницы, школы, а в начале XIX в. библиотеки и театры. Во второй половине XIX в. состав филантропов был представлен практически всеми слоями городского общества: купечеством, чиновническом, дворянством, мещанством и цеховыми. Однако ярким представителем этой сферы филантропии в большей степени было купечество [48, с. 103].

В 70–80-х гг. ХIХ в. наблюдается расцвет торгово-промышленной сферы иркутских купцов. К этому периоду сложились многомиллионные состояния Д.Д. Демидова, И.И. Базанова, И.С. Хаминова, И.Я. Чурина, П.А. Пономарева и др. Новое поколение иркутских купцов, получивших хорошее образование, были близко знакомы с политическими ссыльными. Повышение культурного уровня буржуазии, рост самосознания все чаще приводил ее представителей к мысли о необходимости развития культуры и образования в Сибири, активного освоения края. Частично эти стремления находят свое воплощение в филантропической деятельности М.Д. Бутина, А.М. и И.М. Сибиряковых, В.Н. Баснина, П.А. Пономарева [48, с. 104].

К концу XIX в. наблюдается активное жертвование средств на развитие народного образования. Помимо денег на строительство и содержание различных учебных заведений, большое значение для культурного развития Иркутска имели жертвования купечества на библиотеки и театр города, издательское дело. На средства купечества книги не только содержались, но и издавались. Также сферой благотворительной деятельности являлись научные общества, например, Восточно-Сибирский Отдел Русского Географического общества. Ни одна крупная экспедиция не могла обойтись без денежной помощи купечества. На его деньги закупались коллекции, ремонтировались и строились здания [39, с. 6].

В начале XX в. благотворительность в Иркутске переживала пик своего развития. Но Октябрьская революция 1917 г. разрушила сложную систему благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами [62, с. 155].

Целью данного исследования является: раскрытие сущности и обоснование значимости благотворительной деятельности в культурном наследии г. Иркутска конца XVIII – начала XX вв.

Объектом исследования являются памятники культурного наследия г. Иркутска, отражающие основы благотворительной деятельности во второй половине XVIII – начале ХХ вв.

Предметом исследования являетсяпроцесс формирования и развития благотворительной деятельности горожан и меценатства города Иркутска конца XVIII - начала XX вв. в отношении памятников культурного наследия.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

1. Проследить эволюцию содержания понятия «благотворительность».

2. Выявить и исследовать исторические этапы развития благотворительности в городе Иркутске, определить их отличительные черты по отношению к формированию зарубежной и российской благотворительности.

3. Выявить факты и определить направления благотворительность в отношении историко-культурного наследия Иркутска в конце XVIII - начале XX вв.

4. Выявить и классифицировать историко-культурные объекты, созданные или содержавшиеся на средства благотворителей г. Иркутска конца XVIII – начала XX вв.

5. Определить вклад иркутских благотворителей в историко-культурного наследия г. Иркутска.

Проведенный историографический и источниковедческий анализ темы позволил разделить источники на четыре группы.

Первую группу составили неопубликованные источники, среди них материалы Государственного архива Иркутской Области, которые содержат достоверную информацию о пожертвованиях на строительство, таких памятников истории и культуры, как церковь Преображения Господня, Троицкая церковь, Михайло-Архангельская церковь, Крестовоздвиженская церковь, церковь во имя Знамения Божией Матери, Князе-Владимирская церковь, Покровская церковь, Николо-Иннокентьевская церковь, церковь Георгия Неокессарийского, Казанская церковь, Владимирская церковь, Учительская семинария, Ремесленное училище Н.П. Трапезникова, Сиропитательный дом Медведниковой [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14]. А также сюда вошли материалы Архива Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, раскрывающее историко-культурное значение памятников, отражающих благотворительную деятельность, и их сохранность [15; 16; 17;18; 19; 20; 21].

Вторую группу источниковой базы образуют опубликованные источники, из которых следует выделить работы: «Записки иркутских жителей» и «Иркутские повествования», представляющие собой своеобразное сочетание летописи, хроники и рассказа об истории Иркутска и сибирского края [22; 25].

Третью группу источников составила периодическая печать, в том числе работы Шахерова В.П. «Для польз сообщества достаток истощая», Гавриловой Н.И. «Достигнув чинов и миллионов (к характеристике иркутского купца И.И. Базанова)», раскрывающие историю и развитие благотворительности среди купечества г. Иркутска [38; 27].

В четвертую группу вошла литература, в том числе труды, посвященные историко-культурному наследию г. Иркутска, например, работы Дулова А.В. «Памятники истории и культуры Иркутска» и Шахерова В.П. «Памятники истории и культуры дооктябрьского периода» раскрывающие историю создания объектов историко-культурного наследия, включая подробные описания их дальнейшей судьбы [52; 81].

Ценным источником в исследовании данного вопроса также являются работы Романова Н.С. «Иркутская летопись 1857-1880 гг,» и «Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг.», в которых имеются факты о благотворительной деятельности жителей города Иркутска [71;72].

Следует также отметить исследования на иностранном языке, среди них работы Devis S. «Philanthropy as Virtue in Late Antiquity and the Middle Ages», Mollat M. «The Poor in the Middle Ages: An Essay in Social History» и Owen D. «English Philanthropy», посвященную появлению и развитию филантропической деятельности за рубежом [85; 86; 87].

Хронологические рамки данного исследования охватывают период с конца XVIII в. до начала XX в. (до 1917 г.). Первая граница работы определена тем, что именно с XVIII в. появляются факты о развитии благотворительности в Иркутске. Вторая граница обусловлена тем, что произошедшие в это время социально-экономические изменения в обществе России возбудили наиболее значимое развитие благотворительных организаций, заметный рост частной благотворительности, а затем, после утверждения советской власти в центральной России и Сибири, её пресечение. Состояние благотворительности в г. Иркутске после Октябрьской революции 1917 г. и до сегодняшнего дня – это предмет отдельного исследования.

Методологическая основа исследования.

Решение общих задач, установленных в работе, зависит от определения методологии исследования. Методологической основой исследования стали принципы историзма и научной объективности, которые позволили создать достоверность полученных результатов.

Цели и задачи настоящего исследования потребовали реализации как общенаучных, так и специальных методов познания. К общенаучным методам следует отнести логический (научного анализа и синтеза) метод, позволивший рассмотреть исторические процессы в их реальном развитии и контакте.

Использование научного анализа вызвано установленными задачами работы, что предполагает разделение объекта на составные части для их тщательного изучения и затем осуществление соединения элементов в единое целое.

Одним из главных методологических принципов в данном исследовании является аксиологической подход, который позволяет увидеть благотворительную деятельность, прежде всего, как значимую социальную ценность.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная тема достаточно актуальна на сегодняшний день. Она рассматривает малоизученный вопрос, общественной благотворительности конца XVIII – начала XX вв., которая имеет большое значение для исследования культурного наследия Восточной Сибири и ее центра – г. Иркутска.

 



2016-09-16 514 Обсуждений (0)
Методологическая основа исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методологическая основа исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)