Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развернутое описание содержания дисциплины по разделам, темам



2016-09-16 534 Обсуждений (0)
Развернутое описание содержания дисциплины по разделам, темам 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

кафедра гражданского права и процесса

 

 

ОДОБРЕНО: Руководитель ОП   ___________________ А.И. Бибиков (подпись) «_____»______________20____ г.

Рабочая программа дисциплины

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

 

Уровень высшего образования: магистратура
Квалификация выпускника: магистр
Направление подготовки: 40.04.01 Юриспруденция
Направленность ОП: «Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц как участников гражданских правоотношений»
   
   

Иваново, 2015г.

1. Цели освоения дисциплины:

 

Учебная дисциплина «Философия права» направлена на достижение двух основных целей:

- гносеологическая: сформировать у студентов знание базовых понятий, основных теоретических положений философии права как науки и учебной дисциплины, а также закрепить и расширить знания о современном праве и государстве;

- прикладная: выработать у студентов навыки использования полученных знаний в научной и практической деятельности, в т.ч. для разрешения нестандартных государственно-правовых ситуаций.

 

 

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры:

 

Дисциплина «Философия права» входит в базовую часть общенаучного цикла ООП и является обязательной дисциплиной.

 

Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами при изучении таких базовых общенаучных дисциплин, как философия, а также базовых юридических дисциплин, как теория государства и права. Дисциплина имеет в первую очередь теоретическую направленность, подготавливая студентов к решению профессиональных задач в правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности на более высоком научном уровне.

Для освоения данной дисциплины студент должен:

- знать: основные философско-юридические понятия и категории;

- уметь:грамотно употреблять юридическую терминологию; применять правила, приемы, средства юридической техники; давать юридическую квалификацию юридическим фактам и правозначимым обстоятельствам;

- владеть:навыками использования теоретических знаний для решения правозначимых ситуаций.

 

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

3.1. Компетенции, формированию которых способствует данная дисциплина:

- общекультурные компетенции:

· осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

· способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

· способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

· способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

· компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

 

- профессиональные компетенции:

· способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

· способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12).

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с формируемыми компетенциями.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

 

- основные юридические понятия и юридические конструкции (ОК-1-5, ПК-11);

- источники, принципы права (ОК-1-5, ПК-11);

- культурологические и аксиологические аспекты права (ОК-1, ОК – 2; ПК – 12);

- основные методы и подходы к анализу и оценке правовой реальности (ОК-1, ОК-2, ПК-11);

- основные детерминанты развития права и государства (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-11).

 

Уметь:

 

- анализировать спорные правовые ситуации (ОК-1, ОК-2, ПК-11, ПК-12);

- толковать нормативно-правовые акты (ОК-1, ПК-11);

- давать юридическую квалификацию фактам нарушения прав, гарантируемых государством (ОК-1, ОК-2, ПК-11, ПК-12);

- давать юридические заключения и консультации по различным правовым вопросам (ОК-1, ОК-2, ПК-11, ПК-12).

 

Владеть:

 

- понятийным аппаратом в сфере правовых и государственных явлений (ОК-1-5, ПК-11, ПК-12);

- техникой составления правовой документации для обращения в компетентные органы (ОК-1, ОК-2, ПК-12).

 

4. Содержание дисциплины:

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 час.).

 

 

Развернутое описание содержания дисциплины по разделам, темам.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов, их трудоемкость (в часах) очное/заочное отделения Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам): (зачет, экзамен, курсовая работа, курсовой проект)
Занятия лекцион-ного типа Занятия семинарского типа   Самостоятельная работа студентов
Предмет, методология и функции философии права 2 ч./ - лекция проблемного характера 2 ч./2 ч. круглый стол 6 ч./8 ч. опорный конспект участие в дискуссии
Право и мировоззрение       4 ч./ - семинар-беседа 6 ч./10 ч. выступление, подготовка рефератов. эссе, докладов-презентаций
Мораль и право         4 ч./ - круглый стол 8 ч./8 ч. выступление, подготовка рефератов. эссе, докладов-презентаций
Лицо в праве     2ч./2ч. Тренинг 6 ч./8 ч. опорный конспект участие в дискуссии
Правовая реальность       4ч./ - семинар-беседа 4 ч./10 ч. опорный конспект
Правовой идеал         2 ч./ - семинар-беседа 8 ч./10 ч. выступление, подготовка рефератов. эссе, докладов-презентаций
Государство и народ: проблемы взаимной ответственности   2ч./ - лекция-дискуссия 4 ч./ - семинар-беседа 8 ч./10 ч. Выполнение домашних заданий, анализ ситуационных задач
Демократия, справедливость и гражданская активность в современной России     2 ч./ - семинар-беседа 6 ч./10 ч. выступление, подготовка рефератов. эссе, докладов-презентаций
Философские проблемы современного российского права и государства   2 ч./ - лекция-дискуссия 4 ч./2 ч. групповая дискуссия 8 ч./10 ч. опорный конспект
Проблемы правопонимания   2 ч./2 ч. лекция-дискуссия 4 ч./2 ч. доклады-презентации 8 ч./10 ч. выступление, подготовка рефератов. эссе, докладов-презентаций Экзамен – 4 часа контактная работа с преподавателем (2ч. консультация, 2 ч. экзамен)
ИТОГО: 108 8/2 28/8 68/94 4/4
                 

Содержание учебного материала по разделам (темам)

Тема 1. Предмет, методология и функции философии права

 

Философия права – особое направление исследования на стыке философии и теории права. Определение философии права: история вопроса (Г.Шершеневич, Н.Коркунов, И.Михайловский, П.Редкин, Л.Петражицкий, Р.Йеринг).

Сущность философии права. Позитивистская концепция. Либертарная концепция. Философия права и теория права – общее и отдельное.

Философия права как часть социальной философии. Герменевтика, ее связь с юридической наукой.

Философия права как методология и логика права. Общая теория правотворчества, теория правореализации, законности и правопорядка – фундаментальные проблемы современной философии права.

 

Тема 2. Право и мировоззрение

 

Право и мировоззрение как регулятивные системы. Юридическое мировоззрение общества: уровень общественной психологии, уровень социальной группы, уровень индивида. Проблема правового просвещения.

А.Швейцер: «Право – жертва отсутствия мировоззрения». Фундамент нового права – гуманность, «благоговение перед жизнью».

Новое ценостное юридическое мировоззрение: идеи гуманизма, антропокосмизма, учение о ноосфере (П.Сорокин, Л.Нельсон, Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский).

Идея естественной справедливости – фундаментальная основа нового юридического мировоззрения.

Правосознание и правовое мировоззрение – определяющая взаимосвязь. Правовое мировоззрение как неотъемлемая составная часть правосознания

 

Тема 3. Мораль и право

 

Мораль и право как нормативно-ценностные системы в единстве регулирующих (нормативных) и ориентирующих (аксиологических) функций. Мораль и право как мера свободы. Мораль и право как формы существования свободы: право как объективная форма свободы, а мораль – как субъективная форма свободы. Нормы морали – как дополняющие, конкретизирующие правовые нормы. Противоречия морали и права.

И.Кант о морали и праве: идея автономии или «самозаконности» человеческого поведения. Характер как родовой признак человека. Категорический императив права. Категорическое подчинение власти основному закону права. Нравственность как критерий гуманизма права. «Абсолютная теория наказаний» Канта. Применение принципа формального равенства в решении проблемы смертной казни.

«Автономность, императивность права и правосознания в философии права И.Ильина.

Мораль и право с позиций юридического позитивизма (Кельзен) и «правового морализма» (Радбрух).

Мораль и право с позиций ситуационной этики (Хедли Булл, Георг Шварценбергер). Проблема становления нравственных универсалий.

Вл.Соловьев о праве и морали: право как минимум морали.

Значение нравственности права для современного российского государства

 

Тема 4. Лицо в праве

 

Человек как субъект права. Субъект как юридическая фикция или конструкция. Субъектность как способность к деятельности и как ценность. Субъект права и субъект обязанности. Нравственный и юридический субъект. Условия и границы юридической дееспособности. Дееспособность юридических лиц.

 

Тема 5. Правовая реальность

 

Обоснование и смысл нормативизма в современных теориях. Кельзен о праве как о системе норм. Юридическая норма и факт. Факт как существующее. Временные и конкретные факты. Позитивное право как сфера обладающих смыслом фактов. Нормативность как объективное свойство фактов.

Государство как исторический факт. Государство как целостность. Государство и другие нормативные факты.

Первичные и вторичные источники права. Объективное и субъективное право: смысл противопоставления. Динамичность и статичность права.

Понятие правонарушения и его отношение к фактам нормативно-безразличным и фактам нормативным. Имманентный смысл идеи правонарушения. Смысл принуждения в праве.

Нормативные факты с точки зрения реальности. Реальность правовых установлений. Социальная реальность положительного права. Метафизика и диалектика права.

 

Тема 6. Правовой идеал.

 

Общественный, политический и правовой идеал. Общественный идеал и право. Государственный и политический идеал. Власть политическая и власть государственная. Неправовые способы политического властвования. Политический идеал и право.

Правовой идеал. Преувеличение роли права в жизни общества. Динамика усовершенствования правовой жизни и проблемы современной правовой реальности. Аксиологический подход к праву: личность как основная правовая ценность или государство как основная правовая ценность. Справедливость и правопорядок.

 

Тема 7.Государство и народ: проблемы взаимной ответственности

 

Постижение народом своего национально-государственного бытия. Плюрализм точек зрения: В.В.Ильин и А.С.Ахиезер, А.Солженицын и П.Негретов. Ответственность народа за свое жизнеустройство.

К.Ясперс «Вопрос вины. О политической ответственности Германии». Четыре вида вины по К.Ясперсу. Политический порядок как фактор, определяющий ответственность индивида, социальной группы, общества. Презумпция политической ответственности народа в современном обществе.

Г.Гегель о « всемирной истории как всемирном суде». Правовой характер ответственности государственно-организованного народа как субъекта международного права в рамках мирового сообщества. Государство как субъект международного права. Народ, организованный в государство, как носитель публичной власти, способный устанавливать непосредственных виновников правонарушений.

Г.Кельзен о коллективной ответственности членов корпорации за совершенное корпорацией правонарушение. Государственно-организованный народ, занимающий определенный пространственно-временной континиуум, как субъект международного права.

Государство как «взаимно-страховой союз» (Я.М. Маганизер, Л.Мишу, Л.Дюги, Н.И.Лазаревский). Основания коллективной ответственности государственно-организованного народа перед каждым своим гражданином.

Государство как воплощенный правопорядок. Привлечение к ответственности за правонарушение как способ реализации государством своей ответственности перед гражданином.

Актуальность и сложность проблемы ответственности народа.

 

Тема 8.Демократия, справедливость и гражданская активность в современной России

 

Гражданская активность: взаимоотношения индивида и общества.

Гражданская активность в рамках советского общества: общественно-политическая активность и номенклатурный статус; общественная активность в официально санкционированных формах. Первооснова советского социалистического общества – коллектив, а не личность. Коллективизм и индивидуализм в советском обществе.

Формы справедливости по Аристотелю: распределительная и уравнительная справедливость. Распределительная форма справедливости как единственная форма справедливости советского общества. Советская форма общественного самовыражения индивидов как противоречивый исторический феномен.

Демократизация советского общества периода перестройки и постсоветского общества периода Ельцина. Нравственно-психологический фактор демократизации. Понимание демократии как пространства социальной и политической свободы, демократизация как либерализация общества. Отсутствие проекта политико-правовой реорганизации общества как основной фактор и причина негативных явлений в постсоветской России. Правовые условия деятельности человека в демократическом обществе (Алексис де Токвиль). Смена социально-репрессивных форм контроля за человеком на рестриктивно-позитивные формы контроля как критерий демократизации общества. «Порядок» как отрицание демократии и демократического принципа.

Неприятие демократии как формы социально-политического устройства на базе распространившейся точки зрения о несовместимости западных демократических ценностей и российских традиций. Законность сильной власти и сила власти закона. Нравственно-психологическая проблема отождествления права на уровне обыденного правосознания с ограничением и отрицанием личной свободы; отождествления закона как чуждой внешней силы, а не как гарантированного государством и обществом права человека.

Политика государства в сфере ценообразований (январь 1992г.) и рост социально-экономической активности граждан России. Проблемы социальной адаптации населения.

Трансформация общественных движений в общественно-политические как массовое явление. Проблемы восстановления постсоветской государственности. Регионально-локальная власть на уровне субъектов федерации как власть авторитарная. Обусловленность неразвитости правосознания индивидов отсутствием гарантированных местных, «муниципальных» прав, «несуверенностью» местной администрации; отсутствием реальных правовых гарантий. Идеологизированность универсальной проблемы прав человека, как следствие перенесения ее в этнический контекст. Отсутствие механизмов воздействия избирателей на своих представителей в органах власти как характерный признак неразвитой демократии.

Возможные пути развития института демократии в современной России.

 

Тема 9. Философские проблемы современного российского права и государства

 

Альтернативы постсоциалистического государства. Диалектика права и свободы. Цивилизм как русская идея в контексте всемирной истории. Государственно-правовые преобразования в России. Конституционное правопонимание: права человека, правовой закон, правовое государство. Перспективы развития российского права и государства: конституционные положения и реальность.

 

Тема 10.Проблемы правопонимания

Основные типы правопонимания. Юснатурализм. Юридический позитивизм. Нормативизм Г. Кельзена. Либертарное правопонимание В.С. Нерсесянца. Теория правового диалога. Коммуникативное правопонимание.

 



2016-09-16 534 Обсуждений (0)
Развернутое описание содержания дисциплины по разделам, темам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развернутое описание содержания дисциплины по разделам, темам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)