Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Сертификация продукции и систем качества



2016-09-16 241 Обсуждений (0)
Тема 3. Сертификация продукции и систем качества 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции.

Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации (НТД) является сертификация.

В условиях рыночных отношений сертификация является эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции (услуг) предприятия на внешний и внутренний рынки, а также закрепления на них на достаточно длительное время. Именно это предопределило принятие в России Закона о сертификации, широкое распростране­ние сертификации, а также включение ее как функции в системы качества.

Сущность и содержание сертификации

 

Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно». Для того, чтобы убедиться в том, что продукт «сделан верно», надо знать каким требованием он должен соответствовать и каким образом можно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепринятым способом такого доказательства служит сертификация соответствия.

Сертификация в общепринятой международной терминологии – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Именно сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукта (процесса, услуги) заданным требованиям. Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и кто устанавливает это соответствие.

Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны – устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К первым относятся такие законодательные акты, как Закон "О защите прав потребителей", принятый в России, или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского Сообщества. Законы, устанавливающие минимальные требования по характеристикам, могут относиться в целом к группе продукции или к отдельным ее параметрам. Примером таких законов могут стать закон об игрушках, закон об электромагнитной совместимости и так далее.

Таким образом, устанавливается ограничение на ввод в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов. При этом говорят, что продукция попадает в законодательно регулируемую область. Если характеристики продукции в целом и частично не подпадают под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка, и при этом говорят, что продукция попадает в область, законодательно не регулируемую.

Для ввода в обращение продукции, которая попадает в законодательно регулируемую область, требуется официальное подтверждение того, что она соответствует всем предъявленным законодательством требованиям. Одной из форм такого подтверждения является сертификация продукции, проводимая независимой третьей стороной (первая – изготовитель, вторая – потребитель).

В случае получения положительного результата, в процессе сертификации выдается документ, называемый "сертификат соответствия", подтверждающий соответствие продукции всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Данный документ является пропуском на рынок в законодательно регулируемой области.

Продукция в законодательно не регулируемой области может беспрепятственно перемещаться внутри рынка, и при этом, к ней официально не предъявлены требования по установлению соответствия. Тем не менее, в контрактной ситуации, потребитель может потребовать у поставщика доказательство соответствия продукции определенным требованиям, например, соответствия конкретному стандарту или группе стандартов, соответствия специфическим требованиям, предъявленным самим потребителем (и в том числе – соответствия условиям контракта). В этом случае, сертификация третьей стороной также может выступать, как подтверждение выполнения условий, что будет зафиксировано в сертификате соответствия конкретным, установленным потребителем требованиям.

Поставщик в законодательно не регулируемой области может проводить сертификацию своей продукции независимой третьей стороной и по собственной инициативе. При этом он запрашивает подтверждение соответствия своей продукции характеристикам, выбранным на свое усмотрение.

 

Многие зарубежные фирмы расходуют большие средства и время на доказательство потребителю, что их продукция имеет высокое качество. Так, по зарубежным источникам величина издержек на эти работы составляет около 1-2% всех затрат предприятий-изготовителей.

В некоторых случаях затраты даже сопоставимы с затратами на достижение самого качества. Это делается не случайно, так как сертификация является очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия на внешний и внутренний рынок сбыта, а также закрепление на них на достаточно длительный период времени. Именно все это предопределило широкое распространение сертификации.

 

Систему сертификации (в общем виде) составляют:

центральный орган, который

– управляет системой;

– проводит надзор за ее деятельностью;

– может передать право на проведение процедуры сертификации другим органам;

правила и порядок проведения сертификации;

нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация;

процедуры (схемы) сертификации;

порядок инспекционного контроля.

Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях.

В России в соответствии с Законом о сертификации продукции и услуг создана государственная система сертификации продукции, которая действует под руководством Госстандарта России как национального органа по сертификации. Эта система соответствует правилам ИСО.

Системы сертификации пользуются услугами испытательных лабораторий. Испытательные лаборатории осуществляют испытания образцов продукции. Результаты испытаний, оформленные в виде протокола, передаются тем или иным способом в орган по сертификации. При этом испытательная лаборатория не имеет права ни толковать, ни разглашать полученные данные.

Испытательная лаборатория может быть самостоятельной организацией или составной частью органа по сертификации или другой организации. Лаборатория имеет право проводить испытание в процессе сертификации третьей стороной при условии ее независимости от первой стороны – поставщика (изготовителя) и второй стороны – потребителя объекта сертификации, а также официального признания ее компетентности с помощью аккредитации.

Орган по сертификации сравнивает результаты испытаний с требованиями законодательства (если продукция попадает в регулируемую законодательством область) либо с другими представленными поставщиком характеристиками, нормативами, документами и т. д. В случае, если продукция соответствует указанным установленным требованиям, орган по сертификации выдает поставщику сертификат соответствия.

В системах сертификации третьей стороной применяется два способа указания соответствия стандартам: сертификат соответствия и знак соответствия, которые и являются способом информирования всех заинтересованных сторон о сертифицированном товаре.

Сертификат соответствия – это документ, изданный по правилам системы сертификации, сообщающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Знак соответствия – это защищенный в установленном порядке знак, применяемый (или выданный органом по сертификации) в соответствии с правилами системы сертификации и показывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

В зависимости от выбранной схемы, взаимоотношения субъектов сертификации могут не закончиться на этапе выдачи сертификата. Орган по сертификации может сам, или поручив это контролирующему органу, осуществлять текущий надзор за производством поставщика и характеристиками продукции. Инспекционный контроль сертифицированной продукцией организует орган по сертификации в течение всего срока действия сертификата и лицензии, но не реже одного раза в год. Инспекционный контроль осуществляется в виде периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и других проверок, необходимых для подтверждения, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным ранее при сертификации. В случае получения негативных результатов орган по сертификации может аннулировать выданный сертификат соответствия.

 

Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации. Нормативный документ, на соответствие которому проводится сертификация, выбирается, как правило, заявителем. Заявителем может быть изготовитель, поставщик, продавец, потребитель продукции. Системы добровольной сертификации чаще всего объединяют изготовителей и потребителей продукции, заинтересованных в развитии торговли на основе долговременных партнерских отношений.

Еще одним способом подтверждения соответствия продукции является декларация о соответствии, в которой поставщик, согласно стандарту EN 45014, заявляет под свою исключительную ответственность о том, что конкретная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу, на который данная декларация ссылается. При этом поставщик должен обеспечить соблюдение требуемых параметров в допустимых пределах и контролировать все виды своей деятельности на всех этапах производства. Если поставщик действительно способен стабильно выполнять и контролировать выполнение требований стандарта или другого документа, на который он ссылается в декларации о соответствии, то возможно, данный способ установления соответствия будет для такого поставщика наиболее экономически целесообразным.

Применение предприятиями в России сертификации продукции дает следующие преимущества в условиях рыночных отношений:

§ обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;

§ облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;

§ обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;

§ способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции;

§ уменьшает импорт в страну аналогичною продукции;

§ предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;

§ стимулирует улучшение качества НТД путем установления в ней более прогрессивных требований;

§ способствует повышению организационно-технического уровня производства;

§ стимулирует ускорение НТП.

 

Сертификация систем менеджмента качества (СМК) – это высокоэффективный рыночный инструмент, т.к. сертификат, выданный авторитетной организацией, признается как осязаемое свидетельство качества, которого вправе ожидать потребитель (заказчик).

Заметим, что направленность сертификации в последние годы переместилась от сертификации продукции к сертификации систем качества. Это связано с тем, что во втором случае покупатель уверен, что качество всей продукции данного предприятия находится на высоком уровне.

Международная сертификация независимыми компаниями включает два этапа: подготовку к аккредитации и непосредственно процесс сертификации. Эти два этапа выполняются различными организациями (в ряде случаев – разными дочерними фирмами одной материнской компании).

Таблица 5.1

Этапы оценки системы качества

 

Состав работ Исполнитель
1. Этап предварительной проверки и оценки системы качества
1.1. Подготовка системы качества и ее документации к сертификации Предприятие
1.2. Заявка на проведение сертификации системы качества Предприятие
1.3. Предварительная проверка и оценка системы качества Орган по сертификации
1.4. Заключение договора на проведение сертификации системы качества Предприятие, орган по сертификации
2. Этап окончательной проверки и оценки системы качества
2.1. Подготовки системы качества к окончательной проверке Предприятие
2.2. Разработка программы проведения окончательной проверки системы качества Орган по сертификации
2.3. Проведение предварительного совещания по организации на предприятии проверки системы качества Предприятие, орган по сертификации
2.4. Проведение проверки системы качества Орган по сертификации, предприятие
2.5. Подготовка предварительных выводов по результатам проверки для заключительного совещания Орган по сертификации
2.6. Проведение заключительного совещания Орган по сертификации, предприятие
2.7. Составление и рассылка отчета о проведении на предприятии проверки системы качества Орган по сертификации
2.8. Оформление, регистрация и выдача (при положительном решении) сертификата системы качества Орган по сертификации

 

Подготовка к сертификации, кроме того, предполагает:

подготовку необходимых документов: отчета, мероприятий и методик;

разработку Руководства, пакета Методологических инструкций и Программы качества;

консультации по внедрению;

обучение специалистов компании: высшего и среднего звена и исполнителей по специально разработанным программам.

Основными схемами сертификации, принятыми в системе, являются:

проведение типовых испытаний образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции;

предварительная проверка производства на способность обеспечить выпуск продукции стабильного качества, типовые испытания образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции.

По согласованию с органом по сертификации конкретной продукции могут быть использованы и другие схемы сертификации, принятые в зарубежной и международной практике и рекомендованные ИСО.

Расходы по проведению обязательной сертификации несут изготовители или поставщики продукции, добровольной - заявители.

За сертифицированными производствами или системами качества в зависимости от принятых схем сертификации ведется последующий инспекционный контроль. Инспекционный контроль, как правило, осуществляют органы по сертификации, выполнившие первоначальную сертификацию, или соответствующие территориальные органы надзора по договорам с указанными органами по сертификации продукции.

Инспекционный контроль аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляет Госстандарт за счет лицензионных платежей, получаемых от деятельности по сертификации.

Методом выявления отклонений системы менеджмента качества является аудит. Различают:

· аудит системы;

· аудит процесса;

· аудит продукта.

В ИСО 9000 аудит определяется как систематическое и независимое исследование, проводящееся для того, чтобы установить, соответствует ли деятельность в области качества запланированным требованиям, насколько эффективно эти требования реализуются и пригодны ли они для достижения поставленных целей. Различают внешние и внутренние аудиты (проверки) качества.

Плановые (внутренние) проверки проводятся по годовому плану. План проверки должен включать:

– проверяемые подразделения/отделы;

– важные элементы системы качества;

– временные интервалы проведения этапов проверки.

Проверка проводится на основе контрольного перечня вопросов.

Внешние проверки различаются на:

· проверки, проводимые независимой третьей стороной с целью сертификации;

· проверки, проводимые заказчиками у поставщиков/подрядчиков, называемые также оценкой второй стороной.

График внешних и внутренних проверок разрабатывается руководителем службы качества и утверждается уполномоченным высшего руководства предприятия по системе качества.

Сертификация – важный фактор обеспечения доверия при взаимных поставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой (используемой) продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды. Развитие сертификации в общем экономическом пространстве различных государств подразумевает взаимное признание результатов сертификации продукции, которое может быть основано на гармонизации законодательной базы, использовании единых стандартов и взаимно признанных механизмов установления соответствия.

 



2016-09-16 241 Обсуждений (0)
Тема 3. Сертификация продукции и систем качества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Сертификация продукции и систем качества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)