Ленин. «К вопросу о диалектике»
Раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть диалектика. Тождество противоположностей есть признание противоречивых, взаимоисключающих тенденций во всех явлениях и процессах природы и духа. Условие признания всех процессов мира в их «самодвижении», в их спотанейном развитии, есть признание как единства противоположностей. Две основные концепции развития: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение развитие как единство противоположностей. 1.Остается в тени самодвижение, его мотив, источник, его деятельная сила. Сухая концепция. 2. Главное внимание устремлено на познание источника самодвижения. Жизненная концепция. У Маркса в «Каптале» сначала анализируется самое массовидное явление – обмен товаров. Анализ вскрывает в этом простейшем явлении все противоречия современного общества. Диалектика буржуазного общества у Маркса лишь частный случай диалектики. Начать с амого простого: листья дерева зелены, Жучка есть собака, Иван есть человек и.т. п. Уже здесь – диалектика: отдельное есть общее. Значит, противоположности тождественны: отдельное не существует иначе, как в связи с общим. Общее существует в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть общее. Всякое общее есть частичка отдельного… Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, процессами). Уже здесь – зачатки понятия необходимость. Случайное и необходимое, явление и сущность имеются уже здесь, ибо говоря: Иван есть человек, Жучка есть собака и др., мы отбрасываем ряд признаков как случайные, мы отделяем существенное от являющегося. В любом предложении можно вскрыть зачатки элементов диалектики, показав тем самым, что познанию чел-ка вообще свойственна диалектика. А естествознание показывает нам объективную природу в тех же качествах, превращение отдельного в общее, случайное в необходимое… Диалектика и есть теория познания марксизма. Фил-ий идеализм есть только чепуха с т\з метафизического мат-ма. С т\з диалектического мат-ма фил-ий идеализм есть односторонее, преувеличенное развитие одной из сторон познания в абсолют, оторванный от материи, обожествленный. Идеализм есть поповщина. Но идеализм фил-ий есть дорога к поповщине через один из оттенков бесконечно сложного познания человека. Познание человека не есть прямая линия, оно приближается к спирали. Любой кусочек этой кривой может быть односторонне превращен в самостоятельную линию, которая ведет в поповщину (в болото). Прямолинейность, односторонность. Субъективизм и субъективная слепота – гносеологические корни идеализма.
11. Русская Ф. Центральный вопрос – определение исторического смысла и места Р. в общечеловеческой цивилизации. Мы азиаты или европейцы? Плеханов: «Русский человек похож не кентавра». Вопросы Русской фил-ой идеи: 1. в чем историческая миссия Р? три силы, которые спасут мир: православная церковь, православный царь и особый русский народ. 2. каковы взаимоотношения церкви и гос-ва? У кого руководящая роль в историческом процессе? 3. интеллигенция и власть. 4. интеллигенция и народ. Стоит ли просвещать народ или просвещение его губит? Проблема периодизации. Раньше считалось, что пик – проникновение марксистских идей. 1. 11-17 вв. донациональная Ф. Восточно-христианский тип фил-ия. 11-15 вв. – древнерусская Ф., 15-17 вв. – средневековая Ф. 2. 18 в. – Просвещение. Идеи Ренессанса. Собственно русское самосознание – до 19 века. Связь с мировой Ф. Т\з Полякова. Для русской Ф. актуальны проблемы категорий диалектики, особенно общего и единичного. Это идет от славянофильства: уникальность России – уникальность русской Ф. Мировая Ф.: африканская, латиноамериканская – европейская – русская – нет ничего общего! Т\з Коменского. Нет национальных фил-ий, есть Ф. вообще. Есть общемировые вопросы и национальные особеннсти. Соотношение Ф. с другими формами общественного сознания. 1. русская Ф. тождественная всей духовной культуре России (широко) 2. русская Ф. – религиозная форма сознания (узко). Это метафизические крайности. Русская Ф. связана с другими формами общ. Сознания. У нее свой объект изучения. Основные черты русской Ф. 1. антропологичность. Каково самому человеку. 2. гуманистичность. Добро, зло, свобода совести, веры, разума. 3. связь с литературой и искусством. 4. историософичность. Понять судьбу человека в контексте истории России. 5. русский космизм. Человек в центре вселенной, у которой нет центра. Фантастический вариант – Николай Федоров «Ф. общего дела». Естественно-научный вариант- ученые. 6. отсутствие рационального категориального аппарата. У нас много восточного, иррационального. Эмпатии = сочувствие. Направления. Материалисты и идеалисты (консервативные – Леонтьев: судьба Ромсии связана с руской православной церковью; демократические – Толстой, Достоевский: освобождение России это духовное освобождение народа; либеральные – Соловьев, Бердяев: освобождение одной личности). Классификация: 1. исторический провиденциализм Чадаева 2. цивилизационный подход Данилевского и Леонтьева 3. экзистенциальная философия истории Бердяева и Достоевского 4. теократия Соловьева 5. классическая фил-ия истории Чернышевского и Герцена 6. историософия формационного типа марксистов Особенности религиозной русской Ф. 1.софийность – невербальность при выражении бож-ной сути (храм, икона, религ. музыка). 3. призвание русского филососфа не учить мыслить, а учить жить. 4. мистическое богословие. Центр фил-ой мысли – монастырь. 5. гносеология сердца. Тертуллиановская концепция веры. 6. аскетизм. 7. идея соборности. Соборность – духовная общность людей, в которой преодолеваются крайности индивидуализма и коллективизма. Ответственность всех за всех. Проявление во всех сферах, эсхатологическая цель, единство монарха с народом (соц-полит план), связь с экономикой (некая идеальная модель гос-ва), мессианство русского народа (от Иллариона до Бердяева).
23. Роль практики в процессе познания. Структура и формы практической деят-ти. Роль: 1. пр. – исходный пункт познания. Потребности чел-ка движут познание. 2. пр. – цель познания. Что м\дать действующие сейчас науки? 3. пр. – один из критериев истины. Декарт – критерием истины является ясность и отчетливость нашего мышления. Но тогда люди будут иметь разные истины, ибо что ясно для одного – мутно для другого. Фейербах – критерий истины чувственность и непосредственность восприятия явлений органами чувств. Но истинное от ложного так не отличить (кажется, что солнце вращается). Махисты (Беркли) – истинны те положения, которые происходили со многими людьми. (Если факт превращения воды в вино наблюдался многими – это истина). Богданов – истинно то, что укладывается в причинно-следственные связи. (Но учение о домовых тоже укладывается – есть социальные и гносеологические причины). Прагматики (Дьюи) – истинно то, что выгодно. Джемс – истинно то, во что мы верим. Диалектический материализм – истинно то, что подтверждается практикой, т.е материальной производственной деят-тью людей. Чтобы проверить истинность того \ иного положения, необходимо разработать определенное практическое мероприятие, и если реализуется то, что мы предполагали, мы тем самым доказываем истинность того положения, из которого мы исходили. Диалектика теории и практики: одна теория это схоластика, одна практика – ползучий эмпиризм. Надо соединять!!! Метафизики-материалисты – недооценивали пр., сводили ее к потреблению пищи, питья. Объективные идеалисты – мировой разум управляет миром, как он себя реализует – пр-а. Субъективные идеалисты – пр. это деят-ть, которая обусловлена волей и интуицией человека. Они отделяли теорию познания от практики. Согласно их учениям, явления внешнего мира не являются объективной реальностью, а представляют собой совокупность ощущений. Практика же свидетельствует об обратном. Домарксистская Ф. Бэкон – под практикой понимал только эксперимент, т.е. опытную проверку положений. Марксисты включают эксперимент в практику, но не сводят ее к нему. Марксисты – пр. это чувственно-предметная деятельность, направленная на непосредственное преобразование объективной дест-ти с целью удовлетворения потребностей самого субъекта. Структура практики определяется структурой потребностей самого человека (потребностей много). Формы пр.: материальное производство, производство духовных ценностей, полит. деят-ть, повседневная деят-ть, научно-экспериментальная деят-ть. Человек в процессе познания начинает с практики, переходит к абстрактному мышлению, от него снова к практике и так, проходя цикл за циклом, обогащает свое знание вещей, проникает глубже в мир явлений. Относительность практики – познание может обогнать практику и наоборот. Абсолютность практики – только на основе практики можно установить объективную истину.
24. Чувственное и рациональное в познании. Роль иррационально. Роль интуиции. Познание – переход от внешних свойств предмета, которые фиксируются в явлениях, к внутренним свойствам, который выражаются в сущности. Основные ступени познания: 1. чувствственная ступень. Ощущение – отражает локальные св-ва предмета, которые воздействуют на наши органы чувств. Отражают качества предмета. Восприятие – множество св-тв предмета, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств. Представление – образное знание о непосредственно не воспринимаемых предметах. Мост м\д чувственным и рациональным познанием. Сенсуализм – учение, которое абсолютизирует чувства (Локк). 2. рациональная ступень. Абстрагирование и обощение. Отражение глубинных свойств. Абстрагирование – отвлечение от внешних св-тв предмета. Обобщение – выделение существенных св-тв предмета. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Понятие – форма, отражающая внутренние сходные черты данных предметов. Суждение – совокупность понятий, в которых что-либо утверждается \ отрицается. Умозаключение – новое рассуждение, в ходе которого возникает новое суждение, основанное на логических предпосылках. Рациональное познание – Парменид, Декарт, Гегель, Маркс. «Чувства без мыслей слепы, мысли без чувств пусты». Иррациональное познание – 1. иррациональное и пока не рациональное. 2. в принципе непознаваемое. Вещь, которая не нуждается в познании (у Шопенгауэра – Мировая воля). Сейчас эта тема рассматривается как сверхъестественное и естественное. Интуиция – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без логического обоснования. Она либо чувственная, либо интеллектуальная. Платон: И. – созерцание идей, внезапное озарение через длительную подготовку. Декарт: продукт ясного и деятельного, внимательного ума. Фейербах: ясное, как солнце, чувственное озарение. Фрейд: скрытый, бессознательный первопринцип творчества. Бергсон: инстинкт человека.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (578)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |