Динамика роста населения по разным странам
Экология Курс лекций Разработал Тихонов А.И. Лекция 1. Проблемы человечества. Цель: обоснование актуальности курса экологии. Содержание предмета. Определение экологии. Буквально слово экология означает “наука о доме”. "Экология" = "ойкос" (дом) + "логос" (знание). Его ввел в 1866 году немецкий биолог Эрнст Геккель. Экология - это наука о надорганизменных системах, то есть о “надсистемах” или “метасистемах”. В широком смысле экология - это наука, изучающая системы, в которых живое и неживое функционирует как единое целое. В узком смысле экология - это наука об организмах, населяющих Землю, где особое внимание уделяется связям между организмами и окружающей средой. Американский эколог Ю.Одум назвал экологию наукой о способах превращения энергии внутри экосистем. Земля как живое существо. Главная аксиома курса: Земля является грандиозным живым существом космических масштабов. Цель курса. Цель курса - понять место и роль человека в жизни планеты, а также суть проблем наших отношений с ней. Особенности курса. Для этого надо понять, что такое жизнь, как она зародилась, каковы ее цели и перспективы. Для этого надо знать законы, лежащие в основе динамики Вселенной. Экология и охрана природы. Экология и охрана природы - это не одно и то же. Некоторые мероприятия по охране природы не соответствуют законам экологии. Специфика современной экологии. Современная экология вобрала в себя знания из разных наук от физики, химии, биологии до социологии, психологии и философии. Физико-философский подход к экологии. Для студентов технических вузов наиболее близок и понятен физико-философский подход к экологии.
Экологическая катастрофа. Актуальность курса. Актуальность экологии вызвана угрозой глобальной экологической катастрофы. Причины экологической катастрофы. Причины катастрофы в том, что человек выделился из природной среды и противопоставил себя ей, в то время как природа является единым целым. Гуманизм и экология. Истинный гуманизм немыслим без единства человека и природы, в котором человек, как часть целого, должен играть подчиненную роль. Попытки перестройки природы. Попытки возвысится над природой и перестроить ее во имя человека и во благо человека ведут к гибели всего организма природы. Фатальность катастрофы. Мы можем остановить катастрофу, но для этого надо отказаться от стремления к материальному благополучию. Мероприятия по охране природы могут лишь затормозить ее приближение катастрофы, но не остановить ее. Римский клуб. В апреле 1968 года по инициативе итальянского экономиста Артура Печчеи был создан "Римский клуб". В него вошли 30 человек из 10 стран. Это были крупные ученые-естественники, математики, экономисты, социологи, промышленники и т.п. Доклады Римского клуба. Он заказал серию докладов на тему "Затруднения человечества". Первый доклад назывался "Пределы роста". Он был составлен Медоузами с использованием методики системного анализа Джея Форрестера. Его вывод: "промышленный рост и потребление ресурсов будут продолжать увеличиваться ускоряющимися темпами наряду с ростом численности населения и увеличением потребления энергии до тех пор, пока не будет достигнут некий предел; затем произойдет катастрофа". С тех пор в обществе стали говорить об экологической катастрофе. Основные характеристики надвигающейся катастрофы. 1) экспоненциальный рост народонаселения; 2) глобальное потепление; 3) 4) рост социальной напряженности. Темпы развития цивилизации и природа. Современные скорости развития цивилизации многократно превышают динамику природы. Численность населения. Самым ярким свидетельством надвигающейся катастрофы является экспоненциальный рост численности населения в мире (8000 до н.э. » 10 млн. человек, 1850г. » 1.25 млрд. человек, 1950г. » 2.5 млрд. человек, 1987г. » 5 млрд. человек, сейчас > 6 млрд. человек). Динамика роста населения по разным странам.
Наиболее динамично растет население малоразвитых стран. Золотой миллиард. По расчетам при существующем отношении человека к природе длительно на Земле может существовать не более 1-го миллиарда людей, получившего название "золотого миллиарда".
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (439)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |