Экономическая политика: понятие, субъекты и объекты.
Общественные блага
24.
Необходимость государственного регулирования рыночной экономики
Рынок представляет собой хорошо отлаженный механизм, способный решать основные экономические задачи. Однако у рынка есть «провалы», минусы, отрицательные стороны. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка:
· компенсация, ликвидация или недопущение отрицательных внешних эффектов рынка (введение налога на выбросы вредных веществ в окружающую среду);
· производство и предоставление общественных благ населению (оборона страны, охрана общественного порядка);
· решение социальных проблем, влияющих на развитие экономики (МРОТ, продолжительность рабочего времени);
· пресечение асимметричной информации;
· сглаживание макроэкономических колебаний;
· не способность рынка противостоять монополистическим тенденциям. Порождает монополию, способствует ослаблению конкуренции;
· не способность рынка устранить внешние (побочные) эффекты, обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды;
· не способность рынка ориентироваться на удовлетворение индивидуальных потребностей людей. Общественные потребности учитывает плохо или не учитывает вообще. Не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»);
· нестабильность, неравновесие экономического развития, с производственными и социальными потерями, снижение эффективности производства – «созидательное разрушение»; безработица, инфляция;
· расточительное, нерациональное и неэффективное производство и использование ресурсов;
· не способность рынка обеспечить социальные гарантии, социальную справедливость в обществе;
· неравномерное распределение доходов в соответствии с вложенными факторами производства;
· рынок ведет к социальному расслоению, социальной дифференциации нации, усилению социальной напряженности;
· рынок порождает не полную и недостаточно своевременную информацию
· мощное информационное и психологическое воздействие на потребителя, его самостоятельности в принятии потребительских решений;
· рынок игнорирует соблюдение правил и норм поведения в обществе, социальные и этические критерии
25.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ)
— система мер государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества
26.
Цели государственного регулирования экономики
Главная цель ГРЭ: экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом.
От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель:
1.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.Обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг – более высокий уровень жизни
2.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Мы хотим максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсах
3.
ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ. Подходящее занятие следует обеспечить всем кто желает и способен работать, исходя из потребностей общества
4.
СТАБИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕН. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, т.е. инфляции и дефляции
5.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА. Управляющие предприятиями, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы
6.
СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие граждане купаются в роскоши
7.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЁННОСТЬ. Следует обеспечить существование хронических больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев
8.
ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Стремимся участвовать во всемирном хозяйстве, поддерживать баланс международных экономических отношений
9.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
27.
Экономические функции государства –
Основные направления государственного регулирования экономики
● обеспечение правовой, законодательной базы функционирования экономических субъектов;
● проведение антимонопольной политики и поддержание, защита конкуренции;
● обеспечение стабильности финансово-кредитной системы и организации денежного обращения
● регулирование, перераспределение доходов;
● финансирование фундаментальной науки, наукоемких отраслей;
● охрана окружающей среды, регулирование внешних эффектов рынка, обеспечение экологической безопасности;
● финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка;
● поддержание общественно нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения и т.п.;
● изменение структуры производства с учетом возникающих в экономике отрицательных и положительных внешних эффектов;
● контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
● финансирование производства или непосредственное производство общественных благ, товаров и услуг;
● регулирование внешнеэкономической деятельности и др.
28.
Методы и инструменты государственного регулирования экономики
1. Административные методы государственного регулирования —эти методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения, они ограничивают свободу экономического выбора (лицензирование, регламентация, антимонопольные запреты, квотирование, стандарты, нормативы).
Административные методы основаны на соответствующем законодательстве – о собственности, сделках, договорах и обязательствах, защите потребителей, труде, социальном обеспечении и социальной защите, охране природы, налогах, ограничении монополистической деятельности и т.п.
2. Экономические методы государственного регулирования —эти методы предусматривают сохранение свободы выбора. Они предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая способствует проводимой государственной политике.
Экономические методы делятся на:
· Прямые
· Косвенные
К прямым относятся:
— деятельность государственного сектора – совокупность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству;
— государственное предпринимательство (производство, закупки, продажи товаров, инвестиции), оказывает большое влияние на развитие частного сектора и экономики в целом.
Инструменты государственного регулированияпри прямых методах: государственные заказы, займы, дотации и субсидии; прогнозы, планы, программы и др.
К косвеннымотносятся:
— бюджетно-налоговая (фискальная) политика – маневрирование доходами и расходами бюджета;
— денежно-кредитная (монетарная) политика – регулирование количества денег в обращении в целях воздействия на экономику.
Инструменты государственного регулированияпри косвенных методах: налоги, налоговые льготы, таможенные пошлины, учетная ставка, норматив обязательных резервов, операции на открытом рынке, валютные интервенции и др.
29.
Формы государственного регулирования экономики
— бюджетно-налоговое регулирование(разработка, утверждение, исполнение государственного бюджета);
— денежно-кредитное регулирование(система государственных мер по поддержанию стабильности цен и валюты, объема денежной массы);
— административное регулирование(лицензирование, квотирование, принудительное разукрупнение монополий или картелирование)