Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учение Платона об устройстве государства



2016-09-16 375 Обсуждений (0)
Учение Платона об устройстве государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Учение об идеальном государстве содержится в разных диалогах Платона. Наиболее подробно оно описано в диалоге «Государство» («Государство или о справедливости»). Платон рассматривал свою доктрину как указание к действию, часто обсуждал социальные вопросы. Этот диалог до сих пор читается. В истории Европы он служил основой для создания разных политических учений. Элементы платоновских воззрений можно обнаружить в современных фашистских, коммунистических и либеральных концепциях. Основные идеи диалога:

1. Главная задача государства – создать справедливое общество. Платон приводит несколько вариантов определений понятия справедливости: а.) Справедливость – это отдавать добро за добро и зло за зло (ударить за удар и сделать что-то хорошее за помощь). Но Платон говорит, что это не является справедливостью, так как делание зла вообще-то нехорошо и если человеку ответить злом на зло, он лучше не станет. б.) Справедливость – право сильного делать то, что ему хочется. Платон не согласен с этой позицией, критикует ее. По мнению платоновского Сократа, хороший правитель – тот, кто управляет не в интересах себя, а в интересах государства. Платон отвергает ещё несколько определений и устанавливает следующее: в) Справедливость – жизнь каждого во благо всех в соответствие со своими способностями. Холистическая позиция: целое важнее, чем часть, то есть люди служат государству – целое и его сохранность главная задача, по крайней мере, она важнее личной жизни. Человек должен уступить свои интересы ради государства и быть счастлив умереть на войне за государство.

2. Существует врожденное различие в способностях и потребностях людей, т.е. разные люди делают разные вещи по-разному, что-то делают хорошо, а что-то плохо (например, я умею снимать энцефалограмму, но не умею делать сапоги). Платон приводит пример дикарских общин, где все занимаются одним делом. Там все вещи делают хуже, чем в цивилизованном обществе. Согласно Платону есть врождённые способности. Платон, вслед за Сократом, не признаёт демократию: если ремесленник идёт пасти скот, будет плохой скот, если ремесленник станет плохим правителем, то государство будет мёртвое. Каждый должен работать на той должности, для которой он приспособлен, и получать за это воздаяние. Разные люди хотят разного воздаяние, кому-то нужны деньги, кому-то слава. Платон говорит, что за деньги никто не пойдёт рисковать жизнью. Тогда воины воевали за славу. Говорит, что не обязательно платить одно и то же людям, делающим разное дело. Человек должен делать то, что нужно – деонтология (учение о долге) – а не то, что ему хочется. Человек живет под властью идей, поэтому он выполняет долг, а на свои индивидуальные желания не обращает внимание.

3) Существует несколько типов государств, а какое лучше? Во-первых, оно должно быть маленькое, т.е. такое, где все друг друга знают. Платону нравятся греческие полисы. Он говорит, что в больших городах (Вавилон) люди не знаю и не понимают, что такое государство. В таких государствах речи о справедливости не идёт.

Платон пишет о сословиях, их должно быть три и переход между ними затруднён:

(а) Торговцы, ремесленники и крестьяне – те, кто производят что-то материальное, грубо говоря, то что можно съесть. У большинства людей нет мыслей об эйдосах, но они хотят то, что можно пощупать (вещи, еду). Главная задача государства – обеспечить, чтобы такие люди не влияли на управление страной. Согласно Платону, политических выборов не должно быть.

(б) Воины – те, у которых преобладает пылкая душа. Они готовы рисковать, отличаются физической силой, и их задача – война и охрана порядка. Каста воинов для Платона – «конный полный завод людей». У них всё есть, но нет ничего своего собственного, принадлежащего одному человеку. Имущество, женщины и дети воинов – собственность их общины. Воины живут по определённым правилам и расписанию, соблюдают жёсткий распорядок. Все регламентировано, включая пищу, музыку, любовь. Жизнь воина – сплошная тренировка, иногда прерываемая войной. Платон говорит, что воинов надо выводить, как особую породу животных. Платон предлагает совершенно тоталитарную систему жизни, но только для военных. Ремесленников его тоталитаризм не касается.

(в) Философы – высшие правители, те, кто правит всем обществом. У них преобладает разумная душа и они от природы не стремятся к деньгам, материальным благам и славе. Философ способен созерцать вселенские закономерности и действовать на их основе. Философов всегда мало.

4) Государство не должно быть очень богатым, а то на него будут часто нападать. Роскошь – не рациональное использование материальных средств, зачем вешать на себя камни, не удобно, зачем одеваться в одежду стоимостью в две деревни? Всё лишнее надо отдавать тому, кто хочет это взять.

 

Платон не видит своего идеала в реальности. Он говорит, что переход к идеальному государству надо сделать через деградацию. (Пример – миф Платона об Атлантиде. Якобы на 10 тысяч лет назад существовало очень сильное государство, погибшее в результате катастрофы. Платон говорит, что его общество есть результат деградации древних государств. Вообще-то, если отсчитать 10000 лет назад от Платона, то мы попадем во времена мамонтов. Возможно, что при переводе с греческого ошиблись и там говорилось о 1000 лет назад и имелась ввиду война Крита и Афин). Итак, раньше всё было хорошо, сейчас стало плохо, и нам надо подражать предкам. Платон вывел стадии деградации общества:

1) Идеальное государство Платон называет аристократией, либо монархией, т.е. это власть лучших людей. Это общество начинает разрушаться, когда в нем не остается философов. Некоторое время общество еще живет по хорошим законам, но не люди понимают, почему надо жить так, а не иначе.

2) Тимократия – «власть гордых», т.е. власть ради собственной славы, а не ради славы государства.

3) Олигархия – правление ради денег, причём два типа олигархов: отец (копит деньги, но не тратит их) и сын (получил деньги отца по наследству и растрачивает их).

4) Демократия – вслед за Сократом Платон ее ругает, по его мнению, демократия - власть случайный людей.

5) Тирания, не монархия (слово «тиран» у него стало пониматься в негативном смысле). Тиран – тот, кто пришёл к власти в результате военного переворота. Он всех боится, не доверяет даже своим друзьям, которые обычно под конец его предают, всех вокруг убивает и почти никогда не заканчивает жизнь естественным образом.

6) Возвращение к идеалу – идеальное государство способно возродится, если придет к власти мудрый правитель. Сам Платон жил во время полного развала общества, потом Грецию завоевали македоняне, и была установлена монархия. Т.е. государство действительно стабилизировалось.

 

О Платоне все, теперь несколько слов о платонизме. Через некоторое время в Академии вместо платоников остались одни скептики, но о них после. Уже в 3 веке нашей эры появляется неоплатонизм, новый всплеск интереса к Платону. Первые 10 веков своей истории христиане основывают свою религию на платонизме (религиозный платонизм), но потом он вытесняется христианским аристотелизмом. В Новое время платонизм возрождается как в виде религиозной, так и в виде гражданской философии. Например, в России Московская духовная академия основывала (и продолжает основывать) свои учебные курсы на платонизме. Большое значение платонизм сыграл в формировании науки, мистических учений, политических доктрин.

 



2016-09-16 375 Обсуждений (0)
Учение Платона об устройстве государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учение Платона об устройстве государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)