Активность металлов и неметаллов
Для анализа активности металлов используют либо электрохимический ряд напряжений металлов, либо их положение в Периодической таблице. Чем активнее металл, тем легче он будет отдавать электроны и тем более хорошим восстановителем он будет в окислительно-восстановительных реакциях. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Активность неметаллов так же можно определить по их положению в таблице Менделеева. Запомните! Азот — более активный неметалл, чем хлор!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Более активный неметалл будет окислителем, а менее активный будет довольствоваться ролью восстановителя, если они реагируют друг с другом. Ряд электроотрицательности неметаллов:
Особенности поведения некоторых окислителей и восстановителей. а) кислородсодержащие соли и кислоты хлора в реакциях с восстановителями обычно переходят в хлориды: б) если в реакции участвуют вещества, в которых один и тот же элемент имеет отрицательную и положительную степени окисления — они встречаются в нулевой степени окисления (выделяется простое вещество). Необходимые навыки. 1. Расстановка степеней окисления. Задание 1:Расставьте степени окисления в веществах:
2. Расстановка степеней окисления в органических веществах. Задание 2:Определите степень окисления атомов углерода, обведённых рамкой вместе с неуглеродным окружением: 2-метилбутен-2: – = ацетон: уксусная кислота: – 3. Не забывайте задавать себе главный вопрос: кто в этой реакции отдаёт электроны, а кто их принимает, и во что они переходят? Чтобы не получалось, что электроны прилетают из ниоткуда или улетают в никуда. Пример: В этой реакции надо увидеть, что иодид калия может являться только восстановителем, поэтому нитрит калия будет принимать электроны, понижая свою степень окисления. 4. Составление электронного баланса сложнее, если формульная единица вещества содержит несколько атомов окислителя или восстановителя. Эти же двойки нельзя забыть при уравнивании, ведь они указывают число атомов данного вида в уравнении. Задание 3:Какой коэффициент нужно поставить перед и перед Задание 4:Какой коэффициент в уравнении реакции будет стоять перед магнием? 5. Определите, в какой среде (кислой, нейтральной или щелочной) протекает реакция. Задание 5:Определите среду и вещества в каждой реакции: 6. Помните, что вода — вольный путешественник, она может как участвовать в реакции, так и образовываться. Задание 6:В какой стороне реакции окажется вода? Bо что перейдёт цинк? Задание 7:Мягкое и жесткое окисление алкенов. (хол. р-р.)
7. Иногда какой-либо продукт реакции можно определить, только составив электронный баланс и поняв, каких частиц у нас больше: Задание 8:Какие продукты ещё получатся? Допишите и уравняйте реакцию: 8. Во что переходят реагенты в реакции? Задание 9:Во что перейдёт сера? Допишите и уравняйте реакции: (конц.) 9. Проверьте, чтобы в реакции был и окислитель, и восстановитель. Задание 10:Сколько ещё продуктов в этой реакции, и каких? 10. Если оба вещества могут проявлять свойства и восстановителя, и окислителя — надо продумать, какое из них более активный окислитель. Тогда второй будет восстановителем. Задание 11:Кто из этих галогенов окислитель, а кто восстановитель? 11. Если же один из реагентов — типичный окислитель или восстановитель — тогда второй будет «выполнять его волю», либо отдавая электроны окислителю, либо принимая у восстановителя. Пероксид водорода — вещество с двойственной природой, в роли окислителя (которая ему более характерна) переходит в воду, а в роли восстановителя — переходит в свободный газообразный кислород. Задание 12:Какую роль выполняет пероксид водорода в каждой реакции? Последовательность расстановки коэффициентов в уравнении. Сначала проставьте коэффициенты, полученные из электронного баланса. 1. Задание 13:Допишите и уравняйте: Не спешите, пересчитывая атомы кислорода! Не забывайте умножать, а не складывать индексы и коэффициенты. Возможные ошибки. 1. Расстановка степеней окисления: проверяйте каждое вещество внимательно. а) степени окисления в водородных соединениях неметаллов: фосфин — степень окисления у фосфора — отрицательная; Задание 14:Допишите и уравняйте: Задание 15:Допишите и уравняйте: 2. Выбор продуктов без учёта переноса электронов — то есть, например, в реакции есть только окислитель без восстановителя или наоборот. Пример: в реакции свободный хлор часто теряется. Получается, что электроны к марганцу прилетели из космоса… 3. Неверные с химической точки зрения продукты: не может получиться такое вещество, которое вступает во взаимодействие со средой! а) в кислой среде не может получиться оксид металла, основание, аммиак; Задание 16:Найдите в реакциях ошибочные продукты, объясните, почему они не могут получаться в этих условиях: Ответы и решения к заданиям с пояснениями. Задание 1:
Задание 2: 2-метилбутен-2: – = ацетон: уксусная кислота: – Задание 3: Так как в молекуле дихромата 2 атома хрома, то и электронов они отдают в 2 раза больше — т.е. 6. Задание 4: Так как в молекуле два атома азота, эту двойку надо учесть в электронном балансе — т.е. перед магнием должен быть коэффициент . Задание 5: Если среда щелочная, то фосфор будет существовать в виде соли — фосфата калия. Если среда кислая, то фосфин переходит в фосфорную кислоту. Задание 6: Так как цинк — амфотерный металл, в щелочном растворе он образует гидроксокомплекс. В результате расстановки коэффициентов обнаруживается, что вода должна присутствовать в левой части реакции: Задание 7: Электроны отдают два атома в молекуле алкена. Поэтому мы должны учесть общее количество отданных всей молекулой электронов: (хол. р-р.)
Обратите внимание, что из 10 ионов калия 9 распределены между двумя солями, поэтому щелочи получится только одна молекула. Задание 8: В процессе составления баланса мы видим, что на 2 иона приходится 3 сульфат-иона. Значит, помимо сульфата калия образуется ещё серная кислота (2 молекулы). Задание 9: (конц.) Задание 10: Не забудьте, что марганец принимает электроны, при этом хлор их должен отдать. Задание 11: Чем выше в подгруппе неметалл, тем более он активный окислитель, т.е. хлор в этой реакции будет окислителем. Йод переходит в наиболее устойчивую для него положительную степень окисления , образуя йодноватую кислоту. Задание 12: Задание 13: Задание 14: В молекуле из трех атомов железа только один имеет заряд . Он окислится в .
Задание 15: Общий заряд частицы в надпероксиде калия равен . Поэтому он может отдать только . Задание 16: (водный раствор) (щелочная среда) (водный раствор) (кислая среда)
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6488)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |