ОСНОВЫ
ЗВУКООПЕРАТОРСКОЙ
РАБОТЫ
Допущена Управлением кадров
и учебных заведений Госкино СССР
в качестве учебного пособия
для вузов кинематографии
I
ББК 37.95
М 24
От автора
Издательство «Искусство», 1985л*.
|
Рецензенты: доктор технических наук, профессор М. А. Са-
пожков и звукорежиссер Ленинградской студии грамзаписи
Всесоюзной фирмы «Мелодия» В. Г. Динов.
Маньковский В. С.
М24 Основы звукооператорской работы: Учеб, посо-
бие. — М.: Искусство, 1984. — 240 с., ил.
В книге изложены современные теоретические и эксперимен-
тальные данные, определяющие основные направления деятельности
звукооператора при производстве фильма или при звукопередаче.
Рассмотрены акустические характеристики различных источников
звука, особенности звукопередающих систем, а также методы и
приемы управления сигналами, позволяющие осуществлять пере-
дачи высокого кач.еЬтва. Книга иллюстрирована. Для студентов,
звукорежиссеров, звукооператоров, инженеров звукозаписи, работ-
ников кино, ТВ и смежных областей. '
4910030000-013
025 (01)-85
Кино и телевидение родились и развиваются на базе известных
научно-технических открытий. Соединение новых технических воз-
можностей с некоторыми выразительными средствами театра — дви-
жением, действием — привело к появлению нового» синтетического
вида искусства. Этот синтез продолжается, так как изобразительный
ряд воссоединился со звуковым. Следовательно, кино и телевиде-
ние нашли свое выражение в единстве искусства и научно-техниче-
ских достижений с одной стороны и в единстве изобразительных и
звуковых средств — с другой. Эти единства основаны на глубоких
внутренних связях, и каждая составляющая'не просто дополняет, а
часто во много крат усиливает общий эффект, делая создаваемые
звукозрительные образы более жизненными, а кино- и телевизион-
ные произведения—высокохудожественными.
Таким образом, кино и телевидение, а в звуковой части и радио-
вещание возникли на границе двух разнохарактерных областей
человеческой деятельности •— искусства и техники. Это привело к
тому, что часто одни и те же явления рассматриваются с разных
позиций. Инженеры, например, больше интересуются физической
стороной звуковых процессов, тогда как музыканты — только их ре-
зультатами. Первые из них оценивают явление по объективным,
вторые — по субъективным его данным. Следует думать, что такое
различие в подходе будет в ближайшее время устранено. Новая об-
ласть знаний, связанная с важной и необходимой деятельностью
звукорежиссеров (звукооператоров), станет самостоятельной, твор-
ческие и технические категории найдут в ней полное единство.
Все сказанное определяет общие черты предлагаемого учебного
курса. Так как основная цель звукорежиссера — осуществление вы-
сококачественной звукопередачи, которая может быть достигнута
только в результате синтеза творческих и технических средств, то
и курс должен быть также синтетическим. В нем должны найти
отражение вопросы творческого и технического характера. Рассма-
тривая акустические характеристики различных естественных ис-
точников звука, способы создания высокохудожественных звучаний,
технические средства и условия передач, в нем определяются мето-
ды управления звуковыми сигналами, которые позволили бы с уче-
том особенностей слухового восприятия обеспечить максимально
высокое качество передаваемых звучаний.
Таким образом, целью данного учебного пособия, так же как и
одноименного курса, читаемого студентам звукооператорской специ-
ализации, является такое практическое преломление их знаний в
области физической, физиологической и архитектурной акустики,
звукотехники и электроакустической аппаратуры, которое позволило
бы им усвоить основные методы и приемы управления звуковыми
сигналами и правильно использовать богатейшие и разнообразные
технические средства для достижения высокого художественного и
технического качества звукопередач. Этому должна способствовать
лабораторно-практическая часть курса, прививающая навыки по
субъективной оценке качества звучания при изменении вида сиг-
нала и его физических параметров.
Автор выражает большую благодарность доктору технических
наук М. А. Сапожкову, кандидатам технических наук Б. А. Адамен-
ко, Я. Ш. Вахитову, Ю, М. Ишуткину, Ф. В. Семякину за советы и
замечания, высказанные ими при просмотре рукописи книги.
Глава 1.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЗВУКОПЕРЕДАЧИ
1.1. Роль звука в кино, телевидении
и радиовещании ••
Органы восприятия, и прежде всего органы зрения и слуха,
позволяют человеку получить обширную информацию о явлениях,
событиях и фактах, с которыми он ^сталкивается в жизни. Инфор-,
мация, основанная на жизненном опыте, вызывает определенные
мысли и чувства, принимает семантическую и эстетическую форму;
Все многообразие информации, принимаемой человеком, может быть
им передано другим людям.
Стремление передать эту информацию в образном виде привело
к рождению различных искусств, причем некоторые из них возник-
ли как соединение нескольких способов образной передачи. Так,
в драматическом искусстве соединилась информация, передаваемая
речью и движением, в балетном — движением и музыкой, и т. д.
Такой синтез находит наиболее яркое, выражение в художествен-
ных кино- и телефильмах, и не только потому, что в них исполь-
зуются многие виды передачи информации (изображение, движе-
ние, речь, музыка,, шумы), Главное в том, как говорил А. Довженко,
что кино теснейшим образом связано с действительностью, и в это:м
его могущество. . ,
IsfflyKH речи и музыки очень приближают к реальным образы,
создаваемые в художественных фильмах. Речь в них раскрывает
глубину мысли, характер героя, идейную направленность* каждого
фильма. Музыка стала выразителем чувств и настроения героев,,
фактором эмоционального воздействия на зрителей. Раздельное или
сов'местное звучание речи, музыки, .шумов образует единую звуко-
вую картину, сливающуюся с изобразительным рядом фильма. Ор-
ганическое единство изображения и звука, внешнего.и внутреннего
движения делает кинематографические образы исключительно вы-
разительными, а события — реалистическими и яркими, Хотя изобра-
жение, по сравнению со звуком — более эффективный носитель ин-
формации и в кинематографе ему отводится главная роль, однако
оно не может обеспечить жизненную полноту создаваемого им обра-
за. Образ должен быть одновременно и звуковым, он синтетичен.
Следует отметить, что некоторые из звукорежиссеров, говоря о
телевидении, на первый план выдвигают звук. «В большинстве слу-
чаев, —: указывают они, — изображение является только средством
показа того, что нужно слышать... большую часть программной ин-
формации несет звук» [38]. Вероятно, здесь имеются в виду пере-
дачи рядовых программ документального, концертного и литератур-
но-драматического типов.
В радиовещании роль звука еще более велика. Он является един-
ственным источником информации и даже частично берет на себя
функцию изображения. В литературно-драматических: передачах по
радио можно, например, с помощью звука создать представление о
времени и месте действия, о движении исполнителей и даже об об-
становке передаваемых событий.
Таким образом, значение звука в кино, телевидении и радиове-
щании очень велико. Более того, звуковая информация, осуществ-
ляемая с помощью технических средств, шире используется в ис-
кусстве, в науке и технике, в общественной и культурной жизни.
Известно, например, что в настоящее время 93% всех4музыкальных
программ, принимаемых людьми, падает на передачи, осуществляе-
мые звукопередающими системами. Из сказанного следует, что эти
системы должны наилучшим образом передавать заложенные в зву-
ках мысли и чувства, правильно отображать .звуковые планы, соз-
давать нужную звуковую обстановку.
В случае одновременного с изображением действия роль звуков
заметно расширяется. Появляется необходимость добиваться полно-
го соответствия звука со зрительным образом и ситуацией переда-
ваемого эпизода. Должны воссоздаваться звуковые впечатления,
связанные с изменением масштаба изображения и движением ис-
полнителей, с изменением интерьера, вида звукового сигнала м ха-
рактера драматического или музыкального произведения. Звук,
предназначается для повышения зрительной выразительности: путем
правильного и умелого сочетания изображения с речью, музыкой и
шумами, Их общее эмоциональное воздействие на людей не склады-
вается, а многократно усиливается, создавая незабываемые высоко-
художественные образы.
Функции звукорежиссера (звукооператора)
Важное значение звука в создании звукозрительного образа в
кинофильме или 6 художественной программе налагает на звуко-
режиссера (звукооператора) большую ответственность. Это находит
свое выражение, в тех обязанностях, Которые сформулированы в
должностных положениях. Они включают в себя подбор и специаль-
ную организацию звукового материала, соответствующего характеру
кадра, сцены и общей идее фильма или художественной программы,
а также обработку этого материала путем оперативного воздейст-
вия на отдельные элементы тракта звукозаписи, так, чтобы полу-
чить максимальную естественность звучания, связанную с полным
использованием технических возможностей тракта и с доведением
до слушателя художественного замысла композитора и исполните-
лей.
Из приведенной общей формулы следует, что основная цель зву-
корежиссера — осуществление звукопередачи на высоком техничес-
ком и художественном уровне. Она достигается путем управления
рядом основных параметров передаваемых звуковых сигналов, та-
ких, как уровень громкости, частотный спектр, направленные и
6 - - ." •-. . ,- ,
временные свойства. Управление может осуществляться как естест-
венным образом, т. е. с помощью самих источников звука — на ста-
дии создания исходных звучаний, так и искусственно — в процессе
звукопередачи.
Первый из этих методов находит свое выражение в том, что под
руководством режиссера, дирижера и звукорежиссера исполнители
устанавливают такие соотношения звуковых параметров, при кото-
рых удается с максимальным приближением реализовать творческий
замысел сценариста и композитора. Для такого управления исполь-
зуют выразительные средства речи и музыки, которые не могут быть
строго конкретизированы., Поэтому процесс .такого управления яв-
ляется4 чисто творческим.
Второй метод осуществляется с помощью технических средств и
связан с изменением характеристик звукопередающей системы. Эти
характеристики выражают конкретные физические закономерности
и поддаются объективной количественной оценке. Управление тех-
ническими характеристиками необходимо для того, чтобы сделать
незаметными искажения, которые могут вноситься системой в пере-
даваемые сигналы, а также для повышения художественной выра-
зительности звучаний. Следовательно, процесс управления в этом
случае совмещает в себе функции творческого и технического харак-
тера. ' „ . • •
Каждый из, основных методов управления имеет ряд характер-
ных для него практических способов и приемов, позволяющих наи-
более эффективно изменять параметры звучания, добиваясь его
высокого качества. Очевидно, такое изменение параметров должно
осуществляться в соответствии с обстановкой, в которой развива-
ются действия исполнителей, и с учетом особенностей слухового вос-
приятия.
Таким образом, основная задача звукорежиссера — управление
звуковыми сигналами в процессе их создания р. передачи. Для-вы-
полнения этой задачи звукорежиссер (звукооператор) должен быть
хорошо подготовлен к решению творческих и технических вопросов,
уметь анализировать, правильно и объективно оценивать качество
передаваемых звучаний. Он должен разбираться в литературе, по-
нимать музыку, творческий замысел режиссера, композитора, ис-
полнителей, связь между звуковой и зрительной составляющими
телевизионного или кинематографического произведения, а также
современные тенденции развития техники и искусства звукопере-
дачи. Он должен обладать серьезными знаниями по вопросам аку-
стических свойств различных звуковых сигналов и выразительных
средств художественных звучаний, качественных характеристик ап-
паратуры и возможностей ее управляемых элементов, приемов и
методов управления акустическими параметрами звучаний. Он
должен хорошо знать особенности слухового восприятия и акусти-
ческие свойства ателье, студий, театров и концертных залов.
От звукорежиссера требуется умение: а) создавать оптимальные
условия для передачи звучания различных источников звука; б) вы-
бирать аппаратуру, с помощью которой можно наилучшим образом
решить данную задачу; в) правильно размещать аппаратуру соот-
ветственно условиям записи и технологическим требованиям;
г) объективно оценивать качество ^ звучания, хорошо распознавать
искажения и устранять их; д) профессионально использовать раз-
нообразные способы управления сигналами для повышения качест-
ва звучания и создания новых выразительных средств. Звукорежис-
сер должен знать, что надо делать для повышения качества переда-
чи, как делать и почему именно так, а не иначе.
Требования, предъявляемые к звукорежиссеру, вытекающие и»
поставленных перед ним задач, указывают на необходимость его
сотрудничества со специалистами смежных' профессий,
Такое сотрудничество с режиссером -фильма или программы не-
обходимо для того, чтобы при составлении рабочего сценария и в
процессе создания фильма добиваться включения в него только ху-
дожественно оправданных звучаний, тесно связанных с изобрази-
тельным материалом. Сотрудничество с композитором и дирижером
позволяет обеспечить единство музыки и характера изображаемой
сцены, правильно выбрать соотношение уровней громкости для. со-
листов и отдельных групп инструментов в оркчестре, согласовать по
времени звучание музыки с поведением действующих лиц. Сотруд-
ничество с исполнителями обусловлено необходимостью оказания им
помощи в выборе уровня громкости, темпа и динамики исполнения,
устранения дефектов речи, особенно подчеркиваемых в, процессе
звукопередачи, определения возможных вариантов движения во
время съемки изображения и т. д. Связь с кинооператором нужна
для того, чтобы при разработке мизансцен решить вопрос . о коли-
честве, одновременно используемых микрофонов, их размещении и
передвижении, о характере акустической обработки декораций, о
согласованном переходе от одного плана съемки и записи к дру-
гому, . . ,
Звукорежиссёр должен быть связан с рядом производственных
отделов и цехов студии. Так как для получения высококачественной
фонограммы необходимо, чтобы запись звука ка всему фильму про-
изводилась на пленке, однотипной по своим техническим характе-
ристикам, звукорежиссер должен быть связан с отделом пленки,
который осуществляет хранение, отбор и технические ее испытания.
Связь звукорежиссера с отделом декорационно-технических соору-
жений определяется необходимостью подвергать большие декора-
ции дополнительной акустической обработке в том случае, когда их
установка в павильоне или студии может заметно изменить акусти-
ческие условия. Наиболее тесные и длительные взаимоотношения
связывают звукорежиссера с цехом звукотехники. В подготовитель-
ный период работы он составляет и направляет в цех заявку на
аппаратуру, определяющую тип стационарной и передвижной зву-
козаписывающей аппаратуры, типы микрофонов и дополнительного
оборудования. В съемочный период эта связь, выражается в том,
что инженерно-техниче.ский персонал цеха осуществляет непосред-
ственную запись звука, помогает звукорежиссеру в работе с микро-
фонами. С их участием в просмотровых залах цеха осуществляется
контроль качества записи и отбор полезного материала, а в монтаж-
но-тонировочнын период — перезапись всего звукового материала
фильма. Подготовка этого материала для отбора и перезаписи свя-
зывает звукорежиссера с монтажным цехом.
1.3. Звуковое решение фильма в разработке
автора, режиссера 'и звукорежиссера
Литературный сценарий — это художественное произведение,
которое выражает собой полное, но достаточно обобщенное изобра-
зительное и звуковое решение фильма. В нем сжато и образно по-
казано развитие событий, определяющих идейное содержание филь-
ма, описаны места действия и раскрыты характеры действующих
лиц. В сценарии представлена и образно-звуковая линия фильма.
Однако подробной разработки изобразительных и звуковых планов
в нем нет. Так, например, в сценарии С. Эйзенштейна «Иван Гроз-
ный» картина венчания на царство дается в виде такого единого зву-
козрительного образа: «Под радостный звон колоколов. Под привет-
ственные крики народа... осыпают молодого царя золотым дождем.
Звонко льется золотой дождь» [10].
Звуковому решению фильма многие сценаристы придают
большое значение. Например, Вс. Вишневский в одном из писем,
дополняющих его сценарий «Мы из Кронштадта», писал режиссеру
Е. Дзигану: «Все думаю о звуке, о звуковых лейтмотивах, об образе
звука и звуковых образах... Звук должен быть органическим игро-
вым компонентом. Он должен по-особому окрашивать действие,
вторгаться в драматический элемент...» [6].
Начиная работать над фильмом, творческая группа должна
превратить литературный сценарий в рабочий — режиссерский сце-
нарий. В. нам весь изобразительный материал, будущего фильма де-
лится по объектам съемки, а каждый объект — на сцены и кадры с
описанием самих сцен, происходящих в них действий, характера
декораций, способов и масштабов съемки. В этом сценарии дается и
содержание всей звуковой части фильма. Речь расписывается по
кадрам, к ним же относят и шумы с указанием их источника и ха-
рактера. Со сценами изображения связываются тексты песен и му-
зыка, указываются названия музыкальных произведений или харак-
теры их звучания. В сценарий включаются пообъектные карты и
звуковая экспликация, разрабатываемая звукорежиссером. - \^ -
Звуковая экспликация фильма представляет собой программу
действий звукорежиссера, составляемую обычно по произвольной
форме, но с обязательным присутствием таких пунктов, как наиме-
нование объектов, содержание звукового кадра и его звукооператор-
ская разработка. В последнем указываются' все звуковые компонен-
ты, их характер и последовательность, методы и приемы повышения
качества звукопередачи. Так, в частности, содержание кадров по
объекту «Поезд в горах» в сценарии фильма «Бег иноходца» пред-
ставляется в таком виде: «Мчится по предгорью поезд. Солдаты воз-
вращаются с победой. Гудят теплушки от песен и плясок. Стучат
колеса. Гремят оркестры». В звуковой .же разработке есть, напри-
мер, такие строки: «Из всех шумовых компонентов выбрать 2—3'на-
иболее ярких... Из гудков, применяя разноскоростную запись, соста-
вить мелодию торжества» [10]., , '
Известно, что звуковую экспликацию или партитуру часто со-
ставляют режиссеры и для драматических спектаклей. Такая пар-
титура, разработанная К. С. Станиславским для пьесы «Чайка», за-
трагивает, например, все ее акты. В ней... отдаленное пение загу-
лявшего пьяницы... вой собаки... крик коростеля. Слышно, как «в
доме играют самый пошлый, банальный вальс»... Слышен то стук
сторожа, то вой ветра, то дребезжащий стук стекол, то финальный
выстрел на фоне веселого «вполголоса пения Аркадиной»... [31]. Так
драматургия театральная усиливается драматургией звука.
1.4. Обеспечение процесса записи
и передачи звука
Обеспечение высокого качества звучания фильма или передачи
осуществляется путем: а) выбора исполнителей по их сценическим
и речевым данным; б) подбора или специального написания музы-
кальных произведений и определения коллектива .-музыкантов-
исполнителей; в) отбора или записи шумов,'включенных в звуковую
экспликацию; г) отбора необходимой звуковой аппаратуры и усло-
вий проведения звукозаписи.
Выбор исполнителей обычно происходит после разыгрывания
какой-либо сцены фильма каждым из претендентов на соответству-
ющую роль. Последующий просмотр и "прослушивание позволяют
выбрать лучших исполнителей главных ролей.
Часто успех фильма во многом зависит от выбора основных ис-
полнителей, от. их способности создать яркие и правдивые образы
героев. Разве может представить себе зритель Ивана Грозного, царя
Петра или князя Меньшикова иными, чем видел их в фильмах в
исполнении Н. Черкасова, Н. Симонова, М. Жарова. Или Чапаева,
Щорса, Глинку иными, чем их показали в фильмах Б. Бабочкин,
Б. Самойлов и А. Борисов. Или, наконец, принца Гамлета, не
связывая имя этого литературного героя с образом, созданным
И. Смоктуновским. v • ' •;
Для звукорежиссера в процессе отбора важно определить особен-
ности голоса исполнителя, недостатки речевого или ^вокального
исполнения, способность актера быстро исправить эти недостатки и
приноровиться к условиям работы у микрофона. Пробы актеров
и репетиции позволяют установить взаимопонимание, являющееся
основой творческого содружества исполнителей и звукорежиссера.
Работа над речевым материалом фильма должна проходить од-
новременно с подбором и прослушиванием музыкальных произведе-
ний и шумов, входящих в фильм и имеющихся в фонотеке студии.
Пригодность материала определяется путем его сопоставления с
изобразительной тканью данной сцены, описанной в постановочном
сценарии. Прослушивание новой, написанной для фильма музыки
позволяет звукорежиссеру найти правильные музыкальные акценты,
увязать выразительные элементы музыки и изображения, согласо-
вать их во времени.
Звукорежиссеру нужно позаботиться и о техническом обеспече-
нии процесса записи или передачи звука. Для этого делается заявка
на аппаратуру, магнитную ленту, на павильоны, ателье или студии,
в которой указывается вид и количество необходимых технических
средств, а также сроки их использования.
1.5. Факторы, определяющие качество
звукопередач
Художественная ценность .будущего кинематографического или
литературно-драматического произведения определяется прежде
всего исходными материалами, в которых находят выражение твор-
ческие замыслы авторов. Большое значение имеет глубина идейного
содержания, правдивость мыслей и чувств, заложенных в данном4
произведении, тонкое и умелое использование возможностей реаль-
ных источников звука и выразительных средств речи и музыки.
Все эти факторы предопределяют соотношения звуковых парамет-
ров сигналов, таких, как громкость и четкость, динамически^: диа-
пазон, основная частота, формантный и спектральный состав звуков
и их временные значения.
Большое влияние на качество звучаний, передаваемых электро-
акустической системой, оказывает ряд факторов, характеризующих
первичные источники звуков. Их акустические параметры зависят
от характера источников (голосовой аппарат, музыкальные инстру-
менты, источники шумов), их типа (например, струнные, духовые,
ударные инструменты) и вида (например, скрипка, виолончель,
контрабас).
На качество звучания заметно влияют условия работы источни-
ков и приемников .звука. Здесь имеется в виду общее число тех и
других, ях распределение по типам, видам и относительное размеще-
ние. Эти факторы способны как изменить параметры звучания, так
и привнести ряд новых. В оркестре они позволяют сохранить пра-
вильное соотношение уровней громкости отдельных источников или
их групп, которое принято называть звуковым или музыкальным
балансом. Не менее важна и передача впечатления о размерах, про-
странственности всего звукового ансамбля, а также передача звуко-
вой прозрачности, под которой понимают возможность выделить при
прослушивании звучание отдельных источников или их групп на
фоне х звучания всего оркестра.
В группу факторов, имеющих отношение к акустике помеще-
ния, можно включить размеры и форму помещения, его акустичес-
кую отработку, а также размещение источников и приемников "звука
относительно ограничивающих помещение поверхностей. Эти фак-
торы могут трансформировать параметры исходных звуковых сиг-
налов, и особенно таких, как уровень громкости и тембр. Кроме того,
они придают звучаниям новые свойства, которые воспринимаются
И
как реверберационная окраска, акустический ;„ баланс и звуковая
лерспектива. Под акустическим балансом понимают правильно
выбранное отношение отраженной и прямой энергий, принимаемых
в помещении звукоприемниками. Важный дополнительный* пара-
метр — временная структура первых отражений, несущая информа-
цию о размерах помещения, из которого ведется передача.
Особую группу составляют факторы, относящиеся к электроакус-
тическому тракту звукопередачи. Они связаны с техническими па-
раметрами тракта, в частности с частотной и. амплитудной его ха-
рактеристиками. Первая из них определяет правильность передачи
уровней частотных составляющих исходных сигналов. Вторая по-
зволяет судить о величине новых частотных составляющих, могу-
щих появиться в исходном сигнале под воздействием элементов это-
го тракта. Факторы этой группы способны -изменить любой из акусти-
ческих параметров исходного сигнала и внести как нежелательные
искажения, так и изменения, повышающие качество звучания.
Известно, что слух воспринимает изменение силы и частоты
звукового сигнала в своеобразном, почти логарифмическом масшта-
бе. Он по-разному воспринимает одинаковые изменения и ряда дру-
гих объективных параметров сигнала. Так, равные по объективной-
, оценке частотные искажения воспринимаются слухом с различием в
зависимости от того, к какой области частот они относятся. Замет-
ность нелинейных искажений оказывается связанной не только с их
величиной, но и с происхождением.
Таким образом, существуют многочисленные факторы психичес-
кого, физиологического и технического характера, от которых за-
висит качество звучания. Это означает, что одни и те же качёст^ен-
ныё изменения сигнала могут быть обусловлены различными при-
чинами, поиск которых делается затруднительным.
Глава 2.
АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
НАТУРАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЗВУКА
2.1. Общие характеристики натуральных
звучаний
Звуки окружающего нас мира, в отличие от искусственно со-
зданных, называются естественными или натуральными. Соответст-
вующие им сигналы представляются в виде случайных процессов,
свойства которых определяются такими параметрами, как интенсив-
ность, частотный состав, длительность и простраиственность.
Интенсивность звуковых сигналов определяется как амплитуда-
ми всех частотных составляющих одного источника, так и числом
различных источников, звучащих одновременно. ,
По частотному признаку звуковые сигналы можно разделить на
простые н. сложные гармонические (тоны и Ьозвучия) т&гшумы. Сиг-
налы простого^ гармонического типа, представляемые одной частот-
ной составляющей, достаточно редки и встречаются толв&о в голосах
птиц и в «голосе» флейты. Созвучия в виде одного или нескольких
одновременно звучащих сигналов состоят из ряда тонов и характе-
ризуются дискретным частотным спектром. Звуки, издаваемые рече-
вым аппаратом и большинством музыкальных .инструментов, явля-
ются созвучиями. В том случае когда частотный спектр звукового
сигнала из дискретного превращается в сплошной, соответствую-
щие ему звуки называются шумами. В природе часто встречаются
широкополосные шумы, создаваемые перемещающимися массами
воды( шум водопада, прибоя) или воздуха (шум ветра), а также
цри игре на ударных и шумовых инструментах. Узкополосньге шу-
мы возникают' частично при речеобразовании, пении, игре на неко-
торых музыкальных инструментах как шумы вдуваемого воздуха*
или движущихся частей этих инструментов (смычков, клапанов).
По длительности звуковые сигналы могут быть непрерывными
и импульсными. К непрерывным относятся многие шумы (шум дож-
дя, выходящего из трубы пара). Большинство звуковых сигналов,
источниками которых служат речевой аппарат и музыкальные ин-
струменты, в большей или меньшей мере являются импульсными.
Для таких звуков существенно не^ только время звучания, но и вре-
менные изменения сигнала, которые зависят от типа источника
звука, характера и темпа передаваемой информации.
Иространственностъ звучаний определяется положением источ-
ников звука относительно приемника и друг друга, их направленны-
ми свойствами, а также «акустической атмосферой» помещения,
обусловленной разнообразием направлений прихода отраженных в
нем сигналов.
В практике часто естественные звучания делит на группы не по
акустическим, а по функциональным признакам на речевые, музы-
кальные и ,пгумовые. К речевым относят звучания дикторской и
художественной речи и пение. К музыкальным — звучания различ-
ных музыкальных инструментов (струнных, духовых, ударных).
К шумовым же часто причисляют второплановые (иногда даже ре-
чевые или музыкальные) звучания, которые используются для уси-г
ления натуральности и выразительности зрительного эпизода. Они
помогают определить место и время действия, создать иллюзию
движения, раскрыть чувства и настроение героя.
Анализ программ Центрального радиовещания показывает, что
речевые передачи занимают 26%, музыкальные — 23% и смешан-
ные (речь, музыка, шумы) —51% от всего времени1 передач.