Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В чем заключается своеобразие объекта и предмета философии?



2016-09-16 628 Обсуждений (0)
В чем заключается своеобразие объекта и предмета философии? 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1.В особенности философского знания.

Духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах культуры:

¾ Истина (наука, идеология и иные формы познания),

¾ Добро (мораль и религия),

¾ Красота (ис­кусство в различных его видах и формах).

Филосо­фия находится на стыке этих сфер. Очевидно огромное влияние на философскую мысль России XIX века:

А) отечественной художественной литературы в лице А.Л. Герцена, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.

Б) православной религии

В) «частных» наук – астрономии, биологии, физи­ки. Они дают исходный материал для глубоких мировоззренческих обобщений и выводов, как это случилось, на­пример, при появлении теории естественного отбора Ч. Дарвина или теории относительности А Эйнштейна. Фило­софия для частных наук выступает как всеобщий метод («путь») познания. Фило­софия есть, по выражению Л. Фейербаха, «мать наук». Г. Ге­гель называл ее «королевой наук», которая ведет активный ди­алог с различными науками, полезный для обеих сторон. Образно говоря, философия – это «крыша» над зданием духов­ной культуры общества, обобщение и «завершение» познава­тельного опыта человечества, его итог и резюме.

2.В стремлении к макси­мальному обобщению результатов познания (во всех его фор­мах) и раскрытию законов окружающего мира. («Философия – это всегда мышление на пределах», - подчеркивал российский философ М.К. Мамардашвили.) Она изучает не мир «в целом», т.е. не отдельные его фрагменты, а мир «как целое», замечал Г. Ге­гель. Философия есть, по его выражению, «современная ей эпо­ха, постигнутая в мышлении» и выраженная в форме весьма абстрактных понятий и суждений. К. Маркс характеризовал философию как «духовную квинтэссенцию» того или иного ис­торического времени.

3. В опоре на научные знания и логическую аргументацию, теоретическое мышление - это ее внутренний «нерв», поэтому она всегда абстрактна, высокотеоретична. Она есть как бы «чи­стая теория», обладающая разветвленным понятийным аппа­ратом и богатейшим объемом знаний о своем объекте и пред­мете. Поиск и раскрытие предельных и коренных оснований всего сущего - одна из важнейших ее задач, поэтому философ­ские вопросы носят очень общий характер (Что такое человек? Что такое истина? И т.д. и т.п.).

4.В гуманитарной ориентации, т.е. нацеленность на иссле­дование феномена Человека, его сложного внутреннего мира, также характеризует философию. Начало этой традиции положил Сократ, призывавший человека познавать самого себя. Русский философ Н.А. Бердяев определял фило­софию как учение о смысле человеческого существования и о человеческой судьбе: «Философия человечна, философское познание – человеческое познание».

5.В обращенности философии к теме духовного мира человека и смыслу его существования характеризует ее как единство науки и мудрости, как размышление («вопрошание») человека о самом себе, о своем жизненном пути и опыте. Человек неустраним из философии, а подлинная философия всегда антропологична и ориентирована на гуманистические ценности и идеалы.

6.Большинство философских вопросов являются вечными, не только в силу своей многогранности и неисчерпаемости. Их вечность (например, вопрос о смысле жизни и призвании че­ловека) обусловлена особым социальным и культурным значением этих вопросов. Эти проблемы вновь и вновь воспроизводятся в новых исторических условиях, но решаются они уже по-иному другими поколениями людей. (Невозможно представить себе, чтобы вопрос о смысле жизни человека, о его счастье и несчастье мог быть решен однажды и навсегда.) Повышенный интерес к философским вопросам наблюдается обычно в пере­ломные или кризисные моменты истории, когда происходит интенсивное переосмысление социального опыта. Тогда обще­ство с помощью философии как бы спрашивает себя: «Кто мы и откуда?», «Что делать?», «Куда идти?».

7.Понятийное мыш­ление, которое связано с применением категорий. Категории философии – это ее наиболее общие понятия, которыми она опе­рирует при формировании картины мироздания. История философии накопила богатый арсенал философских категорий, в которых отражаются мир (категории «материя», «пространство», «время») и человек («индивид», «лич­ность», «свобода»). С их помощью она исследует отноше­ния между ними («познание», «практика», «техника» и др.). В философском познании применяют­ся такие средства, как умозрение, дискуссия, интерпре­тация текстов, мысленный эксперимент, интеллектуальная интуиция, метафора, исповедь, сомнение и др.

8.Философское знание всегда несет на себе печать личности мыслителя, его жизненного пути и судьбы. В этом смысле, на­пример, философия Аристотеля, конечно же, отличается от философии Ф. Вольтера, а творчество К. Маркса совсем не похоже на творчество Платона. Не приходится удивляться, что философия в обществе не является единственной (разные течения, школы), хотя она и едина (как форма культуры). Яв­ляя собой «дело свободного мышления», как ее характеризо­вал B.C. Соловьев, она несет в себе личностное отношение мыс­лителя к рассматриваемым проблемам (особенно это касается проблем общественной жизни). Образно философию можно представить в виде пышного букета разных цветов. Она всегда окрашена в эмоции и страсти живых мыслителей, которые выражают через нее свое мироощущение и миропонимание, отношение к окружающему миру.

9. Философия органично вплетена в ткань человеческого обще­ства и испытывает на себе большое и воздействие со стороны последнего.

- на философскую мысль влияют социальные процессы,

- общественный и полити­ческий строй,

- государство,

- формы познания (наука, религия, искусство).

Философия – это «дочь» исто­рического времени, конкретной эпохи. Со своей сто­роны философия активно влияет на исторический про­цесс – своими передовыми идеями, постановкой и осмыслением назревших социальных проблем. Известно, что круп­нейшие революции в истории человечества – Великая француз­ская (XVIII в.) и Великая Октябрьская в России (XX в.) - внача­ле вызревали в головах передовых мыслителей, а уж затем осуществлялись практически.

Верным явля­ется тезис о том, что философия - это ядро, сердцевина духовной культуры человека и общества.

Являясь развивающейся системой теоретического знания, философия выполняет в первую очередь мировоззренческую фун­кцию. Задача философии в том, чтобы, говоря сло­вами Г. Гегеля, «постичь то, что есть» и сформировать целостную картину мира и бытия человека в нем. В этом и заключается ос­новная («генеральная») функция философского знания в рамках всей его истории.

В своем исходном определении философия была названа нами как особого рода обобщенное мировоззрение, и, стало быть, она является картиной мира и бытия человека в нем.

 

9. Как же соотносятся философия (как система знаний) и миро­воззрение человека?

Первое. Мировоззрение человека вбирает в себя весь его опыт познания окружающего мира. Философия как форма по­знания ориентирована на раскрытие лишь наиболее общих (ко­ренных) принципов устройства этого мира и важнейших его характеристик, определяет методы познавательной и прак­тической деятельности человека. Она не в состоянии ответить на все познавательные вопросы. Своими средствами философия решает лишь наиболее общие (мировоз­зренческие) вопросы

Второе. С помощью философии мировоззрение достигает вы­сокой степени упорядоченности, теоретичности и обобщенности. Крупные открытия и повороты в развитии на­учного знания приводили к смене сложившихся философских представлений о мире. Так было, например, в связи с появлением теорий Н. Коперника, Ч. Дарвина, А Эйнштейна и других известных ученых.

Третье. Развитое, богатое по своему содержанию мировоз­зрение стимулирует и облегчает постановку и осмысление че­ловеком философских вопросов. Это становится возможным благодаря самым разнообразным знаниям о мире, которые об­ретает человек по мере формирования собственного мировоз­зрения.

Четвертое. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху Во­зрождения оно было антропоцентристским в связи с активным осмыслением в философии и культуре феномена человека. Идея человека как некоего центра мироздания пронизывала собой не только передовую философскую мысль того времени, но и иные формы общественного сознания (например, искусство).

Пятое. Мировоззрение и философию объединяет постанов­ка и решение проблемы человека в различных ее аспектах. Мировоззрение включает в себя различные сведения о челове­ке, почерпнутые из многих источников - религии, обыденного познания, науки и т.д. Философия решает эту проблему в самой общей форме.

Философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения. Она является искусством мышления, которое призвано помочь человеку обрести мудрость. Подлинная же мудрость состоит в том, чтобы, говоря сло­вами древнегреческого философа Гераклита, «говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно ней». Мудрость - это знание вечных истин, которые необходимы че­ловеку на его жизненном пути, в исканиях правды и справедли­вости.

Вывод. Философия - это древнее и многоликое явление ду­ховной жизни и культуры человечества, обобщающее его со­вокупный познавательный опыт. Философия - гармоничное единство Истины, Добра и Красоты, сердцевина духовной культуры человечества. Ее своеобразие и особая роль в духов­но-практической жизни человека и общества требуют серь­езного и вдумчивого отношения к ней.



2016-09-16 628 Обсуждений (0)
В чем заключается своеобразие объекта и предмета философии? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В чем заключается своеобразие объекта и предмета философии?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (628)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)