Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методология научного познания: логико-философский аспект



2016-09-16 762 Обсуждений (0)
Методология научного познания: логико-философский аспект 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы

1. Понятие метода и методологии познания.

2. Общефилософские методы познания.

3. Общелогические методы познания.

Лекция

1. Этимологически метод (греч. methodos) в широком смысле слова означает «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой ее форме, не только в познавательной. Понятие «ме­тодология» имеет два основных значения: 1) система опреде­ленных способов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (науке, искусстве, политике и т.д.); 2) учение об этой системе, теория метода. Так, методо­логия науки исследует структуру и развитие научного зна­ния, средства и методы научного исследования, способы обос­нования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике. Однако неверно сводить методологию полностью к рациональному началу деятельности, поскольку существуют и внерациональные приемы и пути познания.

Метод (в той или иной своей форме) сво­дится к совокупности определенных правил, приемов, спосо­бов, норм познания и действия. Он есть система предписа­ний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Основная фун­кция метода – обеспечение и регулирование познавательной и иных форм деятельности.

Существенным признаком научного метода является его обоснованность, обусловленная теорией, лежащей в основе данного метода. В принципе любой метод разрабатывается на основе определенной теории, которая выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обус­ловлена содержательностью, глубиной, фундаментально­стью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь, метод расширяется в систему, т.е. используется для даль­нейшего углубления и развертывания знания, его использования на практике.

Теория, отражая действительность, преобразуется, транс­формируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее правил, приемов, принципов и т.п., которые возвращаются в теорию (а через нее – в практи­ку), ибо субъект может применять их в качестве регулятивов в ходе познания и изменения окружающего мира по его соб­ственным законам.

В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (знание), но и веду­щий к нему путь, т.е. метод, постигающий и удерживаю­щий специфику именно данного объекта. Нельзя «разводить» объект и метод, видеть в последнем только внешнее, независимое средство по отношению к объекту и лишь «налагаемое» на него внешним образом. Любой метод, так или иначе, возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него. Метод не может быть дан весь, целиком до начала всякого исследования, но в значи­тельной мере должен формироваться каждый раз заново в соответствии с качественным своеобразием предмета.

Метод не навязывается объекту познания или дейст­вия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Научное исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его объекту. Оно осущест­вляется как движение в определенном материале, изучение его особенностей, форм развития, связей, отношений и т.п. Истинность метода обусловлена, прежде всего, содержанием объекта (предмета) исследования.

Рассматривая соотношения понятий «метод», «объект», «теория», «субъект-метод», необходимо обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, метод не есть нечто бессубъектное, существующее отдельно от субъекта, который всегда включен в метод. Ина­че говоря, «человек – центр всей методологии» (Л.Фейер­бах). Во-вторых, любой метод имеет инструментальный характер, является системой регулятивов деятельности.

Метод существует, развивается только в сложной диа­лектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод, прежде всего, объективен, содержателен, фактичен. Вместе с тем он одно­временно субъективен, но не как совокупность умозритель­ных, чисто произвольных приемов, правил и процедур, а как продолжение и завершение объективности, из которой он вырастает.

Многообразие видов человеческой деятельности обус­ловливает многообразный спектр методов.

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования.

Первую группу методов познания образуют общефилософские методы, имеющие всеобщий характер: диалектический и метафизический.

Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях на­уки, т.е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения.

При этом классификация общенаучных методов связана с уровнями научного познания: эмпирическим и теоретическим. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюде­ние, эксперимент, измерение), другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделиро­вание, в зависимости от его разновидностей) – как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

К третьей группе методов научного познания относятся мето­ды, используемые только в рамках исследований какой-то конк­ретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (физика, биология, химия, геология и т.д.) имеет свои специфические методы иссле­дования. При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в раз­личных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, из­мерения, формализация, идеализация и т.д. Характер их сочета­ния и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, частнонаучные методы тесно связаны с общенаучными, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов исследования.

Частнонаучные методы связаны и с диалектичес­ким методом, который преломляется через них. Так, всеобщий диалектический принцип развития проявился в биологии в виде открытого Дарвином естественноисторического закона эволюции животных и растительных видов.

При этом любой метод сам по себе еще не предопределяет успеха в познании тех или иных сторон объективной реальности. Важно еще умение правильно применять научный метод в процессе познания.

2. Большое значение для познавательной деятельности имеют универсальные философские методы, обладающие выраженной мировоззренческой составляющей и способные выступать в качестве стратегий (стратегем) познавательной деятельности. Философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода.

Можно сказать, что философский метод есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности. Философский метод задает общие принципы исследования и, по словам английского философа Ф.Бэкона, сравним с факелом, освещающим путь.

Главными общефилософскими методами познания являются диалектический и метафизический методы.

Диалектика представляет собой учение о наиболее общих законах развития природы, обще­ства и познания, и основанный на этом учении универсаль­ный метод мышления и действия.

Диалектический метод исходит из того, что мир и его явления нужно изучать в развитии, и если в объ­ективном мире происходит постоянное развитие, возникно­вение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то по­нятия, категории и другие формы мышления должны быть гибкими, подвижными, взаимосвязанными, едиными в противоположностях, чтобы адекватно отражать развивающуюся действительность.

Поэтому важнейшим принципом ди­алектики является историзм – рассмотрение объекта в его развитии, самодвижении, изменении.

Мир представляет собой систему, где каждый предмет или явление как единство многообразного неразрывно связан с другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Из поло­жения о всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений вытекает один из основных принципов диалектики – всесторонность рассмотрения. Правильное понимание какого-либо явления как объекта познания возможно в случае, если исследована вся совокупность его внутренних и внеш­них сторон, связей, отношений и т.д. Чтобы действительно познать предмет/объект глубоко и всесторонне, надо охватить, изу­чить все его стороны, все связи и «опосредствования» в их системе, с вычленением главной, решающей, определяющей стороны.

Также диалектический ме­тод включает в себя и другие принципы – объективность, конкретность, детерминизм, «раздвоение единого» (прин­цип противоречия) и др. Эти принципы формулируются на основе соответствующих законов и категорий, в своей сово­купности отражающих единство, целостность объективного мира в его беспрерывном развитии.

Категории диалектики – это такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и сущест­венные свойства, стороны, связи и отношения объективной реальности и познания. Главная диалектическая категория – развитие. Развитие – это изменение материальных и идеальных явлений, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого выступает переход на более высокую ступень организации. Также среди категорий диалектики следует отметить такие, как: противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и количество, со­держание и форма и др.

Связь и взаимодействие определенных философских катего­рий выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии – его источник, каким является противоречие, внутренне присущее всем действительным явлениями (взаимосвязь противоположностей).

Противоположности – это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в раз­ных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроника­ют и – при определенных условиях – переходят друг в дру­га. К числу противоположных можно отнести, например, такие явления и процессы как положительное и отрицатель­ное, интегрирование и дифференцирование (в математике), ассимиляция и диссимиляция (в биологии), ассоциация и диссоциация (в химии и психологии), прогресс и регресс, материальное и идеальное и т.п.

Кратко суть рассматриваемого закона может быть выра­жена формулой: «разделение на противоположности, их борьба и разрешение». Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых главную, определяющую роль играют внутренние противоречия данно­го явления. Именно они выступают в каче­стве решающего источника их развития.

Закон взаимного перехода количественных и качествен­ных изменений вскрывает механизм развития: постепенное накопление количественных изменений в определенный мо­мент необходимо приводит к коренным качественным преоб­разованиям (скачкам), к возникновению нового качества, ко­торое в свою очередь оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений. Таковы, например, пере­ходы воды из одного агрегатного состояния в другое в зави­симости от изменения температуры, давления, и др. факто­ров, превращения одних химических элементов в другие в за­висимости от изменения величины заряда ядра атома и т.п.

Закон отрицания отрицания выражает поступатель­ный, циклический, преемственный характер развития и его формулу: «спираль», а не «круг» или «прямая линия», по­вторение на высшей стадии некоторых свойств низшей: «воз­врат якобы к старому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе. Примеры циклического развития: знаменитое «ячменное зерно» (зерно – растение – новые зерна); тезис (утверждение) – антитезис (его диалектическое отрицание, а не полное, от­брасывание) – синтез (единство тезиса и антитезиса); тео­рия – практика – новая теория и т.п. Каждый цикл высту­пает как виток в развитии, а спираль – как цепь циклов. Действие данного закона обнаруживается не в каждый мо­мент, а лишь в целостном, относительно завершенном про­цессе развития.

Своего рода антиподом диалектики является метафизический ме­тод. Термин «метафизика» буквально означает «то, что следует по­сле физики».

В современной философии и обществознании понятие «метафизика» используется в трех основных значениях:

1. Философия как наука о всеобщем, о всеобщих началах и принципах мироздания. Ее основные катего­рии – это предельные понятия, «охватывающие» одно­временно и объект и субъект познания.

2. Особая философская наука – онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания.

3. Философский способ, метод познания (мышления) и дейст­вия, противостоящий диалектическому методу. Самая характерная, существенная черта метафизики – односторонность, абсолю­тизация какой-либо одной стороны живого процесса познания, или шире – того или иного элемента цело­го, момента деятельности в любой ее форме.

Метафизика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различ­ных исторических формах, среди которых можно выделить традиционную и новую формы.

«Старая» (традиционная) форма метафизики была характерна для филосо­фии и науки в XVII – XIX вв. (метафизический материа­лизм, натурфилософия, философия истории и т.д.). Ее специ­фика – отрицание всеобщей свя­зи и развития, отсутствие целостного, системного взгляда на мир, – мышление по принципу «или-или», убеждение в окончательной завершенности всех мировых связей. Метафизике присуща тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотре­нию явлений мира. Необходимо отметить, что сам по себе метафизический метод познания, предполагающий рассмотрение предметов и явлений в стати­ке, покое, а тем самым и «упрощение» находящегося в постоянном изменении бытия, имеет полное право на существо­вание. Метод абстрагирования, который при этом применяется, вполне научен и используется различными дисциплинами.

Традиционный метафизический способ мышления имел объек­тивную основу своего появления – необходимость объяснения частностей, отдельных элементов (сторон) целого, для чего эти стороны должны быть «вырваны» (мысленно) из целого и рассмотрены в изоляции от других сторон, вне связи с ними и вне развития. Данный способ правомерен и необходим в житейских делах, на уровне здравого смысла и рассудка – везде, где не требуется брать предмет в развитии и во всех его связях и отношениях. Поэтому данная форма метафизики была обуслов­лена необходимостью исследования предметов в их неизмен­ности, устойчивости, с тем, чтобы затем перейти к систематическому познанию происходящих с ними изменений, к анализу их как целост­ных развивающихся систем, к выявлению источников и механизмов их развития. Укрепление на рубеже XIX – XX вв. влияния идеи развития, ее широкое распрост­ранение, происходившее в борьбе со «старой» метафи­зикой, привело к двум важным результатам: появилась новая форма диалектического мышления – материалистиче­ская диалектика; возникла новая метафизика, ставшая господству­ющей в XX веке.

Новая метафизика не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Особенность антидиалектики в новой форме метафизики – сосредоточение ее на поисках различных вариантов интерпретации развития.

Развитие, например, здесь может пониматься следующим образом: а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение, или наоборот, уменьшение (т.н. «плоский эволюционизм»), т.е. как только количественные изменения; б) как только каче­ственные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»); в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой ли­нии»); г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»); д) как движение, из ко­торого при этом изымается его сущность – противоречие; е) как только прогресс, т.е. восхождение от низшего – к вы­сшему, от простого – к сложному. Возможны и другие, в том числе и смешанные, интерпретации развития, связи и взаимодействия.

Виды метафизики могут быть выделены по различным критериям. Так, метафизическим, антидиа­лектическим может быть как метод познания, так и способ практической деятельности – консерватизм, волюнтаризм и т.п. – любые односторонние действия.

Влияние философии на процесс развития науки и ее результаты выражается в следующих основных моментах:

1) Философия влияет на научное познание на всех его стадиях, но особенно при построении теорий, особенно фундаментальных.

2) Существенное влияние на развитие научного познания философия оказывает умозрительно-прогнозирующей своей функцией: в ее недрах вырабатываются идеи, научная зна­чимость которых подтверждается через большой период времени (например, идеи атомизма античности).

3) Воздействие философских принципов на процесс на­учного исследования осуществляется не не­посредственно, а опосредованным путем – через методы, формы и концепции других методологических уровней.

4) Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учиты­ваться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия и т.д.), которые и делают всякую науку прикладной логи­кой, пронизанной философским компонентом.

5) Принципы философии функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образую­щих в своей совокупности методологическую программу само­го верхнего уровня. Данная программа не должна быть жест­кой схемой, шаблоном, по которому «кроят факты», а всего лишь гибким и динамичным общим руководством для исследования.

6) Философия разрабатывает универсаль­ные модели объективной реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на объект/предмет исследования, выбирает всеобщие по­знавательные средства – понятия, принципы и т.п., определенные ценностно-мировоззренческие ус­тановки, смысложизненные ориентиры (особенно – в гумани­тарных науках), обращается к общим закономерно­стям самого познавательного процесса.

7) Философско-методологические принципы выполняют функцию вспомогательного, производного от практики, критерия истины.

3. В научном исследовании широко используются общелогические методы и приемы исследования, связанные с логикой человеческого мышления, в его познавательном выражении. Эти (общелогические) методы присущи всему познанию в целом, без чего познания не может быть состоятельным. Если более точно – общелогические методы являются общими для научного эмпирического и теоретического, а также – философского познания, как и для других видов познавательной деятельности. Природа универсальности этих (общелогических) методов объясняется тем, они являются наиболее простыми и распространенными операциями мышле­ния. Они опираются на логику мышления и практических дейст­вий человека и формируются напрямую.

Среди общелогических методов необходимо выделить следующие:

1. Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составляющие его части/элементы, с целью их специального изучения.

2. Синтез – объединение выделенных в процессе анализа частей/элемен­тов изучаемого объекта в единое целое, с целью выявления закономерных, существенных связей и отношений объекта. Анализ и синтез – это не две оторванные друг от друга логические операции в процессе исследования. По своему существу они представляют собой две стороны единого аналитико-синтетического процесса.

3. Сравнение – логический прием, устанавливающий сходство или различие исследуемых объектов. Чтобы составить понятие об объекте, нужно сравнить данный объект с другими объектами, найти признаки сходства и разли­чия.

4. Абстрагирование – это мысленное выделение одних – существенных признаков и отвлечение от других – несущественных признаков объекта. Результат, полученный в процессе абстрагирования, именуется абстракцией (используется термин «абстрактное» – в отличие от «конкретного»).

5. Обобщение – это объединение отдельных объектов на основе прису­щих им одинаковых свойств в группы/классы однородных объектов. При этом признаки изучаемых объектов распространяются на все сход­ные объекты.

На основе этих методов формируется понятийный аппарат науки.

6. Индукция – способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок (фактов). Это (логический) переход в рассуждениях от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.

7. Дедукция – способ рассуждения или метод получения знания, при котором осуществляется процесс логического перехода от общих по­сылок, положений к выводам о частных случаях как следствиям из них. Это (логический) переход в рассуждениях от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности.

8. Аналогия (соответствие, сходство) – установление сход­ства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод – умозаключение по аналогии. Так, например, при изучении природы света были установлены такие явления, как дифракция и интерференция. Эти же свойства ранее были обнаружены у звука и вытекали из его волновой природы. На основе этого сходства Х.Гюйгенс заключил, что и свет имеет волновую природу. Подобным же образом Л. де Бройль, предположив определенное сходство между частицами вещества и полем, пришел к заключению о волновой природе частиц вещества. Общая схема умозаключения по аналогии: объект В обладает признаками а, в, с; объект С обладает признаками в, с; следователь­но, объект С, возможно, обладает признаком а. Аналогия дает не достоверное, а лишь вероятностное знание.

С помощью общелогических методов познание постепенно, шаг за шагом, раскрывает внутренние существенные признаки объекта, связи его элементов и их взаимодействие друг с другом.

Литература

1. Основы философии. Учебник / Л.Н.Никитин, Л.А.Алексеева, Т.А.Андреева и др.; Под ред. д.филос.н., проф. Л.Н.Никитина. – Донецк: ДонНУЭТ, 2010. – С. 93-99.

2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Учебник / В.О.Голубинцев, А.А.Данцев, В.С.Любченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 420-454.

3. Философия: Учебник для вузов; отв. ред. проф. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 487-504.

4. Философия / Под общей редакцией акад. В.Г. Кременя, проф. Н.И.Горлача. – Харьков: Прапор, 2004. – С.465-467.

5. Філософія: Навчальний посібник / Л.В.Губерський, І.Ф.Надольний, В.П.Андрущенко та інш.; За ред. І.Ф. Надольного. – К.: Вікар, 2005. – 516 с. – С. 267-277.

Дополнительная литература

1. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие / Бессонов Б.Н. – М.: Юрайт, 2010. – С. 123-127.

2. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие для вузов / С.А. Лебедев, В.В. Ильин, Ф.В. Лазарев, А.В. Лесков; под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2007. – С. 167-277.

3. Некрасов С.И. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие / Некрасов С.И., Некрасова Н.А. – Орел: ОГУ, 2010. – С. 170-190.

Тема 4.



2016-09-16 762 Обсуждений (0)
Методология научного познания: логико-философский аспект 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методология научного познания: логико-философский аспект

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (762)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)